АБС – описание, коды ошибок. УРАЛ-4320М.
Антиблокировочная система (АБС) тормозов автомобилей УРАЛ-4320М и их модификаций.
4.5.5 Тормозная система автомобиля с антиблокировочной системой (АБС).
Антиблокировочная система (АБС) предназначена для сохранения устойчивости автомобиля при торможении с повышенной эффективностью при различных коэффициентах сцепления колес с дорогой. В связи с установкой АБС автомобиль приобретает ряд достоинств:
– повышение активной безопасности и улучшение устойчивости и управляемости, особенно на мокрых и скользких дорогах;
– возможность увеличения средней безопасной скорости движения;
– увеличение срока службы шин.
АБС состоит из датчиков угловой скорости вращения колес, модуляторов тормозного давления, электронного блока управления, блока предохранителей, соединительных кабелей, контрольной лампы, кнопки диагностики и выключателя внедорожного режима.
4.5.5.1 Клапан магнитный (модулятор АБС) показан на рисунке 108.
Рисунок 108. Модулятор АБС.
1 – вывод; 2 – вывод к тормозным цилиндрам; 3 – выпуск в атмосферу; А, В – камеры; I, II – магниты; а, g – камеры предварительного управления; b – отверстие впускное; с, f – диафрагмы; d – отверстие; е – отверстие выпускное; h, i – клапаны.
4.5.5.2 Электронный блок управления (ЭБУ) является основной частью АБС.
Блок управления размещен в кабине водителя на распорке панели приборов. Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих сигналов на модуляторы, реле отключения электромагнитного клапана вспомогательного тормоза и контрольной лампы, а также для диагностики элементов системы.
Блоки управления защищены от утечки и короткого замыкания, электростатического разряда, падения напряжения, скачка напряжения при пуске и других электрических переходных процессов.
Блок управления имеет режим управления, который дает преимущества на мягких дорожных покрытиях по уменьшению тормозного пути при сохранении управляемости и устойчивости. Водитель может включить функцию «бездорожье» на панели приборов. Мигание контрольной лампы подтвердит водителю, что функция АБС «бездорожье» задействована.
Специальный режим АБС не должен использоваться на дорогах, так как может быть потеряна устойчивость и управляемость.
4.5.5.3 Работа, обслуживание и диагностика АБС.
При включении питания (при повороте замка включения стартера в положение «ПРИБОРЫ») включается сигнализатор «АБС тягача» 2, в соответствии с рисунком 114, для автомобилей с капотным исполнением кабины и сигнализатор «АБС тягача» 34, в соответствии с рисунком 29, для автомобилей с бескапотным исполнением кабины, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации, после завершения теста при отсутствии неисправностей лампа гаснет.
Рисунок 114. Блок управления АБС.
1 – выключатель диагностики АБС; 2 – сигнализатор «АБС тягача».
Рисунок 29. Комбинация приборов.
1 – сигнализатор «АВС прицепа»; 2 – сигнализатор «Включение обогрева зеркал заднего вида»*; 3 – сигнализатор «Открытая пассажирская дверь автобуса»; 4 – сигнализатор «Ближний свет фар»; 5 – сигнализатор «Фара-прожектор»*; 6 – сигнализатор «Указатель левого поворота тягача»; 7 – сигнализатор «Торможение выхлопными газами»; 8 – указатель 1-го контура давления воздуха в пневмосистеме; 9 – сигнализатор «STOP»; 10 – указатель 2-го контура давления воздуха в пневмосистеме; 11 – сигнализатор «Указатель правого поворота»; 12 – сигнализатор «Включение задних противотуманных фонарей»; 13 – сигнализатор «Указатель поворота прицепа»; 14 – сигнализатор «Включение дальнего света фар»; 15 – сигнализатор «Включение противотуманных фар»; 16 – сигнализатор «Опрокидывание грузовой платформы*»; 17 – сигнализатор «Лебедка»*; 18 – сигнализатор «Опрокидывание грузовой платформы прицепа»*; 19 – сигнализатор «Разряд АКБ»; 20 – сигнализатор «Нейтральное положение КПП»; 21 – сигнализатор «Блокировка межосевого дифференциала в раздаточной коробке»; 22 – сигнализатор «Пониженная передача в раздаточной коробке»; 23 – сигнализатор «Блокировка межколесного дифференциала среднего моста»*; 24 – сигнализатор «Блокировка межколесного дифференциала заднего моста»*; 25 – сигнализатор «Демультипликатор»*; 26 – кнопка управления Кн2; 27 – сигнализатор «Коробка отбора мощности»*; 28 – сигнализатор «Дополнительная коробка отбора мощности»; 29 – кнопка управления Кн1; 30 – сигнализатор «Фары движения при дневном свете»*; 31 – сигнализатор «резерв топлива»; 32 – указатель уровня топлива; 33 – сигнализатор «Включение стояночного тормоза»; 34 – сигнализатор «АБС тягача»; 35 – сигнализатор «Неисправность тормозной системы»; 36 – указатель температуры; 37 – сигнализатор «Аварийная температура охлаждающей жидкости»; 38 – сигнализатор «Повышенные обороты»; 39 – сигнализатор «ЭФУ»; 40 – сигнализатор «Аварийное давление масла»; 41 – Тахометр; 42 – сигнализатор «Круиз-контроль»; 43 – сигнализатор «Пониженные обороты»; 44 – сигнализатор «Засоренность масляного фильтра»; 45 – сигнализатор «Неисправность двигателя»; 46 – сигнализатор «Наличие воды в топливе»; 47 – сигнализатор «Оптимальные обороты»; 48 – спидометр; 49 – сигнализатор «Повышенный предел скорости»; 50 – сигнализатор «Засоренность топливного фильтра»; 51 – сигнализатор «Засоренность воздушного фильтра»; 52 – экран монитора.
* Устанавливается по требованию.
При наличии в памяти неисправностей после их устранения лампа гаснет при начале движения, когда автомобиль достигает скорости 5-7км/ч. При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов) или контуров управления, загорается сигнализатор «АБС тягача» 2, в соответствии с рисунком 114, для автомобилей с капотным исполнением кабины и сигнализатор «АБС тягача» 34, в соответствии с рисунком 29, для автомобилей с бескапотным исполнением кабины.
При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).
Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок.
4.5.5.4 Диагностика АБС.
Состояние системы можно определить либо с помощью диагностического оборудования, либо с помощью блинк-кодов (световых кодов). Проверка по блинк-кодам проста и не требует специального оборудования.
Диагностика по блинк-кодам предназначена для определения неисправностей, которые распознал ЭБУ.
Перед инициализацией диагностики по блинк-кодам необходимо включить зажигание (подать напряжение на АБС).
В процессе диагностики АБС не функционирует! После включения зажигания и до нажатия кнопки диагностики подождать не менее 1 с.
4.5.5.5 Диагностика АБС фирмы Knorr Bremze по блинк-кодам.
Электрические схемы подключения компонентов к блоку управления Knorr Bremze показаны на рисунке 115.
Рисунок 115. Схема подсоединения штекерных разъемов блока управления Knorr Bremze.
1 – разъем диагностический; 2 – выключатель зажигания; 3 – предохранители; 4 – лампа контрольная; 5 – выключатель диагностики; 6 – датчики вращения; 7 – модулятор передний правый; 8 – модулятор задний правый; 9 – модулятор задний левый; 10 – модулятор передний левый.
Вызов кодов ошибок производится одним нажатием на выключатель диагностики АБС 1, в соответствии с рисунком 114, для автомобилей с капотным исполнением кабины и выключатель диагностики АБС 10, в соответствии с рисунком 32, для автомобилей с бескапотным исполнением кабины, в течение 0,5-8 с, а отображение производится посредством мигания контрольной лампы (выдача так называемых «блинк-кодов»), как это показано на рисунке 116.
Рисунок 32. Щиток выключателей.
1 – кнопка включения передач РК; 2 – переключатель передач РК; 3 – переключатель подъема платформы автомобиля, или переключатель топливных баков*; 4 – переключатель оборотов двигателя; 5 – выключатель аварийной сигнализации; 6 – выключатель оборотов двигателя; 7 – выключатель аккумуляторных батарей; 8 – выключатель накачки шин заднего контура; 9 – выключатель накачки шин переднего контура; 10 – выключатель диагностики АБС; 11 – выключатель обогрева зеркал*; 12 – выключатель ДОМ*; 13 – выключатель КОМ*; 14 – выключатель блокировки межосевого дифференциала в РК; 15 – выключатель блокировки межколесного дифференциала*; 16 – выключатель передних противотуманных фар*; 17 – выключатель задних противотуманных фар; 18 – выключатель фары прожектора; 19 – переключатель наружного освещения.
* Устанавливается по требованию.
Рисунок 116. Вызов кодов ошибок (блинк-кодов).
Каждая ошибка выдается блоком, состоящим из двух разрядов, первый из которых обозначает номер компонента, а второй – номер ошибки.
Коды ошибок приведены в таблице 13.
Прервать выдачу кодов ошибок можно повторным нажатием на выключатель диагностики АБС 1 , в соответствии с рисунком 114, для автомобилей с капотным исполнением кабины и выключатель диагностики АБС 10 , в соответствии с рисунком 32, для автомобилей с бескапотным исполнением кабины.
Таблица 13.
Блинк-коды | Описание | |
компонента | ошибки | |
1 | 1 | Неисправности нет |
Левый датчик скорости управляемой оси | ||
2 | 1 | Воздушный зазор слишком большой |
2 | 2 | Отсутствие сигнала датчика при торможении |
2 | 3 | Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС |
2 | 4 | Нестабильность сигнала |
2 | 5 | Потеря сигнала датчика |
2 | 6 | Короткое замыкание на «массу» или батарею, или обрыв провода |
Правый датчик скорости управляемой оси | ||
3 | 1 | Воздушный зазор слишком большой |
3 | 2 | Отсутствие сигнала датчика при торможении |
3 | 3 | Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС |
3 | 4 | Нестабильность сигнала |
3 | 5 | Потеря сигнала датчика |
3 | 6 | Короткое замыкание на «массу» или батарею, или обрыв провода |
Левый датчик скорости ведущей оси | ||
4 | 1 | Воздушный зазор слишком большой |
4 | 2 | Отсутствие сигнала датчика при торможении |
4 | 3 | Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС |
4 | 4 | Нестабильность сигнала |
4 | 5 | Потеря сигнала датчика |
4 | 6 | Короткое замыкание на «массу» или батарею, или обрыв провода |
Правый датчик скорости ведущей оси | ||
5 | 1 | Воздушный зазор слишком большой |
5 | 2 | Отсутствие сигнала датчика при торможении |
5 | 3 | Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС |
5 | 4 | Нестабильность сигнала |
5 | 5 | Потеря сигнала датчика |
5 | 6 | Короткое замыкание на «массу» или батарею, или обрыв провода |
Левый модулятор управляемой оси | ||
8 | 1 | Короткое замыкание катушки сброса на батарею |
8 | 2 | Короткое замыкание катушки сброса на «массу» |
8 | 3 | Обрыв провода катушки сброса |
8 | 4 | Обрыв провода на общем пине |
8 | 5 | Короткое замыкание катушки подъема на батарею |
8 | 6 | Короткое замыкание катушки подъема на «массу» |
8 | 7 | Обрыв провода катушки подъема |
8 | 8 | Ошибка конфигурации клапана |
Правый модулятор управляемой оси | ||
9 | 1 | Короткое замыкание катушки сброса на батарею |
9 | 2 | Короткое замыкание катушки сброса на «массу» |
9 | 3 | Обрыв провода катушки сброса |
9 | 4 | Обрыв провода на общем пине |
9 | 5 | Короткое замыкание катушки подъема на батарею |
9 | 6 | Короткое замыкание катушки подъема на «массу» |
9 | 7 | Обрыв провода катушки подъема |
9 | 8 | Ошибка конфигурации клапана |
Левый модулятор ведущей оси | ||
10 | 1 | Короткое замыкание катушки сброса на батарею |
10 | 2 | Короткое замыкание катушки сброса на «массу» |
10 | 3 | Обрыв провода катушки сброса |
10 | 4 | Обрыв провода на общем пине |
10 | 5 | Короткое замыкание катушки подъема на батарею |
10 | 6 | Короткое замыкание катушки подъема на «массу» |
10 | 7 | Обрыв провода катушки подъема |
10 | 8 | Ошибка конфигурации клапана |
Правый модулятор ведущей оси | ||
11 | 1 | Короткое замыкание катушки сброса на батарею |
11 | 2 | Короткое замыкание катушки сброса на «массу» |
11 | 3 | Обрыв провода катушки сброса |
11 | 4 | Обрыв провода на общем пине |
11 | 5 | Короткое замыкание катушки подъема на батарею |
11 | 6 | Короткое замыкание катушки подъема на «массу» |
11 | 7 | Обрыв провода катушки подъема |
11 | 8 | Ошибка конфигурации клапана |
Пины подключения заземления диагоналей | ||
10 | 10 | Диагональ 1 короткозамкнута на батарею |
10 | 11 | Диагональ 1 короткозамкнута на «массу» |
10 | 12 | Все модуляторы короткозамкнуты на «массу» |
Внутренние неисправности ЭБУ | ||
15 | 1 | ЭБУ дефектный |
15 | 2 | ЭБУ дефектный |
15 | 3 | ЭБУ дефектный |
15 | 4 | ЭБУ дефектный |
15 | 5 | ЭБУ дефектный |
15 | 6 | ЭБУ дефектный |
15 | 7 | ЭБУ дефектный |
15 | 8 | ЭБУ дефектный |
15 | 9 | ЭБУ дефектный |
15 | 10 | ЭБУ дефектный |
15 | 11 | ЭБУ дефектный |
Электропитание | ||
16 | 1 | Диагональ 1, высокое напряжение |
16 | 2 | Диагональ 1, низкое напряжение |
16 | 3 | Диагональ 1, обрыв провода |
16 | 4 | Обрыв провода или большая разность напряжений |
16 | 9 | Высокое напряжение |
16 | 10 | Низкое напряжение |
Интерфейс замедлителя | ||
17 | 1 | Реле тормоза замедлителя короткозамкнуто на батарею или обрыв провода |
17 | 2 | Реле тормоза замедлителя короткозамкнуто на «массу» |
17 | 4 | Обрыв ERC1 |
Специальные ошибки | ||
17 | 5 | Большое различие между размерами передних и задних шин |
17 | 9 | Функция АБС «плохая дорога» активирована |
17 | 10 | Дефект аварийной лампы |
17 | 12 | Проблема памяти параметров датчиков |
17 | 13 | Перепутаны датчики оси 1 или 2 |
4.5.5.5.1 Стирание памяти ошибок.
После устранения неисправностей в системе необходимо стереть ошибку из памяти ошибок блока управления, как это показано на рисунке 117.
Рисунок 117. Стирание памяти ошибок (блинк-кодов).
Для этого необходимо при выключенном зажигании нажать на выключатель диагностики АБС и отпустить только после включения зажигания. Менее чем через 3 с память ошибок стерта.
4.5.5.6 Диагностика АБС фирмы Wabco по блинк-кодам.
Электрические схемы подключения компонентов к блоку управления Wabco показаны на рисунке 118.
Рисунок 118. Схема подсоединения штекерных разъемов блока управления Wabco.
1 – датчик давления; 2 – предохранители; 3 – лампа контрольная; 4 – выключатель зажигания; 5 – разъем диагностический; 6 – выключатель диагностики; 7 – датчики вращения; 8 – модулятор передний правый; 9 – модулятор передний левый; 10 – модулятор задний правый; 11 – модулятор задний левый.
Для активизации диагностики лампа АБС должна быть соединена с минусом аккумуляторной батареи на время от 0,5 до 3с при помощи выключателя диагностики АБС, как показано на рисунке 119.
Рисунок 119. Вызов кодов ошибок (блинк-кодов).
При этом продолжительность соединения лампы с минусом определяет режим вывода информации (соединения лампы с минусом от 3 с до 6,3 с активизируют системный режим). После нажатия в течение установленного времени на выключатель диагностики АБС, сигнализатор «АБС тягача» загорается на время примерно 0,5 с для подтверждения, что заземление было зафиксировано и принято электронным блоком управления.
При этом если электронным блоком фиксируется новая ошибка, появившаяся во время считывания, или если контрольная лампа соединена с минусом на время более 6,3 с, то система выходит из режима диагностики. Если сигнализатор «АБС тягача» был соединен с минусом на время более 15 с, то фиксируется обрыв сигнализатора «АБС тягача».
Если при включении замка зажигания была зафиксирована активная ошибка, то при активизации режима диагностики электронный блок будет выдавать только эту ошибку, если зафиксировано несколько активных ошибок, то при диагностике будет выдаваться активная ошибка, зафиксированная последней.
Для выхода из режима диагностики необходимо выключить/включить замок зажигания или автомобиль должен находиться в движении (наличие сигнала скорости от нескольких осей).
Если при включении замка зажигания не зафиксирована активная ошибка, то при активизации режима диагностики будут выдаваться пассивные (не присутствующие в системе в данный момент) ошибки в порядке обратном появлению (сначала последняя, затем первая). При этом номер ошибки не показывает последовательность появления ошибки.
Режим вывода пассивных ошибок прекращается после вывода последней пассивной ошибки, зафиксированной в памяти электронного блока.
Перечень кодов ошибок для Wabco и список возможных неисправностей и методы их устранения приведены в таблицах 14 и 15.
Если контрольная лампа не гаснет после устранения неисправности, следует обратиться на сервисную станцию.
При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «ВЫКЛЮЧЕНО» и выключения «массы».
При проведении на автомобиле сварочных работ необходимо отключить штепсельные разъемы от электронного блока.
Таблица 14. Ошибки, описываемые блинк-кодами для Wabco.
Первая серия кода сообщения об ошибке | Вторая серия кода сообщения об ошибке | ||
1 | Нет ошибок | 1 | Нет ошибок |
2 | Модулятор | 1 | Передний правый |
3 | Датчик (большой зазор между датчиком и зубчатым ротором) | 2 | Передний левый |
4 | Датчик (замыкание или обрыв) | 3 | Задний правый |
5 | Датчик (перемежающий сигнал) | 4 | Задний левый |
6 | Зубчатый ротор | 5 | Третья ось правый |
6 | Третья ось левый | ||
8 | Электронный блок управления | 1 | Пониженное напряжение питания |
2 | Повышенное напряжение питания | ||
3 | Внутренняя ошибка | ||
4 | Ошибка конфигурации | ||
5 | Соединение с «минусом» аккумуляторной батареи |
Таблица 15. Неисправности и методы их устранения для Wabco.
Код ошибки | Метод устранения |
2-… | Проверить кабель модулятора. Возможно наличие обрыва проводов или повреждение их изоляции |
3-… | Низкое значение амплитуды сигнала датчика. Проверить биение подшипника, биение зубчатого ротора, придвинуть датчик к ротору. Проверить целостность кабеля датчика и плотность контакта в разъемах |
4-… | Проверить целостность кабеля датчика |
5-… | Проверить кабель датчика. Проверить зубчатый ротор на наличие повреждений.
Могут быть различны диаметры колес или числа зубьев зубчатых роторов. |
6-… | Проверить зубчатый ротор на наличие повреждений, отсутствие некоторых зубьев, биение. Заменить ротор |
8 – 1 | Проверить кабель питания и предохранитель. Низкое напряжение в сети электропитания автомобиля |
8 – 2 | Проверить напряжение на клеммах генератора и аккумулятора |
8 – 3 | Заменить блок управления, если ошибка повториться |
8 – 4 | Электронный блок не соответствует установленному числу колесных датчиков и модуляторов. Заменить блок управления |
8 – 5 | Проверить «массу » на электронном блоке и модуляторах |