Меню Закрыть

Электронная система управления задним навесным устройством (ЗНУ) Беларус-1221.2/1221 В.2/1221.3.

Электронная система управления задним навесным устройством (ЗНУ) Беларус-1221.2/1221 В.2/1221.3.

Электронная система управления задним навесным устройством (ЗНУ) тракторов Беларус-1221.2/1221 В.2/1221.3.

Рис. Д-35. Электронная система управления ЗНУ.

Электронная система управления задним навесным устройством (ЗНУ) Беларус-1221.2/1221 В.2/1221.3.

1 – пульт управления ЗНУ; 2 – электронный блок; 3 – датчик позиции ЗНУ; 4 – выносная кнопка управления опусканием ЗНУ; 5 – выносная кнопка управления подъемом ЗНУ; 6 – датчик усилия левый; 7 – датчик усилия правый; 8 – соединительные кабели с электрическими разъемами; 9 – электроклапан опускания; 10 – электроклапан подъема.

Электронная часть управления регулятором включает в себя следующие элементы:

  • Пульт (1) управления ЗНУ;
  • Выносные кнопки (4, 5) управления ЗНУ;
  • Электронный блок (2);
  • Датчики усилия (6, 7);
  • Датчик позиции ЗНУ (3);
  • Электромагнитные клапаны подъема (10) и опускания (9);
  • Соединительные кабели с электрическими разъемами (8).

Электронная часть системы работает следующим образом. После поворота выключателя стартера и приборов в положение «Питание приборов» по одноклеммной колодке с фиолетовым проводом (с правой стороны под щитком приборов) из системы электрооборудования подается напряжение питания на электронный блок 2 системы.

Электронный блок проводит опрос датчиков, элементов управления системой и после анализа выдает необходимые команды на электромагниты регулятора. Управление системой осуществляется либо с пульта 1, находящегося в кабине трактора, либо с выносных кнопок управления 4, 5, расположенных на крыльях задних колес.

Пульт управления ЗНУ.

Рис. Д-36. Пульт управления ЗНУ.

Электронная система управления задним навесным устройством (ЗНУ) Беларус-1221.2/1221 В.2/1221.3.

1 – рукоятка регулирования скорости опускания (по часовой стрелке – быстрее, против часовой стрелки – медленнее); 2 – рукоятка выбора способа регулирования (по часовой стрелке – позиционный, против час. стрелки – силовой, между ними – смешанное регулирование); 3 – рукоятка регулирования ограничения высоты подъема навески (по часовой стрелке – максимальный подъем, против часовой стрелки – минимальный подъем); 4 – рукоятка регулирования глубины обработки почвы (по часовой стрелке – меньшая глубина, против часовой стрелки – большая глубина); 5 – сигнализатор подъема НУ (красного цвета); 6 – сигнализатор опускания НУ (зеленого цвета); 7 – рукоятка управления навесным устройством (вверх – подъем, вниз – опускание, при дожатии рукоятки в нижнем положении – заглубление орудия при обработке почвы, среднее положение — выключено); – переключатель блокировки (транспортировка) – механически блокирует рукоятку (7) в верхнем положении путем сдвига переключателя вправо; 8 – сигнализатор диагностики (см. «Диагностика неисправностей»), 9 – кнопка демпфирования, 10 – сигнализатор демпфирования

Порядок управления задним навесным устройством следующий:

  • рукояткой (2) (рис. Д-36) установите, в зависимости от характера работы, способ регулирования;
  • рукоятками (4) и (3) установите соответственно глубину обработки и высоту подъема орудия в транспортном положении.
  • опускание навески осуществляется перемещением рукоятки (7) в нижнее фиксированное положение. В этом случае включается сигнализатор (6).

В процессе работы необходимо провести настройку оптимальных условий работы прицепного орудия:

  • рукояткой (2) – комбинацию способов регулирования;
  • рукояткой (1) – скорость опускания;
  • рукояткой (4) – глубину обработки почвы.

Система автоматически ограничивает частоту коррекции при силовом регулировании в среднем 2 Гц.

В случае интенсивного нагрева масла гидросистемы следует уменьшить частоту коррекции перемещением рукоятки (2) в сторону позиционного способа регулирования и рукоятки (1) в сторону «черепахи».

В случае выглубления («выскакивания») сельскохозяйственного орудия при прохождении уплотненных участков почвы или рытвин заглубите сельскохозяйственное орудие дожатием вниз рукоятки (7). После освобождения рукоятки (7) она возвратится в фиксированное положение «опускание». При этом сельскохозяйственное орудие выходит на режим ранее заданной глубины, установленной рукояткой (4).

Выглубление сельскохозяйственного орудия осуществляется перемещением рукоятки (7) в верхнее положение.

При подъеме загорается сигнализатор (5).

Внимание!

  • Во избежание выхода из строя насоса ГНС, запрещается эксплуатация трактора, если сигнализатор (5) не гаснет после подъема орудия.

Необходимо знать следующие особенности запуска в работу системы управления задним навесным устройством:

1. После запуска двигателя загорается сигнализатор диагностики (8), что сигнализирует о работоспособности и заблокировании системы управления;

2. Для разблокирования системы необходимо рукоятку (7) один раз установить в рабочее положение (подъем, или опускание). Сигнализатор диагностики (8) при этом гаснет.

3. После разблокирования системы при первом включении, из условий безопасности, предусмотрено автоматическое ограничение скорости подъема заднего навесного устройства. Повторная установка рычага (7) в положение «Подъем» снимает ограничение скорости подъема.

4. Подъем-опускание задней навески с выносных кнопок на крыльях задних колес можно осуществлять на любых режимах управления (рукоятки могут находиться в произвольном положении). Система управления из кабины при этом блокируется.

Предупреждение.

  • При пользовании выносными пультами не стойте между трактором и подсоединяемым орудием. Во избежание несчастных случаев, категорически запрещается пользоваться кнопками механического перемещения электроклапанов регулятора.

Запуск системы управления в работу производите в порядке, указанном в п.п. 2, 3.

Внимание!

  • Во избежание дальнейшего заглубления сельскохозяйственного орудия при экстренной остановке трактора рукоятку управления (7) переместите в положение «нейтраль». После начала движения рукоятку переместите в положение «опускание» (сельскохозяйственное орудие заглубится на ранее заданную глубину).

Кроме описанных выше функций, электронная система управления задним навесным устройством имеет режим «демпфирование» (гашение колебаний навесного сельскохозяйственного орудия в транспортном режиме).

Включение режима демпфирования производите в следующей последовательности:

  • рукоятку (7) установите в положение «подъем» (при этом ЗНУ поднимется в крайнее верхнее положение и автоматически выключится);
  • нажмите кнопку «демпфирование» (9), (при этом ЗНУ из крайнего верхнего положения опустится вниз на 3% от полного хода ЗНУ).

Внимание!

1. Режим «Демпфирование» действует только при нахождении рукоятки (7) в положении «Подъем».

2. При полевых работах (пахота, культивация и т.д.) режим «Демпфирование» должен быть выключен.

Диагностика неисправностей.

Электронногидравлическая система управления BOSCH обладает способностью самопроверки и при обнаружении неисправностей выдает кодовую информацию водителю при помощи сигнализатора диагностики (8) (рис. д-36) на пульте управления ЗНУ. После запуска двигателя, в случае отсутствия неисправностей в системе, сигнализатор горит постоянно. После манипуляций вверх или вниз рукояткой (7) (рис. д-36) управления ЗНУ сигнализатор выключается. При включении рукоятки управления вниз включается зеленый сигнализатор (6) (рис. Д-36) опускания ЗНУ, при включении вверх – включается красный сигнализатор (5) (рис. Д-36) подъема навесного устройства.

При наличии неисправностей в системе (после запуска двигателя) сигнализатор диагностики начинает выдавать кодовую информацию о неисправности и, в случае необходимости, происходит блокирование работы системы.

Код неисправности выдается в виде двухзначного числа, первая цифра которого равна количеству миганий сигнализатора после длинной паузы, а вторая – количеству миганий после короткой паузы. Например, длинная пауза – трехразовое мигание сигнализатора, короткая пауза – шестиразовое мигание сигнализатора.

Это значит, что система имеет неисправность под кодом «36». При наличии нескольких неисправностей система индицирует коды неисправностей друг за другом, разделяя их длинной паузой.

Все неисправности системой подразделяются на три группы: сложные, средние и легкие.

При обнаружении сложных неисправностей регулирование прекращается, и система отключается. Система не управляется ни с пульта, ни с выносных кнопок. Сигнализатор диагностики выдает код неисправности. После устранения неисправности и запуска двигателя работа системы восстанавливается.

При средних неисправностях регулирование прекращается, и система блокируется. Система не управляется только с основного пульта, а с выносных кнопок управляется. Сигнализатор диагностики выдает код неисправности. После устранения дефекта и запуска двигателя работа системы восстанавливается.

При легких дефектах сигнализатор диагностики выдает код дефекта. Система управляется.  Не блокируется.

После устранения дефекта сигнализатор диагностики выключается.

При обнаружении системой неисправности необходимо провести следующие операции:

1. Заглушите двигатель;

2. Установите органы управления на основном пульте управления (рис. Д-36):

  • Рукоятку (7) управления навесным устройством – в положение «выключено»;
  • Рукоятку (3) регулировки ограничения подъема – в положение «минимальный подъем»;
  • Рукоятку (4) регулировки глубины обработки почвы – в положение «минимальная глубина»;
  • Рукоятку (1) регулировки скорости опускания – в среднее положение;
  • Рукоятку (2) регулировки режима «силовой – позиционный» – в среднее положение.

3. Запустите двигатель и, при отсутствии дефектов, приступите к работе. Если таким образом дефекты не устранились, то произведите диагностику системы и устраните неисправности.

Перечень возможных дефектов и способы их проверки приведены в таблице ниже.

Схема соединений системы управления ЗНУ приведена на рис. Д-37.

Внимание!

1. Рассоединение электрических разъемов системы управления навесным устройством производите только при заглушённом двигателе.

2. Измерение указанных величин напряжений производите при запущенном двигателе, соблюдая меры безопасности при работе с электрическими изделиями под напряжением.

3. Нумерация контактов в разъемах жгута указана на корпусных деталях разъемов.

Коды ошибок. Перечень возможных дефектов и способы их проверки.

Код дефекта Описание дефекта, возможная причина Способ проверки дефекта
Сложные дефекты
11 Неисправность в цепи управления электромагнитным клапаном подъема. Обрыв в обмотке электромагнита (10) или в жгуте управления электромагнитом (Рис. Д-37) Отсоедините от электромагнита жгут и проверьте тестером электромагнит на обрыв. Сопротивление электромагнита должно быть не более 2…4 Ом. В случае исправности электромагнита проверьте жгуты управления электромагнитом на механическое повреждение и проверьте тестером провод на обрыв от клеммы разъема электромагнита до клеммы (2) 25-полюсного разъема электронного блока
12 Неисправность в цепи управления электромагнитным клапаном опускания. Обрыв в обмотке электромагнита (9) или в жгуте управления электромагнитом (Рис. Д-37) Отсоедините от электромагнита жгут и проверьте тестером электромагнит на обрыв. Сопротивление электромагнита должно быть не более 2…4 Ом. В случае исправности электромагнита проверьте жгуты управления электромагнитом на механическое повреждение и проверьте тестером провод на обрыв от клеммы разъема электромагнита до клеммы (14) 25-полюсного разъема электронного блока
13 Неисправность в цепи управления электромагнитным клапаном опускания или подъема. Короткое замыкание в одном из электромагнитов или замыкание проводов управления электромагнитами в жгуте (Рис. Д-37) Отсоедините от электромагнитов жгуты, проверьте тестером электромагниты на короткое замыкание. Сопротивление электромагнита должно быть не более 2…4 Ом. Или замерьте ток потребления электромагнита, подав на него напряжение 6 В

Ток не должен превышать 3,2 А. Отсоедините разъем от электронного блока, проверьте клеммы (2) и (14) на короткое замыкание (при этом электромагниты должны быть отсоединены)

14 Неисправность в цепи управления электромагнитными клапанами опускания и подъема. Обрыв провода в жгуте управления электромагнитами (Рис. Д-37) Проверьте жгуты системы на механическое повреждение. Отсоедините разъем от электронного блока, отсоедините разъемы от электромагнитов и проверьте тестером на обрыв провод от клеммы (6) разъема электронного блока до клеммы разъемов электромагнитов. Проверьте наличие напряжения питания на клемме (5) разъема электронного блока (при этом необходимо запустить двигатель). При отсутствии напряжения проверьте надежность подключения в одноклеммной колодке с фиолетовым проводом с правой стороны под щитком приборов и предохранитель. Предохранитель находится в среднем блоке предохранителей на щитке приборов. Напряжение на предохранитель поступает после поворота выключателя стартера и приборов в положение «питание приборов»
15 Неисправность выносных кнопок управления. Короткое замыкание проводов или блокирование одной из выносных кнопок управления, при этом навесное устройство сразу после запуска двигателя начинает подниматься вверх, либо опускаться вниз (Рис. Д-37) Проверьте жгуты от выносных кнопок управления на механическое повреждение. Поочередно отключите каждую кнопку до пропадания дефекта. При отключении кнопок необходимо глушить двигатель. Если при отсоединенных кнопках дефект не исчез, то необходимо отсоединить от электронного блока разъем и прозвонить тестером клеммы (10) и (12), (20) и (12) на короткое замыкание
16 Неисправность электронного блока

Стабилизированное напряжение питания, запитывающее пульт управления, ниже требуемого уровня. Возможно произошло короткое замыкание в разъемах датчиков усилия и позиции ЗНУ из- за попадания воды в разъемы (Рис. Д-37)

Отсоедините от общего жгута основной пульт управления. Замерьте стабилизированное напряжение питания на контактах (6) (минус) и 4 (плюс) разъема пульта, которое должно быть 9,5-10 В (после поворота выключателя стартера и приборов в положение «питание приборов»). При пониженном напряжении питания, либо отсутствии такового, необходимо проверить надежность подключения разъема электронного блока. Поочередно отсоедините датчики усилия и позиции ЗНУ
22 Неисправность датчика позиции. Обрыв провода датчика или датчик не подсоединен или датчик неотрегулирован (Рис. Д-37) Проверьте:

  • Надежность подсоединения электрического разъема к датчику позиции (3) (Рис. Д-35в);
  • Жгут, подключенный к датчику, на механическое повреждение;
  • Правильность установки эксцентрика ЗНУ, т.е. при max опускании ЗНУ датчик должен находиться в min поджатом состоянии и наоборот;
  • Правильность регулировки позиционного датчика (если дефект проявляется в крайнем нижнем положении ЗНУ, то необходимо датчик вкрутить, а если в крайнем верхнем положении, то датчик нужно выкрутить). Регулировку выполнять в крайнем верхнем положении ЗНУ
Средние дефекты
23 Неисправность пульта управления. Неисправен потенциометр (4) глубины обработки почвы (Рис. Д-37 Проверьте надежность подключения разъемов пульта управления и электронного блока, а также проверьте жгут на механическое повреждение

Проверьте выходное напряжение согласно электрической схеме

24 Неисправность пульта управления. Неисправен потенциометр (3) верхнего конечного положения ЗНУ (Рис. Д-37) Проверьте надежность подключения разъемов пульта управления и электронного блока, а также проверьте жгут на механическое повреждение

Проверьте выходное напряжение согласно электрической схеме

28 Неисправность пульта управления. Неисправен рычаг (7) управления ЗНУ (Рис. Д-37) Проверьте надежность подключения разъемов пульта управления и электронного блока, а также проверьте жгут на механическое повреждение

Проверьте выходное напряжение согласно электрической схеме

31 Неисправность правого датчика усилия. Разрыв кабеля или короткое замыкание датчика (Рис. д-37) Проверьте подключение кабеля к датчику усилия и проверьте кабель на механическое повреждение. Также возможна перегрузка датчика усилия
32 Неисправность левого датчика усилия. Разрыв кабеля или короткое замыкание датчика (Рис. Д-37) Проверьте подключение кабеля к датчику усилия и проверьте кабель на механическое повреждение. Также возможна перегрузка датчика усилия
Легкие дефекты
34 Неисправность пульта управления. Неисправен потенциометр скорости управления ЗНУ (Рис. Д-37) Проверьте надежность подключения разъемов пульта управления и электронного блока, а также проверьте жгут на механическое повреждение

Проверьте выходное напряжение согласно электрической схеме

35 Неисправность пульта управления. Неисправен потенциометр смешивания режимов вспашки: силовой – позиционный (Рис. Д-37) Проверьте надежность подключения разъемов пульта управления и электронного блока, а также жгут – на механическое повреждение

Проверьте выходное напряжение согласно электрической схеме

Рис. Д-37. Электрическая схема соединений системы управления ЗНУ.

Электронная система управления задним навесным устройством (ЗНУ) Беларус-1221.2/1221 В.2/1221.3.

Указанные на схеме напряжения Зля датчиков измерять относительно минуса электронного блока (клемма 15 на 25-ти контактном разъеме), остальные- относительно минуса питания (клемма 1).

Расцветка проводов:

Г – голубой;

Ж – жёлтый;

3 – зеленый;

К – красный;

Кч – коричневый;

О – оранжевый;

Р – розовый;

С – серый;

Ф – фиолетовый;

Ч – чёрный;

Г-Ч – голубо-черный;

Ж-Ч – желто-черный;

3-ж – зелено-жёлтый;

3-Ч – зелено-черный;

0-Г – оранжево-голубой;

Р-Б – розово-белый;

Р-Кч – розово-коричневый;

С-З – серо-зеленый;

Ф-Б – фиолетово-белый;

Ф-К – фиолетово-красный;

Ч-К – черно-красный.

Поделиться ссылкой:

Коды ошибок, Руководства