Рулевое управление ГАЗель Next 4.6т. Устройство и обслуживание.
Другие записи по рулевому управлению:
- Реечный рулевой механизм с сервоприводом ZF ГАЗель Next. Описание, обслуживание.
- Рулевая колонка и карданный вал CSA Automotiv Madrid, S.L. ГАЗель Next. Устройство, неисправности и методы их устранения.
Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля за счет поворота передних управляемых колес.
Для обеспечения управления автомобилем, уменьшения передачи толчков на рулевое колесо и повышения безопасности движения в рулевом управлении применен гидравлический усилитель (ГУР).
Рулевое управление автомобиля с двигателем Cummins.
1 – рулевое колесо; 2 – рулевая колонка с промежуточным валом и опорой; 3 – карданный вал; 4, 7 – шланги сливные; 5, 11 – кронштейны крепления радиатора ГУР; 6 – бачок масляный; 8 – шланг всасывающий; 9 – насос ГУР со шкивом; 10 – радиатор ГУР; 12 – шланг нагнетательный; 13 – экран рулевого механизма; 14 – рулевой механизм; 15, 17 – скобы; 16 – трубка сливная; 18, 21 – болты; 19 – уплотнительное кольцо ⌀7,8×1,7 (мм); 20 – гайка; 22 – шайба; 23 – кронштейн экрана.
Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки с промежуточным валом и опорой, карданного вала, реечного интегрального рулевого механизма, насоса гидроусилителя со шкивом, масляного бачка, радиатора ГУР и трубопроводов.
Крутящий момент, приложенный водителем к рулевому колесу, передается на входной вал рулевого механизма через вал рулевой колонки, промежуточный и карданный вал.
Реечный рулевой механизм служит для преобразования момента на входном валу в силу на боковых тягах, которая через элементы рулевого привода создает необходимый момент для поворота управляемых колес.
Рулевой механизм закреплен на двух кронштейнах подрамника, причем к левому кронштейну механизм прикреплен болтовым соединением жестко, а к правому – через резиновую подушку с помощью хомута.
В состав боковой рулевой тяги входит внутренний шаровой шарнир, прикрепляемый к рейке с помощью резьбового соединения.
Боковые рулевые тяги соединены с поворотными рычагами стоек подвески с помощью шаровых шарниров.
Рулевой механизм.
1 – рулевой механизм; 2 – наконечник рулевой с шарниром; 3 – гайка; 4, 6 – хомуты; 5 – кожух защитный внутреннего шарнира; 7 – внутренний шарнир в сборе с боковой тягой; 8 – рейка рулевого механизма.
Механизм рулевого управления интегральный, т.е. в него входят силовой гидравлический цилиндр и распределитель роторного типа и механический редуктор с передачей «шестерня – рейка».
Распределитель, соединенный карданным, промежуточным валами и валом рулевой колонки с рулевым колесом, управляет потоком масла, подаваемым насосом ГУР, направляя его под давлением в ту или иную полость силового цилиндра в зависимости от направления поворота рулевого колеса. Давление масла, поступающего в полость силового цилиндра, создает на боковых тягах, дополнительную силу, снижающую усилие водителя, прилагаемое к рулевому колесу для преодоления сопротивления повороту управляемых колес. Благодаря конструкции распределителя усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, пропорционально усилию сопротивления повороту колес.
Техническая характеристика рулевого механизма.
Полный ход рейки, мм | 160 |
Передаточное отношение (ход рейки на оборот входного вала), мм/об | 47 |
Сила на концах рейки при давлении масла 11,5МПа (115 кгс/см 2 ), Н· (кгс· ) | 12900 (1290) |
Ремонтную документацию на рулевой механизм «Реечный рулевой механизм с сервоприводом ZF», включающую техническое обслуживание, диагностику неисправностей, и т.д., см. запись.
Установка колонки рулевого управления.
1 – верхний кожух; 2 – колонка рулевого управления; 3, 4 – болты; 5 – нижний кожух; 6 – рычаг; 7, 8 – винты; 9 – выключатель приборов и стартера; 10 – основание подрулевых переключателей; 11 – болт с отрывной головкой.
Колонка 2 рулевого управления с промежуточным валом включает в себя колонку, состоящую из трубы, качающейся относительно кронштейна крепления колонки и вращающегося в трубе на двух подшипниках вала, а также промежуточный вал с опорой, соединенный с валом рулевой колонки с помощью карданного шарнира.
Колонка рулевого управления с промежуточным валом и карданным валом обеспечивают передачу управляющего воздействия водителя от рулевого колеса к входному валу рулевого механизма. Шлицевой телескопический компенсатор карданного вала обеспечивает компенсацию взаимного перемещения рулевой колонки и рулевого механизма во время движения автомобиля и при регулировке угла наклона вала колонки.
Колонка крепится четырьмя болтами 3 к основанию панели приборов.
В верхней части трубы рулевой колонки установлены основание подрулевых переключателей, токопередающее устройство и выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством, запорное устройство которого в заблокированном положении входит в паз втулки на валу рулевой колонки. На колонке при помощи винтов закреплены кожуха рулевой колонки.
Рулевое колесо установлено на верхний конец рулевого вала, имеющего конус и шлицы и крепится гайкой.
Конструкция рулевой колонки позволяет изменять угол наклона вала колонки для регулировки положения рулевого колеса.
На нижней части промежуточного вала установлена опора, корпус которой крепится к щитку передка кабины двумя болтами 4.
Установка карданного вала рулевого управления.
1 – колонка рулевого управления с промежуточным валом и опорой; 2, 5 – болты; 3 – карданный вал; 4 – механизм рулевого управления; 6 – рулевое колесо.
Карданный вал 3 рулевого управления включает в себя шлицевый телескопический компенсатор и два карданных шарнира и соединяет входной вал рулевого механизма с промежуточным валом рулевой колонки с помощью вилок и стяжных болтов.
Для компенсации взаимного перемещения колонки и рулевого механизма шлицевый телескопический компенсатор позволяет перемещаться верхней части вала относительно нижней вдоль оси вала.
Техническая характеристика рулевой колонки и карданного вала.
Момент сопротивления вращению вала рулевой колонки и карданного вала Н·м (кгс·м), не более | 0,5 (0,05) |
Суммарный окружной люфт карданного вала в сборе с рулевой колонкой при Мкр=±1 Н·м, не более: | |
новых | 0°20′ |
бывших в эксплуатации (предельный) | 0°30′ |
Усилие перемещения телескопического компенсатора, Н (кгс), не более | 80 (8,15) |
Момент сопротивления вращению промежуточного вала в опоре, Н·м (кгс·м), не более | 0,2 (0,02) |
Осевое усилие перемещения промежуточного вала в опоре, Н (кгс), не более | 50(5) |
Момент сопротивления повороту рулевой колонки относительно оси качания при разблокированном механизме фиксации, Н·м (кгс·м), не более | 33,5(3,35) |
Механизм фиксации в заблокированном положении должен удерживать рулевую колонку от поворота относительно оси качания под действием на вал рулевой колонки момента силы, Н·м (кгс·м), не менее | 350(35) |
Отказами колонки рулевого управления и карданного вала являются:
- износ подшипников рулевой колонки (люфт, неравномерный момент поворота вала рулевой колонки, заклинивание подшипников);
- износ телескопического компенсатора (повышенный окружной люфт в компенсаторе, стук в компенсаторе при смене направления вращения вала и при движении автомобиля);
- износ карданных шарниров (люфт в шарнире, неравномерный момент поворота шарнира, поломка крестовин и вилок);
- разрушение вала рулевой колонки и карданного вала.
В случае отказа колонки рулевого управления или карданного вала они заменяются на новые.
Устройство рулевой колонки и карданного вала, возможные неисправности и методы их определения изложены в документации поставщика (фирма CSA Automotiv Madrid, S.L.), (см. запись).
Насос гидроусилителя руля.
Насос служит для обеспечения необходимого давления и объемной подачи в гидросистеме.
Обозначение насоса ГУР по поставщику – 7692.955.419 (ф. Robert Bosch Automotive Steering).
Техническая характеристика насоса.
Объемная подача насоса при давлении 1 МПа (10 кгс/см 2 ) и температуре масла 50 °C в диапазоне частоты вращения вала насоса, л/мин: 960-3000 мин | 7,8-9,2 |
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа (кгс/см 2) | 11,5-12,5 (115-125) |
Насос гидроусилителя руля пластинчатого типа установлен на кронштейне навесных агрегатов в передней части двигателя и имеет привод от шкива коленчатого вала с помощью поликлинового ремня.
Шкив закреплен к валу насоса с помощью трех болтов.
Насос имеет два клапана: предохранительный и расхода.
Предохранительный клапан ограничивает давление в системе ГУР. По достижении максимального давления клапан открывается, и линия нагнетания сообщается с линией всасывания. Клапан расхода ограничивает подачу масла в систему при увеличении частоты вращения вала.
Диагностика неисправностей насоса изложена в документации поставщика «Реечный рулевой механизм с сервоприводом ZF» см. запись.
В случае выхода из строя насоса или его шкива необходимо их заменить на новые (см. документацию по техническому обслуживанию и ремонту двигателя ISF 2.8 фирмы «Cummins»).
Бачок системы ГУР.
1 – крышка бачка со щупом; 2 – корпус масляного бачка; 3 – кронштейн.
Масляный бачок 2 служит резервуаром для заправки, хранения и фильтрации масла гидравлической системы рулевого управления, а также компенсирует объемные колебания уровня масла в системе.
В крышке 1 масляного бачка имеется щуп с метками контроля уровня масла в бачке при эксплуатации автомобиля.
Бачок установлен под капотом на кронштейне 3, закрепленном на основании рамки радиатора.
Внутри бачка установлен фильтрующий элемент.
Бачок подлежит замене в случае:
- неисправности бачка;
- замены масла;
- замены насоса;
- замены рулевого механизма.
Радиатор ГУР.
Радиатор 10 (см. рис.) служит для охлаждения масла в гидравлической системе рулевого управления и представляет собой изогнутую трубку, закрепленную при помощи двух кронштейнов 5 и 11 и скоб на основании рамки радиатора.
Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения.
Неустойчивое движение автомобиля на дороге (требуется регулярная дополнительная корректировка рулевым колесом заданного направления движения) Увеличенный люфт рулевого колеса.
Причина неисправности | Метод устранения |
Изношены шарниры боковых тяг рулевого механизма | Заменить наконечники или внутренние шарниры в сборе с боковыми тягами рулевого механизма |
Ослаблено крепление пальцев шарниров боковых тяг рулевого механизма в конусных отверстиях | Затянуть гайки пальцев или заменить наконечники боковых тяг и сопряженные детали при износе конусных поверхностей |
Увеличен осевой зазор в подшипниках ступиц колес | Заменить изношенные подшипники |
Ослаблено крепление рулевого механизма к кронштейнам подрамника | Подтянуть крепление (кроме нижнего болта крепления рулевого механизма к левому по ходу движения автомобиля кронштейну подрамника. В случае ослабления указанный болт вывернуть, установить на герметик (см. раздел «Установка рулевого механизма на автомобиль») и затянуть |
Увеличенный зазор в зацеплении пары «шестерня – рейка» | Заменить рулевой механизм |
Слабая фиксация рулевой колонки.
Не фиксируется колонка в требуемом положении | Заменить колонку |
Повышенное усилие на рулевом колесе при вращении в обоих направлениях.
Ослабление натяжения поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов | Заменить приводной ремень и (или) натяжитель |
Неисправен насос | Заменить насос |
Неисправен рулевой механизм (внутренняя негерметичность) | Заменить рулевой механизм |
Повышенное усилие на рулевом колесе при вращении в одном направлении.
Неисправен рулевой механизм | Заменить рулевой механизм |
Появление шума в гидросистеме.
Недостаточный уровень масла в бачке гидроусилителя | Долить масло до нормы |
Наличие воздуха в гидросистеме (характеризуется вспениванием масла) из-за недостаточной прокачки системы ГУР или подсоса воздуха через соединения шлангов | Удалить воздух из гидросистемы |
Перегиб всасывающего шланга | Устранить перегиб |
Изношен насос | Заменить насос |
Выбрасывание масла из бачка через отверстие в пробке.
Превышение допустимого уровня масла | Довести уровень масла до нормы |
Техническое обслуживание рулевого управления.
При техническом обслуживании необходимо проверить:
- соединения пальцев шарниров рулевых тяг с поворотными рычагами стоек и при необходимости подтянуть соединения. Заменить сопряженные детали, если после подтяжки люфт не устранился;
- люфт шарниров рулевых тяг и при необходимости заменить наконечники рулевых тяг в сборе с наружными шарнирами или внутренние шарниры тяг в сборе с боковыми тягами;
- состояние защитных колпаков наружных и внутренних шарниров рулевых тяг. Защитные колпаки не должны иметь сквозных повреждений. При необходимости заменить наконечники или колпаки внутренних шарниров;
- состояние поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов и натяжителя, и при необходимости заменить неисправные детали;
- исправность механизма фиксации рулевой колонки и при необходимости заменить колонку;
- суммарный люфт в рулевом управлении и при необходимости заменить узлы и детали, достигшие предельного состояния;
- соединения вилок карданных шарниров с рулевыми валами и при необходимости подтянуть болты крепления вилок.
В процессе эксплуатации необходимо проверять герметичность гидросистемы рулевого управления, уровень масла в бачке, заменять масло в системе в соответствии с Сервисной книжкой и Руководством по эксплуатации автомобиля.
При обнаружении на шлангах трещин, вздутий и видимых мест перетирания шланги заменить новыми. Шланги должны быть надежно закреплены в скобах.
Внимание.
- Запрещается смешивание (доливка) масел системы гидроусилителя руля различных марок и различных фирм.
- При сборке рулевого управления должны быть заменены на новые самоконтрящиеся гайки, винты, элементы герметизации и элементы крепления.
- Самоконтрящиеся гайки крепления допускается свинчивать и навинчивать на сопряженную деталь не более четырех раз по причине снижения стопорящих свойств кольцевой вставки из полимера.
При осмотре рулевого управления особое внимание необходимо обратить на крепление рулевого механизма к кронштейнам подрамника (проверка затяжки нижнего болта (установлен на герметик) крепления рулевого механизма к левому (по ходу автомобиля) кронштейну подрамника не допускается), насоса ГУР к двигателю.
Затем следует проверить суммарный люфт в рулевом управлении (угол свободного поворота рулевого колеса) в положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой. Суммарный люфт в рулевом управлении должен быть не более 25° (методика проверки по ГОСТ 51709-2001). Техническое состояние рулевого управления можно оценить по люфту в рулевом управлении.
При ремонте рулевого управления после отсоединения трубопроводов от узлов необходимо закрыть отверстия трубопроводов и узлов заглушками, чтобы предотвратить утечку жидкости и попадание пыли и грязи в систему.
Во время транспортировки и хранения внутренние полости узлов рулевого управления должны быть защищены заглушками от попадания грязи. Заглушки необходимо удалять непосредственно перед присоединением трубопроводов.
Регулировка рулевой колонки по углу наклона.
Регулировка рулевой колонки.
1 – рычаг.
Эту операцию выполняют после регулировки положения сиденья водителя относительно педалей управления. Для регулировки колонки необходимо:
- опустить рычаг 1 механизма фиксации рулевой колонки вниз (положение II);
- установить рулевое колесо в удобное положение и зафиксировать колонку, подняв рычаг вверх до упора (в исходное положение I).
Порядок замены масла и прокачка системы ГУР.
Замену масла необходимо проводить в следующей последовательности:
- вывесить передние колеса;
- отвернуть крышку бачка системы ГУР;
- отсоединить от бачка и верхнего кожуха вентилятора сливной и всасывающий шланги и опустить свободные концы шлангов в емкость для слива масла. Отсоединить сливной и нагнетательный шланги от рулевого механизма и опустить концы шлангов в емкость для слива масла (не допуская попадания грязи в отверстия рулевого механизма для крепления данных шлангов), включить двигатель не более, чем на 10 с и собрать выливаемое масло;
- вращая рулевое колесо из крайнего левого в крайнее правое положение и обратно два-три раза, выгнать масло из рулевого механизма через сливной шланг в емкость;
- ослабить гайку болта крепления хомута и снять бачок;
- установить новый бачок и присоединить шланги к бачку и к рулевому механизму (см. подразделы «Установка бачка на автомобиль» и «Установка рулевого механизма на автомобиль»);
- залить в бачок масло до верхнего уровня по щупу в крышке бачка;
- при неработающем двигателе и вывешенных передних колесах произвести поворот управляемых колес автомобиля на полный угол вправо и влево 3-4 раза;
- долить в бачок масло до верхнего уровня;
- пустить двигатель и при оборотах холостого хода двигателя (750-850 мин -1 ) прокачать систему гидроусилителя, повернув 2-3 раза рулевое колесо до упора в обе стороны без задержки в крайних положениях и не допуская попадания воздуха в систему из-за резкого понижения уровня масла в бачке во время прокачки.
Система считается прокаченной после прекращения выхода воздуха из масла в бачке. Остановить двигатель, и после удаления поверхностного вспенивания путём отстаивания, долить масло в бачок до нормального уровня.
Уровень масла в бачке должен находиться между метками «mах» и «min» на щупе крышки бачка, завернутой до упора, при температуре масла в бачке ГУР 20° С;
- установить и затянуть крышку бачка.
Не допускается наличие воздуха в гидросистеме, характеризующиеся эффектом «подклинивания» рулевого колеса при его вращении и наличием пены в масле.
Течь в местах соединений шлангов, а также из-под крышки бачка не допускается.
При обильном вспенивании масла в бачке ГУР, во избежание выхода из строя насоса, двигатель немедленно остановить. Обильное вспенивание масла и шум при работе ГУР свидетельствуют о подсосе в систему воздуха, недостаточном уровне масла или перегнутом шланге от бачка к насосу.
Обильное вспенивание возможно и при несоблюдении порядка заправки системы ГУР.
Пуск двигателя после обильного вспенивания масла в бачке ГУР производить после устранения причин подсасывания воздуха и удаления пены путем отстаивания в течение 20-30 мин.
При смене масла на масло другой марки (из приведенных в «Руководстве по эксплуатации автомобиля») необходимо после слива старого масла, промыть систему ГУР, заправив ее новым маслом и повернув рулевое колесо из крайнего левого в крайнее правое положение и обратно два-три раза. Слить масло из гидросистемы и заменить масляный бачок. Заправить гидросистему новым маслом, как было указано выше.
Замена наконечников в сборе с наружными шарнирами, внутренних шарниров в сборе с боковыми тягами и защитных колпаков внутренних шарниров рулевого механизма.
При появлении люфта во внутреннем шарнире боковой тяги или разрыве его защитного колпака проводится замена внутреннего шарнира в сборе с боковой тягой или защитного колпака в соответствии с документацией поставщика «Реечный рулевой механизм с сервоприводом ZF» см. запись.
Приспособление для монтажа и демонтажа внутреннего шарнира в сборе с тягой.
1 – внутренний шаровой шарнир; 2 – приспособление для монтажа и демонтажа внутреннего шарнира в сборе с тягой; 3 – вороток; 4 – рулевой механизм.
При отворачивании и затяжке внутреннего шарнира в сборе с тягой (правой и левой) необходимо удерживать рейку рулевого механизма от вращения с помощью специального приспособления, которое входит в комплект приспособлений 7418.798.906 производства «Robert Bosch AS». Приспособление должно устанавливаться на рейку в положении, как изображено на рисунке.
При отворачивании и затяжке внутреннего шарнира в сборе с тягой (правой и левой) также необходимо использовать специальное приспособление, которое устанавливается на шестигранный наконечник внутреннего шарнира. Данное приспособление также входит в комплект 7418.798.906.
Затяжку резьбового соединения внутреннего шарнира в сборе с тягой к рейке производить моментом 125-135 Н·м (12,7-13,8 кгс·м).
При появлении люфта в наружном шарнире или разрыве его защитного колпака проводится замена наконечника в сборе.
Замену наконечника допускается проводить без снятия рулевого механизма в следующем порядке:
- отвернуть гайку крепления пальца шарнира к поворотному рычагу стойки;
- выпрессовать палец шарнира из конического отверстия поворотного рычага стойки съемником;
- ослабить гайку крепления на тяге и отвернуть наконечник, предварительно пометив его положение на боковой тяге. Заменить наконечник в порядке обратном снятию, установив его в первоначальное положение. Присоединить палец шарнира к поворотному рычагу стойки и затянуть гайку крепления пальца моментом 100-120 Н·м (10,2-12,2 кгс·м), гайку использовать новую, для удержания пальца шарнира от вращения при отворачивании и затяжке гайки использовать шестигранный ключ S=6мм, который вставить в углубление на торце пальца;
- отрегулировать схождение колес и затянуть гайку крепления наконечника к тяге моментом 63-77 Н·м (6,5-7,8 кгс·м).
Снятие рулевого механизма.
В случае отказа рулевой механизм не ремонтируется, а заменяется на новый (кроме замены наконечников в сборе, внутренних шарниров и их защитных колпаков).
Отказами рулевого механизма являются:
- рывки и заедания при вращении входного вала рулевого механизма;
- отсутствие или ухудшение самовозврата входного вала;
- нарушение внутренней герметичности (уменьшение максимального давления масла);
- нарушение наружной герметичности (каплепадение), не устранимое подтяжкой соединений;
- увеличенный зазор в зацеплении пары «шестерня – рейка».
Снятие рулевого механизма необходимо выполнять в следующем порядке:
- слить масло из системы ГУР, как указано выше, и присоединить шланги к бачку;
- отсоединить трубки сливного и нагнетательного шлангов от рулевого механизма, отвернув гайки наконечников и слить остаток масла;
- установить рулевой механизм в среднее положение (стрелка Б см. рис.) на крышке входного вала рулевого механизма должна совпадать со следом А разъёма литьевой формы на корпусе распределителя. Управляемые колеса при этом должны находиться в положении прямолинейного движения);
- зафиксировать рулевое колесо от поворота, исключив вращение крышки токоподающего устройства;
- отвернуть и вынуть болт крепления вилки карданного вала рулевого управления к входному валу рулевого механизма, и вывести вилку из зацепления с входным валом;
- отвернуть гайки крепления пальцев шарниров боковых тяг рулевого механизма к поворотным рычагам стоек;
- выпрессовать пальцы шарниров из конических отверстий поворотных рычагов стоек съемником, вращая болт 2;
- отсоединить и снять защитный экран рулевого механизма;
- снять с передней подвески рулевой механизм, отвернув болты и гайки крепления рулевого механизма к двум кронштейнам подрамника.
Съемник шаровых пальцев.
1 и 3 – рычаги; 2 – болт.
Установка рулевого механизма на автомобиль.
Установочные метки на рулевом механизме.
А – метка на приливе рулевого механизма (меткой служит след от линии разъема на корпусе распределителя); Б – метка на крышке входного вала.
Перед установкой на автомобиль зафиксировать входной вал рулевого механизма в среднем положении, при котором стрелка Б на крышке входного вала рулевого механизма должна совпадать со следом А разъёма литьевой формы на корпусе распределителя, а также выдержан размер В=645+1,5 мм (см. рис.).
Предостережение.
До регулировки схождения и установки рулевого колеса на автомобиль вращение входного вала не допускается.
Установку рулевого механизма необходимо проводить в следующей последовательности:
- установить управляемые колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;
- установить рулевой механизм на переднюю подвеску и закрепить на кронштейнах, затянув нижний болт и гайку верхнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника моментом 108-123 Н·м (11,0-12,5 кгс·м); гайки болтов крепления рулевого механизма к правому кронштейну подрамника – 21,5-24,5 Н·м (2,2-2,5 кгс·м). При сборке на резьбовую часть нижнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника (на длине 3-5 ниток резьбы от торца) необходимо нанести слой анаэробного герметика Унигерм-6 ТУ2257-516-00208947-2009;
- установить и закрепить защитный экран (см. рис.) рулевого механизма, предварительно установив кронштейн экрана 23 на подрамник. При установке экрана вначале необходимо затянуть болт Е, а затем болт Д. Момент затяжки болтов крепления экрана и кронштейна – 6,9-8,8 Н·м (0,7-0,9 кгс·м).
- установить пальцы шарниров боковых тяг рулевого механизма в конические отверстия поворотных рычагов стоек и затянуть гайки крепления пальцев моментом 100-120 Н·м (10,2-12,2 кгс·м);
- расфиксировать рулевое колесо;
- установить нижнюю вилку карданного вала на входной вал рулевого механизма, совместив отверстие вилки с канавкой на входном валу, вставить болт в отверстие вилки усилием руки и затянуть моментом 26-30 Н·м (2,6-3,0 кгс·м);
- присоединить сливной и нагнетательный шланги к рулевому механизму, затянув гайки наконечников моментом 28-32 Н·м (2,9-3,2 кгс·м). Окончательную затяжку гайки 20 (рис.) крепления трубки сливного шланга 16 производить после закрепления трубки в скобе 15;
- заполнить гидросистему маслом и прокачать. Проверить герметичность соединений;
- отрегулировать схождение колес;
- при отклонении плоскости симметрии рулевого колеса от вертикальной плоскости, проходящей через ось рулевой колонки более 5° (при этом рулевой механизм должен находиться в среднем положении, а управляемые колеса в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля) провести снятие и установку рулевого колеса так, чтобы вышеуказанное отклонение было не более 5° (см. подразделы «Снятие рулевого колеса», «Установка рулевого колеса»).
Снятие бачка системы ГУР.
Снятие бачка необходимо выполнять в следующей последовательности:
- слить масло из системы, предварительно сняв крышку бачка;
- отсоединить шланги;
- ослабить гайку болта крепления хомута и снять бачок.
Установка бачка на автомобиль.
Установка бачка системы ГУР.
1 – бачок системы ГУР; 2 – фронтенд; 3 – винты; 4 – болт; 5 – гайка; 6 – кронштейн.
Установку бачка необходимо выполнять в следующей последовательности:
- установить бачок до упора нижнего торца фланца в хомут кронштейна, предварительно сориентировав бачок в требуемом положении для подсоединения шлангов и затянуть болт крепления хомута моментом 3,5-4,9 Н·м (0,36-0,50 кгс·м);
- подсоединить шланги к бачку, и затянуть хомуты шлангов моментом 2,5-3,5 Н·м (0,26-0,36 кгс·м). Хомуты устанавливать на расстоянии 3-5 мм от торца шланга;
- заполнить систему маслом, установить крышку бачка и затянуть, прокачать систему.
В случае замены шлангов бачка при их установке необходимо выполнить следующие требования:
- установить шланги на патрубки бачка торцами ближайшими к кольцевым меткам белого цвета на шлангах;
- сливной и всасывающий шланги должны быть зафиксированы в зажимах на верхнем кожухе вентилятора так, чтобы кольцевые метки белого цвета на шлангах были совмещены с лапками Б и В (рис.), соответственно;
- всасывающий шланг установить до упора в торец патрубка насоса, а сливной – до упора в торец выступа трубки радиатора ГУР.
В случае замены сливных шлангов 4 и 7 необходимо выполнить следующее требование: установить шланги до упора в торец выступа трубки радиатора ГУР и трубки сливного шланга 16.
Хомуты крепления устанавливать на расстоянии 5-7 мм от торца шланга.
Пережатия и перекручивания шлангов не допускаются.
Снятие и установка насоса ГУР двигателя Cummins.
Снятие насоса ГУР необходимо выполнять в следующей последовательности:
- слить масло из системы ГУР;
- отсоединить шланг подвода масла к насосу и нагнетательный шланг от насоса;
- ослабить натяжение и снять ремень привода агрегатов. Отсоединить шкив от насоса, отвернув болты крепления шкива. Отвернуть болты крепления насоса и снять насос (см. документацию по техническому обслуживанию и ремонту двигателя ISF 2.8 фирмы «Cummins»).
Установка шлагов насоса.
1 – всасывающий шланг; 2 – нагнетательный шланг; 3 – хомут.
Установку насоса ГУР необходимо выполнять в следующей последовательности:
- установить насос на двигатель, установить шкив на вал насоса и закрепить, и установить приводной ремень (см. документацию по техническому обслуживанию и ремонту двигателя ISF 2.8 фирмы «Cummins»);
- присоединить всасывающий 1 и нагнетательный 2 шланги к насосу, и затянуть крепления. Всасывающий шланг установить до упора в торец Г патрубка насоса, хомут крепления установить на расстоянии 5-7 мм от торца шланга. Гайку наконечника нагнетательного шланга затянуть моментом 35-42 Н·м (3,6-4,2 кгс·м);
- заполнить гидросистему маслом и прокачать. Проверить герметичность соединений.
Снятие колонки рулевого управления.
Снятие колонки рулевого управления необходимо проводить в следующей последовательности:
- установить и зафиксировать входной вал рулевого механизма в среднем положении (стрелка Б рис.) на крышке входного вала рулевого механизма должна совпадать со следом А разъёма литьевой формы на корпусе распределителя. Управляемые колеса при этом должны находиться в положении прямолинейного движения);
- отключить аккумуляторную батарею;
- снять с рулевой колонки рулевое колесо (см. подраздел «Снятие рулевого колеса»);
- вывернуть стяжной болт и отсоединить верхнюю вилку карданного вала от промежуточного вала рулевой колонки;
- приподнять коврик пола и отсоединить корпус опоры промежуточного карданного вала рулевой колонки от щитка передка, вывернув два болта крепления;
- открыть крышку блока предохранителей, выведя из зацепления с панелью два пружинных держателя, расположенных по бокам крышки, и снять крышку, выведя оси крышки из зацепления с осями петель;
- снять верхний и нижний кожухи рулевой колонки, отвернув четыре винта крепления;
- разъединить разъемы проводов замка зажигания, токопередающего устройства, переключателей световой сигнализации и стеклоочистителя;
- отсоединить рулевую колонку от основания панели приборов, отвернув четыре болта крепления;
- снять рулевую колонку в сборе с промежуточным валом с автомобиля.
При необходимости демонтировать с колонки токопередающее устройство, переключатели световой сигнализации и стеклоочистителя, выключатель приборов и стартера.
Предостережение.
При снятой рулевой колонке вращение входного вала рулевого механизма не допускается.
Установка колонки рулевого управления.
При необходимости установить на новую колонку токопередающее устройство, переключатели световой сигнализации и стеклоочистителя, выключатель приборов и стартера.
Установку колонки рулевого управления необходимо проводить в следующей последовательности:
- установить рулевую колонку в сборе с промежуточным валом на автомобиль и присоединить к основанию панели приборов, затянув четыре болта крепления моментом 18-25 Н·м (1,8-2,5 кгс·м);
- присоединить разъемы проводов выключателя приборов и стартера, токопередающего устройства, переключателей световой сигнализации и стеклоочистителя,
- установить верхний и нижний кожухи рулевой колонки, завернув четыре винта крепления и установить крышку блока предохранителей;
- присоединить корпус опоры промежуточного карданного вала рулевой колонки к щитку передка, затянув два болта крепления моментом 5,5-8,0 Н·м (0,55-0,80 кгс·м);
- установить верхнюю вилку карданного вала на промежуточный вал рулевой колонки до упора в выступ А (рис.) промежуточного вала, вставить болт в отверстие вилки и затянуть моментом 28-32 Н·м (2,8-3,2 кгс·м);
- установить рулевое колесо на рулевую колонку в положение, чтобы плоскость симметрии рулевого колеса совпадала с вертикальной плоскостью, проходящей через ось рулевой колонки, отклонение не более 5°. Порядок установки (см. подраздел «Установка рулевого колеса»);
- подключить аккумуляторную батарею.
Снятие и установка карданного вала.
Снятие карданного вала необходимо проводить в следующей последовательности:
- установить и зафиксировать входной вал рулевого механизма в среднем положении (стрелка Б (рис.) на крышке входного вала рулевого механизма должна совпадать со следом А разъёма литьевой формы на корпусе распределителя. Управляемые колеса при этом должны находиться в положении прямолинейного движения);
- зафиксировать рулевое колесо от поворота;
- отвернуть болты крепления вилок карданного вала на рулевом механизме и промежуточном вале рулевой колонки, вынуть болты и снять карданный вал с входного вала рулевого механизма и промежуточного вала рулевой колонки.
Предостережение.
При снятом карданном вале вращение входного вала рулевого механизма и рулевого колеса не допускается.
Установку карданного вала необходимо проводить в следующей последовательности:
- установить нижнюю вилку карданного вала на входной вал рулевого механизма, совместив отверстие вилки с канавкой на входном валу, вставить болт в отверстие вилки усилием руки и затянуть моментом 26-30 Н м (2,6-3,0 кгс м);
- установить верхнюю вилку карданного вала на промежуточный вал рулевой колонки до упора в выступ А (рис.), вставить болт в отверстие вилки и затянуть моментом 28-32 Н м (2,8-3,2 кгс м);
- расфиксировать рулевое колесо.
Проверка суммарного окружного люфта карданного вала.
Проверка суммарного окружного люфта карданного вала проводится на снятом с автомобиля вале в следующем порядке:
- установить рулевой карданный вал на стенде в прямолинейное положение, длина телескопического компенсатора должна соответствовать расстоянию между центрами шарниров 190 мм;
- закрепить один из концов вала;
- замерить суммарный окружной люфт карданного вала при приложении к свободному концу вала крутящего момента ±1 Н·м (±0,1 кгс·м).
Суммарный окружной люфт нового карданного вала должен быть не более 0°20′. Предельное состояние карданного вала определяется увеличением суммарного окружного люфта до величины 0°30 ’.
Рулевой карданный вал является неремонтопригодным изделием и при выходе из строя заменяется новым.
Снятие рулевого колеса.
Рулевое колесо.
1, 6 – кнопки управления аудиосистемой; 2 – провод токопередающего устройства к кнопкам управления аудиосистемой; 3 – рулевое колесо; 4 – вал рулевой колонки; 5 – провод токопередающего устройства к включателю звукового сигнала; 7 – гайка; 8 – декоративная накладка.
Установка переключателей и токопередающего устройства на рулевую колонку.
А и Б – метки; 1 – переключатель световой сигнализации; 2 – переключатель стеклоочистителя; 3 – токопередающее устройство; 4 – крышка токопередающего устройства; 5 – винты; 6 – рулевая колонка.
Снимать рулевое колесо необходимо в следующем порядке:
- отключить аккумуляторную батарею;
- снять накладку 8 рулевого колеса;
- отсоединить провода от кнопок включателя звукового сигнала и колодку жгута токопередающего устройства от разъема подключения кнопок управления CD-MP3 плеером;
- отвернуть гайку крепления рулевого колеса;
- нанести метку на ступицу рулевого колеса и на торец вала для сохранения их взаимного положения при установке;
- зафиксировать крышку 4 токопередающего устройства от поворота;
- покачивая, снять рулевое колесо.
Предостережение.
При снятом рулевом колесе вращение крышки токопередающего устройства не допускается.
Установка рулевого колеса.
Установку рулевого колеса проводят следующим образом:
- установить рулевое колесо по меткам на ступице рулевого колеса и торце вала. При установке рулевого колеса рычаг переключателя указателя поворота должен находиться в нейтральном положении;
- расфиксировать крышку токопередающего устройства;
- закрепить рулевое колесо гайкой. Момент затяжки гайки 49-61 Н·м (5,0-6,2 кгс·м);
- присоединить провода к кнопкам включателя звукового сигнала и колодку жгута кнопок управления CD-MP3 плеером;
- установить накладку на рулевое колесо;
- подключить аккумуляторную батарею.