Схемы электрооборудования. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.
Схемы электрооборудования.
Схемы:
На автомобилях ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования. Вторым проводом, соединяющим потребителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля или “масса”. Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии – 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий может колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.
Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Цепи питания этих узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся узлы, защищенные предохранителем 1 (см. таблицу).
Цепи питания большинства узлов электрооборудования защищены плавкими предохранителями, установленными в пластмассовом блоке 31. В нем находятся 9 предохранителей на 8 А и один (1-й) – 16 А. Блок расположен под панелью приборов с левой стороны рулевой колонки. На ВАЗ-2103 есть также предохранитель 19 на 16 А для защиты электродвигателя вентилятора. Он расположен в отдельном корпусе рядом с блоком предохранителей. На автомобилях ВАЗ-2106 имеется еще дополнительный блок предохранителей с шестью предохранителями, два из которых (4-й и 5-й) на 16 А, а остальные на 8 А. Номера предохранителей и защищаемые ими цепи приведены в таблице:
№ | Защищаемые цепи |
1 | Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Лампы стоп-сигнала в задних фонарях. Фонари сигнализации открытых передних дверей. Часы. |
2 | Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Омыватель ветрового стекла. |
3 | Левые фары (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света. |
4 | Правые фары (дальний свет). |
5 | Левые фары (ближний свет). |
6 | Правые фары (ближний свет). |
7 | Левый подфарник (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света*. Лампа освещения приборов. Лампа освещения багажника. Фонарь освещения регистрационного знака*. Правый фонарь освещения регистрационного знака**. Лампа освещения прикуривателя*. |
8 | Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света**. Лампа освещения прикуривателя*. Подкапотная лампа. Левый фонарь освещения регистрационного знака**. |
9 | Контрольная лампа давления масла. Указатель давления масла**. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора. Лампа освещения вещевого ящика. Электромагнитный клапан карбюратора. Фонарь света заднего хода*. Задние фонари (лампы света заднего хода)**. Тахометр**. |
10 | Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора. |
Дополнительный блок предохранителей на ВАЗ-2106 | |
1-4 | Резервные. |
5 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения. |
6 | Указатель поворота в режиме аварийной сигнализации. |
* Для автомобилей ВАЗ-2103.
** Для автомобилей ВАЗ-2106.
При перегорании какого-либо предохранителя надо просмотреть цепи, которые он защищает, устранить неисправность, вызвавшую его перегорание, а затем поставить новый предохранитель. Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля.
Некоторые системы электрооборудования, работа которых требуется в аварийных ситуациях, не защищены предохранителями.
Так не защищена предохранителями система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее лишний элемент, снижающий надежность системы в эксплуатации. При отказе системы зажигания перестанет работать двигатель. Цепь пуска двигателя также не защищена, чтобы не снижать надежность пуска. Кроме того, не защищена предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, так как генератор соединяется с аккумуляторной батареей коротким проводом и введение предохранителя усложнило бы схему. Также не защищены предохранителями обмотки реле включения ближнего и дальнего света фар.
На автомобилях применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА. Эти провода имеют эластичную поливинилхлоридную изоляцию, стойкую к воздействию масла, бензина и работоспособную в интервале температур от -40 до +105 °C. Гибкость проводов обеспечивается за счет изготовления токопроводящей жилы из большого числа мягких медных проволочек. Для облегчения поиска необходимого провода в пучках, изоляция проводов окрашена в разные цвета. Кроме того, на поверхность изоляции могут быть дополнительно нанесены полоски разных цветов.
При прохождении тока по проводам происходит падение напряжения и нагрев проводов. Чтобы нагрев и падение напряжения не превышали допустимых пределов, необходимо выбирать соответствующее поперечное сечение токопроводных жил проводов. Чем большей силы протекает электрический ток, тем должно быть больше поперечное сечение жилы провода. Поэтому на автомобилях применяются провода с разным сечением жилы: 16; 6; 4; 2,5 и 1 мм².
Самыми толстыми проводами сечением 16 мм² соединяются с “массой” аккумуляторная батарея и двигатель, а также стартер с аккумуляторной батареей. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при пуске двигателя стартером. Аккумуляторная батарея и генератор соединяются проводом сечением 6 мм², так как по ним протекает тоже довольно значительный ток при зарядке аккумуляторной батареи и при неработающем двигателе, когда от батареи питаются все потребители. Остальные провода имеют поперечное сечение жилы 4, 2,5 или 1 мм².
Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее, к зажиму “30” генератора, к силовому болту стартера и к выводам низкого напряжения катушки зажигания. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для максимальной надежности соединений.
Для предохранения электрических соединений от воды и грязи задняя часть подфарников закрыта резиновыми чехлами. Защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники проводов высокого напряжения, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла, клемма “+” аккумуляторной батареи и клемма “30” генератора. Также закрыты колпачками патроны ламп боковых указателей поворота и фонарей освещения регистрационного знака.
Для облегчения монтажа все провода на автомобиле объединены в пучки. Между собой пучки соединены с помощью штепсельных разъемов, что уменьшает возможность перепутывания проводов при монтаже. Всего имеется шесть пучков проводов: передний пучок, задний, пучок проводов панели приборов, правый и левый пучки подфарников и боковых указателей поворота и пучок проводов аккумуляторной батареи.
Основной пучок проводов – передний. Он имеет три ветви. Две из них находятся в отсеке двигателя, а третья – в салоне под панелью приборов. Из салона в моторный отсек пучок проводов проходит сквозь резиновый уплотнитель и после выхода из него разветвляется. Правая ветвь пучка проложена на щите передка и правом брызговике кузова, а левая – на левом брызговике. На щите передка и брызговиках провода крепятся стальными скобами, приваренными к кузову, и пластмассовыми хомутиками. Крепление пучка должно быть таким, чтобы он был не слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перетиранию проводов при тряске и замыканию их с “массой”.
В салоне автомобиля передний пучок проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления, идущие к блокам предохранителей, к переключателям, к приборам, выключателю зажигания и другим узлам электрооборудования.
Задний пучок проходит назад по левой стороне пола кузова и имеет ответвления к плафонам освещения салона и к лампе освещения багажника. Ответвление к правому плафону проходит за задней поперечной балкой пола кузова. Провода пучка крепятся к полу кузова липкой лентой и пластмассовыми хомутиками.
Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны с “массой”, крепятся к стойкам дверей самонарезающими винтами. Наконечники провода, соединяющего с “массой” датчик указателя уровня топлива, крепятся под винтами крепления датчика и правого заднего фонаря.
За годы выпуска автомобилей ВАЗ-2103 в их схему вносились изменения, связанные с заменой отдельных узлов и направленные на улучшение качества автомобилей и экономию проводов. К серьезным изменениям можно отнести замену ножного омывателя ветрового стекла на омыватель с электроприводом и замену двухрычажного переключателя на рулевой колонке трехрычажным.
Особенности схемы автомобилей ВАЗ-2106. На этих автомобилях по сравнению с ВАЗ-2103 другая конструкция задних фонарей и фонарей освещения регистрационного знака. Установлены два блока предохранителей – основной 29 (приложение) и дополнительный 28. Добавлено реле 6 для включения ближнего света фар. Введена система аварийной сигнализации, включающая указатели поворота с помощью выключателя 40 и реле-прерывателя 33. Имеется отдельная лампа 67 для контроля уровня тормозной жидкости и выключатель 41 с регулятором степени освещенности приборов.
В последнее время в схеме автомобилей ВАЗ-2106 были сделаны небольшие упрощения. Так, в настоящее время устанавливается один звуковой сигнал, и он включается напрямую переключателем 43 без реле 24. Не устанавливаются фонари 48 сигнализации открытой передней двери с выключателем 47 и реле-прерыватель 66 контрольной лампы стояночного тормоза. Теперь при включении стояночного тормоза контрольная лампа 57 горит постоянным светом.