Силовой агрегат в сборе. Двигатель LADA 2190 – снятие/установка основных систем, узлов и деталей.
- Двигатель автомобиля LADA 2190 – снятие/установка основных систем, узлов и деталей.
- Сборник технологических инструкций LADA GRANTA 2190.
- Технологические инструкции (ТИ) ВАЗ.
2. Силовой агрегат в сборе – снятие и установка.
Снятие.
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание (подъемник электрогидравлический типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т).
Снять крышку монтажного блока на панели приборов и снять предохранитель 1, рисунок 2-1.
Рисунок 2-1. Снятие предохранителя цепи питания модуля электробензонасоса (МЭБН).
1 – предохранитель F21 (15А) цепи питания МЭБН; 2 – монтажный блок.
Запустить двигатель и дать ему поработать до полной остановки для сброса давления в топливном трубопроводе (катушка вытяжная с вентилятором типа SERF/SP ф. “СовПлим”).
Установить предохранитель 1 в монтажный блок в соответствии с рисунком 2-1.
Выключить зажигание, открыть капот и отсоединить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).
Ослабить хомут 1, рисунок 2-2, крепления и отсоединить верхний шланг 3 вентиляции картера от патрубка крышки 8 головки цилиндров (отвертка крестообразная).
Рисунок 2-2. Снятие воздушного фильтра со шлангом впускной трубы в сборе.
1 – хомут крепления верхнего шланга вентиляции картера; 2 – хомут крепления шланга впускной трубы; 3 – верхний шланг вентиляции картера; 4 – шланг впускной трубы; 5 – колодка жгута проводов системы зажигания; 6 – датчик массового расхода воздуха; 7 – разъем трубки клапана адсорбера; 8 – крышка головки цилиндров; 9 – электронный модуль впуска.
Отсоединить разъем 7 трубки клапана адсорбера от электронного модуля 9 впуска.
Ослабить хомут 2 крепления и отсоединить шланг 4 впускной трубы от электронного модуля впуска (отвертка крестообразная).
Рисунок 2-3. Снятие воздушного фильтра со шлангом впускной трубы в сборе.
1 – колодка жгута проводов системы зажигания; 2 – трубка пароотводящая; 3 – жгут проводов передний; 4 – скоба; 5 – воздушный фильтр.
Отсоединить колодку 5 жгута проводов системы зажигания от датчика 6 массового расхода воздуха.
Отсоединить колодку 1, рисунок 2-3, жгута проводов системы зажигания от клапана адсорбера.
Отсоединить разъем пароотводящей трубки 2 от клапана адсорбера.
Отсоединить скобу 4 крепления совместно со жгутом 3 проводов передним от корпуса воздушного фильтра 5 (отвертка плоская).
Отсоединить воздушный фильтр 1, рисунок 2-4, от опор 3 крепления воздушного фильтра и патрубка воздухозаборника 4, перевернуть воздушный фильтр со шлангом впускной трубы в сборе, отсоединить скобу крепления с пароотводящей трубкой 2 радиатора от корпуса воздушного фильтра и снять воздушный фильтр со шлангом впускной трубы в сборе (отвертка плоская).
Рисунок 2-4. Снятие воздушного фильтра со шлангом впускной трубы в сборе.
1 – фильтр воздушный; 2 – трубка пароотводящая радиатора; 3 – опора крепления воздушного фильтра; 4 – воздухозаборник в сборе.
Снять колпаки (при наличии) и ослабить болты крепления передних колес (отвертка плоская, головка сменная 17, вороток и удлинитель).
Поднять автомобиль на высоту, удобную для работы, отвернуть болты крепления передних колес и снять колеса (головка сменная 17, гайковерт типа 2250 ф. “Rodcraft” (Германия) или вороток и удлинитель).
Снять щитки защитные передних крыльев согласно требованиям ТИ 3100.25100.20554.
Отвернуть тринадцать винтов 1, рисунок 2-5, два болта 4 крепления со стопорными шайбами 6×14 (дет. 00001-0025990-01) и снять правый 5, левый 3 и средний 2 брызговики двигателя (головки сменные 8, 10, вороток и удлинитель).
Отвернуть сливную пробку, слить масло из коробки передач и завернуть пробку (ключ кольцевой 17, установка типа 24164 ф. “ALFA” (Италия) для сбора отработанного масла).
Отметить положение тяги 5, рисунок 2-6, привода управления коробкой передач на шарнире 3 штока выбора передач. Отвернуть гайку М8 стяжного болта хомута 4 тяги привода коробки передач и отсоединить тягу от шарнира штока выбора передач (ключ гаечный 13, отвертка плоская).
Рисунок 2-5. Снятие брызговика двигателя.
1 – винт 5,6×16 (дет. 00001-0051873-01); 2 – брызговик двигателя средний; 3 – брызговик двигателя левый; 4 – болт М6х16 (дет 00001-0009022-21); 5 – брызговик двигателя правый.
Рисунок 2-6. Отсоединение реактивной тяги и тяги привода коробки передач.
1 – гайка М12х1,25 болта крепления кронштейна реактивной тяги; 2 – кронштейн реактивной тяги; 3 – шарнир штока выбора передач; 4 – стяжной хомут; 5 – тяга привода управления коробкой передач
Отвернуть две гайки 1 болтов М12х1,25×55 крепления кронштейна реактивной тяги к корпусу коробки передач, снять пружинные шайбы 12, извлечь болты и отсоединить кронштейн 2 от коробки передач (головка сменная 19, удлинитель, ключ трещоточный, ключ кольцевой 19, молоток, прошивка).
Слить охлаждающую жидкость:
- опустить автомобиль, отсоединить колодку жгута системы зажигания от катушки зажигания;
- отвернуть три болта крепления кронштейна катушки зажигания, снять шайбы и отвести в сторону кронштейн с катушкой в сборе (головки сменные 13, 17, ключ трещоточный);
- отвернуть сливную пробку на радиаторе и на блоке цилиндров и ввернуть на их место штуцеры шлангов для слива жидкости (головка сменная 13, вороток);
- отвернуть пробку на расширительном бачке и слить охлаждающую жидкость (емкость технологическая);
- вывернуть штуцеры и завернуть сливные пробки отверстий на радиаторе и на блоке цилиндров (головка сменная 13, вороток);
- установить и закрепить тремя болтами М8х16, М8х50 и М10х1,25×25 с шайбами 8 и 10 кронштейн с катушкой зажигания в сборе. Моменты затяжки болтов М8 – 16…25 Н·м (1,6…2,5 кгс·м); болта М10 – 30…36 Н·м (3,0…3,6 кгс·м) (головки сменные 13, 17, ключ трещоточный, ключ моментный).
Отвернуть штуцер 1, рисунок 2-7, трубки рампы форсунок от наконечника топливного шланга, придерживая гаечным ключом наконечник, и отсоединить топливный шланг 2 (ключ гаечный 17-2 шт.).
Рисунок 2-7. Отсоединение топливного шланга и шлангов системы охлаждения от двигателя.
1 – штуцер рампы форсунок; 2 – топливный шланг; 3 – шланг отопителя подводящий; 4 – хомут винтовой (дет. 2108-1300080-60); 5 – термостат; 6 – шланг отводящий радиатора; 7 – хомут винтовой (дет. 2108-1300080-70); 8 – шланг отводящий радиатора.
Ослабить хомуты 7 и отсоединить от термостата 5 подводящий 3 и отводящий 8 шланги радиатора (отвертка крестообразная или головка сменная 8 и вороток).
Ослабить хомуты 4 и отсоединить от термостата и трубы подводящей водяного насоса шланги радиатора отопителя (отвертка крестообразная).
Отсоединить жгуты проводов, подходящие к двигателю:
- снять защитный колпачок 1, рисунок 2-8, отвернуть гайку крепления и отсоединить от генератора 2 клемму жгута 4 и колодку 3 жгута проводов системы зажигания (ключ кольцевой 13);
Рисунок 2-8. Отсоединение клеммы и колодки жгутов от генератора.
1 – защитный колпачок; 2 – генератор; 3 – колодка жгута проводов системы зажигания; 4 – жгут проводов к генератору.
- снять защитный колпачок 1, рисунок 2-9, отвернуть гайку крепления и отсоединить от тягового реле стартера 2, клемму жгута 4 аккумуляторной батареи и колодку 3 жгута проводов переднего (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный);
- отвернуть гайку крепления клеммы провода “массы” к двигателю и отсоединить клемму (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный);
Рисунок 2-9. Отсоединение клеммы и колодки жгутов от стартера.
1 – защитный колпачок; 2 – стартер; 3 – колодка жгута проводов переднего; 4 – жгут проводов аккумуляторной батареи.
- отсоединить колодки жгута проводов системы зажигания от жгута проводов форсунок, датчика положения коленчатого вала, датчика фаз, дроссельного патрубка, датчика детонации, датчиков концентрации кислорода, датчиков температуры, датчика контрольной лампы давления масла, датчика скорости, согласно требованиям ТИ 3100.25100.20553.
Ослабить хомут крепления и отсоединить от модуля впуска шланг вакуумного усилителя тормозов (отвертка плоская).
Отсоединить трос 1, рисунок 2-10, привода сцепления от вилки 2 выключения сцепления от кронштейна 4 коробки передач 5 согласно требованиям ТИ 3100.25100.20549.
Рисунок 2-10. Отсоединение троса привода сцепления от коробки передач.
1 – трос привода сцепления; 2 – вилка выключения сцепления; 3 – поводок троса; 4 – кронштейн; 5 – коробка передач
Поднять автомобиль на высоту, удобную для работы, расконтрить и отвернуть три гайки 1, рисунок 2-11, шпилек крепления дополнительного глушителя 5 к приемной трубе 2 глушителя с нейтрализатором в сборе, снять пластину 4 контровки гаек, отсоединить дополнительный глушитель от приемной трубы глушителя и снять прокладку 3 (отвертка плоская, головка сменная 13, удлинитель и ключ трещоточный).
Отсоединить колодку 1, рисунок 2-12, выключателя света заднего хода от коробки передач 3.
Рисунок 2-11. Отсоединение дополнительного глушителя от приемной трубы глушителя с нейтрализатором в сборе.
1 – гайка (дет. 2108-1203019-01) крепления глушителя; 2 – труба приемная глушителя с нейтрализатором в сборе (дет. 21116-1203008); 3 – прокладка (дет. 2110-1203021-12) фланца глушителя; 4 – пластина (дет. 1119-1203075-00) контровки гаек; 5 – глушитель дополнительный (дет. 2190-1200020)
Рисунок 2-12. Отсоединение жгута проводов от выключателя света заднего хода.
1 – колодка выключателя света заднего хода жгута проводов переднего; 2 – выключатель света заднего хода; 3 – коробка передач.
Отвернуть две гайки M10х 1,25 болтов 1, рисунок 2-13, крепления стоек 2 стабилизатора поперечной устойчивости к рычагам 3 передней подвески, снять пружинные шайбы 10 и извлечь болты (головка сменная 17, гайковерт или ключ трещоточный, ключ кольцевой 17, молоток, прошивка).
Рисунок 2-13. Отсоединение стойки стабилизатора поперечной устойчивости от нижнего рычага передней подвески.
1 – болт M10х 1,25×75; 2 – стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 3 – рычаг передней подвески нижний.
Отвернуть два болта 1, рисунок 2-14, и четыре болта 2 крепления кронштейнов 3, снять пружинные шайбы 10 и отсоединить растяжки 4 нижних рычагов с кронштейнами в сборе от кузова (головка сменная 17, ключ трещоточный, удлинитель).
Рисунок 2-14. Отсоединение кронштейнов растяжек нижних рычагов.
1 – болт М10х1,25×35; 2 – болт М10х1,25×65; 3 – кронштейн переднего шарнира растяжки; 4 – растяжка нижнего рычага
Отвернуть четыре болта 1, рисунок 2-15, крепления шаровых пальцев 2 к поворотным кулакам 3, извлечь болты с пружинными шайбами 10 (головка сменная Torx Е12, ключ трещоточный).
Рисунок 2-15. Отсоединение шаровых пальцев от поворотных кулаков.
1 – болт (дет. 2108-2904194) крепления шарового пальца к кулаку; 2 – шаровой палец; 3 – поворотный кулак.
Отвернуть две гайки 1, рисунок 2-16, с шайбами пружинными 12 болтов М12х1,25×70 крепления нижних рычагов 3 передней подвески к кронштейнам 2 кузова, извлечь болты и снять рычаги в сборе с растяжками 5 (головка сменная 19, ключ трещоточный, ключ кольцевой 19, молоток, прошивка).
Отвернуть сливную пробку и слить масло из коробки передач (ключ кольцевой 17, установка типа 24164 ф. “ALFA” (Италия) для сбора отработанного масла).
Отвернуть два болта 1, рисунок 2-17, и гайку 2 крепления защитного экрана 3 шарнира равных угловых скоростей и снять экран (головки сменные 8, 10, удлинитель, ключ трещоточный).
Рисунок 2-16. Снятие нижних рычагов подвески.
1 – гайка М12х1,25; 2 – кронштейн кузова; 3 – рычаг нижний передней подвески; 4 – растяжка нижнего рычага.
Рисунок 2-17. Снятие экрана защиты шарнира.
1 – болт М6х12; 2 – гайка Мб; 3 – экран защитный; 4 – коробка передач; 5 – кронштейн задней опоры подвески двигателя.
Выбить и вывести внутренние шарниры приводов 1 и 2, рисунок 2-18, колес из шестерен полуосей дифференциала и установить на их место транспортные заглушки (дет. 2108-1700030) (приспособление 67.7801-9524 для левого привода и приспособление 67.7801-9547 для правого привода).
Рисунок 2-18. Отсоединение внутренних шарниров приводов от коробки передач.
1 – правый привод колеса; 2 – левый привод колеса; 3 – коробка передач.
Завести крюки грузоподъемного захвата в проушины рымов, рисунки 2-19 и 2-20, для вывешивания силового агрегата и вывесить силовой агрегат (таль электрическая или таль ручная, захват ТСО 3/379.000).
Рисунок 2-19. Рым передний подвески силового агрегата.
Рисунок 2-20. Рымы задние подвески силового агрегата.
Отвернуть и извлечь болт 1, рисунок 2-21, с конической пружинной шайбой 10, отвернуть две гайки 2 крепления опоры 4 подвески двигателя к кузову. Повторить те же операции для отсоединения опоры с противоположной стороны (головка сменная удлиненная 17, ключ трещоточный, удлинитель).
Рисунок 2-21. Отсоединение опоры подвески двигателя.
1 – болт M10х 1,25×20; 2 – гайка (дет. 1118-1001257) крепления опоры двигателя; 3 – коробка передач; 4 – левая опора (дет. 2190-1001033) подвески двигателя.
Отвернуть две гайки 1, рисунок 2-22, крепления задней опоры 2 подвески двигателя к кузову (ключ кольцевой 17).
Рисунок 2-22. Отсоединение задней опоры подвески двигателя.
1 – гайка (дет. 1118-1001257) крепления опоры двигателя; 2 – задняя опора (дет. 2190-1001033) подвески двигателя.
Опустить силовой агрегат на тележку (таль электрическая или таль ручная, захват ТСО 3/379.000, тележка типа 67.50.004).
Установка.
Завести крюки грузоподъемного захвата в проушины рымов, рисунки 2-19 и 2-20, для вывешивания силового агрегата, поднять силовой агрегат и установить опоры, рисунки 2-21 и 2-22, на шпильки на кузове автомобиля. Операцию выполнять с помощником (таль электрическая или таль ручная, захват ТСО 3/379.000).
Завернуть и затянуть восемь гаек крепления правой, левой и задней опор подвески силового агрегата к кузову автомобиля, установить и затянуть два болта 1, рисунок 2-21, крепления правой и левой опор с коническими пружинными шайбами 10. Момент затяжки гаек и болтов крепления 33…51 Н·м (3,3…5,1 кгс·м) (головка сменная удлиненная 17, ключ трещоточный и удлинитель, ключ моментный).
Снять старые и установить новые стопорные кольца (дет. 2108-2215104-00) на наконечники внутренних шарниров приводов Повторное использование стопорных колец не допускается (отвертка плоская).
Извлечь одну транспортную заглушку из дифференциала коробки передач. Ввести шлицевую часть внутреннего шарнира одного из приводов в сальник полуоси, провернуть вал привода и совместить шлицы шарнира с впадинами шестерни полуоси. Резким движением стойки с поворотным кулаком запрессовать привод в шестерню полуоси.
Убедиться в фиксации привода путем перемещения внутреннего шарнира усилием рук в сторону поворотного кулака.
Выполнить операции по установке для другого привода колеса.
Установить экран защитный 3, рисунок 2-17, шарнира равных угловых скоростей, два болта 1 и гайку 2 крепления экрана. Момент затяжки двух болтов и гайки 2…4 Н·м (0,2…0,4 кгс·м) (головки сменные 8, 10, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Установить рычаги передней подвески с растяжками в сборе, выполнив операции в последовательности, обратной снятию. Гайки болтов крепления рычагов передней подвески к кронштейнам кузова и крепления стоек стабилизатора к рычагам передней подвески окончательно не затягивать. Моменты затяжки (ключи моментные):
- болтов 1 и 2, рисунок 2-14, крепления кронштейнов 3 переднего шарнира растяжек к кузову 58…70 Н·м (5,8…7,0 кгс·м);
- болтов крепления шаровых пальцев к поворотным кулакам 50…60 Н·м (5,0… 6,0 кгс·м).
Установить тягу 5, рисунок 2-6, привода коробки передач по ранее нанесенной метке. Гайку стяжного болта хомута 4 тяги привода коробки передач не затягивать.
Установить кронштейн 2 реактивной тяги на коробку передач, два болта М12х1,25×55 крепления кронштейна реактивной тяги к корпусу коробки передач, две гайки 1 болтов крепления с пружинными шайбами 12. Момент затяжки гаек 14…32 Н·м (1,4…3,2 кгс·м) (ключ кольцевой 19, головка сменная 19, ключ трещоточный, удлинитель, ключ моментный).
Присоединить колодку 1, рисунок 2-12, жгута проводов переднего к выключателю 2 света заднего хода на коробке передач.
Установить на фланец приемной трубы 2, рисунок 2-11, с нейтрализатором в сборе новую прокладку 3, присоединить дополнительный глушитель 5, установить контрящую пластину 4. Завернуть и затянуть три гайки 1 шпилек крепления дополнительного глушителя к приемной трубе и законтрить. Момент затяжки гаек 22…26 Н·м (2,2…2,6 кгс·м) (головка сменная 13, ключ трещоточный, ключ моментный).
Установить и закрепить щитки защитные передних крыльев согласно требованиям ТИ 3100.25100.20554.
Установить передние колеса и завернуть болты крепления колес без затяжки (головка сменная 17 и гайковёрт или ключ трещоточный).
Опустить автомобиль и затянуть болты крепления колес. Момент затяжки 76…92 Н·м (7,6…9,2 кгс·м) (головка сменная 17, ключ моментный).
Установить трос привода сцепления согласно требованиям ТИ 3100.25100.20549.
Отрегулировать привод управления механизмом переключения передач согласно требованиям ТИ 3100.25100.20549.
Установить средний 2, рисунок 2-5, левый 3 и правый 5 брызговики двигателя и затянуть тринадцать винтов 1 и два болта 4 крепления со стопорными шайбами 6×14 (дет. 00001-0025990-01) (головки сменные 8, 10, ключ трещоточный и удлинитель).
Присоединить в последовательности обратной снятию:
- шланг усилителя тормоза;
- колодки жгутов проводов электрооборудования;
- шланги радиатора отопителя;
- шланги радиатора.
Смазать моторным маслом уплотнительное кольцо штуцера 1, рисунок 2-7, рампы форсунок и подсоединить топливный шланг 2 к рампе. Затяжку штуцера топливной рампы производить двумя ключами вращением штуцера. Момент затяжки штуцера топливной рампы 20…34 Н·м (2,0…3,4 кгс·м) (ключ гаечный 17-2 шт., вставка сменная 17 из набора типа 811382 ф. “USAG”, ключ моментный).
Залить масло в коробку передач. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками указателя уровня (установка заправочная С-223-1, масло трансмиссионное согласно действующему “Кодификатору основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA” К 3100.25100.00018-2008, норма заливки – 3,1 л).
Присоединить к корпусу воздушного фильтра 1, рисунок 2-4, с помощью скобы пароотводящую трубку 2 радиатора.
Установить воздушный фильтр с датчиком массового расхода воздуха и шлангом впускной трубы в сборе на три опоры крепления 3 и присоединить патрубок воздухозаборника 4 к корпусу воздушного фильтра.
Присоединить к корпусу воздушного фильтра 5, рисунок 2-3, при помощи скобы 4 жгут 3 проводов передний.
Присоединить разъем трубки 2 пароотводящей к клапану адсорбера.
Присоединить колодку 1 жгута проводов системы зажигания к клапану адсорбера.
Присоединить колодку 5, рисунок 2-2, жгута проводов системы зажигания к датчику 6 массового расхода воздуха.
Присоединить разъем 7 трубки клапана адсорбера к электронному модулю 9 впуска.
Присоединить шланг 4 впускной трубы к электронному модулю 9 впуска и затянуть хомут 2 крепления (отвертка крестообразная).
Надеть верхний шланг 3 вентиляции картера на патрубок крышки 8 головки цилиндров и затянуть хомут 1 (отвертка крестообразная).
Проверить и при необходимости довести до нормы уровень масла в картере двигателя. Уровень масла должен быть между метками “min” и “max” указателя уровня (установка типа 24065 для заправки моторным маслом ф. “Альфа” (Италия), масло моторное согласно действующему “Кодификатору основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA” К 3100.25100.00018-2008).
Залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок и установить пробку расширительного бачка. Уровень охлаждающей жидкости должен быть метками “min” и “max” на расширительном бачке. Объем охлаждающей жидкости, включая систему отопления салона – 7,84 л (жидкость охлаждающая согласно действующему “Кодификатору основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA” К 3100.25100.00018-2008).
Присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).
Установить автомобиль на четырехстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и вывесить его (подъемник четырехстоечный электромеханический типа П-178Д-03 грузоподъемностью 3,5 т).
Прожать переднюю подвеску усилием рук 2…3 раза для самоустановки ее узлов, прикладывая усилие 400…500 Н (40…50 кгс) в районе переднего бампера.
Затянуть окончательно гайки крепления узлов и деталей передней подвески.
Моменты затяжки резьбовых соединений:
- гаек 1, рисунок 2-16, болтов крепления нижних рычагов 3 передней подвески к кронштейнам 2 кузова 79…96 Н·м (7,9…9,6 кгс·м);
- гаек болтов 1, рисунок 2-13, крепления стоек 2 стабилизатора к нижним рычагам 3 передней подвески 43…52 Н·м (4,3…5,2 кгс·м).
Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.13060.
Запустить двигатель и дать ему поработать 2…3 минуты на холостых оборотах для удаления воздушных пробок в системе охлаждения. После остановки двигателя проверить уровень охлаждающей жидкости и отсутствие следов подтекания, при необходимости довести уровень жидкости до нормы. Уровень охлаждающей жидкости должен быть метками “min” и “max” на расширительном бачке (катушка вытяжная с вентилятором типа SERF/SP ф. “СовПлим”).
При работающем двигателе контрольная лампа “Проверьте двигатель” на панели приборов не должна загораться. При загорании лампы перевести электронную систему управления двигателем в режим диагностического отображения согласно требованиям ТИ 3100.25100.12039, определить код неисправности и устранить причину.
Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить автомобиль на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934-2006 пн. 1.19.5, 1.19.6, 1.19.9, 1.19.14, 1.19.15, 1.19.19.6, 1.19.21.3, 1.19.21.6.