Система надувных подушек безопасности (СНПБ) автомобилей семейства LADA PRIORA – снятие, установка, обслуживание.
Система надувных подушек безопасности автомобилей семейства LADA PRIORA – снятие, установка, обслуживание.
ТИ 3100.25100.20499
1. Общие указания.
Внимание. К работе с автомобилями оборудованными системой надувных подушек безопасности (СНПБ) допускается только обученный персонал, ознакомленный с данной технологической инструкцией.
1.1 Работы проводить в соответствии с требованиями “Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте” ПОТ РМ-027-2003, инструкций по охране труда для слесарей, действующих на предприятии и раздела 2 данной инструкции.
1.2 Неправильное обращение, хранение, транспортировка, установка или демонтаж компонентов СНПБ могут привести к непредусмотренному их срабатыванию и травмированию людей или к нарушению нормального функционирования системы в целом.
1.3 Компоненты СНПБ одноразового действия. Сработавшие, в результате ДТП или иного происшествия, модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ), модуль надувной подушки безопасности переднего пассажира (МНПБП), передние ремни безопасности с устройством предварительного натяжения, блок управления системы надувных подушек безопасности (БУСНПБ) необходимо заменить. При срабатывании МНПБВ на автомобиле обязательной замене подлежат также рулевое колесо и соединитель с устройством вращающимся.
1.4 Компоненты СНПБ (МНПБВ, МНПБП, БУСНПБ и передние ремни безопасности с устройством предварительного натяжения), сработавшие или не сработавшие, но со следами повреждений, подлежат замене. Допускается устанавливать компоненты системы соответствующие только модели данного автомобиля. Забракованные компоненты СНПБ должны быть помещены в изолятор брака на складе хранения.
1.5 При повреждении рулевого колеса с МНПБВ замене подлежит рулевое колесо.
1.6 Наличие СНПБ на автомобиле подтверждается надписью “AIRBAG” на крышке модуля надувной подушки безопасности водителя, установленного на рулевом колесе, надписью “SRS/AIRBAG” на крышке модуля подушки безопасности переднего пассажира, расположенного в панели приборов, и надписью “AIRBAG” на этикетке ленты переднего ремня безопасности.
1.7 Состояние СНПБ контролируется сигнализатором диагностики (символ
В системе НПБ имеется неисправность, если:
– сигнализатор повторно включается после 3-4-х секундного горения при включении зажигания или во время движения автомобиля и горит до устранения неисправности;
– при включении зажигания сигнализатор не включается.
Постоянное горение сигнализатора после включения зажигания указывает на то, что блок управления СНПБ находится в заблокированном состоянии (см. п.9.7).
1.8 Замена компонентов СНПБ проводится:
– при обнаружении неисправностей в компонентах СНПБ;
– при повреждении компонентов СНПБ;
– при срабатывании СНПБ или отдельных ее компонентов.
Рекомендуется производить замену модулей надувных подушек безопасности и передних ремней безопасности с устройством предварительного натяжения по истечении 10 лет с даты их производства. Дата изготовления указывается на этикетке на корпусе модуля и ленте ремня безопасности. Идентификацию компонентов СНПБ см. п.10 данной инструкции.
1.9 После снятия с автомобиля не сработавших модулей надувных подушек безопасности или передних ремней безопасности с устройством предварительного натяжения по причине механического повреждения или по истечении срока рекомендуемой эксплуатации необходимо в кратчайший срок провести процедуру принудительного срабатывания газогенераторов компонентов СНПБ в соответствии с п.8 данной инструкции.
1.10 Сработавшие модули надувных подушек безопасности и передние ремни безопасности с устройством предварительного натяжения опасности для людей и угрозы окружающей среде не представляют. После разборки составные части компонентов СНПБ подлежат утилизации в соответствии с типом материалов согласно действующим требованиям и нормам по экологии и защите окружающей среды.
2. Меры безопасности при работе с СНПБ.
2.1 Внимание! При проведении ремонтных и регламентных работ на автомобилях, оборудованных СНПБ, выключатель зажигания должен быть в состоянии “ВЫКЛЮЧЕНО”, клемма провода “массы” должна быть отсоединена от аккумуляторной батареи.
Перед проверкой электропроводов СНПБ на короткое замыкание или разрыв необходимо отсоединить колодки жгутов проводов от модулей надувных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, ремней безопасности с устройством предварительного натяжения и блока управления СНПБ.
2.2 Все работы, связанные с компонентами СНПБ, необходимо выполнять в чистых хлопчатобумажных перчатках и очках.
2.3 Хранить компоненты СНПБ необходимо в оригинальной упаковке, соответствующей классу опасности 1.4S или 1.4G по ГОСТ 19433. Место для хранения компонентов СНПБ должно быть защищено от несанкционированного доступа лиц, не допущенных к обращению с ними. Не допускается складирование модулей и ремней безопасности с устройством предварительного натяжения совместно с автомобильными деталями и материалами, которые являются взрывоопасными, пожароопасными, легко воспламеняемыми или горючими.
2.4 Модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения при нормальных условиях не оказывают вредного влияния на организм человека, но требуют мер предосторожности:
– необходимо осторожное обращение с компонентами СНПБ;
– при обращении с компонентами СНПБ одному лицу разрешается брать и переносить только один модуль надувной подушки безопасности или один комплект ремней безопасности с устройством предварительного натяжения. Переносить модуль следует, крепко удерживая двумя руками таким образом, чтобы декоративная крышка и основание контейнера не были направлены на ваше тело. Если до монтажа в автомобиль или его узел модуль надувной подушки безопасности вынут из оригинальной упаковки, то его необходимо уложить на ровную твердую поверхность стола высотой не более 1 м декоративной крышкой вверх. При этом в области раскрытия надувной подушки безопасности не должно быть незакреплённых предметов. Допускается располагать на столе не более одной единицы изделия. Ремни безопасности с устройством предварительного натяжения необходимо переносить в упаковочном полиэтиленовом мешке оригинальной упаковки, крепко удерживая его в руках за верхнюю часть мешка. Если технологический процесс установки компонентов СНПБ прерван (обеденный перерыв, конец смены, прекращение сборки и т.п.), то все распакованные компоненты СНПБ должны быть уложены обратно в оригинальную упаковку и помещены на склад хранения;
– при извлечении компонентов СНПБ из оригинальной упаковки необходимо убедиться, что они не имеют механических повреждений;
– при обнаружении видимых механических повреждений запрещается предпринимать самостоятельные попытки ремонта компонентов СНПБ, дефектный компонент СНПБ необходимо уложить в оригинальную упаковку в изоляторе брака.
2.5 При работе с компонентами СНПБ запрещается:
– оставлять компоненты СНПБ без присмотра;
– направлять компоненты системы в сторону других лиц;
– поднимать компоненты СНПБ за подсоединенные к ним провода;
– разбирать компоненты СНПБ;
– подключать компоненты СНПБ к источнику энергии, за исключением случаев, описанных в данной инструкции;
– располагать компоненты СНПБ вблизи открытого огня и источников тепла (обогревателей, печей);
– располагать компоненты СНПБ рядом с жирами, кислотами, растворителями, горючесмазочными и подобными материалами;
– располагать компоненты СНПБ в местах проведения опасных работ (сварочных, окрасочных и т.п.);
– хранить компоненты СНПБ при температуре выше +45 0 C;
– при проведении ремонтных работ автомобиля с СНПБ в окрасочных и термических камерах выключатель зажигания должен быть в состоянии “ВЫКЛЮЧЕНО”, клемма провода “массы” должна быть отсоединена от аккумуляторной батареи, запрещается оставлять автомобиль с СНПБ в камере при температуре выше 105°C;
– устанавливать на автомобиль компоненты СНПБ имеющие механические повреждения;
– использовать электроинструменты, работающие от сети переменного тока при установке и снятии модулей надувных подушек безопасности и ремней безопасности с устройством предварительного натяжения;
– устанавливать на автомобиль компоненты СНПБ после их падения с высоты более 1 м на твердую поверхность;
– размещать на крышках модулей надувных подушек безопасности какие-либо наклейки или предметы.
2.6 При случайном повреждении газогенератора модуля надувной подушки безопасности и ремня безопасности с устройством предварительного натяжения, повлекшим его разборку и рассыпание пиротехнического вещества, необходимо локализовать место, преградив доступ всех лиц. Собрать составные части с применением инструмента, не вырабатывающего статического электричества. Лицо, выполняющее сбор составных частей должно быть в резиновых перчатках и защитных очках. Собранные составные части поместить в бумажный пакет вместе с перчатками, в которых производился сбор, далее поместить в изолятор брака в отдельный металлический контейнер с запирающейся крышкой. Все лица, находящиеся в контакте с частями раскрытого газогенератора, должны тщательно вымыть руки и лицо мыльным раствором в теплой воде.
2.7 При срабатывании компонентов СНПБ необходимо выждать около 30 минут для охлаждения компонентов СНПБ. Произвести в зависимости от места нахождения компонентов СНПБ операции по их подбору или демонтажу с автомобиля или его узла и поместить в изолятор брака (условия хранения обычные).
После окончания работы со сработавшими компонентами СНПБ необходимо вымыть руки мыльным раствором в теплой воде.
3. Медицинская помощь.
В тех случаях, когда произошло поражение окружающих людей пиротехническим веществом из разобранного газогенератора или окружающие люди подверглись травмированию при срабатывании компонентов системы, необходимо:
– вызвать дежурного врача или бригаду скорой помощи для оказания первой медицинской помощи;
– при попадании пиротехнического вещества в глаза промыть их теплой водой, закапать “альбуцид 20 %”;
– при проглатывании пиротехнического вещества промыть желудок, прополоскать рот аскорбиновой кислотой и выпить 3-4 глотка;
– при попадании на кожу пиротехнического вещества обмыть участки кожи аскорбиновой кислотой, при ожоге после обмывания на пораженные участки кожи нанести мазь “Пантенол” или “Олазоль”;
– при вдыхании пиротехнического вещества поместить пострадавшего на свежий воздух;
– при любых симптомах недомогания незамедлительно обратиться к врачу.
4. Назначение и принцип действия СНПБ.
4.1 Система надувных подушек безопасности является дополнительным средством защиты водителя и переднего пассажира, пристегнутых ремнями безопасности, и предназначена для снижения тяжести их травмирования при фронтальных (30 градусов) столкновениях автомобиля в дорожно-транспортных происшествиях. СНПБ срабатывает в зависимости от силы столкновения автомобиля с различными препятствиями.
СНПБ в случае штатного срабатывания в аварийной ситуации запускается вне зависимости от состояния пристегивания водителя или переднего пассажира ремнями безопасности. Поэтому использование ремней безопасности водителем и передним пассажиром является обязательным условием эффективной работы СНПБ.
4.2 Система НПБ начинает функционировать после включения зажигания и управляется электронным блоком (БУСНПБ) с функцией самодиагностики.
Срабатывание системы осуществляется подачей электрического сигнала от БУСНПБ на модуль(и) надувной подушки безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения.
4.3 В случае срабатывания СНПБ верхняя часть крышки облицовочной модуля надувной подушки безопасности при наполнении подушки газом разрывается в конструктивно определенных местах и раскрывается на две или три части. Через образовавшийся проем, наполняемый газом, мешок подушки безопасности раскрывается перед рулевым колесом или панелью приборов. Время наполнения подушки составляет около 30-40 мс.
Одновременно со срабатыванием надувных подушек безопасности запускается устройство предварительного натяжения передних ремней безопасности, обеспечивая подтягивание слабины ленты ремня и надежную фиксацию в сиденье водителя и переднего пассажира.
После наполнения подушки безопасности вследствие избыточного давления газ выходит через специальные отверстия, находящиеся в задней части мешка подушки безопасности, предотвращая тем самым столкновение водителя или пассажира с деталями интерьера автомобиля и смягчая при этом тяжесть соударения их головы и грудной клетки.
5. Устройство СНПБ.
5.1 Автомобиль LADA Priora в зависимости от комплектации может быть оснащен двумя типами систем:
– Одноканальная СНПБ (базовая комплектация) – фронтальная система НПБ водителя.
Ремни безопасности водителя и переднего пассажира обычного инерционного действия;
– Четырехканальная СНПБ – фронтальная система НПБ водителя и переднего пассажира с передними ремнями безопасности с устройством предварительного натяжения.
Рисунок 1. Система надувных подушек безопасности.
1 – модуль надувной подушки безопасности водителя; 2 – модуль надувной подушки безопасности пассажира; 3 – место установки блока управления СНПБ.
В состав одноканальной системы НПБ входят:
– модуль газогенераторный (МНПБВ) – 1118-8232010-00;
– блок управления системы надувных подушек безопасности – 2170-3824010-01;
– соединитель с устройством вращающимся – 2110-3709315-00/1118-3709315-01;
– колесо рулевого управления с включателем сигнала – 1119-3402012-00.
В состав четырёхканальной системы НПБ входят:
– модуль газогенераторный (МНПБВ) – 2172-8232010-00;
– блок управления системы надувных подушек безопасности – 2170-3824010-11;
– соединитель с устройством вращающимся – 2110-3709315-00;
– колесо рулевого управления с включателем сигнала – 1119-3402012-00;
– модуль надувной подушки безопасности пассажира – 2170-8233020-00;
– ремень безопасности передний правый/левый 2170-8217020/21-10.
5.2 Модуль газогенераторный (МНПБВ), рисунок 2, состоит из газогенератора 1, корпуса 3, со сложенной в нем надувной подушкой, облицовочной крышки 6 и крепежных деталей.
Рисунок 2. Модуль газогенераторный 1118-8232010-00 (вид сзади).
1 – газогенератор; 2 – ярлык специальный со штрих-кодом; 3 – корпус, со сложенной в нем надувной подушкой; 4 – фиксаторы; 5 – разъем запала-воспламенителя газогенератора; 6 – крышка облицовочная.
5.2.1 Газогенератор производит газ внутри модуля для наполнения надувной подушки безопасности. Воспламенение пиротехнического вещества, находящегося в газогенераторе, производится запалом-воспламенителем, вмонтированным в корпус газогенератора. Различают два основных типа газогенераторов.
Пиротехнический газогенератор состоит из корпуса, наполненного твердым пиротехническим веществом, и запала-воспламенителя. В нем газ производится при сгорании пиротехнического вещества. Применяется в модуле надувной подушки безопасности водителя.
Гибридный газогенератор состоит из корпуса, наполненного сжатым инертным газом и пиротехническим веществом, и запала-воспламенителя. Применяется в модуле надувной подушки безопасности пассажира.
Запал-воспламенитель – устройство с электрическим сопротивлением и пиротехническим веществом. После получения электрического сигнала от БУСНПБ электрическое сопротивление разогревается и воспламеняет пиротехническое вещество запала-воспламенителя с последующим воспламенением основной массы пиротехнического вещества газогенератора.
5.2.2 Надувная подушка безопасности – мешок из синтетического материала, вмонтированный в корпус модуля, наполняющийся газом под давлением при срабатывании модуля.
Надувная подушка безопасности сложена специальным образом и закрыта облицовочной крышкой.
5.2.3 Облицовочная крышка – деталь, закрывающая надувную подушку безопасности и разрывающаяся при наполнении подушки газом вдоль конструктивного шва, расположенного с обратной стороны крышки.
5.3 Блок 1, рисунок 3, управления СНПБ закреплен тремя гайками на кронштейне 2 на тоннеле пола и расположен под консолью панели приборов, под ковриком пола.
В состав БУСНПБ входят датчик ускорения и электронная схема формирования сигналов управления, подаваемых на модули надувных подушек и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения. Блок управления преобразует и обрабатывает информацию, поступающую от датчика ускорения, находящегося в самом блоке, и формирует электрический сигнал на запал-воспламенитель газогенератора модуля(ей) надувной подушки безопасности и устройств предварительного натяжения ремней безопасности.
Рисунок 3. Расположение БУСНПБ.
1 – блок управления СНПБ; 2 – кронштейн крепления БУСНПБ.
Рисунок 4. Соединитель с устройством вращающимся.
1 – крышка устройства вращающегося; 2 – колодка жгута к включателю звукового сигнала; 3 – Г-образная колодка к МНПБВ; 4 – фиксатор цилиндрический; 5 – место расположения красного транспортировочного ключа (для нового соединителя с устройством вращающимся).
Рисунок 5. Рулевое колесо.
1 – кронштейн крепления МНПБВ; 2 – отверстия в кронштейне для позиционирования МНПБВ; 3 – болты крепления МНПБВ.
Блок управления осуществляет диагностику СНПБ, отображая состояние системы на сигнализатор диагностики, и имеет программное обеспечение для запоминания кодов неисправностей и поддержки диагностического канала обмена данными по “К” – линии по ISO 9141.
5.4 Соединитель с устройством вращающимся, рисунок 4, в части СНПБ предназначен для электрического соединения модуля надувной подушки безопасности водителя, расположенного на рулевом колесе, с электропроводкой автомобиля.
5.5 Рулевое колесо, рисунок 5, конструктивно содержит кронштейн 1 для крепления модуля надувной подушки безопасности водителя.
5.6 Ремни безопасности водителя и переднего пассажира с устройством предварительного натяжения состоят из корпуса, катушки, устройства предварительного натяжения ленты и ремня с языком замка. Устройство предварительного натяжения переднего ремня безопасности вмонтировано в катушку и обеспечивает движение ленты ремня по направлению её наматывания на катушку.
Ремни безопасности с устройством предварительного натяжения отличаются от обычных инерционных ремней наличием газогенератора с трубкой, наполненной стальными шариками, и катушкой ленты с шестерней. Газогенератор пиротехнического действия. При сгорании выделяющийся газ толкает по трубке стальные шарики на шестерню катушки ленты, обеспечивая ее вращение. Конструкция газогенератора подобна газогенератору модуля надувной подушки безопасности.
В конструкции ремня безопасности с устройством предварительного натяжения имеется механизм ограничения степени натяжения при срабатывании СНПБ. Механизм ограничения натяжения механического действия, он не требует регулировки и обслуживания. При срабатывании СНПБ после предварительного натяжения ленты ремня под действием сил инерции, действующих на водителя и переднего пассажира, происходит дальнейшее увеличение натяжения ленты ремня и механизм ограничения степени натяжения автоматически поддерживает заданную величину.
6. Устройство рулевого управления с СНПБ.
Детали рулевого управления автомобиля LADA Priora с МНПБВ приведены на рисунке 6.
Рисунок 6. Детали рулевого управления с системой надувной подушки безопасности водителя.
1 – кожух облицовочный вала руля верхний с гайками в сборе (21700-3403065-00); 2 – колесо рулевого управления с включателем сигнала (11190-3402012-00); 3 – гайка (21100-3402136-00); 4 – модуль газогенераторный в сборе (11180-8232010-00); 5 – кольцо уплотнительное (21100-3403204-00); 6 – кожух облицовочный вала руля нижний (21700-3403072-00); 7 – винт М 5×20 (00001-0033112-01); 8 – винт 4,3×38,1 самонарезающий (00001-0076707-01); 9 – винт 21100-3403247-00 (3 шт.); 10 – вкладыш нижнего кожуха (21700-3403116-00); 11 – вал карданный с шарниром (21700-3422092-00); 12 – вал рулевого управления в сборе (2170-3400024-00).
7. Снятие/установка узлов и деталей СНПБ.
Перед началом работ установить автомобиль на рабочее место, затормозить стояночным тормозом. Выключить зажигание. Отсоединить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).
Внимание. В схеме БУСНПБ имеется аварийный запас электроэнергии. С целью разряда конденсаторов после выключения зажигания необходимо выждать не менее 10 секунд перед выполнением работ.
7.1 Снятие МНПБВ.
Установить передние колеса в положение прямолинейного движения автомобиля. Верхние спицы рулевого колеса должны располагаться в горизонтальном положении.
Открыть левую переднюю дверь. Находясь снаружи автомобиля, сбоку от рулевого колеса, провернуть рулевое колесо на 180 градусов и отвернуть правый болт, рисунок 7, крепления модуля газогенераторного к рулевому колесу. Вернуть рулевое колесо в первоначальное положение и отвернуть левый болт крепления модуля газогенераторного (ключ 5 для внутреннего шестигранника).
Рисунок 7. Расположение болтов крепления модуля газогенераторного.
1 – место расположения левого болта крепления модуля газогенераторного; 2 – рулевое колесо.
Рисунок 8. Снятие модуля газогенераторного.
1 – модуль газогенераторный; 2 – Г-образная колодка жгута устройства вращающегося к модулю газогенераторному; 3 – фиксатор колодки; 4 – рулевое колесо.
Отсоединить модуль 1, рисунок 8, от рулевого колеса 4, не подвергая при этом натяжению жгут колодки 2. Плоской отверткой вывести из колодки 2 фиксатор 3, затем, не прилагая дополнительных боковых усилий, отсоединить колодку 2 от модуля 1 и снять модуль газогенераторный (отвертка плоская).
Внимание. Не сработавший модуль газогенераторный положить на плоскую поверхность облицовочной крышкой вверх.
При оплавлении Г-образной колодки 2 в случае демонтажа сработавшего модуля газогенераторного отсоединение модуля произвести обрезкой жгута колодки 2.
7.2 Установка МНПБВ.
Перед установкой модуля газогенераторного визуально убедиться в отсутствии механических повреждений и наличии ярлыка со штрих-кодом и идентифицирующим номером на модуле газогенераторном.
Внимание. При установке нового модуля газогенераторного оторвать часть ярлыка 2, рисунок 2, со штрих-кодом с модуля газогенераторного и вклеить его в раздел “Особые отметки” сервисной книжки, указав дату установки и пробег автомобиля, причину замены.
Находясь снаружи автомобиля сбоку от рулевого колеса, подвести модуль газогенераторный к месту установки в рулевом колесе, без приложения боковых усилий вставить Г-образную колодку 2, рисунок 8, в разъем модуля газогенераторного 1 до получения характерного фиксирующего щелчка.
Вставить фиксатор 3 в колодку 2 до характерного щелчка.
Внимание. До установки фиксатора в Г-образную колодку модуль надувной подушки безопасности находится в транспортном положении, контакты разъема запала-воспламенителя шунтированы.
Установить модуль газогенераторный в рулевое колесо, совмещая фиксаторы 4, рисунок 2, на корпусе 3 модуля газогенераторного с ответными отверстиями 2, рисунок 5, на кронштейне 1 рулевого колеса.
Провернуть рулевое колесо на 180 градусов и завернуть правый болт, рисунок 7, крепления модуля газогенераторного, вернуть рулевое колесо в первоначальное положение и завернуть левый болт крепления модуля газогенераторного. Затянуть болты крепления модуля газогенераторного. Момент затяжки болтов от 6,4 до 9,6 Н·м (от 0,7 до 0,9 кгс·м) (ключ 5 для внутреннего шестигранника, ключ моментный).
7.3 Снятие соединителя с устройством вращающимся.
Снять МНПБВ согласно п.7.1 данной инструкции.
Отвернуть два винта 7, рисунок 6, и два винта 8 и снять кожух 1 облицовочный верхний (отвертка крестообразная).
Отвернуть три винта 9 и снять кожух 6 облицовочный нижний в сборе с вкладышем 10 нижнего кожуха (отвертка крестообразная).
Снять с выключателя зажигания уплотнительное кольцо 5.
Отсоединить колодку 1, рисунок 9, жгута устройства вращающегося от колодки 2 жгута включателя звукового сигнала.
Установить передние колеса в положение прямолинейного движения автомобиля. Верхние спицы рулевого колеса должны располагаться в горизонтальном положении.
Отвернуть гайку 3 крепления рулевого колеса и снять рулевое колесо с вала рулевого управления, пропустив при этом колодки 1 и 4 через отверстие в ступице рулевого колеса (головка сменная 24, удлинитель и вороток).
Внимание. После снятия рулевого колеса исключить осевое перемещение фиксатора цилиндрического 4, рисунок 4. Для исключения поломки не вращать крышку 1 устройства вращающегося, так как оно автоматически фиксируется.
Рисунок 9. Снятие рулевого колеса.
1 – колодка жгута устройства вращающегося к включателю сигнала; 2 – колодка жгута включателя звукового сигнала; 3 – гайка крепления рулевого колеса; 4 – колодка жгута устройства вращающегося к модулю газогенераторному.
Извлечь из соединителя переключатели стеклоочистителей и световой сигнализации.
Отсоединить колодки жгута панели приборов от соединителя.
Ослабить болт крепления и снять с вала рулевого управления соединитель с устройством вращающимся (ключ гаечный 8).
7.4 Установка соединителя с устройством вращающимся.
Перед установкой рейка рулевого механизма должна находиться в среднем положении, передние колеса при этом должны быть в положении прямолинейного движения автомобиля.
Установить на вал рулевого управления соединитель с устройством вращающимся, болт крепления соединителя не затягивать.
При установке нового соединителя с устройством вращающимся удалить из устройства вращающегося 1, рисунок 10, красный транспортировочный ключ 2, фиксирующий подвижный элемент устройства в среднем положении, повернув его вокруг своей оси на 90 ° (+30°)
Рисунок 10. Установка нового соединителя с устройством вращающимся.
1 – устройство вращающееся; 2 – красный транспортировочный ключ.
Продеть в правое отверстие ступицы рулевого колеса колодки 1 и 4, рисунок 9, устройства вращающегося и установить на вал рулевого управления рулевое колесо. При этом верхние спицы рулевого колеса должны находиться в горизонтальном положении. Завернуть и затянуть гайку 3 крепления рулевого колеса. Момент затяжки гайки от 31,4 до 51,0 Н·м (от 3,2 до 5,1 кгс·м) (головка сменная 24, удлинитель и вороток, ключ моментный).
Переместить вдоль оси вала рулевого управления соединитель с устройством вращающимся вплотную к ступице рулевого колеса и после этого переместить в обратном направлении на 2-3 мм. Завернуть болт крепления соединителя.
Присоединить колодку 1, рисунок 9, жгута устройства вращающегося к колодке 2 жгута включателя звукового сигнала.
Присоединить колодки жгута панели приборов к соединителю.
Установить в соединитель переключатели стеклоочистителей и световой сигнализации.
Установить на выключатель зажигания уплотнительное кольцо 5, рисунок 6.
Установить кожух 6 облицовочный нижний в сборе с вкладышем 10 нижнего кожуха и закрепить его винтами 9 (отвертка крестообразная).
Установить кожух 1 облицовочный верхний и закрепить его с кожухом 6 облицовочным нижним винтами 6 и 8 (отвертка крестообразная).
Вращая рулевое колесо вправо и влево до упора, убедиться в отсутствии заеданий, стуков и в плавности вращения, а также в работоспособности сброса рычага указателей поворота. Покачивая за рулевое колесо убедиться в отсутствии радиального и осевого люфтов рулевого колеса.
Установить МНПБВ согласно п.7.2 данной инструкции.
7.5 Снятие блока управления СНПБ.
Отвернуть винты крепления и снять экран 1, рисунок 11, боковой левый и экран боковой правый (отвертка крестообразная).
Рисунок 11. Снятие экрана бокового левого.
1 – экран боковой левый.
Рисунок 12. Расположение колодки жгута панели приборов к БУСНПБ.
1 – колодка жгута панели приборов к БУСНПБ; 2 – фиксатор рычага колодки; 3 – рычаг колодки.
Отогнуть коврик пола, освободив доступ к колодке 1, рисунок 12.
Нажать на фиксатор 2 и, не отсоединяя колодки от разъема БУСНПБ, отвести рычаг 3, как показано на рисунке 12, обеспечив тем самым автоматическое отсоединение колодки 1 от разъема блока управления СНПБ.
Рисунок 13. Снятие БУСНПБ.
1 – гайки крепления БУСНПБ; 2 – БУСНПБ; 3 – кронштейн крепления электронных блоков; 4 – информирующая стрелка (информирует о направлении движения автомобиля и направлении действия датчика ускорения БУСНПБ).
Отогнуть коврик пола со стороны экрана бокового правого, отвернуть гайки 1, рисунок 13, крепления блока 2 управления СНПБ и снять БУСНПБ (головка сменная 10, удлинитель и вороток).
7.6 Установка блока управления СНПБ.
Установку блока управления производить в порядке обратном снятию.
При установке БУСНПБ стрелка 4, рисунок 13, на крышке блока должна быть направлена по ходу движения автомобиля.
Момент затяжки гаек крепления БУСНПБ от 6,4 до 9,6 Н·м (от 0,64 до 0,96 кгс·м) (головка сменная 10, удлинитель и вороток, ключ моментный).
Внимание. Блок управления СНПБ поставляется в запасные части в заблокированном состоянии. После замены блока управления его необходимо разблокировать согласно п.9.7 данной инструкции.
7.7 Снятие МНПБП.
Снять крышку вещевого ящика.
Отвернуть гайки 5, рисунок 14, крепления модуля 1 к кронштейну 3 (головка сменная 8, удлинитель и вороток).
Через проем вещевого ящика, поочередно воздействуя на фиксаторы 4 облицовочной крышки МНПБП, подавая снизу, извлечь МНПБП из панели приборов.
Не подвергая натяжению жгут проводов к МНПБП, плоской отверткой вывести из Г-образной колодки, присоединенной к разъему 6 МНПБП, фиксатор, затем, не прилагая дополнительных боковых усилий, отсоединить Г-образную колодку от модуля и снять модуль НПБП (отвертка плоская).
Внимание. Не сработавший модуль НПБП положить на плоскую поверхность облицовочной крышкой вверх.
Рисунок 14. Снятие МНПБП.
1 – модуль НПБП; 2 – щиток передка; 3 – кронштейн крепления МНПБП; 4 – фиксаторы крышки МНПБП; 5 – гайки крепления МНПБП; 6 – разъем МНПБП.
В случае демонтажа сработавшего модуля НПБП проверить исправность жгута проводов к модулю НПБП. При обнаружении повреждения колодки к модулю НПБП, обрыва или короткого замыкания проводов к модулю НПБП жгут заменить.
7.8 Установка МНПБП.
Перед установкой МНПБП визуально убедиться в отсутствии механических повреждений и наличии ярлыка со штрих-кодом и идентифицирующим номером на модуле.
Внимание. При установке нового модуля НПБП оторвать часть ярлыка со штрих-кодом с модуля и вклеить его в раздел “Особые отметки” сервисной книжки, указав дату установки и пробег автомобиля, причину замены.
Находясь в автомобиле, подвести модуль НПБП к месту установки в панели приборов, без приложения боковых усилий вставить Г-образную колодку жгута проводов панели приборов в разъем 6 модуля НПБП до получения характерного фиксирующего щелчка.
Вставить фиксатор в Г-образную колодку до характерного щелчка.
Внимание. До установки фиксатора в Г-образную колодку модуль надувной подушки безопасности находится в транспортном положении, контакты разъёма запала-воспламенителя шунтированы.
Установить модуль НПБП в панель приборов и зафиксировать крышку МНПБП в панели приборов.
Завернуть и затянуть гайки 5 крепления МНПБП к кронштейну 3. Момент затяжки гаек крепления МНПБП от 8 до 16 Н·м (от 0,8 до 1,6 кгс·м) (головка сменная 8, удлинитель и вороток, ключ моментный).
7.9 Снятие ремней безопасности с устройством предварительного натяжения.
Рисунок 15. Крепление переднего ремня безопасности.
1 – облицовка порога задней двери; 2 – облицовка центральной стойки нижняя правая/левая; 3 – ремень безопасности передний правый/левый; 4 – болт крепления ремня безопасности.
Рисунок 16. Крепление катушки переднего ремня безопасности.
1 – колодка жгута проводов заднего к газогенератору устройства предварительного натяжения; 2 – катушка инерционная переднего ремня безопасности; 3 – болт крепления катушки.
Рисунок 17. Крепление ремня безопасности на центральной стойке.
1 – болт крепления ремня безопасности; 2 – скоба; 3 – ремень безопасности передний правый/левый.
Отвернуть два винта крепления облицовки 1, рисунок 15, порога задней двери, снять облицовку (отвертка крестообразная).
Снять облицовки и колпачки с головок болтов крепления ремня безопасности.
Отвернуть болт 4, рисунок 15, крепления ветви ремня 3 на пороге пола (ключ 17 кольцевой).
Снять нижнюю облицовку 2 центральной стойки (отвертка плоская).
Отсоединить колодку 1, рисунок 16, от газогенератора инерционной катушки 2.
Отвернуть болт 1, рисунок 17, крепления скобы 2 ремня безопасности на центральной стойке (ключ 17 кольцевой).
Отвернуть болт 3, рисунок 16, крепления катушки 2 и снять передний ремень безопасности с катушкой в сборе (ключ 17 кольцевой).
Отвернуть болт крепления замка переднего ремня безопасности к кронштейну сиденья и снять замок (ключ 17 кольцевой).
7.10 Установка ремней безопасности с устройством предварительного натяжения.
Установку ремней безопасности производить в последовательности обратной снятию.
Ремни безопасности после открывания замков должны возвращаться из рабочего положения в исходное свободно без заеданий.
Перед установкой ремней безопасности снять транспортные шайбы.
Момент затяжки болтов крепления ремней безопасности от 18 до 32 Н·м (от 1,8 до 3,2 кгс·м) (головка сменная 17, удлинитель и вороток, ключ моментный).
7.11 После выполнения работ по снятию/установке компонентов СНПБ присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).
Внимание. Во время присоединения клеммы провода “массы” к аккумуляторной батарее зажигание должно быть выключено. При этом никто не должен находиться в салоне автомобиля.
7.12 Проверить работоспособность СНПБ.
Внимание. В целях безопасности первое включение зажигания на автомобиле с замененным модулем надувной подушки безопасности водителя должно производиться следующим образом:
– открыть дверь водителя;
– не садясь на сиденье, правой рукой, расположив ее под рулевым колесом, включить зажигание, при этом голова специалиста, проводящего данную операцию, не должна находится между рулевым колесом и сиденьем водителя.
После включения зажигания при отсутствии неисправностей сигнализатор диагностики (символ оранжевого цвета) должен включиться на 3-4 секунды и выключиться.
Выключить зажигание. В случае снятия/установки рулевого колеса нажатием на включатели, расположенные в горизонтальных спицах рулевого колеса, убедиться в наличии звукового сигнала.
7.13 Предъявить автомобиль ОТК.
ОТК проверить работоспособность СНПБ согласно п.1.7 данной инструкции.
8. Принудительное срабатывание МНПБВ, МНПБП, ремня безопасности с устройством предварительного натяжения.
8.1 Утилизации подлежит только сработавший модуль надувной подушки безопасности и ремень безопасности с устройством предварительного натяжения. Не сработавший модуль надувной подушки безопасности и ремень безопасности с устройством предварительного натяжения, предназначенные для утилизации, должны быть принудительно сработаны (принудительно запущены) способом, не наносящем вред экологии и окружающей среде (т.е. запрещается сжигание, растворение и т.п.).
8.2 Срабатывание модулей и ремней безопасности с устройством предварительного натяжения производится организацией, имеющей соответствующее право и лицензию на проведение работ с пиротехническими изделиями. Для срабатывания модуля или ремня безопасности с устройством предварительного натяжения необходимо:
– подключить оригинальную колодку двухканального провода длиной не менее 15 м к разъему запала-воспламенителя газогенератора (предварительно обеспечив замыкание свободных контактов провода);
– поместить в бак емкостью не менее 200 л модуль надувной подушки безопасности или ремень безопасности с устройством предварительного натяжения (металлический бак должен иметь не менее 10 отверстий диаметром около 50 мм в верхней крышке для выхода газа и сброса давления, создаваемого во время срабатывания компонентов системы; крышка должна фиксироваться);
– обеспечить удаление людей на безопасное расстояние от места срабатывания; лицо, проводящее срабатывание должно быть защищено укрытием (сплошное ограждение, стена и т.п.);
– разомкнуть свободные контакты двухканального провода, подсоединенного к запалу-воспламенителю газогенератора, и подать на них постоянное напряжение 12 В (допускается от автомобильного аккумулятора), произведя тем самым принудительный запуск.
Принудительно запущена может быть только одна единица модуля или ремня безопасности с устройством предварительного натяжения.
8.3 После срабатывания модуля температура его поверхности достигает 100°C, поэтому необходимо выждать около 30 минут для охлаждения поверхности модуля, вынуть модуль из бака и утилизировать. Для ремней безопасности с устройством предварительного натяжения время охлаждения может быть уменьшено.
Перед утилизацией необходимо разобрать модуль или ремни безопасности с устройством предварительного натяжения на составные части путем раскручивания крепежных деталей и разъединения составных частей.
Утилизацию составных частей произвести в соответствии с типом материалов модуля или ремня безопасности с устройством предварительного натяжения с соблюдением действующих требований по экологии и защите окружающей среды.
9. Диагностика СНПБ.
9.1 Схема электрических соединений одноканальной СНПБ автомобиля LADA Priora приведена на рисунке 18.
Назначение выводов блока управления СНПБ приведено в таблице 1.
Рисунок 18. Схема электрических соединений одноканальной СНПБ автомобиля LADA Priora.
Таблица 1.
1 | НПБ водителя, контакт “-“ |
2 | НПБ водителя, контакт “+” |
3 | НПБ пассажира, контакт “-“ |
4 | НПБ пассажира, контакт “+” |
7 | Преднатяжитель РБ пассажира, контакт “-“ |
8 | Преднатяжитель РБ водителя, контакт “+” |
9 | Преднатяжитель РБ водителя, контакт “-“ |
10 | Сигнализатор диагностики в комбинации приборов |
11 | Общий провод (масса) |
25 | К клемме “15” выключателя зажигания |
30 | Преднатяжитель РБ пассажира, контакт “+” |
46 | Контакт “М” диагностической колодки (К-линия) |
9.2 Для просмотра кодов неисправностей и параметров СНПБ используется диагностический прибор ДСТ-2М (ДСТ-10С), подключаемый к диагностической колодке автомобиля.
Перечень кодов неисправностей, отображаемых диагностическим прибором в режиме “Неисправности”, приведён в таблице 2.
9.3 При обнаружении неисправности типа “Высокое сопротивление контактов …” проверить:
– надежность присоединения колодки жгута панели приборов к БУСНПБ;
– надежность присоединения колодки к соответствующему компоненту СНПБВ (МНПБВ и устройству вращающемуся, МНПБП, преднатяжителю ремня безопасности);
– соответствующую электрическую цепь к БУСНПБ на обрыв (перед проверкой цепи обязательно отсоединить колодки от БУСНПБ и соответствующего компонента СНПБ).
9.4 При обнаружении неисправности типа “Низкое сопротивление контактов …” проверить:
– полноту и надежность фиксации колодки в разъеме соответствующего компонента СНПБВ (причиной возникновения данной неисправности может быть не установленный фиксатор в Г-образной колодке к МНПБВ, МНПБП, не зафиксированная колодка в разъеме преднатяжителя ремня безопасности, устройства вращающегося);
– соответствующую электрическую цепь к БУСНПБ на замыкание между контактами (перед проверкой цепи обязательно отсоединить колодки от БУСНПБ и соответствующего компонента СНПБ).
9.5 При обнаружении неисправности “Внутренняя неисправность блока управления СНПБ” заменить БУСНПБ.
Таблица 2.
Код | Описание кода |
B1001 | Утечка на плюс контакта 30 “+” РБ пассажира |
Утечка на минус контакта 7 “-” РБ пассажира | |
Высокое сопротивление контактов 7 и 30 РБ пассажира | |
Низкое сопротивление контактов 7 и 30 РБ пассажира | |
B1002 | Утечка на плюс контакта 8 “+” РБ водителя |
Утечка на минус контакта 9 “-” РБ водителя | |
Высокое сопротивление контактов 8 и 9 РБ водителя | |
Низкое сопротивление контактов 8 и 9 РБ водителя | |
B1003 | Утечка на плюс контакта 2 “+” ПБ водителя |
Утечка на минус контакта 1 “-” ПБ водителя | |
Высокое сопротивление контактов 1 и 2 ПБ водителя | |
Низкое сопротивление контактов 1 и 2 ПБ водителя | |
B1004 | Утечка на плюс контакта 4 “+” ПБ пассажира |
Утечка на минус контакта 3 “-” ПБ пассажира | |
Высокое сопротивление контактов 3 и 4 ПБ пассажира | |
Низкое сопротивление контактов 3 и 4 ПБ пассажира | |
B1040 | Утечка на плюс контакта 10 сигнализатора диагностики |
Утечка на минус контакта 10 сигнализатора диагностики | |
B1042 | Напряжение питания вне рабочего диапазона (≥ 16,5 В или ≤ 10,0 В) |
Низкое напряжение питания из-за дребезга контактов АКБ | |
B1044 | Неправильное подключение линий запала |
B10C0 – B10CE,
B1081 – B1084, B10B1 – B10BE, B109A – B109C |
Внутренняя неисправность блока управления СНПБ |
9.6 Перечень параметров, отображаемых диагностическим прибором в режиме “Параметры. Текущее состояние СНПБ”, приведён в таблице 3.
Таблица 3.
Параметр | Наименование | Единица | Одноканальная СНПБ | Четырёхканальная СНПБ |
Спр ПБ вод | Сопротивление цепи подушки безопасности водителя | Ом | 2,70-3,30 | 2,70-3,30 |
Спр ПБ пас | Сопротивление цепи подушки безопасности пассажира | Ом | 12,40-13,20 | 1,70-2,30 |
Спр РБ вод | Сопротивление цепи преднатяжителя ремня безопасности водителя | Ом | 12,40-13,20 | 1,70-2,30 |
Спр РБ пас | Сопротивление цепи преднатяжителя ремня безопасности пассажира | Ом | 12,40-13,20 | 1,70-2,30 |
9.7 Если блок управления находится в заблокированном состоянии, о чем свидетельствует постоянное горение сигнализатора после включения зажигания, его необходимо разблокировать с помощью прибора ДСТ-2М, для чего в меню СНПБ выбрать:
“Запись режима” –> “Блокировка ЭБУ” –> “Блокировка БУ – ВЫКЛ”
9.8 При необходимости принудительного отключения (по письменному требованию владельца автомобиля) модуля надувной подушки безопасности пассажира в четырехканальной СНПБ в меню СНПБ выбрать:
“Запись режима” –> “Откл. ПБ пассажира” –> “ПБ пассажира – ВЫКЛ”
Если функция принудительного отключения (блокирования) модуля НПБП в четырехканальной системе НПБ активирована, то после включения зажигания сигнализатор диагностики включится на 3-4 секунды, затем 12 раз мигнёт, информируя о блокировании МНПБП, и выключится.
10. Идентификация компонентов СНПБ.
Рисунок 19. Идентификация МНПБВ и МНПБП.
Рисунок 20. Идентификация БУСНПБ.
Рисунок 21. Идентификация ремня безопасности с устройством предварительного натяжения.