Система выпуска отработавших газов. Двигатель LADA XRAY – снятие / установка основных систем, узлов и деталей.
- Двигатель автомобиля LADA XRAY – снятие / установка основных систем, узлов и деталей.
- Технологические инструкции (ТИ) ВАЗ.
9. Система выпуска отработавших газов – снятие / установка.
Особенности устройства.
Отработавшие газы отводятся из двигателя через выпускной коллектор и систему выпуска газов, включающую в себя каталитическиий нейтрализатор 1, рисунок 9-1, глушитель 2 дополнительный и глушитель 3 основной. Система выпуска газов выполнена в виде единой сварной конструкции, которая подвешена к кузову автомобиля с помощью двух резиновых подушек. Возможна замена отдельных узлов системы выпуска газов с применением резки трубопроводов и дальнейшей сборки с помощью ремонтных зажимных муфт. Для этой цели на системе выпуска предусмотрены две зоны А и Б для выполнения резки. Со стороны каталитического нейтрализатора система выпуска при помощи болтов крепится фланцем к выпускному коллектору.
Рисунок 9-1 – Система выпуска отработавших газов автомобиля с двигателем H4M.
1 – каталитический нейтрализатор; 2 –дополнительный глушитель; 3 – основной глушитель; А – зона резки; Б – зона резки.
Снятие.
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи (подъемник электрогидравлический типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т, ключ гаечный 10).
Снятие каталитического нейтрализатора.
Отсоединить колодку жгута проводов от колодки 1, рисунок 9-2, диагностического датчика кислорода.
Рисунок 9-2 – Снятие диагностического датчика кислорода.
1 – колодка диагностического датчика кислорода; 2 – диагностический датчик кислорода.
Отсоединить от кронштейна крепления колодку диагностического датчика кислорода.
Отвернуть диагностический датчик 2 кислорода (ключ кольцевой 22).
Рисунок 9-3 – Соединительная муфта трубопровода системы выпуска отработавших газов.
1 – соединительная муфта; 2 – гайка стяжного болта.
При наличии соединительной муфты 1, рисунок 9-3, отвернуть гайку 2 стяжного болта муфты, соединяющей трубопровод системы выпуска отработавших газов, ослабить муфту (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный).
В случае, если система выпуска цельная, то на трубопроводе 1, рисунок 9-4, системы выпуска отработавших газов, отметить маркером середину В между метками А и Б зоны резки, как показано на рисунке (линейка).
Рисунок 9-4 – Разметка зоны резки трубопровода системы выпуска отработавших газов.
1 – трубопровод системы выпуска отработавших газов; А, Б – метки зоны резки; В – середина между метками А и Б (место выполнения реза трубопровода).
Разрезать трубопровод 1, рисунок 9-5, системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза 2 в соответствии с разметкой посередине между двумя метками на трубопроводе (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille”).
Рисунок 9-5 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов.
1 – система выпуска отработавших газов; 2 – труборез.
Отвернуть два болта крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору, снять пружины (головка сменная 13, удлинитель и вороток трещоточный).
Снять каталитический нейтрализатор 1, рисунок 9-1, и уплотнительное кольцо. Уплотнительное кольцо подлежит замене.
Удалить заусенцы на частях выпускного трубопровода, которые будут повторно использоваться на автомобиле (напильник плоский).
Снять муфту (при наличии) с трубопровода (отвертка плоская). Муфта подлежит замене.
Снятие дополнительного глушителя.
Поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работы, отвернуть гайки 2, рисунок 9-3, стяжных болтов муфт 1, соединяющих трубопровод системы выпуска отработавших газов, ослабить муфты (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, отвертка плоская).
В случае, если система выпуска цельная, то на трубопроводе системы выпуска отработавших газов отметить маркером середину В между метками А и Б зон резки, как показано на рисунке 9-4 (линейка).
Разрезать трубопровод системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза между каталитическим нейтрализатором и дополнительным глушителем в соответствии с разметкой посередине между двумя метками 1, рисунок 9-6 (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille”).
Рисунок 9-6 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов между каталитическим нейтрализатором и дополнительным глушителем.
1 – метки зоны резки.
Разрезать трубопровод системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза между дополнительным и основным глушителями в соответствии с разметкой посередине между двумя метками 1, рисунок 9-7 (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille”).
Рисунок 9-7 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов между основным и дополнительным глушителями.
1 – метки зоны резки.
Закрепить основной глушитель технологическим крюком к кузову автомобиля (крюк технологический).
Отсоединить кронштейн дополнительного глушителя от подушки подвески (в случае необходимости подушку подвески разрезать), снять дополнительный глушитель и муфты (при наличии). Муфты подлежат замене (отвертка плоская, нож технологический). Операцию выполнять с помощником.
Удалить заусенцы на частях выпускного трубопровода, которые будут повторно использоваться на автомобиле (напильник плоский).
Снятие основного глушителя.
Поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работы, отвернуть гайку 2, рисунок 9-3, стяжного болта муфты 1, соединяющей трубопровод системы выпуска отработавших газов, ослабить муфту (при наличии) (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, отвертка плоская).
В случае, если система выпуска цельная, то на трубопроводе системы выпуска отработавших газов отметить маркером середину В между метками А и Б зоны резки, как показано на рисунке 9-4 (линейка).
Разрезать трубопровод системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза в соответствии с разметкой посередине между двумя метками 1, рисунок 9-7, на трубопроводе (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille”).
Отсоединить кронштейн основного глушителя от подушки подвески (в случае необходимости подушку подвески разрезать), снять основной глушитель и муфту (при наличии).
Муфта подлежит замене (отвертка плоская, нож технологический).
Удалить заусенцы на частях выпускного трубопровода, которые будут повторно использоваться на автомобиле (напильник плоский).
Снятие системы выпуска отработавших газов в сборе.
Отсоединить колодку жгута проводов от колодки 1, рисунок 9-2, диагностического датчика кислорода.
Отсоединить от кронштейна крепления колодку диагностического датчика кислорода.
Отвернуть диагностический датчик 2 кислорода (ключ кольцевой 22).
Отвернуть два болта крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору, снять пружины (головка сменная 13, удлинитель и вороток трещоточный).
Подвести под поперечную балку рычагов 1, рисунок 9-8, задней подвески до упора опорную часть гидравлической трансмиссионной стойки (стойка гидравлическая трансмиссионная типа СГ-1 “ГАРО”).
Рисунок 9-8 – Отсоединение амортизаторов от рычагов задней подвески.
1 – рычаги задней подвески; 2 – болт; 3 – амортизатор задней подвески.
Отвернуть и извлечь болты 2 крепления амортизаторов 3 к рычагам задней подвески и аккуратно опустить рычаги задней подвески, не допуская натяжения тормозных шлангов (стойка гидравлическая трансмиссионная типа СГ-1 “ГАРО”, головка сменная 21, вороток трещоточный).
Извлечь кронштейны системы выпуска отработавших газов из подушек подвески (в случае необходимости подушки подвески разрезать), снять систему выпуска отработавших газов в сборе и уплотнительное кольцо Уплотнительное кольцо подлежит замене (отвертка плоская, нож технологический). Операцию выполнять с помощником.
Снять с кронштейнов кузова подушки подвески системы выпуска отработавших газов.
Подушки, имеющие растрескивания и разрывы, подлежат замене (отвертка плоская).
Установка.
Установка системы выпуска отработавших газов в сборе.
Смазать мыльным раствором подушки подвески системы выпуска отработавших газов и установить на кронштейны кузова (кисть, мыльный раствор, тара технологическая).
Установить новое уплотнительное кольцо и систему выпуска отработавших газов в сборе на автомобиль, вставив кронштейны в подушки подвески, установленные на кузове.
Операцию выполнять двумя исполнителями.
Установить две пружины и ввернуть два болта крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору. Момент затяжки гаек 21 Н·м (2,1 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Поднять гидравлическую стойку с рычагами 1, рисунок 9-8, задней подвески, присоединить амортизаторы 3 к рычагам задней подвески, установить новые болты 2. Момент затяжки болтов крепления амортизаторов 105 Н·м (10,5 кгс·м) (стойка гидравлическая трансмиссионная типа СГ-1 “ГАРО”, головка сменная 21, вороток трещоточный, ключ моментный).
Опустить опорную часть гидравлической трансмиссионной стойки и вывести стойку из-под автомобиля.
Установить диагностический 2, рисунок 9-2, датчик кислорода в соответствии с настоящей ТИ (данного раздела).
Присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Установка основного глушителя.
Установить новую муфту 1, рисунок 9-3, на выпускную трубу дополнительного глушителя.
Нанести мыльный раствор на кронштейн основного глушителя (кисть, мыльный раствор, емкость технологическая).
Установить основной глушитель на автомобиль, вставив при этом кронштейн в подушку подвески на кузове автомобиля (отвертка плоская).
Выставить выпускной трубопровод до соприкосновения с выступами внутри ремонтной муфты и затянуть гайку 2 стяжного болта муфты 1, соединяющей трубопровод. Момент затяжки гаек стяжных болтов 25 Н·м (2,5 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Установка дополнительного глушителя.
Установить две новые муфты 1, рисунок 9-3, на трубопроводы дополнительного глушителя.
Нанести мыльный раствор на кронштейн дополнительного глушителя (кисть, мыльный раствор, емкость технологическая).
Установить дополнительный глушитель на автомобиль, вставив при этом кронштейн в подушку подвески на кузове автомобиля (отвертка плоская).
Выставить выпускной трубопровод до соприкосновения с выступами внутри ремонтной муфты и затянуть гайки 2 стяжных болтов муфт 1, соединяющих трубопроводы. Момент затяжки гаек стяжных болтов 25 Н·м (2,5 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и ключ трещоточный, ключ моментный).
Установка каталитического нейтрализатора.
Установить каталитический нейтрализатор 1, рисунки 9-1, и новое уплотнительное кольцо на автомобиль.
Установить две пружины, и ввернуть два болта крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору. Момент затяжки болтов 21 Н·м (2,1 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Установить новую муфту 1, рисунок 9-3, на трубопровод каталитического нейтрализатора.
Установить впускную трубу дополнительного глушителя в муфту на выпускной трубе каталитического нейтрализатора, выставить выпускной трубопровод до соприкосновения с выступами внутри ремонтной муфты и затянуть гайку 2 стяжного болта муфты 1, соединяющей трубопроводы. Момент затяжки гайки стяжного болта 25 Н·м (2,5 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и ключ трещоточный, ключ моментный).
Установить диагностический 2, рисунок 9-2, датчик кислорода в соответствии с настоящей ТИ (данного раздела).
Присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить автомобиль на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934, пп. 1.19.14.2, 2.19.21.3 в объеме выполненных работ.