Задняя подвеска ГАЗель Next 4.6т. Руководство по ремонту.
- Задний мост ГАЗель Next. Руководство по ремонту.
- Карданная передача ГАЗель Next. Руководство по ремонту.
Устройство задней подвески.
Задняя подвеска.
1, 7, 16, 22 – болты; 2 – буфер; 3, 9, 13, 17, 19 – гайки; 4 – прокладки; 5 – штанга стабилизатора; 6 – рессора с подрессорником; 8 – резинометаллические шарниры; 10 – накладка; 11 – стремянка; 12 – кронштейн; 14 – прокладки межлистовые; 15 – серьги; 18 – кронштейн задней рессоры; 20 – прокладка хомута; 21 – втулка распорная; 23 – хомут.
Задняя подвеска автомобиля выполнена на продольных рессорах, работающих совместно с телескопическими газонаполненными амортизаторами.
Задняя рессора автомобиля – трехлистовая с подрессорником, расположенным ниже третьего листа рессоры. На концах подрессорника и второго листа рессоры установлены резиновые прокладки.
Рессоры несимметричны по длине относительно центрального болта. При монтаже рессор короткий конец должен быть обращен вперед.
Крепление передних концов рессор к раме выполнено при помощи резинометаллических шарниров, задних концов рессор – при помощи резинометаллических шарниров и серег. Для правильной работы этих шарниров болты их крепления следует затягивать при выпрямленных рессорах. Ход задней рессоры ограничивают резиновый буфер и балка моста.
Техническое обслуживание задней подвески.
В соответствии с регламентными работами по подвеске при ее техническом обслуживании необходима периодическая проверка и при необходимости подтяжка гаек стремянок, гаек болтов крепления амортизаторов, резинометаллических шарниров и кронштейнов рессор.
Проверка рессор на проседание в составе автомобиля.
Автомобиль, предъявляемый для проверки состояния рессор должен быть в ненагруженном состоянии.
Проверка стрелы прогиба задней рессоры в составе автомобиля.
Проверку рессор на проседание в составе автомобиля на СТО необходимо проводить в следующей последовательности:
- ослабить гайки крепления переднего и заднего концов рессоры и отсоединить стабилизатор от нижнего кронштейна крепления к заднему мосту;
- установить автомобиль на весы для определения нагрузки, приходящейся на каждое колесо. Погрешность измерения 0,2 %;
- замерить стрелу прогиба рессоры в соответствии с рисунком. Погрешность измерения 0,5 мм. Стрела прогиба рессоры замеряется между линией, проходящей через оси головок болтов крепления переднего и заднего концов рессоры и нижней поверхностью подрессорника. Разность размеров стрелы прогиба одноименных рессор, устанавливаемых на один автомобиль, не должна превышать 10 мм;
- на графике представлена зависимость стрелы прогиба рессоры от веса автомобиля, приходящегося на колесо со стороны контролируемой рессоры. По графику необходимо определить состояние рессоры. Рессора считается просевшей и подлежит замене, если после выполнения вышеперечисленных операций значение стрелы прогиба рессоры лежит ниже граничной линии.
Проверка остаточной деформации рессор, снятых с автомобиля.
Объективная классификация дефекта «проседание рессор» может быть проведена только на рессоре, снятой с автомобиля, под действием контрольной нагрузки.
Схема проверки стрелы прогиба задней рессоры, снятой с автомобиля.
Р – контрольная нагрузка.
В соответствии с ГОСТ 33556-2015 критерием проседания рессор (уменьшение стрелы выгиба рессоры) является уменьшение стрелы под контрольной нагрузкой более чем на 20% от деформации рессоры при изменении нагрузки от статической до максимальной. При решении вопроса рекламации рессор по дефекту проседания необходимо руководствоваться таблицей.
Возможные неисправности задней подвески и способы их устранения.
Частые пробои подвески.
Причина неисправности | Способ устранения |
Автомобиль перегружен | Не допускать перегрузки автомобиля |
Поломка листов рессоры или подрессорника | Заменить рессору или поломанные листы рессоры или подрессорника |
Остаточная деформация листов рессор или одной из них (рессоры «просели») | Заменить рессору или рессоры |
Пробои сопровождаются металлическим стуком.
Потерян или поврежден ограничительный буфер или прокладки второго листа или подрессорника | Установить новый буфер или прокладки |
Автомобиль ведет в сторону.
Смещение коренного листа при разрушении центрового болта | Заменить центровой болт |
Поломка коренного листа | Заменить коренной лист |
Крен автомобиля в одну сторону.
Поломка листов рессоры или подрессорника | Заменить рессору или поломанные листы рессоры или подрессорника |
Остаточная деформация рессоры | Заменить рессору |
Ремонт задней подвески.
Для устранения неисправностей, замены деталей и узлов подвеску подвергают полной или частичной разборке.
Моменты затяжки резьбовых соединений задней подвески.
При сборке задней подвески необходимо выдержать следующие моменты затяжки:
- гайки центрового болта рессоры – 43-61 Н·м (4,4-6,2 кгс·м);
- гайки болта крепления хомута рессоры – 27-35 Н·м (2,8-3,6 кгс·м);
- гайки болта крепления переднего шарнира рессоры – 274-314 Н·м (28-32 кгс·м);
- гаек болтов крепления задних шарниров рессоры моментом – 177-196 Н·м (18-20 кгс·м);
- гаек стремянок рессоры – 177-196 Н·м (18-20 кгс·м);
- гаек болтов крепления буфера рессоры – 28-36 Н·м (2,8-3,6 кгс·м);
- гаек болтов крепления заднего кронштейна рессоры – 59-69 Н·м (6,0-7,0 кгс·м);
- гаек болтов крепления шарниров заднего амортизатора – 110-140 Н·м (11,4-14,3 кгс·м);
- гаек болтов крепления скоб подушек штанги стабилизатора и верхнего кронштейна стабилизатора к раме – 49-54,9 Н·м (5,0-5,6 кгс);
- гайки болта крепления шарнира стойки стабилизатора – 88,3-98,1 Н·м (9-10 кгс).
Снятие и установка рессор.
Снятие рессор.
Рессоры необходимо снимать следующим образом:
- установить противооткатные упоры под колеса передней оси;
- ослабить затяжку гаек стремянок;
- отсоединить нижний конец амортизатора;
- поднять домкратом заднюю часть автомобиля так, чтобы рессоры разгрузились;
- подставить под поднятый конец рамы технологические подставки соответствующей высоты и опустить на них автомобиль;
- отвернуть гайки болтов крепления резинометаллических шарниров рессоры. Вынуть болты, при необходимости выколотить медной выколоткой, чтобы не повредить резьбу;
- отвернуть гайки стремянок, снять нижний кронштейн стабилизатора, стремянки, накладку рессоры и прокладку межлистовую;
- поднять автомобиль домкратом настолько, чтобы передний конец рессоры вышел из своего кронштейна, а задний кронштейн из серьги. Снять рессору.
Установка рессор.
При монтаже рессор важно их правильно ориентировать. Более короткий конец рессоры должен быть обращен вперед. Для правильной работы резинометаллических шарниров затяжку гаек болтов следует проводить при выпрямленных рессорах. Эту операцию можно выполнить при помощи штатного домкрата и приспособления.
Приспособление для установки рессор.
1 – рессора; 2 – домкрат; 3 – балка; 4 – стремянка; 5 – палец; 6 – защелка.
Установку рессоры на автомобиль следует проводить в следующем порядке:
- опустить автомобиль так, чтобы передний конец рессоры вошел в свой кронштейн, а задний в нижний конец серег;
- вставить болт 9 крепления переднего конца рессоры и навернуть на него гайку;
- вставить болты в серьги и заднее ушко рессоры и навернуть на болты гайки;
- выпрямить рессору при помощи приспособления, затянуть болт переднего шарнира и гайки болтов задних шарниров и убрать приспособление;
- на рессору сверху положить межлистовую прокладку и накладку, на нее стремянки, резьбовые концы которых вставить в отверстия подушки моста. Установить нижний кронштейн стабилизатора. На резьбовые части стремянок навинтить гайки;
- если на автомобиле установлены колеса, убрать подставки и домкрат;
- затянуть окончательно гайки стремянок;
- присоединить нижний конец амортизатора.
Разборка и сборка рессор.
Разборка рессор.
Перед разборкой рессоры очистить от грязи и определить техническое состояние. Если все детали пригодны для дальнейшей эксплуатации, то необходимо проверить стрелу прогиба рессоры с целью определения величины проседания (остаточной деформации) рессор.
Если в результате предварительного осмотра обнаружены поломки, рессору необходимо разобрать в следующей последовательности:
- зажать рессору в тиски в непосредственной близости от центрового болта;
- отвернуть гайку болта хомута, вынуть болт и снять распорную втулку и прокладки хомута;
- отвернуть гайку центрового болта и осторожно отпускать тиски, так как листы в стянутой рессоре находятся в напряженном состоянии.
Промыть керосином листы рессоры, протереть и осмотреть, нет ли трещин. Заменить сломанные листы и листы с трещинами.
В случае отрыва резины от металлической арматуры в резинометаллических шарнирах их необходимо заменить.
Оправка для выпрессовки и запрессовки резинометаллических шарниров задних рессор и кронштейнов.
Материал – сталь 40Х (HRC 30-34).
Выпрессовку и запрессовку шарниров нужно производить при помощи оправки. При установке резинометаллических шарниров, их следует смазать предварительно жидким мылом.
При запрессовке шарнира усилие должно прикладываться к наружной втулке шарнира. Шарниры запрессовать так, чтобы наружная втулка шарнира была заподлицо с торцом листа рессоры или кронштейна.
Ослабевшие заклепки хомутов переклепать.
Сборка рессор.
Для увеличения стрелы прогиба листов рессоры недопустима их рихтовка ударами молотка или кувалды (это приводит к быстрой поломке листов).
Допускается рихтовка листов прокаткой между роликами.
Установка прокладок на листы рессоры и подрессорника.
1 – лист рессоры; 2, 4 – прокладки; 3 – лист подрессорника.
Установить новые резиновые прокладки на концы подрессорника и второго листа рессоры, так чтобы выступы Б на посадочных поверхностях прокладки вошли в отверстие листа. Прокладки подрессорника устанавливать так, чтобы выступ Г на наружной поверхности прокладки располагался со стороны вогнутой поверхности листа.
Сборку рессор необходимо проводить в следующей последовательности:
- полистовая окраска каждого листа;
- отобрать требуемый комплект листов и межлистовых прокладок рессоры;
- подсобрать листы в соответствующем порядке, установив между ними прокладки, и вставить в отверстие под центровой болт технологический стержень диаметром, равным диаметру центрового болта;
- сжать в тисках центральную часть рессоры как можно ближе к стержню и вынуть его;
- вставить вместо стержня центровой болт головкой вниз и затянуть гайку крепления;
- установить прокладки, распорную втулку и болт хомута и затянуть гайку крепления;
- освободить рессору из тисков;
- проверить стрелу прогиба рессор, как было указано выше.
Амортизаторы задней подвески.
Уход за амортизаторами, возможные неисправности амортизаторов задней подвески и способы их устранения приведены в статье.
Проверка эксплуатационной пригодности амортизаторов приведена в документации поставщика MANDO.
Амортизатор ремонту не подлежит и в случае обнаружения неисправности должен быть заменен на новый.
Снятие и установка задних амортизаторов.
Установка амортизатора задней подвески.
1 – гайка; 2 – амортизатор; 3 – болт.
Для снятия амортизатора необходимо:
- отвернуть гайку 1 болта крепления нижнего шарнира амортизатора;
- отвернуть гайку болта крепления верхнего шарнира;
- снять амортизатор с автомобиля.
Устанавливают амортизатор в последовательности, обратной снятию.
Стабилизатор задней подвески.
Установка стабилизатора задней подвески.
1, 3 – болты; 2 – кронштейн стабилизатора верхний; 4, 8 – гайки; 5 – стойка с шарниром; 6 – подушка; 7 – скоба подушки; 9 – штанга; 10 – кронштейн стабилизатора нижний.
Стабилизатор служит для повышения поперечной устойчивости автомобиля. Уход за стабилизатором заключается в периодической проверке его креплений и состояния деталей стабилизатора.
В случае деформации штанги, трещинах и поломке штанги, стоек и кронштейнов, а также износа резиновых втулок их следует заменить на новые.
При замене запрессовывать резинометаллический шарнир в стойку с использованием мыльного раствора.