Анализ и устранение часто повторяющихся неисправностей. Руководство по эксплуатации дизельных двигателей Weichai серии WP12/WP13 Евро V.
6. Анализ и устранение часто повторяющихся неисправностей.
Проектирование и изготовление дизельных двигателей WP12/WP13 осуществляется по строгой системе, обеспечивающей высокое качество продукта, двигатель является высокоточным изделием. Каждый дизельный двигатель подвергается тестированию.
Безотказная работа двигателя и выполнение гарантийных обязательств напрямую зависит от своевременного обслуживания и ухода. Первопричинами преждевременного выхода из строя двигателя могут быть:
- Нарушение правил эксплуатации двигателя;
- Обслуживание и уход не соответствует установленным требованиям;
- Применение некачественных запасных частей;
- Неправильный выбор сортов топлива и моторного масла.
6.1. Часто повторяющиеся неисправности и их устранение.
6.1.1. Невозможно запустить двигатель.
Двигатель не запускается.
Управление дизельным двигателем осуществляет ECU. ECU дает сигнал на пусковое реле. После включения реле стартер запускает двигатель. При неисправности главным образом производится проверка целостности проводов и надежность их крепления.
При проверке следует уделять особое внимание следующему:
- Рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
Перед запуском ECU получает сигнал от выключателя нейтральной передачи. При повреждении выключателя нейтральной передачи или плохом соединении проводов, ECU не получит сигнал и стартер не включится.
- Проверка положения выключателя останова (должен быть выключен).
Для выключателя останова предусмотрен режим “автостоянка” и автоматический возврат в исходное положение. Проверяется работа данного выключателя.
Если данный включатель не имеет функции автоматического возврата в исходное положение, следует проверять вероятность включения выключателя в положение включения.
- Проверить степень заряженности аккумулятора;
Напряжение аккумулятора 24V. При низком напряжении запуск двигателя стартером будет затруднен или невозможен. Замер напряжения аккумулятора можно выполнить вольтамперметром или диагностическим прибором.
- Проверить надежность крепления и состояния клемм аккумулятора;
Окислы на поверхности клемм, а также ослабления крепления проводов не допускаются.
- Проверка работоспособности стартера;
Необходимо проверить стартер вольтамперметром.
- Проверка работоспособности замка зажигания.
Переключите ключ зажигания в положение ON, на щитке приборов должны загореться контрольные лампы.
Повернуть ключ в положение запуска, стартер должен запустить двигатель (при условии устранения прочих причин).
Нет давления топлива (стартер работает, но двигатель не запускается).
- Проверить наличие топлива в баке;
- Проверить работу ручного топливного насоса;
- Проверить герметичность топливопроводов низкого давления. При попадании воздуха следует его удалить. Порядок действий описан в п. 5.2.4;
В случае если после удаления воздуха из топливопровода низкого давления двигатель не запускается, попробуйте прокачать топливопровод высокого давления. Для этого отсоедините топливопровод от любой форсунки, прокрутите двигатель стартером, до тех пор, пока топливо будет течь непрерывно из топливопровода высокого давления (не рекомендуется часто снимать топливопроводы высокого давления!).
- Проверка герметичности топливопроводов высокого давления;
Нарушение герметичности топливопроводов высокого давления обычно можно обнаружить визуально. Проверить надежность затяжки гаек топливопроводов высокого давления.
- Проверить состояние топливопроводов и топливных фильтров на предмет их пропускной способности.
- Выполнить поиск неисправности с помощью диагностического прибора.
Нет сигнала с датчиков положения коленвала и распредвала.
На дизельном двигателе установлены датчики положения коленвала и распредвала, которые расположены соответственно на внешней стороне корпуса маховика и ТНВД.
Возможные причины потери сигналов:
- повреждение датчиков, короткое замыкание или размыкание жгута проводов;
- несоблюдение величины зазора, между сердечником и диском синхронизации (обычно 1±0,5 мм).
Метод устранения: проверить вероятность повреждения датчиков, прозвонить электрическую цепь на предмет отсутствия обрывов, проверить надежность соединения разъемов и датчиков и т. д.
6.1.2. Трудный запуск.
Общие причины трудного запуска двигателя:
- Наличие воздуха в трубопроводе низкого давления;
- Некорректная работа датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала;
- При низкой температуре окружающей среды, не работает подогрев впускного воздуха;
- Дизельное топливо и моторное масло низкого качества;
- Износ стартера или зубчатого кольца маховика;
- Износ цилиндропоршневой группы и(или) клапанного механизма;
- Неисправность в механизме горного тормоза.
6.1.3. Недостаточная мощность двигателя.
При возникновении неисправности электронный блок управления (ECU) ограничивает мощность двигателя (Limping home “Ковыляй домой”) с предельными оборотами до 1500 об/мин. в таком режиме разрешено движение до ближайшего места ремонта.
1. Неисправности форсунок.
Наиболее часто встречающиеся неисправности форсунок: механические неисправности и неисправности проводов управления.
Механические неисправности: зависание иглы в форсунке возникает от большого количества грязи в дизельном топливе или от водяной коррозии (внимание: ECU может не дать сигнал об ошибке!).
Неисправности проводов управления: обрыв и замыкание «на массу».
2. Высокая температура охлаждающей жидкости, моторного масла и надувочного воздуха.
При критическом повышении температуры охлаждающей жидкости, моторного масла, надувочного воздуха ECU включит функцию защиты от перегрева и ограничивает мощность двигателя.
Вероятные причины высокой температуры охлаждающей жидкости следующие:
- низкий уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
- малая скорость (или остановка) вращения вентилятора;
- неудовлетворительное состояние расширительного бачка;
- недостаточное натяжение ремня водяного насоса;
- повреждение водяного насоса;
- нарушение работы термостата;
- забит радиатор охлаждения.
Вероятные причины высокой температуры моторного масла:
- низкий уровень масла или отсутствие его в поддоне картера; –
- высокая температуры охлаждающей жидкости (см. выше);
- возможно засорение масляного охладителя.
Вероятная причина высокой температуры впуска:
- забит интеркулер или его низкая пропускная способность.
3. Нарушение синхронизация сигналов.
Речь идет о десинхронизации сигналов датчиков коленвала и распредвала. Как правило, такая ситуация случается, если в ECU не поступают сигналы одного из датчиков. Прочитайте цифровой код ошибки в окне диагностики неисправностей на панели приборов водителя, определите неисправность по таблице кодов ошибок.
4. Неисправность блока измерения расхода.
Блок измерения расхода – установлен на топливном насосе высокого давления, является механизмом управления давлением в рампе Common Rail. В случае его неисправности топливный насос высокого давления будет поставлять топливо в рампу на уровне максимально давления, которое он может создать. В такой ситуации в рампе обычно срабатывает обратный клапан, открывание клапана происходит с характерным щелчком.
Аналогичным образом система работает и в случае неисправности датчика давления топлива в рампе.
5. Скачки давления топлива в рампе, вызванные утечками в топливопроводе.
Обороты двигателя нестабильны, складывается впечатление, что автомобиль в ходе движения пытается “прыгать” вперед. Заглушите двигатель. Не ранее чем через одну минуту запустите его. Если проблема сохраняется, проверьте герметичность топливопровода.
6. Неисправности датчиков.
Информация от датчика давления входящего потока воздуха используется контроллером ECU для оценки объемов поступающего воздуха (установлен на впускном коллекторе). А информация от датчика температуры охлаждающей жидкости -для оценки термической нагрузки на двигатель (установлен на выходящем трубопроводе системы охлаждения).
Датчик давления топлива в рампе используется для оценки давления топлива в рампе высокого давления системы Common Rail (установлен непосредственно на рампе).
Внимание! В случае неполадок 1, 3, 4, 5 или 6 контроллер ECU введет ограничение оборотов двигателя (Limping Home).
6.1.4. Двигатель не набирает обороты выше 1000 об/мин.
Блок управления ECU определяет нагрузку на двигатель, ориентируясь на сигнал от потенциометра педали газа. Если педаль выходит из строя, контроллер ECU из соображений безопасности ограничивает обороты двигателя до уровня 1000 об/мин. Наиболее вероятные неисправности:
- неплотное или неправильное соединение проводов;
- попадание воды в разъем педали.
Внимание! В случае замены педали – обязательно используйте педаль той же модели.
6.1.5. Нестабильная работа двигателя на холостом ходу.
Причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу:
- неправильная работа топливных форсунок. Проверьте механику работы и электрические цепи форсунок всех цилиндров;
- после установки двигателя на автомобиль возможно поступление посторонних сигналов от датчика скорости. Проверьте показания спидометра и его интерфейс (соединение, качество сигналов) с датчиком скорости автомобиля;
- низкое качество топлива (с водой или парафином);
- наличие воздуха в топливопроводах низкого давления;
- нестабильное распыление топлива.
Внимание! В случае если температура охлаждающей жидкости низкая ECU установит повышенный уровень холостых оборотов. Уровень холостых оборотов увеличивается так же в случае, если двигатель имеет дополнительную нагрузку (например, включен кондиционер).
6.1.6. Некорректная работа системы SCR.
Сбой в системе впрыска мочевины.
Если двигатель работает в штатном режиме, но наблюдаются сбои в работе системы SCR – проверьте подключение насоса мочевины, форсунки мочевины и датчика температуры и NOx-датчика. Проверке подлежат как трубопроводы подачи мочевины, так и электрическая система.
Проверить уровень мочевины в баке. В случае если качество раствора мочевины – низкое, присутствуют посторонние примеси – проверить состояние бака мочевины, в случае если бак загрязнен – промыть его. Проверить состояние фильтра насоса мочевины, в случае необходимости – промыть его. Если фильтр сильно загрязнен – промыть его. Проверить форсунку впрыска мочевины, если место установки форсунки загрязнено и правильная работа форсунки невозможна – очистить, в случае необходимости – замените форсунку.
При работе двигателя в условиях низких температур, форсунка не может распылять мочевину до тех пор, пока раствор мочевины не будет надлежащим образом прогрет. Если при работающем прогретом двигателе система SCR не размораживается, можно предположить, что система прогрева элементов SCR (бак, насос и форсунка мочевины) – неисправны, и автомобиль следует направить для ремонта на сервисную станцию.
Высокое давление выхлопных газов.
В случае если в выхлопе присутствует черный дым или двигатель при работе потребляет слишком много топлива, проверьте выхлопную систему на предмет образования внутри ее отложений при кристаллизации мочевины. Подобные ситуации возможны в случае работы двигателя в условиях низких температур и/или неудовлетворительной работы распылителя форсунки мочевины. В зависимости от ситуации может иметь смысл локальное утепление внешнего участка выхлопной магистрали. Следует также проверить работу форсунки мочевины. Проверить емкость глушителя-конвертора на наличие отложений и поломок. В случае обнаружения неисправностей – обратитесь по поводу ремонта на сервисную станцию.