Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Датчик температуры воздуха (ДТВ). ЭСУД LADA GRANTA, LADA KALINA 2 16 клапанов, M74 ЕВРО-4 – устройство и диагностика.
- Контроллер и датчики. ЭСУД LADA GRANTA, LADA KALINA 2 16 клапанов, M74 ЕВРО-4 – устройство и диагностика.
- Электронная система управления 16-клапанным двигателем автомобилей семейств LADA GRANTA, LADA KALINA 2 с контроллером M74 ЕВРО-4 – устройство и диагностика.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Датчик температуры воздуха (ДТВ).
Сокращения:
- А/м – автомобиль;
- ЭСУД – электронная система управления двигателем;
- АЦП – аналого-цифровой преобразователь;
- ОЗУ – оперативное запоминающее устройство;
- ПЗУ – постоянное запоминающее устройство;
- ДМРВ – датчик массового расхода воздуха;
- СУПБ – система улавливания паров бензина;
- ДПКВ – датчик положения коленчатого вала;
- ДП – дроссельный патрубок с электроприводом;
- УДК – управляющий датчик кислорода;
- ДДК – диагностический датчик кислорода;
- ДТОЖ – датчик температуры охлаждающей жидкости;
- ЭРПЗУ – электрически репрограммируемое запоминающее устройство;
- УОЗ – угол опережения зажигания;
- АКП – автоматическая коробка передач;
- МКП – механическая коробка передач;
- ПДУ – пульт дистанционного управления;
- ДД – датчик детонации;
- ЭПА – электронная педаль акселератора;
- ДСА – датчик скорости автомобиля;
- ДТВ – датчик температуры воздуха;
- КПА – клапан продувки адсорбера;
- ЭДП – дроссельный патрубок с электроприводом;
- ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонки;
- ДППА – датчик положения педали акселератора;
- ДФ – датчик фаз;
- ВСТ – выключатель сигнала торможения;
- ВСППС – выключатель сигнала положения педали сцепления;
- ЭБН – электробензонасос.
В системе управления двигателем используется ДМРВ термоанемометрического типа с частотной характеристикой цифрового выходного сигнала. Он расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (рис. 1.1-02).
Рис. 1.1-02. Расположение датчика массового расхода воздуха в подкапотном пространстве автомобилей семейств LADA GRANTA и LADА КALINA 2.
1 – датчик массового расхода воздуха.
Сигнал ДМРВ представляет собой частотный (Гц) сигнал, частота следования импульсов которого зависит от количества воздуха, проходящего через датчик (увеличивается при увеличении расхода воздуха). Диагностический прибор считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час.
При возникновении неисправности цепи ДМРВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.
ДМРВ имеет встроенный ДТВ. Чувствительным элементом ДТВ является термистор (резистор, изменяющий сопротивление в зависимости от температуры), установленный в потоке воздуха (см. табл. 1.1-01). Выходной сигнал подключенного к контроллеру ДТВ представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне 0,2…4,8 В, величина которого зависит от температуры воздуха, проходящего через датчик.
При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33°С).
Снятие ДМРВ.
1. Выключить зажигание.
2 .Отсоединить от датчика колодку жгута проводов.
3. Ослабить хомут крепления и отсоединить от датчика шланг впускной трубы (отвертка крестообразная).
4. Отвернуть болты крепления датчика к воздушному фильтру и снять датчик (ключ гаечный 10).
Установка ДМРВ.
1. Перед установкой датчика надеть на него до упора уплотнительную втулку.
2. Установить датчик на воздушный фильтр и закрепить двумя болтами. Момент затяжки болтов 1,7…2,3 Н·м (ключ гаечный 10, головка сменная 10, ключ моментный).
3. Присоединить к датчику шланг впускной трубы и закрепить хомутом. Момент затяжки винта хомута 1,7…2,3 Н·м (отвертка крестообразная, насадка крестообразная, отвертка моментная).
4. Присоединить к датчику колодку жгута проводов.
Таблица 1.1-01. Таблица зависимости сопротивления ДТВ от температуры всасываемого воздуха (±3,5%).
Температура воздуха, °С | Сопротивление, Ом |
-40 | 100866 |
-30 | 52594 |
-20 | 28583 |
-10 | 16120 |
0 | 9399 |
+10 | 5658 |
+20 | 3511 |
+30 | 2240 |
+40 | 1465 |
+50 | 980 |
+60 | 671 |
+70 | 469 |
+80 | 334 |
+90 | 242 |
+100 | 178 |
+110 | 133 |
+120 | 101 |
Внимание. Отсутствие уплотнительной втулки может привести к нарушению работы двигателя. При работе с датчиком соблюдать осторожность. Не допускать попадания внутрь датчика посторонних предметов. Повреждение датчика приведет к нарушению нормальной работы системы управления двигателем. Запрещается вынимать чувствительный элемент из корпуса датчика, так как это может привести к изменению его характеристики.