Диагностика неисправностей впрысковых двигателей ВАЗ-2104 и ВАЗ-21067 и их систем.
Диагностика неисправностей впрыскового двигателя и его систем.
В этом разделе рассмотрены неисправности, связанные исключительно с системами управления, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов впрыскового двигателя.
Условные обозначения:
- <СТО> – работу рекомендуется выполнять на станции технического обслуживания.
- «CHECK ENGINE» – лампа контроля работы системы управления двигателем.
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается | ||
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя | Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов | Устраните неисправность соединений разъемов |
Неисправность в системе зажигания | Снимите с любой свечи зажигания наконечник высоковольтного провода и вставьте в него заведомо исправную свечу зажигания. Удерживая свечу за шестигранник корпуса пассатижами с изолированными рукоятками, обеспечьте надежный контакт бокового электрода свечи с «массой» двигателя и прокручивайте стартером коленчатый вал двигателя (не прикасайтесь к высоковольтным цепям). Между электродами свечи должна регулярно проскакивать искра. Если искра отсутствует, причиной этого могут быть неисправности приборов и цепей низкого напряжения (контроллер, модуль зажигания) или высокого напряжения (модуль зажигания, высоковольтные провода) | Проверьте цепи и приборы системы зажигания. Замените неисправный прибор и провода. Обеспечьте контакт в электрических цепях |
Зазоры между электродами свечей не соответствуют норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Неисправны контроллер, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже – датчик температуры охлаждающей жидкости) | Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер (см. схемы), цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубьями шкива коленчатого вала (1±0,2 мм). При обрыве в датчике температуры или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения | Замените неисправные контроллер, датчики, провода |
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи | При пуске двигателя слегка нажмите педаль «газа», приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель пускается, но глохнет при отпускании педали, – неисправен регулятор | Неисправный регулятор замените |
Перегорел предохранитель, неисправно главное реле, реле электробензонасоса, сам насос или его цепь питания | Проверьте предохранители системы управления, главное реле, реле электробензонасоса. Омметром проверьте цепь питания электробензонасоса. Подайте питание напрямую на выводы электробензонасоса | Устраните причину перегорания предохранителя. Предохранитель, неисправные реле, насос замените |
Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали | При проворачивании коленчатого вала стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином. Наличие бензина в топливной рампе (под давлением) можно проверить, нажав на золотник штуцера в рампе | Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки |
Электробензонасос не создает необходимого давления в системе | Проверьте давление на выходе электробензонасоса (не менее 3,5 бар (350 кПа)), убедитесь в чистоте сетки приемного фильтра насоса | Очистите сетку приемного фильтра. Замените электробензонасос, не обеспечивающий нужного давления в системе |
Неисправны цепи электропитания форсунок | Загорается лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром обмотки форсунок и электрические цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания) | Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу | ||
Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя | Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов | Устраните неисправность соединений разъемов |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей | Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки модуля зажигания, высоковольтные провода | Замените поврежденные модуль зажигания, высоковольтные провода |
Неисправны контроллер, его цепи, датчик положения дроссельной заслонки, форсунки (перегорели обмотки или сильно загрязнены распылители) | При неисправностях электроцепей, датчика, форсунок и контроллера загорается лампа «CHECK ENGINE».
Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер, а также работу форсунок, электрические цепи и датчики |
Замените неисправные контроллер, датчики, провода, форсунки.
Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде <СТО> |
Неисправен регулятор холостого хода или его цепи | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным | Неисправный регулятор замените |
Неисправен регулятор давления топлива (постоянно открыт сливной канал) | Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,8-3,2 бар (280-320 кПа)) | Замените неисправный регулятор |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи | Загорается лампа «CHECK ENGINE». Омметром проверьте сопротивление датчика и его цепей | Замените неисправный датчик и провода. Обеспечьте контакт цепей датчика |
Заедание дроссельной заслонки или ее привода. В таких условиях контроллер не регулирует работу двигателя на холостом ходу | Проверьте напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки | Отрегулируйте привод, положение дроссельной заслонки. Замените корпус дроссельной заслонки |
Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи | Горит лампа «CHECK ENGINE». Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение – вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами). Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.) | Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените |
Негерметичность системы выпуска (участок до датчика кислорода) | Осмотр при средних оборотах двигателя | Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения |
Неисправен датчик скорости | После остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, но по истечении некоторого времени обороты холостого хода стабилизируются | Замените датчик |
Низкие обороты холостого хода | ||
Неисправен регулятор холостого хода или его цепи | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным | Неисправный регулятор замените |
Неисправен регулятор давления топлива (постоянно открыт сливной канал) | Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,8-3,2 бар (280-320 кПа)) | Замените неисправный регулятор |
Высокие обороты холостого хода | ||
Не полностью закрывается дроссельная заслонка | На просвет видна щель между заслонкой и стенками корпуса дроссельной заслонки | Убедитесь, что привод дроссельной заслонки имеет свободный ход, при необходимости отрегулируйте его |
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным | Неисправный регулятор замените |
Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи | При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE». При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин⁻¹, однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается. При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики) |
Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления или его пневмомагистрали, деформации трубок, перегиба сливного шланга | Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа) на холостом ходу) | Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали |
Негерметичность форсунок (перелив) | Проверьте форсунки (см. «Система питания двигателя») | Замените неисправные форсунки |
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля | ||
Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра | Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра | Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра |
Неполное открытие дроссельной заслонки | Определяется визуально на остановленном двигателе | Отрегулируйте привод дроссельной заслонки |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей | Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки модуля зажигания, высоковольтные провода | Замените поврежденные модуль зажигания, высоковольтные провода |
Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали | Проверьте давление в топливной рампе | Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки |
Электробензонасос не создает необходимого давления в системе | Проверьте давление на выходе электробензонасоса (не менее 3,5 бар (350 кПа)), убедитесь в чистоте сетки приемного фильтра насоса | Очистите сетку приемного фильтра. Электробензонасос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените |
Плохой контакт в цепи питания электробензонасоса (в т. ч. провода «массы») или неисправно его реле | Проверяется омметром | Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправные реле, провода |
Неисправны цепи электропитания форсунок | Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания) | Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
Неисправен датчик положения коленчатого вала или его цепи | Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте датчик омметром или замените его заведомо исправным. Очистите от металлической пыли стержень датчика, проверьте зазор между ним и зубьями шкива коленчатого вала (1±0,2 мм) | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи | Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи | Горит лампа «CHECK ENGINE». Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение – вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами). Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.) | Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените |
Неисправен контроллер или его цепи | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Для проверки контроллера замените его заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
Неисправен регулятор давления топлива | Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,8-3,2 бар (280-320 кПа)) | Замените неисправный регулятор |
Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи | При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE». При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин⁻¹, однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается. При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики) |
Повышенный расход топлива | ||
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей – перебои в новообразовании | Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки модуля зажигания, высоковольтные провода | Замените неисправный модуль зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации желательно заменять провода раз в 3-5 лет |
Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра | Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра | Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра |
Неисправность привода дроссельной заслонки | Проверьте ход педали «газа», зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали | Замените неисправные детали, трос смажьте моторным маслом |
Неисправен регулятор холостого хода или его цепи | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным | Замените неисправный регулятор |
Не полностью закрывается дроссельная заслонка | На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками корпуса | Замените корпус дроссельной заслонки |
Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления или его вакуумного шланга, деформации трубок, перегиба сливного шланга | Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа на холостом ходу)) | Замените неисправный регулятор, устраните перегиб шланга, восстановите целостность вакуумного шланга |
Негерметичность форсунок (перелив) | Проверьте форсунки | Замените неисправные форсунки |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи | Горит лампа «CHECK ENGINE».
Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре |
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи | Горит лампа «CHECK ENGINE».
Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение – вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами) |
Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Замените неисправный датчик |
Неисправен контроллер или его цепи | Для проверки замените контроллер заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи | При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE». При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин⁻¹, однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается. При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики) |
Негерметичность системы выпуска отработавших газов (участок до датчика концентрации кислорода) | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Осмотр при средних оборотах двигателя | Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения |
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в зоне красной шкалы) | ||
Не включается электровентилятор системы охлаждения | Неисправны его реле, электродвигатель или цепь питания. Исправность электродвигателя можно проверить, подав +12 В непосредственно на его контакты. Если электродвигатель работает, проверьте, подается ли +12 В на реле электровентилятора, а также приходит ли управляющий сигнал от контроллера. Если да, то неисправны реле, электрические цепи, если нет – предохранитель, реле, контроллер или датчик температуры | Восстановите контакт в электрических цепях. Замените неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, блок управления, датчик температуры |
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе) | ||
Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы управления или его цепях | Горит лампа «CHECK ENGINE». Датчик и цепи проверяются омметром | Неисправный датчик замените |
Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора | Проверка тестером | Неисправное реле замените |
Неисправен контроллер или его цепи | Проверьте контроллер <СТО> или замените заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
Сильная вибрация двигателя | ||
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей – перебои в новообразовании | Омметром проверьте на обрыв или пробой обмотки модуля зажигания и высоковольтные провода | Замените неисправный модуль зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет |
Высоковольтные провода подсоединены к модулю зажигания в неправильном порядке; отсоединился провод | Осмотр | Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 1,0-1,1 мм проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Обрыв или замыкание в обмотках форсунок или их цепях | Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи | Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители | Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок (см. «Система питания двигателя») | Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде <СТО>. Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените |
Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах | ||
Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители | Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок (см. «Система питания двигателя») | Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде <СТО>. Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в новообразовании | Для проверки высоковольтных проводов и модуля зажигания замените их заведомо исправными | Замените неисправный модуль зажигания, поврежденные высоковольтные провода. Желательно заменять провода раз в 3-5 лет |
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи | Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре (см. «Система управления двигателем»). При обрыве в цепи или датчике горит лампа «CHECK ENGINE» и непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик |
Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи | При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE». При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин⁻¹, однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается. При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом | Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики) |
Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи | Горит лампа «CHECK ENGINE». Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами). См. также «Система управления двигателем». Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.) | Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените |
Негерметичность системы выпуска (участок до датчика концентрации кислорода) | Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Осмотр при средних оборотах двигателя | Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения |
Неисправен контроллер или его цепи | Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер (см. схемы), для проверки контроллера замените его заведомо исправным | Замените неисправный контроллер |
Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления или его пневмомагистрали, деформации трубок, перегиба сливного шланга | Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа)) на холостом ходу | Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали |
Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте | Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т. п.) | Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените |
Лампа «CHECK ENGINE» горит при работе двигателя | ||
Неисправен контроллер, его цепи, датчики, регулятор холостого хода, форсунки. Неисправность может быть временной — тогда лампа «CHECK ENGINE» может погаснуть сама, без какого-либо вмешательства | См. «Система управления двигателем», электрические схемы, предыдущие разделы «Диагностики неисправностей». Полная диагностика системы управления производится <СТО> с помощью специализированного оборудования | При выходе из строя большинства датчиков (кроме датчика положения коленчатого вала) можно доехать до места ремонта своим ходом. Замените неисправные контроллер, датчики, регулятор холостого хода, форсунки, провода |
Отсоединяли (возможно, для проверки) отдельные датчики, форсунки, после чего включали зажигание (пускали двигатель). При этом в память контроллера записывается соответствующий код неисправности | – | Снимите не менее чем на 10 сек клемму «минусового» провода с вывода аккумуляторной батареи. При этом все коды неисправностей стираются из памяти контроллера |