Меню Закрыть

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Типы генераторов и конструктивные особенности.

На а/м ВАЗ применяются трехфазные генераторы переменного тока со встроенным выпрямительным блоком, общий вид которых приведен на рис. 1. Генераторы служат для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. Технические характеристики генераторов приведены в таблице 1 (замеры проводятся при условиях указанных в разделе “Проверка генератора на стенде“).

Таблица 1.

Номер генератора Параметры
Imax, А U, В Ѡ, мин⁻¹ Uном, В
2101-3701005 42 14 5000 12,5
2105-3701010 47 13 5000 13,7-14,5
21213-3701010 55 13 5000 13,4-14,6
21214-3701010 80 13 5000 13,2-14,7
2108-3701010 55 13 5000 13,4-14,6
2112-3701010 80 13 5000 13,2-14,7

Imax – максимальная сила тока отдачи генератора при напряжении U и частоте вращения ротора Ѡ; Uном – пределы регулируемого напряжения. Для генератора 2101 – напряжение при частоте вращения ротора 1000 мин⁻¹.

Рис. 1. Генераторы а/м ВАЗ.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Применяемость генераторов на а/м ВАЗ приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Номер генератора Автомобили ВАЗ
2101, 03, 06 2104, 05, 07 21213 21214 2108, 09, 099 2115 2110, 11, 12
2101-3701005 +            
2105-3701010   +          
21213-3701010     +        
21214-3701010       +      
2108-3701010   +     + +  
2112-3701010         + + +

Рис.2. Основные детали генератора.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – задняя крышка; 2 – блок выпрямительный; 3 – воздухозаборник; 4 – регулятор напряжения (РН); 5 – щеткодержатель; 6 – статор; 7 – конденсатор; 8 – ротор; 9 – передняя крышка; 10 – шкив генератора.

Генератор 2101-3701005 конструктивно не содержит встроенного регулятора напряжения (РН). В генераторах с встроенным РН, за исключением генератора 2105-3701010, на пластине выпрямительного блока устанавливаются три дополнительных диода. Напряжение, снимаемое с этих диодов, служит для питания обмотки ротора (обмотки возбуждения) и схемы контроля исправности генератора (контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи).

Перечень основных деталей генераторов приведен в таблице 3, внешний вид деталей представлен на рис.3-14, параметры – в таблицах 4-7.

Таблица 3.

Наименование детали Тип генератора
2101 2105 2108 21213 2112 21214
шкив генератора 2101 2101 2101 2101 2112 21214
передняя крышка 2101 2101 2101 2101 2112 21214
задняя крышка 2101 2105 2108 2108 2112 2112
статор 2101 2105 2108 2108 2112 2112
ротор 2101 2105 2108 2108 2112 2112
выпрямительный блок 2101 2101 2108 2108 2112 2112
регулятор напряжения 2105 2108* 2108* 2112 2112
щеткодержатель 2101 2105 2108* 2108*
конденсатор 2105 2105 2105 2105 2105
воздухозаборник 21213 2112
кожух    
подшипник передний 24940230 24940230 24940230 24940230 6302.R5 6302.R5
подшипник задний 24940220 24940220 24940220 24940220 6202.R5 6202.R5

* – с 1996 г. на генераторы 2108 и 21213 устанавливается регулятор напряжения, конструктивно объединенный с щеткодержателем.

Рис.3. Шкивы генераторов.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Таблица 4.

Параметр Тип шкива
2101 2112 21214
ширина шпоночного паза, не более, мм 3,2
диаметр отверстия под вал ротора, не более, мм 15,03 15,03 15,03

Рис.4. Передняя крышка (вид со стороны шкива).

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Диаметр отверстия под подшипник должен быть не более 42,00 мм.

Рис.5. Задняя крышка.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Диаметр отверстия под подшипник приведен в таблице 5.

Таблица 5.

Параметр Тип крышки
2101 2105 2108 2112
диаметр отверстия под подшипник, не более, мм 32,02 32,02 32,02 37,92

Рис.6. Ротор.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Обмотка не должна иметь замыкания на “массу”.

Параметры роторов приведены в таблице 6.

Биение контактных колец и сердечника измерять относительно посадочных поверхностей подшипников оси вала.

Таблица 6.

Параметр Тип ротора
2101 2105 2108 2112
миним. диаметр контактных колец, мм* 31,00 31,00 31,00 13,50
биение контактных колец, не более, мм 0,08 0,08 0,08 0,05
сопротивление обмотки, Ом 4,2-4,7 3,6-3,8 2,5-2,7 2,1-2,5

* – при неравномерном износе контактных колец допускается проточка до размера не менее минимально допустимого диаметра.

Рис.7. Статор.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Сопротивление обмоток должно быть менее 1 Ом, обмотки не должны иметь замыкания на “массу”.

Рис.8.  Выпрямительный блок.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Диоды должны пропускать ток только в одном направлении. Если диоды пропускают ток в обоих направлениях, то это указывает на короткое замыкание. Если диоды не пропускают ток – на обрыв цепи.

Рис.9. Регуляторы напряжения и щеткодержатели (вид спереди).

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – щеткодержатель 2101; 2 – щеткодержатель 2105; 3 – регулятор напряжения 2105; 4 – регулятор напряжения 2108; 5 – щеткодержатель 2108; 6 – регулятор напряжения 2108 (с 1996 г. на генераторы 2108 и 21213 устанавливается регулятор напряжения конструктивно объединенный с щеткодержателем, у данного регулятора отсутствует вывод “Б” и напряжение подается только на вывод “В”); 7 – регулятор напряжения 2112.

Остаточная высота выступающей части щеток из щеткодержателя должна быть более 5 мм.

Проверку снятого РН проводить согласно схем, рис. 10-13. При напряжении питания 12 В лампа должна гореть, при напряжении 15-16 В лампа гореть не должна.

Рис.10. Схема для проверки РН 2105.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – контрольная лампа, мощность 3 Вт; 2 – регулируемый источник постоянного напряжения с пределами регулировки 0…20 В.

Рис. 11. Схема для проверки РН 2108 выпуска до 1996 г.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – контрольная лампа, мощность 3 Вт; 2 – регулируемый источник постоянного напряжения с пределами регулировки 0…20 В.

Рис.12. Схема для проверки РН 2108 выпуска после 1996 г.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – вывод “масса” РН; 2 – вывод “Ш” РН; 3 – вывод “В” РН; 4 – контрольная лампа, мощность 3 Вт; 5 – регулируемый источник постоянного напряжения с пределами регулировки 0…20 В.

Рис. 13. Схема для проверки РН 2112.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – контрольная лампа, мощность 3 Вт; 2 – вывод “масса” РН; 3 – вывод “DF” РН; 4 – вывод “D+” РН; 5 – регулируемый источник постоянного напряжения с пределами регулировки 0…20 В.

Рис.14. Подшипники ротора.

Типы генераторов и конструктивные особенности. Генераторы автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Таблица 7.

Номер подшипника Параметр
D, мм d, мм В, мм
24940230 (6-180302У) 42 15 13
24940220 (6-180201У) 32 12 10
6202.R5 35 15 11
6302.R5 42 15 13

Во всех типах генераторов ВАЗ за исключением 2101 применяется конденсатор К73—21В-100В-2,2мкФ или аналогичный ему. Емкость конденсатора должна составлять 2,2 мкФ ±20%.

При ремонте генератора для пайки использовать мягкий припой ПОС 40 ГОСТ 21930-76, в качестве флюса применять канифоль ГОСТ 19113-84, для защиты пропаянного соединения использовать лак типа УР-231 ТУ 6-21-14-90.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства