Ежедневное и техническое обслуживание. Руководство по эксплуатации дизельных двигателей Weichai серии WP12/WP13 Евро V.
5. Ежедневное и техническое обслуживание дизельных двигателей.
5.1. Ежедневное обслуживание и уход.
5.1.1. Проверка уровня охлаждающей жидкости.
Уровень охлаждающей жидкости можно проверить по меткам на расширительном бачке. Если жидкости недостаточно – добавьте ее через заливную горловину. Крышка горловины снабжена клапаном сброса избыточного давления-если охлаждающая жидкость добавляется в разогретый мотор, предварительно необходимо сбросить избыточное давление, чтобы избежать возможного выплескивания горячей охлаждающей жидкости. Запрещается добавлять в разогретый двигатель значительные объемы холодной охлаждающей жидкости, поскольку резкие температурные изменения могут повредить его составные части. В экстренных случаях допускается добавлять в систему простую воду, по возможности, -не слишком холодную. Добавьте жидкость до уровня заливной горловины, запустите двигатель, выведите его на режим работы 1000 об/мин. и продолжайте доливать жидкость, пока ее уровень не стабилизируется. Закройте крышку заливной горловины.
Рис. 5-1.
Условные обозначения на рисунках показаны в таблице.
5.1.2. Проверка уровня масла в двигателе.
Уровень масла проверяется на остановленном двигателе. После остановки двигателя, не менее чем через 5-7 минут проверьте уровень. Уровень должен находится между верней и нижней рисками на масломерном щупе. При необходимости долить масло до уровня через маслозаливную горловину, предварительно очистив её. Запуск двигателя категорически запрещается, если уровень масла ниже нижней риски или выше верхней риски масломерного щупа.
Разница объема масла между верхним и нижним уровнями на масломерном щупе составляет 3 л.
Рис. 5-3.
5.1.3. Проверка уровня мочевины(Ас1В1ие) в баке.
Уровень мочевины в баке должен быть в пределах от 30 до 80%. Средний расход мочевины составляет от 3 до 5% (по объему) от расхода топлива. При заправке должна соблюдаться абсолютная чистота. Только мочевина (AdBlue) должна заправляться в бак, ни в коем случае не заливать воду или другие жидкости. Даже попадание небольших количеств других жидкостей ведет к серьезным выходам из строя SCR-системы нейтрализации отработавших газов. Поломки такого рода не являются гарантийными случаями.
Рис. 4-2 Проверка уровня мочевины в баке.
5.1.4. Визуальная проверка системы питания.
Внимательно осмотрите топливопроводы. Надежная работа системы питания дизельного двигателя обеспечивается герметичностью магистралей низкого и высокого давления, отсутствием подсоса и подтеканий топлива. При наличии неисправности найти и устранить причину.
5.1.5. Проверка состояния вентилятора.
Провести визуальную проверку целостности лопаток вентилятора. Проконтролировать надежность крепления вентилятора.
Рис. 5-5.
5.1.5. Проверка приводных ремней.
Выполнить визуальный осмотр приводных ремней на всем их протяжении на отсутствие повреждений. Натяжение приводных ремней в процессе эксплуатации осуществляется автоматически и не требует дополнительных регулировок. Степень натяжения ремня, можно проконтролировать, нажимая рукой на ремень. При проведении работ по ТО или ремонту избегать попадания на ремни масла, топлива и охлаждающей жидкости.
Рис. 5-6.
5.2. Работы по техническому обслуживанию.
5.2.1. Замена моторного масла.
Двигатель установить в горизонтальное положение. Масло слить через сливное отверстие масляного картера из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла снять крышку малозаливной горловины, очистив ее от пыли и грязи, отвернуть сливную пробку, после слива пробку завернуть, (см. рис. 5-7)
Свежее масло залить через горловину для заливки масла до верхней метки масломерного щупа. После заливки масла пробку маслозаливной горловины завернуть, (см. рис. 5-8)
Рис. 5-7.
Рис. 5-8.
5.2.2. Замена масляных фильтров.
Для замены масляного фильтра необходимо выполнить следующие действия:
1. Заглушить двигатель;
2. Снять старые масляные фильтры;
3. Залить чистое масло в новые фильтры;
4. Нанести масло на резиновые уплотнения перед установкой новых масляных фильтров;
5. Завернуть вручную до касания резиновыми уплотнениями корпуса, после чего довернуть на 3/4 оборота;
6. После запуска дизеля проверить вероятность утечки масла. В случае течи, отвернуть фильтры, проверить состояние уплотнительных колец и опорной поверхности, после этого повторить сборку.
Рис.5-10.
5.2.3. Проверка и регулировка зазоров впускных и выпускных клапанов.
Проверка и регулировка зазора впускного и выпускного клапанов осуществляется следующим образом:
A. Регулировка клапанов проводиться на холодном двигателе, провернуть коленвал (по часовой стрелке со стороны носка коленвала) так чтобы поршни 1-го и 6-го цилиндра были в верхней мертвой точке. Вращать коленвал до того момента когда засечка на маховике совпадет со стрелкой на перекрывающем щитке смотрового люка. См. рис. 5-11.
Рис. 5-11.
B. Сняв крышку коромысел клапана, определить в каком из цилиндров такт сжатия в 1-ом или 6-ом (зазор меряется между впускным клапаном цилиндра, который находится на такте сжатия, и коромыслом), см. рис. 5-12.
Рис. 5-12.
C. По таблице 7 зазор между плоскостью на мостике клапанов и коромыслом проверяется с помощью щупа. Для впускного клапана дизеля WP12/WP13 предусмотрен зазор 0,4 мм, выпускного – 0,6 мм. Регулировка зазора может производиться с помощью регулирующего болта на коромысле (см. рис. 5-13).
Рис. 5-13.
Зазор впускного клапана в холодном состоянии 0,4 мм. Зазор выпускного клапана в холодном состоянии 0,6 мм.
D. После проверки 1-го или 6-го цилиндра необходимо провернуть коленвал на 360°для того, чтобы 1-й цилиндр или 6-й находился на рабочем такте. Далее выполняется регулировка прочих клапанов.
Таблица 7.
Такт сжатия цилиндра 6 | Такт сжатия цилиндра 1 | |
Регулировка не допускается | Впускной и выпускной клапаны | Цилиндр 1 |
Выпускной клапан | Впускной клапан | Цилиндр 2 |
Впускной клапан | Выпускной клапан | Цилиндр 3 |
Выпускной клапан | Впускной клапан | Цилиндр 4 |
Впускной клапан | Выпускной клапан | Цилиндр 5 |
Впускной и выпускной клапаны | Регулировка не допускается | Цилиндр 6 |
Для выпускного клапана с вспомогательным тормозным устройством EVB, регулировка зазора ведется следующим образом:
Рис. 5-14. Выпускной клапан и регулировка зазора EVB.
Поршень находится на верхней мертвой точке на такте сжатия;
Ослабить гайку 1;
Регулировку выполнять регулирующим болтом 1 до тех пор, пока зазор между мостом клапана и коромыслом не станет равен 0;
Ослабить гайку 2;
Регулировку выполнять регулирующим болтом 2, вставить щуп 0,6 мм между регулирующим болтом 2 и мостом клапана;
Регулировку болтом 2 выполнять до тех пор, пока маленький поршень не дойдет до упора, и не будет удерживать щуп;
Регулируя зазор клапана 0,6 мм, необходимо вращать регулирующий болт до тех пор, пока не зажмется щуп. Удерживая болт в данном состоянии, законтрить гайку;
Далее выполнять регулировку болтом 1, вставить щуп 0,4 мм между регулирующим болтом 1 и мостом клапана;
Регулировку выполнять регулирующим болтом 1 до тех пор, пока маленький поршень не дойдет до упора и не зажмет щуп. Удерживая болт в данном состоянии, законтрить гайку.
Тщательно проверьте клапанные зазоры, при необходимости отрегулируйте их еще раз.
5.2.4. Замена фильтроэлемента топливного фильтра.
Замена фильтроэлемента топливного фильтра производится следующим образом:
1. Остановить двигатель;
2. Снять старый топливный фильтр; снимите влагоотделитель, если он установлен на фильтре.
3. Смазать уплотнение чистым моторным маслом.
4. Завернуть вручную до касания резиновыми уплотнениями корпуса, после чего довернуть на 3/4 оборота;
5. Прокачать топливную систему ручным топливоподкачивающим насосом, чтобы в ней не было пузырьков воздуха (последовательность действий при прокачке описана ниже);
6. Запустить двигатель и проверить соединение на герметичность. В случае течи, отвернуть фильтр, проверить состояние уплотнительных колец и опорной поверхности корпуса.
Рис. 5-15.
Рис. 5-16.
При замене фильтра грубой очистки необходимо выпустить воздух из фильтра грубой очистки, для этого выполните следующие действия: (см. рис. 5-16)
1. Остановите двигатель;
2. Выкрутить выпускной винт (1);
3. Прокачать систему ручным насосом (2) до тех пор, пока только топливо не польется из выпускного винта;
4. Вновь завернуть выпускной винт (1).
5.2.5. Слив воды из фильтра грубой очистки топлива.
Слив собранной воды требуется, когда водосборный отстойник заполнился, при замене фильтра или перед возможным замерзанием воды в холодное время года, (см. рис. 5-17). Выполните следующие действия:
1. Заглушите двигатель;
2. Отвернуть сливную пробку (2) на нижней части влагоотделителя (1), дайте воде стечь;
3. Завернуть сливную пробку (2).
Рис. 5-17 Выпуск воды из влагоотделителя.
5.2.6. Замена влагоотделителя.
Для замены влагоотделителя выполните следующие действия (см. рис. 5-18):
1. Остановите двигатель;
2. Слейте воду из влагоотделителя;
3. Отвернуть отстойник (1) с помощью монтажных инструментов (из упаковки нового отстойника), при этом необходимо удерживать сменный фильтр, чтобы он не отвернулся;
4. Смазывать уплотнительное кольцо (2) нового влагоотделителя небольшим количеством чистого масла;
5. Завернуть вручную новый отстойник;
6. Затянуть влагоотделитель с помощью динамометрического ключа, момент затяжки 20 N.m пр этом придерживая сменный фильтр, чтобы его не перетянуть;
7. Проконтролировать зажатие сливной пробки;
8. Запустить двигатель и проверить на герметичность.
Рис. 5-18 Замена влагоотделителя.
5.2.5. Проверка впускной системы.
Проверяется герметичность впускной системы. Трещины, нарушение крепления и ослабление хомутов не допускаются, при необходимости следует закрепить или заменить несправные части впускной системы.
Проверка фильтроэлемента воздушного фильтра.
Рис. 5-19.
1 – Бумажный основной фильтроэлемент; 2 – Войлочный фильтроэлемент.
Максимальное допустимое сопротивление впускного тракта составляет 7 кПа. Максимальное сопротивление впускного тракта должно проверяться при номинальных оборотах и эксплуатации под полной нагрузкой. Если сопротивление впускного тракта достигает максимально допустимого предельного значения, следует очистить или заменить фильтроэлементы. Новые фильтроэлементы не должны быть деформированы и подвергаться ударам.
Внимание: Эксплуатация дизельных двигателей категорически запрещается без фильтров т.к. пыль и посторонние частицы вызывают ускоренный износ двигателя.
Снимите фильтроэлемент, легко постучите по его торцу для того чтобы пыль осыпалась. При этом допускается продувка фильтроэлемента сжатым воздухом (изнутри наружу см. рис. 5-20).
Рис. 5-20.
Внимание: Повреждение бумажного фильтра, промывка бумажного фильтра водой и маслом, сильные удары по бумажному фильтру не допускается.
5.2.6. Обслуживание насоса и фильтра мочевины.
Каждый раз при техническом обслуживании необходимо снимать фильтр и насос мочевины, промыть водой и установить на место. Повреждения фильтра не допускается.
5.2.7. Проверка прокладки форсунки мочевины.
Каждый раз при снятии-установке форсунки мочевины необходимо проверять целостность прокладки форсунки, если она повреждена или деформирована, необходимо ее заменить.
5.2.8. Очистка фильтра и бака мочевины.
При техническом обслуживании необходимо проверить фильтр и бак мочевины, при необходимости выполнить очистку.
5.3. Подготовка дизельного двигателя длительному хранению.
Подготовка проводится с целью предохранения от коррозии внутренних и наружных поверхностей двигателя во время транспортировки и длительного хранения и включает в себя следующие мероприятия:
Входы и выхода топлива, масла, воздуха, охлаждающей жидкости закрыть крышками, заглушками или пленкой полиэтиленовой и завязать шпагатом
Элементы электронной системы управления, внешние разъемы обернуть полиэтиленовой пленкой или водонепроницаемой бумагой;
Мойку двигателя специальным моющим составом, обдув сжатым воздухом и сушку;
Слив масла, очистку масляных фильтров, заливку антикоррозионного масла; Резьбовые отверстия, клеммы генератора смазать консервационным маслом;
Законсервированный двигатель установить на надежные подставки и закрепить на них.
5.4. Регулярное техническое обслуживание и составление акта обслуживания 5.4.1. Периоды проведения технического обслуживания.
Класс условий эксплуатации ТС с двигателями Weichai:
WG I – Тяжелые условия эксплуатации (эксплуатация автомобиля в условиях запыленного или загрязненного воздуха; поездки на короткие расстояния; поездки по холмистым и горным районам; в условиях низких или высоких температур окружающего воздуха; эксплуатация в регионах с низким качеством топлива; работа на строительной площадке, городские автобусы, транспортные средства специальных и оперативных служб таких как: (включая, но не ограничиваясь) машины коммунальных хозяйств, машины для уборки снега, пожарные и аварийные машины) или годовой пробег менее 20 000 км, либо менее 500 м.ч. работы;
WG II – Годовой пробег менее чем 60 000 км, за исключением ТС класса WG I.
WGIII – Годовой пробег более 60 000 км, за исключением ТС класса WGII и WG I.
Таблица 5-3. Периоды технического обслуживания.
Позиции | Условия эксплуатации | ||
(WG I) | (WG II) | (WG III) | |
ТО-0 (первое обязательное техническое обслуживание) | При пробеге 2000 км (±5%) или 50-60 м.ч | При пробеге 2500…3000 км (±5%) | При пробеге 4500… 5000 км (±5%) |
Техническое обслуживание 1 | 15000 км или 350 м.ч | 20000 км | 30000 км |
Техническое обслуживание 2 | 30000 км или 700 м.ч | 40000 км | 60000 км |
Для тягачей с гидроотбором и специализированных шасси*, полноприводных автомобилей, эксплуатирующих в тяжелых условиях, межсервисный интервал уменьшается на 30%±5%.
* Специализированные ТС(шасси) применяют в соответствии с их назначением и видом груза: сыпучих грузов, бетонов и растворов, битума, топлива (автомобилисамосвалы, керамзитовозы, автобетоносмесители, авторастворовозы, автобитумовозы, топливовозы), порошкообразных грузов (автоцементовозы, известковозы), строительных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, сантехкабиновозы), длинномерных грузов (трубовозы, плетевозы, металловозы), строительных грузов в контейнерах (контейнеровозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).
**При проведении ТО двигателя Weichai Power в гарантийный период используются только оригинальные расходные материалы и комплектующие.
Замена моторного масла проводится согласно интервалу обслуживания, но не реже одного раза в 12 месяцев.
Интервалы указаны при использовании моторного масла вязкость 10W-40 для умеренного климатического пояса, класс API не ниже CI-4 или выше. Класс вязкости выбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации автомобиля, согласно приведенной таблицы 1.
Таблица 1. Соответствия между значением вязкости и температурой окружающей среды.
Класс вязкости | Диапазон рабочих температур, °С |
0W | -35…-15 |
0W-20 | -35…20 |
0W-30 | -35…30 |
0W-40 | -35…40 |
5W | -30…-10 |
5W-20 | -30…20 |
5W-30 | -30…30 |
5W-40 | -30…40 |
10W-50 | -25…50 |
15W-30 | -20…30 |
15W-40 | -20…40 |
15W-50 | -20…50 |
20W-30 | -15…30 |
20W-40 | -15…40 |
20W-50 | -15…50 |
20W-60 | -10…20 |
Внимание: Из-за широкой линейки продукции автомобилей производства ОАО «МАЗ» с двигателями WP-12/13, необходимо уточнять периодичность ТО с заводом изготовителем автомобилей.
5.4.2 Работы по обслуживанию дизельных двигателей.
Таблица 9.
Работы по обслуживанию дизельного двигателя | ТО-0 | Плановое ТО |
Замена масла | • | • |
Замена масляных фильтров или фильтроэлементов | • | • |
Замена топливного фильтра грубой очистки | • | |
Замена топливного фильтра тонкой очистки | • | |
Проверка, регулировка зазоров клапанов | • | • |
Проверка объема охлаждающей жидкости и добавить при необходимости | • | • |
Проверка крепления хомутов трубопроводов системы охлаждения | • | • |
Проверка крепления трубопроводов впускной системы | • | • |
Проверка сигнальной лампы или индикатора обслуживания воздушного фильтра | • | |
Промывка пылеприемника воздушного фильтра (не включая фильтр автоматического удаления пыли) | • | |
Очистка основного фильтроэлемента воздушного фильтра | При горении сигнальной лампы | |
Замена основного фильтроэлемента воздушного фильтра | См. соответствующие требования в руководстве по эксплуатации | |
Замена предохранительного фильтроэлемента воздушного фильтра | После промывки основного фильтроэлемента 5 раз | |
Проверка состояния и натяжения поликлиновых ремней | • | • |
Проверка состояния турбокомпрессора | Каждые 75 000 км | |
Проверка, регулировка хода сцепления и состояние троса | • | • |
Проверка насоса и фильтра мочевины | • | • |
Проверка прокладки форсунки мочевины | Каждый раз при съеме форсунки | |
Очистка бака и фильтра мочевины | • | • |
5.5. Гарантия на двигатели Weichai.
Гарантия распространяется при полном соблюдении инструкции по руководству и прохождении технического обслуживания, с соблюдением рекомендаций по заправочным жидкостям и интервалам замены, с отметками в сервисной книге.