Генератор автомобилей ВАЗ-2107, -21047 с двигателями ВАЗ-2104 и ВАЗ-21067.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
- Генератор автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047.
- Электрооборудование ВАЗ-2107, -21047.
Генератор.
Особенности конструкции.
Электрооборудование автомобилей ВАЗ-2107-20 и ВАЗ-21067 отличается от электрооборудования автомобиля с карбюраторным двигателем наличием компонентов системы управления впрысковым двигателем и установкой других генератора и стартера.
Генератор 9412.3701.
1 – кожух; 2 – вывод «В+» для подключения потребителей; 3 – конденсатор; 4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения); 5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 – положительный диод; 8 – отрицательный диод; 9 – регулятор напряжения; 10 – задняя крышка; 11 – стяжной винт; 12 – передняя крышка; 13 – обмотка статора; 14 – упорное кольцо; 15 – передний подшипник вала ротора; 16 – шкив; 17 – гайка; 18 – вал ротора; 19 – конусная шайба; 20 – шайба; 21 – полюсные наконечники ротора; 22 – сердечник статора; 23 – втулка; 24 – обмотка ротора; 25 – задний подшипник вала ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца; 28 – щеткодержатель; 29 – выводы обмотки статора; 30 – дополнительный диод; 31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).
На автомобиле установлен генератор 9412.3701.
Конструктивные решения, применяемые в генераторах 9412.3701 и 37.3701, в основном аналогичны. Задний подшипник генератора 9412.3701 напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку; передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с упорным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на вале ротора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках. Контактные кольца генератора – малого диаметра (это снижает окружную скорость вращения и уменьшает износ щеток). «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» – к выводу «В+» генератора. Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.
Технические характеристики генератора 9412.3701.
Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин⁻¹), А | 80 |
Напряжение, В | 13,2-14,7 |
Направление вращения (со стороны привода) | Правое |
Проверка натяжения и замена ремня привода генератора.
При нормальном натяжении ремня величина прогиба его ветви на участке между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости при нагрузке 98 Н (10 кгс) должна составлять 10-15 мм.
Для натяжения ремня
ключом «на 13» ослабляем гайку болта крепления генератора к регулировочной планке.
Тем же инструментом ослабляем гайку болта нижнего крепления генератора к кронштейну.
Монтажной лопаткой отодвигаем генератор от блока цилиндров, натягивая ремень. Удерживая генератор, затягиваем гайку болта его крепления к регулировочной планке. Затем затягиваем гайку болта нижнего крепления генератора.
Для замены ремня привода генератора снимаем датчик положения коленчатого вала (см. «Проверка и замена датчика положения коленчатого вала»).
Ослабив гайки болтов крепления генератора, сдвигаем его к блоку цилиндров
и снимаем ремень.
Устанавливаем ремень в обратной последовательности и проверяем его натяжение (см. выше).
Снятие и разборка генератора.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
Снимаем передний грязезащитный щиток силового агрегата.
Для удобства работы снимаем аккумуляторную батарею.
Отсоединяем колодку провода от вывода «D» генератора.
Сдвинув защитный колпачок, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления наконечников проводов к выводу «В+» генератора и снимаем наконечники проводов.
Ключом «на13» отворачиваем гайку болта крепления генератора к регулировочной планке и гайку болта нижнего крепления генератора к кронштейну.
Ослабляем натяжение ремня, сдвинув генератор к блоку цилиндров и снимаем ремень со шкива генератора.
Удерживая генератор, вынимаем болт его нижнего крепления
и снимаем генератор.
Отжав три защелки кожуха, поддеваем его отверткой
и снимаем.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения
и, приподняв регулятор
отсоединяем от его вывода наконечник провода.
Снимаем со щеткодержателя резиновый уплотнитель.
Ключом «на 10» ослабляем затяжку гайки контактного болта (вывода «В+»).
Отворачиваем гайку, удерживая при этом контактный болт от проворачивания отверткой, вставленной в прорезь пластмассовой втулки болта.
Снимаем с контактного болта пружинную шайбу,
втулку и наконечник провода конденсатора.
Отвернув крестообразной отверткой винт
снимаем конденсатор.
Маркером или чертилкой помечаем положение крышек относительно друг друга.
Надеваем на гайку крепления шкива накидной ключ «на 24». Ослабляем затяжку гайки, используя инерцию массивного ротора. Для этого
удерживая рукой шкив, наносим молотком удары по ключу.
Отворачиваем гайку крепления шкива и снимаем конусную шайбу.
Снимаем наружную
и внутреннюю части шкива.
Снимаем шайбу.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта, стягивающие крышки.
Снимаем переднюю крышку.
Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления наконечников обмоток статора (1) и винт крепления выпрямительного блока (2).
Головки винтов прижимают наконечники обмоток через изолирующие шайбы.
Отгибаем наконечники обмоток.
Снимаем выпрямительный блок (при этом выпадает контактный болт).
Помечаем положение статора относительно задней крышки
и вынимаем статор из крышки.
Надавив пальцем на пластмассовую втулку (опору подшипника),
выталкиваем ее вместе с ротором из задней крышки.
Поддев отверткой
снимаем пластмассовую втулку с подшипника.
Подшипник спрессовываем с вала ротора съемником.
Тестером проверяем обмотки статора и ротора на обрыв или замыкание на корпус.
Сборку генератора проводим в обратной последовательности.
Для напрессовки заднего подшипника на вал ротора опираем передний конец вала о деревянный брусок.
Подшипник напрессовываем на вал подходящим отрезком трубы, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.
Статор и крышки устанавливаем по ранее нанесенным меткам.
При установке пластмассовой втулки в заднюю крышку выступ на втулке должен войти в выемку на крышке.
При установке контактного болта квадратный выступ на пластмассовой втулке болта должен войти в отверстие квадратного сечения в нижней пластине выпрямительного блока.
При установке на вал ротора конусной шайбы ориентируем ее выпуклой поверхностью к гайке.
Устанавливаем генератор в обратной последовательности.