Инструкции по техническому обслуживанию и диагностированию систем АБС, АБС/ПБС и ЭСУПП.
Краткие инструкции по техническому обслуживанию и диагностированию систем АБС, АБС/ПБС и ЭСУПП производства ОАО «Экран» (г. Борисов).
Перейти к разделам:
Сокращения и объяснения по тексту.
Таблица 1 – Перечень основных (без кабелей) комплектующих АБС, АБС-ПБС и ЭСУПП.
Таблица 2 – Электрическое сопротивление обмоток ДЧВК, модуляторов, клапанов.
Определение места подключения блоков БЭУП и ЭБК, -01, -03, -04 на АТС.
Диагностирование посредством блинк-кодов.
Приложение А – Коды неисправностей блоков ЭБК (-01, -03).
Приложение Б – Коды неисправностей блоков ЭБК (-04, -А-03, -ДМ).
Приложение В – Коды неисправностей блоков ЭБП.
Приложение Г – Коды неисправностей системы ЭСУПП.
Сокращения и объяснения по тексту:
- КИ – данная инструкция;
- АТС – автотранспортное средство;
- АБС – антиблокировочная система;
- АБС–ПБС – антиблокировочно-противопробуксовочная система;
- ЭБК, –01, –03, –04, –А-03, –ДМ, ЭБП – электронные блоки управления АБС;
- ЭСУПП – электронная система управления пневмоподвеской;
- БЭУП – электронный блок управления пневмоподвеской;
- ДК – диагностический комплекс;
- Активная/пассивная неисправность – неисправность, которая имеется на АТС на данное время/неисправность, которая была на АТС ранее;
- ДЧВК – датчик частоты вращения колеса;
- ДП – датчик положения пневмоподвески;
- ЭПМ-1, ЭПМ-П, БЭК – модуляторы (тягача, прицепа, пневмоподвески);
- ПК – пропорциональный клапан;
- ПЦ – пневмоцилиндр;
- ASR – клапан (используется для реализации противопробуксовочной функции);
- ЭМПК – клапан (используется для подачи давления с ресиверов в пневматические исполнительные механизмы);
- АККБ – аккумуляторная батарея АТС;
- ВАБ – выключатель аккумуляторной батареи.
Таблица 1. Перечень основных комплектующих АБС, АБС/ПБС и ЭСУПП (без кабелей).
Система | Электронный блок | Модулятор | ДЧВК | Дополнительно |
АБС тягача | ЭБК (-01, -03) – 1шт. | ЭПМ-1 – 4 шт. | 4шт. | – |
АБС прицепа | ЭБП – 1шт. | ЭПМ-П – 1-3шт. | 2/4шт | – |
АБС-ПБС для Евро-2 | ЭБК-ДМ – 1шт. | ЭПМ-1 – 4 шт. | 4шт. | ПК-1 – 1шт, ЦП-4 – 1шт. |
АБС-ПБС для Евро-3 | ЭБК (-04, -А-03) – 1шт. | ЭПМ-1 – 4 шт. | 4шт. | – |
ЭСУПП | БЭУП – 1шт. | БЭК – 1шт. | – | ДП – 1шт, ПДУ – 1шт. |
Таблица 2. Электрическое сопротивление обмоток ДЧВК, модуляторов, клапанов.
Изделие | Сопротивление |
ЭПМ-1 | 12-18 Ом |
ЭПМ-П | 12-18 Ом |
БЭК | 65-85 Ом |
ДЧВК | 1,1-1,5 кОм |
ПК-1 | 17-25 Ом |
ASR | 48-78 Ом |
ЭМПК | – |
Примечание.
- Для модуляторов ЭПМ-1, ЭПМ-П, БЭК указано сопротивление каждой обмотки при замере относительно контакта GND. Расположение контактов цепей модуляторов представлено в пунктах 6-8 КИ.
- Клапан ЭМПК содержит электронную схему и измерение сопротивления обмотки через контакты невозможно.
Для выявления и определения типов неисправностей соответственно используйте диагностические комплексы АБС, АБС-ПБС и ЭСУПП. При отсутствии диагностического комплекса провести диагностирование по блинк-кодам.
Для определения причины неисправностей типа «повышенное – пониженное напряжение» используйте цифровой мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Для замера величины напряжения с ДЧВК используйте цифровой мультиметр в режиме измерения переменного напряжения.
В случае определения причины неисправностей типа «обрыв», «короткое замыкание», а также замера сопротивления обмоток модуляторов, клапанов и целостности цепей используйте цифровой мультиметр в режиме измерения сопротивления в обесточенном состоянии бортсети (с отключенным ВАБ).
Внимание!
- Неисправность штатного электрооборудования или пневмосистемы АТС, применение не сертифицированных (или самодельных) зарядно-пусковых устройств и в особенности заводка двигателя пусковым устройствам без АККБ, нарушение правил проведения сварочных работ на АТС может привести к неработоспособности и повреждению систем АБС, АБС-ПБС и ЭСУПП.
- Блок БЭУП выходит из завода-изготовителя в режиме параметрирования (ошибок нет, но блок не управляет подвеской) и, для начала эксплуатации требуется его ввод в рабочий режим при помощи диагностического комплекса для ЭСУПП.
Предупреждение!
- Зарядку АККБ проводить с отключенным ВАБ.
- Все сварочные работы на АТС проводить в соответствии с инструкцией на АТС. В частности, на время проведения сварочных работ, отключить ответные части разъёмов от блоков АБС, АБС-ПБС и ЭСУПП!
- Подключение блока БЭУП на место блоков ЭБК, -01, -03, -04 приводит к повреждению блока БЭУП!
Определение места подключения блоков БЭУП и ЭБК, -01, -03, -04 на АТС.
Блоки БЭУП и ЭБК, -01, -03, -04 имеют идентичные подсоединительные разъемы, и, для исключения случаев подсоединения блока БЭУП на место ЭБК, -01, -03, -04 необходимо определить мультиметром наличие напряжения (+24 В относительно массы АТС) на клеммах 1 и 3 18-контактного разъема и 7 и 8 15-контактного разъема (ключ зажигания – в положении “ПРИБОРЫ”).
Если напряжение присутствует на клеммах 1 и 3 18-контактного разъема, то на данное место необходимо подключать блок БЭУП.
Если напряжение присутствует на клеммах 7 и 8 15-контактного разъема, то на данное место необходимо подключать блок ЭБК, -01, -03, -04.
Примечание: Вид со стороны разъемов на жгуте.
После определения характера неисправности и неисправного элемента системы, необходимо проверить так же исправность штатного электрооборудования, пневмосистемы и предохранители системы АБС, АБС/ПБС, ЭСУПП. Напряжение бортсети должно находиться в пределах от 18 до 32 В, давление в пневмосистеме АТС должны находиться в пределах от 6 до 8 атм, предохранители должны быть целыми и соответствовать номиналам, указанным в схеме.
Если напряжения бортсети пониженное или повышенное, то возможны следующие причины:
– отказ реле-регулятора генератора;
– неудовлетворительное состояние аккумуляторной батареи либо плохая
– фиксация клемм аккумулятора, проводов «масса»;
– большое переходное сопротивление между Кл.15, Кл.30, «массой» и
– контактами блока (например, при попадании влаги);
– неисправность выключателя массы;
– перегорание предохранителя по цепям KL30 и KL15.
Устранение неисправностей проводить в обесточенном состоянии.
Для этого:
– Ключ замка зажигания переключить в положение «ВЫКЛЮЧЕНО»;
– Отключить клемму «+» аккумуляторной батареи.
При устранении неисправностей возможен вариант замены элемента системы на заведомо исправный.
После устранения неисправности необходимо провести контроль системы для проверки ее работоспособности, например, пробным проездом.
Диагностирование посредством блинк-кодов (кодов неисправностей).
АБС.
Диагностика возможна на неподвижном АТС или при скорости менее 8 км/ч.
Получение информации о неисправностях осуществляется нажатием на кнопку диагностики АБС на время от 3 до 5 с, при включенном питании (ключ – в положении “приборы”).
При нажатия кнопки диагностики более 5 с будет выводится служебная информация, не оговоренная в кодах неисправностей для потребителей (например, код 5/5).
При наличии в системе активных неисправностей (лампа ABS горит) выводятся коды активных неисправностей.
При отсутствии активных неисправностей (лампа ABS не горит) будут выводиться коды пассивных неисправностей (при их наличии).
После вывода всех кодов активных неисправностей лампа ABS горит постоянно. Погасание лампы ABS происходит после устранения неисправностей.
Причем, после устранения неисправностей по датчикам, дополнительно необходимо проехать на АТС около 50 м со скорость не менее 10 км/час.
АБС-Т (блоки ЭБК, -01, -03).
Если в системе есть активные неисправности, то световой код будет состоять из стартового импульса (СИ) длительность 5 с, первой паузы длительностью 2,5 с, разделительного импульса (РИ) в 2,5 с, второй паузы длительностью 2,5 с и последовательностей импульсов кодов активных неисправностей (в соответствии с рисунком 1). Вывод каждого кода неисправности состоит из двух последовательностей – Р1 и Р2 с паузой между ними 2,5 с. Пауза между выводом кодов соседних неисправностей составляет 4 с.
Во время вывода последовательностей Р1 и Р2 лампы моргают один раз в секунду (0,5 с горит, 0,5 с – пауза).
Рисунок 1. Вызов светового кода неисправностей в системе АБС-Т, пример – код неисправности 2/3.
Рисунок 1 а. Вызов светового кода неисправностей в системе АБС-Т, неисправности отсутствуют.
Примечание.
- При отсутствии неисправностей, отображаются только стартовый и разделительный импульсы в 5с и 2,5с.
Стирание кодов неисправностей происходит после нажатия кнопки на время от 3 до 5 с, отпускания ее и сразу же вторичного нажатия еще раз на 5 секунд; после этого выводится серия коротких импульсов (8 шт.), указывающих на стирание.
АБС-ПБС (блоки ЭБК-04, -05, -А-03, -ДМ), АБС-П.
Рисунок 2. Вызов светового кода неисправностей в системах АБС-ПБС и АБС-П, пример – код неисправности 3/4.
Примечание.
- Для систем АБС-П, АБС-ПБС – при диагностировании стартовый и разделительный импульсы отсутствуют, т.е. после нажатия диагностической кнопки выводятся сразу коды неисправностей.
Рисунок 2 а. Вызов светового кода неисправностей в системах АБС-ПБС и АБС-П, неисправности отсутствуют – код 1/1.
Стирание кодов неисправностей АБС-ПБС происходит аналогично, как и в АБС-Т.
Для стирания кодов неисправностей в системе АБС-П, достаточно однажды нажать кнопку и удерживать ее нажатой на время, не менее времени вывода кодов неисправностей. Через 2 с после вывода кода последней зафиксированной неисправности коды будут стерты.
ЭСУПП (блок БЭУП).
При нажатии кнопки диагностики выводится стартовый импульс длительность 1,5 с, паузы длительностью 1,5 с и последовательностей импульсов кодов неисправностей.
Рисунок 3. Вызов светового кода неисправностей в системе ЭСУПП, неисправности отсутствуют – код 1/1.
Стирание кодов ранее обнаруженных неисправностей в памяти отказов осуществляется при нажатии на кнопку диагностики длительностью более 5 секунд. Световой код после отпускания кнопки будет состоять из 8 импульсов длительностью по 0,5 секунды, указывающих на режим стирания памяти.
Для облегчения поиска неисправностей следует пользоваться таблицей 3 и таблицей 4 (формализованное представление схемы электрической включения АБС в составе АТС). Расположение контактов разъёмов для блоков ЭБК (-01, -03, -04) (рисунок 4) и ЭБК (-ДМ, -А-03) (рисунок 7) указано на жгуте.
Прозвонку осуществлять в обесточенном состоянии АБС по таблице 3 для ЭБК (-01, -03, -04) и по таблице 4 для ЭБК (-ДМ, -А-03).
1.1 Блок ЭБК (-01, -03, -04).
Рисунок 4. Расположение контактов разъемов на жгуте для блоков ЭБК (-01, -03, -04).
Таблица 3. Таблица прозвонки АБС с блоками ЭБК (-01, -03, -04).
Примечание.
- Прозвонку проводить на контактах разъемов жгута.
Рисунок 5. Схема подключения ЭБК (-01, -03). (Расположение контактов разъёмов указано на блоке).
Рисунок 6. Схема подключения ЭБК (-04). (Расположение контактов разъёмов указано на блоке).
1.1 Блок ЭБК (-ДМ, -А-03).
Рисунок 7. Расположение контактов разъемов на жгуте для блоков ЭБК (-ДМ, -А-03).
Таблица 4. Таблица прозвонки АБС с блоками ЭБК (-ДМ, -А-03).
Рисунок 8. Схема подключения ЭБК (-А-03). (Расположение контактов разъёмов указано на блоке).
Рисунок 9. Схема подключения ЭБК (-ДМ). (Расположение контактов разъёмов указано на блоке).
1R – переднее пробое колесо;
1L – переднее левое колесо;
2R – заднее пробое колесо;
2L – заднее левое колесо;
S – кабель датчика АБС;
Q – кабель модулятора;
Р – кабель датчика износа;
EV – впускной клапан;
AV – выпускной клапан;
GND –’’масса”;
DBR – реле тормоза замедлителя.
1.2 Датчик частоты вращения колеса (ДЧВК).
Рисунок 10. Внешний вид и установка датчика ДЧВК.
(рабочий зазор между торцом датчика и зубом ротора от 0,1 до 1,2 мм).
1.3.1 Неисправности типа «короткое замыкание» или «обрыв».
При выявлении неисправностей типа «короткое замыкание» или «обрыв» осуществите при помощи мультиметра «прозвонку» кабелей на наличие КЗ или обрыва. При отсутствии КЗ или обрыва в системе кабелей, измерьте сопротивление датчиков. При подтверждении обрыва или КЗ замените датчик.
1.3.2 Неисправности типа «увеличен зазор», «недостоверная величина скорости», «провалы скорости», «дребезг сигнала».
Данный вид неисправностей возникает при неправильной работе пары «датчик-ротор», в частности, при увеличении рабочего зазора между датчиком и ротором свыше 1,2 мм. Для начала измерьте сопротивление датчика. Если сопротивление датчика соответствует норме (1,1 – 1,5 кОм), произведите «подбивку» датчика до упора и пробный проезд.
Внимание!
- После устранения неисправности по датчикам лампа ABS на приборной панели погаснет только после проезда АТС около 50 м.
Если неисправность не исчезла, то проведите тестирование сигнала с ДЧВК программой входящей в комплект ДК (для АБС с блоками -16-04, -А-03 и -ДМ).
Напряжение должно быть не менее 100 мВ.
Для АБС с блоками -16, -16-01 и 16-03 и АБС-П необходимо, используя стенд или подвесив АТС, провернуть нужное колесо, замерить напряжение сигнала (на разъеме от ДЧВК или на разъеме жгута, идущего на блок), проверить ротор на наличие сколов, заусениц, нужного количества зубьев или грязи.
В последующем, при каждом техническом обслуживании АТС осуществлять «подбивку» для снижения вероятности возникновения дефектов данного типа.
1.3.3 Перемежающиеся (исчезающие) неисправности.
1.3.3.1 Загорание лампы АБС при торможении, и ее погасание после торможения.
Основная причина – увеличение зазора между ротором и датчиком из-за люфтов в колесном узле.
1.3.3.2 Периодическое подблокирование колес (с возможным загоранием лампы АБС) при торможении.
Основные причины – эллипсность тормозного барабана или неотрегулированность тормозной системы АТС.
Для устранения данных дефектов необходимо отрегулировать тормозную систему согласно требованиям изготовителя АТС.
Для диагностирования неисправностей данного вида желательно проверить качество регулировки тормозной системы диагностическим комплексом, для чего:
– вынуть предохранитель по цепи Кл.30 – к-т 8 (15-контактный разъем) ЭБК (для исключения АБС – регулирования);
– подключить диагностический комплекс в режиме «Дорожные испытания»;
– разогнать АТС до скорости 50 км/ч на дороге с однородным покрытием (желательно – грунтовым) и притормаживая АТС, наблюдать по компьютеру за изменением показаний скорости АТС. При отрегулированной тормозной системе все колеса замедлятся одинаково и плавно, без рывков (подблокирования).
Этот же способ можно использовать для проверки достаточности величины сигнала с датчиков.
1.4 Модулятор ЭПМ-1.
Рисунок 11. Внешний вид модулятора ЭПМ-1.
Рисунок 11 а. Схема пневматическая модулятора.
Рисунок 11 б. Расположение контактов и схема электрическая модулятора.
1.4.1 Неисправности типа «короткое замыкание» или «обрыв».
При выявлении неисправностей типа «короткое замыкание» или «обрыв» модулятора осуществите «прозвонку» кабелей на наличие КЗ или обрыва. При отсутствии КЗ или обрыва в системе кабелей, измерьте сопротивление обмотки модуляторов. При подтверждении обрыва или КЗ замените (сопротивление не равно 14…16 Ом) замените модулятор.
1.4.2 Неисправность «короткое замыкание на +».
Неисправность данного вида может быть вызвана отказом блока ЭБК.
Проверяется заменой ЭБК на заведомо исправный.
1.4.3 Утечка воздуха через модулятор.
При подозрении на данную неисправность провести проверку модулятора на герметичность.
Для этого:
– создать рабочее давление в тормозной системе АТС;
– Нажать педаль тормоза;
– На слух и по показаниям приборов убедиться в отсутствии утечек воздуха из модуляторов.
Основной причиной утечек является попадание посторонних частиц внутрь модулятора из тормозной системы АТС.
Рекомендуется, при наличии утечек, несколько раз включить – выключить зажигание при рабочем давлении в системе и нажатой педали тормоза на время самотестирования АБС (самотестирование происходит в момент включения зажигания). В этот момент лампа АБС на приборной панели находится во включенном состоянии. Если система исправна, через несколько секунд после включения зажигания лампа гаснет.
В этом случае при тестировании модуляторов возможно устранение утечек.
В противном случае модулятор заменить.
1.5 Неисправности ЭБК.
При выявлении отказа CPU1, CPU2 или полного отсутствия связи ЭБК с компьютером через диагностический комплекс, заменить ЭБК.
1.5.1 Выявление диагностированных причин неисправностей по группе – «пониженное – повышенное напряжение».
Определяется замером напряжений на контактах 7, 8 15-контактного разъема ЭБК (измерять со стороны жгута при подсоединенном блоке).
1.6 Клапан пропорциональный ПК-1.
ПК-1 предназначен для регулирования давления в пневмоциллиндре управления регулятором подачи топлива дизельного двигателя. Клапан изменяет выходное давление воздуха пропорционально подаваемому на обмотку напряжению.
1.7 Пневмоциллиндр ПЦ.
Пневмоциллиндр предназначен для управления рычагом рейки топливного насоса путем изменения длины тросового (тягового) привода. Это позволяет исключить пробуксовку АТС в начале движения.
1.8 Проверка цепи тормоза замедлителя.
Прозвонить цепи согласно таблице 4.
1.9 Проверка цепи контрольной лампы АБС.
Прозвонить цепи согласно таблице 4.
2.1 Блок ЭБП.
Рисунок 12. Назначение контактов ЭБП.
AV – зеленый провод;
EV – красный провод.
SL1, М1 – красный разъем;
SL2, М2 – желтый разъем;
SLR, М3 – зеленый разъем.
S1L – датчик переднего левого колеса;
S1R – датчик переднего правого колеса;
S2L – датчик заднего левого колеса;
S2R – датчик заднего правого колеса;
М1 – модулятор передней оси;
М2 – модулятор левого борта;
М3 – модулятор правого борта.
2.1 Неисправности АБС-П.
2.1.1 Неисправность типа «напряжение питания ниже нормы».
Фиксируется блоком, если напряжение на KL30 ниже 18 В. Эта ошибка фиксируется только на скоростях АТС, больших 10 км/ч.
Возможные причины:
– обрыв питающего провода (плюса или корпусного);
– перегорание предохранителя;
– отказ ЭБП (наименее вероятная ошибка).
2.1.2 Неисправность типа «внутренняя ошибка ЭБП»
Фиксируется блоком при отказе ЭБП.
Устранение – замена ЭБП.
2.1.3 Неисправность типа «неверная конфигурация системы».
Фиксируется, если блок обнаруживает, что к нему подключены элементы (датчики, модуляторы), которые не подключаются в данной конфигурации или, наоборот, не подключены элементы, которые должны быть в данной конфигурации. Способ устранения – полная проверка системы коммутации на правильность подключения или смена конфигурации блока, если подключение соответствует желаемому или изменить конфигурацию на необходимую при помощи ДК.
2.1.3 Неисправность «колеса в прицепе, п/прицепе входят в блокировку при торможении».
Возможные причины:
– Не работает АБС-П (не подается питание на блок БЭУП; наличие неиспраностей, например, по датчикам (завышенный зазор, обрыв, кз) или модуляторам (обрыв, кз);
– АБС-П работает неправильно (при монтаже кабелей и разъемов перепутаны местами цепи подачи напряжения на управление модуляторами). Например, перепутаны местами контакт 1(клапан AV) и контакт 3 (клапан EV) на разъеме модулятора.
Как определить:
– не подается питание на блок ЭБП – после перевода ключа зажигания в положение «ПРИБОРЫ» должны быть слышны щелчки от модуляторов (тест модуляторов). Так же должно присутствовать напряжение на диагностической колодке (клеммы 3 и 4, рисунок В.9 руководства). Если щелчков нет – напряжение не подается либо неисправен блок.
– завышенный зазор, обрыв, кз – использовать диагностический комплекс или провести диагностирование по блинк-кодам. Признак наличия каких-либо неисправностей в системе АБС-П – горит лампа «INF» неисправности (при наличии таковой) на приборном щитке.
– АБС-П работает не правильно – методом прозвонки правильности соединения цепей мультиметром, либо подачей напряжение -24 В и +24 В на клапаны AV и EV на разъемы модуляторов.
Для этого (при нажатой педали тормоза) на снятый с блока, например, разъем XS3 на контакты GND и EV подать напряжение -24 В и +24 В.
Должны быть слышны щелчки клапана EV модулятора М3 и наполнение тормозной камеры.
Далее подать напряжение на контакты GND и АV.
Должны быть слышны щелчки клапана АV и сброс воздуха в атмосферу.
Примечание.
- Клапан AV – производит сброс воздуха в атмосферу, клапан EV – производит подачу воздуха в тормозную камеру (при нажатой педали тормоза).
2.2 Датчик.
2.2.1 Неисправности типа «короткое замыкание или обрыв датчика», “недопустимая скорость колеса”.
Устранение данного вида неисправности аналогично, как и в других системах АБС.
2.3 Модулятор ЭПМ-П.
Рисунок 13. Внешний вид модулятора ЭПМ-П.
Рисунок 14. Схема пневматическая модулятора.
Рисунок 15. Расположение контактов и схема электрическая.
Назначение контактов модуляторов:
AV – клапан сброса,
EV – клапан отсечки
2.3.1 Неисправности типа «короткое замыкание или обрыва».
Устранение данного вида неисправности аналогично, как и в других системах АБС.
Кроме того, если, например, одновременно установлены ошибки типа “обрыв клапана впуска” и “обрыв клапана выпуска”, велика вероятность обрыва общего провода модулятора или всего кабеля.
2.3.2 Неисправность типа «другие неисправности модулятора»
Устанавливается блоком в случаях, когда он не может достоверно идентифицировать неисправность, например, к.з. между обмотками выпуска модулятора М1 и впуска модулятора М3.
В случае обнаружения неисправности в системе блок БЭУП включает контрольную лампу «WARNING» и отключает управление уровня пневмоподвески.
Рисунок 16. Схема подключения БЭУП (конфигурация 1S/1K). (Расположение контактов разъёмов указано на блоке).
Расположение контактов разъемов на жгуте для блока БЭУП.
Таблица 6. назначение контактов колодок блока БЭУП.
18-контактная колодка | |||
№ контакта | Цепь | Цепь соединения | Примечание |
1 | KL30 | С бортсетью “+24 В” | |
2 | GND | С “массой” бортсети | |
3 | KL15 | С замком зажигания | Присутствует напряжение +24 В относительно “массы” при включенном зажигании |
4 | EV (6.1) | С БЭК | Замер проводить относительно контакта 5, R= (75±1) Ом |
6 | AV (6.3) | ||
5 | GND_F1 | ||
13 | L_FAIL | С лампой неисправностей | |
14 | L_DIA | С лампой пневмоподвески | |
17 | ISO_L | с диагностическим разъемом | Присутствует напряжение +24 В относительно “массы” |
18 | ISO_K | ||
15-контактная колодка | |||
1 | SENS | разъем датчика (контакт 4) | |
3 | GND_ SENS | разъем датчика (контакт 2) | |
4 | VDD_ SENS | разъем датчика (контакт 1) | При включенном зажигании присутствует напряжение +24 В относительно контакта 2 разъема датчика |
10 | SYN | разъем ПДУ (контакт 3) | Присутствует напряжение +24 В относительно “массы” |
11 | DATA | разъем ПДУ (контакт 4) | |
14 | STOP | СТОП сигнал | |
15 | B7 | клемма В7 тахогенератора |
Для любого из составляющих системы при наличии к.з. или обрыва прозвонить кабели и обмотку на наличие требуемого сопротивления.
Внешнее проявление некоторых неисправностей в системе ЭСУПП и их возможные причины:
– После включения ключа зажигания подвеска поднимается в максимальное верхнее положение. Возможные причины – неисправность ДП (например, нет выходного сигнала) или обрыв цепей между ДП и блоком БЭУП.
– Нет связи ДК с блоком БЭУП. Возможные причины – обрыв цепей между диагностическим разъемом и блоком БЭУП. Например, на диагностический разъем не приходит +24 В, при этом светодиод на ДК гореть не будет;
– Если не выставляется “II транспортное положение” при нажатии одноименной кнопки на панели приборов, то необходимо проверить наличие напряжения +24 В на контакте 13 15-ти контактного разъема блока при нажатой кнопке;
При включении стояночного тормоза напряжение на контакте 14 15-ти контактного разъема блока должно изменяться с 0 до +24В.
3.1 Датчик положения (ДП).
Рисунок 17. Схема подключения и внешний вид ДП.
При выявлении неисправности в пневмоподвеске, необходимо проверить, что на ДП с блока БЭУП поступает напряжение питания. Для этого определить наличие напряжение между контактами 3 («масса») и 4 (+24 В) 15-ти контактного разъема блока и далее соответственно на контактах 2 и 1 ДП.
Для проверки работоспособности ДП, замерить напряжение между контактами 2 и 4 (на блоке – контакты 1 и 3 15-ти контактного разъема) при повороте рычага.
Выходное напряжение датчика зависит от угла поворота рычага, и должно находиться приблизительно в диапазоне от 1,5 до 3,5 В.
При неработоспособном датчике проверьте, не изогнута ли рейка, т.к. при ее изгибе повреждается внутренность датчик.
3.2 Электронный блок управления пневмоподвеской (БЭУП).
Электронный блок управления системы может работать в двух режимах – рабочем или параметрирования.
В режиме параметрирования блок не управляет подвеской (в том числе не реагирует на команды пульта) при этом ошибки отсутствуют.
С завода изготовителя блок поставляется в режиме параметрирования.
Для начала эксплуатации необходим перевод в рабочий режим при помощи диагностического комплекса ЭСУПП и специальной диагностической программы, производства ОАО «Экран».
3.3 Пульт дистанционного управления (ПДУ).
При неработоспособности ПДУ проверьте, не отсоединился ли шлейф внутри пульта. Если шлейф соединен нормально, то пульт следует заменить.
3.4 Блок электромагнитных клапанов (БЭК).
Рисунок 18. Внешний вид, схема электропневматическая и назначение выходных контактов БЭК.
Проверка работы БЭК:
– Для поднятия подвески напряжение +24 В подается одновременно на EV и AV (соответственно контакты 4 и 6 18-ти контактного разъема на жгуте блока, или непосредственно на контакты 6.1 и 6.3 БЭК);
– Для опускания – только на AV.
В обоих случаях «масса» подается на контакт 5 18-ти контактного разъема на жгуте блока, или контакт 6.2 БЭК.
Обозначение обмоток БЭК:
– EV – обмотка клапана управления;
– AV – обмотка клапана сброса.
При попадании инородных частиц в БЭК, клапан EV не открывается полностью, что приводит к медленному опусканию и поднятию подвески.
3.5 Устранение диагностированных причин неисправностей СРU (микропроцессор БЭУП).
Для устранения дефекта необходимо заменить БЭУП.
3.6 Выявление диагностированных причин неисправностей по группе – «пониженное – повышенное напряжение».
Определяется замером напряжений на контактах 1 и 3 18-контактного разъема БЭУП (измерять со стороны жгута при подсоединенном блоке).
При нормальном значении напряжения питания заменить БЭУП.
3.7 Проверка цепи контрольной лампы АБС.
Прозвонить цепи согласно таблицы 6.
4.1. Предназначение.
Клапан ASR предназначен для подачи давления с ресиверов в тормозные камеры ведущих колес. В обесточенном состоянии клапан отсекает ресивер от тормозной магистрали.
Клапан ЭМПК предназначен для работы в различных исполнительных устройствах АТС. Основное различие клапанов в том, что питающее напряжение в ASR подается непосредственно на катушку электромагнита, а в ЭМПК через электронную схему управления.
4.2. Алгоритм работы клапанов.
В исходном состоянии (без подачи напряжения) клапан отсекает воздух с «Входа 1» на «Выход 2» и «Сброс в атмосферу».
При этом «Выход 2» и «Сброс в атмосферу» соединены между собой.
После подачи напряжения клапан соединяет «Вход 1» с «Выходом 2» между собой, а «Сброс в атмосферу» отсекает.
Рисунок 19. Внешний вид, схема и назначение выходных контактов ЭМПК.
4.3. Проверка клапанов.
– Измерить мультиметром сопротивление обмотки (только для ASR). Замеренное значение должно составлять 48-78 Ом;
– На контакты 4.1 (+) и 4.2 (-) * подать напряжение 22-27 В. Измерить мультиметром ток потребления после срабатывания клапана. Замеренное значение должно составлять не более 0, 5 А для клапана ASR и 0,11-0,13 А для ЭМПК (для ЭМПК в начальный момент должен наблюдаться кратковременный бросок тока);
– Без подключения питающего напряжения подать на «Вход 1» воздух с давлением 0,4-0,8 МПа и убедится, что на «Выходе 2» и «Сброс в атмосферу» нет утечек воздуха;
– В момент подачи напряжения должен быть слышен звук срабатывания клапана. Подать воздух на «Вход 1» и убедится, что воздух проходит на «Выход 2», а на «Сброс в атмосферу» отсекается.
*Примечание.
- Полярность подаваемого напряжения на клапан ASR значение не имеет. При подаче напряжения на клапан ЭМПК в обратной полярности, клапан срабатывать не будет.
Если при проверке наблюдается утечка воздуха, нет срабатывания клапана либо сопротивление обмотки (только для ASR) или ток потребления не соответствует указанному, то клапан необходимо заменить на исправный.
Таблица А.1. Коды неисправностей блоков ЭБК (-01, -03).
Световой код | Неисправный элемент | Характер неисправности | Устранение | |
Р1 | Р2 | |||
2 | 1 | Модулятор М1 левый передний | Обрыв или КЗ на массу | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор |
2 | 2 | Модулятор М2 правый передний | ||
2 | 3 | Модулятор М3 левый задний | ||
2 | 4 | Модулятор М4 правый задний | ||
3 | 1 | Датчик левый передний L1 | КЗ или обрыв | Проверить датчик кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. При отсутствии повреждений устранить заменой датчика |
3 | 2 | Датчик правый передний R1 | ||
3 | 3 | Датчик левый задний L2 | ||
3 | 4 | Датчик правый задний R2 | ||
4 | 1 | Датчик L1 | Недостоверная величина скорости | Отрегулировать зазор между датчиком и ротором
Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора. После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» погаснет и ошибка может быть стерта |
4 | 2 | Датчик R1 | ||
4 | 3 | Датчик L2 | ||
4 | 4 | Датчик R2 | ||
5 | 1 | Блок управления | Ошибка СРU1, СРU2 | Заменить блок управления |
6 | 1 | Питание бортсети ниже 18В | Проверить аккумуляторы и предохранители
Обеспечить напряжение от 22 до 30В |
|
6 | 2 | Питание бортсети выше 31,5 В | Проверить реле напряжения. В случае необходимости – заменить |
Таблица Б.1. Коды неисправностей блоков ЭБК (-04, -А-03, -ДМ).
Блок ошибок | Неисправный элемент | Характер неисправности | Устранение | |
Р1 | Р2 | |||
1 | 2 | Модулятор М1 | Обрыв или короткое замыкание | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор |
1 | 3 | Датчик скорости левого колеса передней оси | Большой воздушный зазор | Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Сдвинуть датчик до упора с ротором. После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
1 | 4 | Датчик скорости левого колеса передней оси | Обрыв или короткое замыкание | Проверить датчик кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. При отсутствии повреждений устранить дефект путем замены датчика |
1 | 5 | Датчик скорости левого колеса передней оси | Провалы скорости или дребезг датчика | Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора. Сдвинуть датчик до упора с ротором
После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
2 | 2 | Модулятор М2 | Обрыв или короткое замыкание | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор |
2 | 3 | Датчик скорости правого колеса передней оси | Большой воздушный зазор | Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Сдвинуть датчик до упора с ротором. После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
2 | 4 | Датчик скорости правого колеса передней оси | Обрыв или короткое замыкание | Проверить датчик кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. При отсутствии повреждений устранить заменив датчик |
2 | 5 | Датчик скорости правого колеса передней оси | Провалы скорости или дребезг датчика | Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора. Сдвинуть датчик до упора с ротором
После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
3 | 2 | Модулятор М3 | Обрыв или короткое замыкание | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор |
3 | 3 | Датчик скорости левого колеса задней оси | Большой воздушный зазор | Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Сдвинуть датчик до упора с ротором. После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
3 | 4 | Датчик скорости левого колеса задней оси | Обрыв или короткое замыкание | Проверить датчик кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. При отсутствии повреждений устранить заменой датчика |
3 | 5 | Датчик скорости левого колеса задней оси | Провалы скорости или дребезг датчика | Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора. Сдвинуть датчик до упора с ротором
После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
4 | 2 | Модулятор М4 | Обрыв или короткое замыкание | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор |
4 | 3 | Датчик скорости правого колеса задней оси | Большой воздушный зазор | Отрегулировать зазор между датчиком и ротором, сдвинув датчик до упора с ротором. После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
4 | 4 | Датчик скорости правого колеса задней оси | Обрыв или короткое замыкание | Проверить датчик кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. При отсутствии повреждений устранить заменив датчик |
4 | 5 | Датчик скорости правого колеса задней оси | Провалы скорости или дребезг датчика | Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора. Сдвинуть датчик до упора с ротором
После устранения неисправности проехать со скоростью не менее 10 км/ч, после чего лампа «WARN» перестанет гореть и ошибка может быть стерта |
7 | 1 | CAN | Обрыв или короткое замыкание линии CAN | Проверить линии H и L на наличие обрывов или КЗ |
7 | 2 | Клапан ПБС | Обрыв или короткое замыкание | Проверить соединительный кабель на наличие КЗ или обрыва. При отсутствии повреждений заменить клапан |
7 | 3 | Ретардер | Обрыв или короткое замыкание | Проверить провода между блоком и реле, и обмотку реле на наличие КЗ или обрыва |
7 | 4 | Пропорциональный клапан | Обрыв или короткое замыкание | Проверить соединительный кабель на наличие КЗ или обрыва. При отсутствии повреждений заменить клапан |
8 | 1 | Система электропитания | Напряжение ниже нормы | Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение от 22 до 30В |
8 | 2 | Система электропитания | Напряжение выше нормы | Проверить реле напряжения. В случае необходимости – заменить |
8 | 3 | Электронный блок | Неисправность электронного блока | Заменить блок управления |
Таблица В.1. Коды неисправностей блоков ЭБП.
Блок ошибок | Неисправный элемент АБС | Ось, Колесо | Характер неисправности | |
P1 | P2 | |||
0 | 0 | – | – | Система АБС-П исправна |
1 | 1 | Датчик скорости левого колеса первой оси | 1L | Недопустимая величина скорости колеса |
1 | 2 | Датчик скорости левого колеса первой оси | 1L | Короткое замыкание датчика |
1 | 3 | Датчик скорости левого колеса первой оси | 1L | Обрыв датчика |
1 | 5 | Датчик скорости правого колеса первой оси | 1R | Недопустимая величина скорости колеса |
1 | 6 | Датчик скорости правого колеса первой оси | 1R | Короткое замыкание датчика |
1 | 7 | Датчик скорости правого колеса первой оси | 1R | Обрыв датчика |
2 | 1 | Датчик скорости левого колеса второй оси | 2L | Недопустимая величина скорости колеса |
2 | 2 | Датчик скорости левого колеса второй оси | 2L | Короткое замыкание датчика |
2 | 3 | Датчик скорости левого колеса второй оси | 2L | Обрыв датчика |
2 | 5 | Датчик скорости правого колеса второй оси | 2R | Недопустимая величина скорости колеса |
2 | 6 | Датчик скорости правого колеса второй оси | 2R | Короткое замыкание датчика |
2 | 7 | Датчик скорости правого колеса второй оси | 2R | Обрыв датчика |
Блок ошибок | Неисправный элемент АБС | Характер неисправности | |
P1 | P2 | ||
3 | 1 | Модулятор М1 | Обрыв кабеля клапана впуска или короткое замыкание клапана на “плюс” бортсети |
3 | 2 | Модулятор М1 | Короткое замыкание клапана впуска на массу бортсети |
3 | 3 | Модулятор М1 | Обрыв кабеля клапана выпуска или короткое замыкание клапана на “плюс” бортсети |
3 | 4 | Модулятор М1 | Короткое замыкание клапана выпуска на массу бортсети |
3 | 5 | Модулятор М1 | Короткое замыкание между клапанами впуска и выпуска |
3 | 6 | Модулятор М1 | Другие неисправности модулятора |
4 | 1 | Модулятор М2 | Обрыв кабеля клапана впуска или короткое замыкание клапана на “плюс” бортсети |
4 | 2 | Модулятор М2 | Короткое замыкание клапана впуска на массу бортсети |
4 | 3 | Модулятор М2 | Обрыв кабеля клапана выпуска или короткое замыкание клапана на “плюс” бортсети |
4 | 4 | Модулятор М2 | Короткое замыкание клапана выпуска на массу бортсети |
4 | 5 | Модулятор М2 | Короткое замыкание между клапанами впуска и выпуска |
4 | 6 | Модулятор М2 | Другие неисправности модулятора |
5 | 1 | Модулятор М3 | Обрыв кабеля клапана впуска или короткое замыкание клапана на “плюс” бортсети |
5 | 2 | Модулятор М3 | Короткое замыкание клапана впуска на массу бортсети |
5 | 3 | Модулятор М3 | Обрыв кабеля клапана выпуска или короткое замыкание клапана на “плюс” бортсети |
5 | 4 | Модулятор М3 | Короткое замыкание клапана выпуска на массу бортсети |
5 | 5 | Модулятор М3 | Короткое замыкание между клапанами впуска и выпуска |
5 | 6 | Модулятор М3 | Другие неисправности модулятора |
6 | 1 | Неверное подключение системы | Неправильная конфигурация. Конфигурация системы не соответствует заданной |
6 | 2 | Система электропитания | Напряжение в бортсети при вкл. питания ниже нормы |
6 | 3 | Система электропитания | Напряжение в бортсети при движении АТС ниже нормы |
6 | 4 | ЭБУ | Внутренняя ошибка ЭБУ |
Таблица Г.1. Коды неисправностей системы ЭСУПП.
Световой код | Неисправный элемент | Характер неисправности | Устранение | |
Р1 | Р2 | |||
1 | 1 | Датчик перемещения | КЗ датчика на плюс бортсети | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ на плюс бортсети. При отсутствии повреждений заменить датчик |
1 | 2 | Датчик перемещения | Обрыв или КЗ на “массу” бортсети | Проверить датчик кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. При отсутствии повреждений заменить датчик |
2 | 1 | Впускной клапан БЭК (AV) | КЗ обмотки клапана на плюс бортсети | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ на плюс бортсети. При отсутствии повреждений заменить БЭК |
2 | 2 | Впускной клапан БЭК (AV) | КЗ обмотки клапана на “массу” бортсети | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ на “массу” бортсети. При отсутствии повреждений заменить БЭК |
2 | 3 | Впускной клапан БЭК (AV) | Обрыв обмотки клапана | Проверить соединительные кабели на наличие обрыва. При отсутствии повреждений заменить БЭК |
3 | 1 | Клапан управления БЭК (EV) | КЗ обмотки клапана на плюс бортсети | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ на плюс бортсети. При отсутствии повреждений заменить БЭК |
3 | 2 | Клапан управления БЭК (EV) | КЗ обмотки клапана на “массу” бортсети | Проверить соединительные кабели на наличие КЗ на “массу” бортсети. При отсутствии повреждений заменить БЭК |
3 | 3 | Клапан управления БЭК (EV) | Обрыв обмотки клапана | Проверить соединительные кабели на наличие обрыва. При отсутствии повреждений заменить БЭК |
Световой код | Неисправный элемент | Устранение | |
Р1 | Р2 | ||
4 | 2 | Питание бортсети выше 31,5 В | Проверить реле напряжения. В случае необходимости – заменить |
4 | 3 | Питание бортсети ниже 18 В | Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение от 22 до 30В |
4 | 7 | Ошибка контрольной суммы EPROM | Заменить БЭУП |
4 | 8 | Ошибка контрольной суммы программы | Заменить БЭУП |
5 | 1 | Обрыв или КЗ на “массу” лампы Warning | Проверить соединительные кабели и лампу на обрыв |
5 | 3 | Обрыв или КЗ на “массу” лампы неисправностей | Проверить соединительные кабели и лампу на обрыв |