Эксплуатация. КамАЗ Компас 9, 12 – руководство по эксплуатации.
4. Эксплуатация автомобиля КамАЗ Компас.
Перейти к:
Кнопки управления на рулевом колесе.
Указатель температуры жидкости в системе охлаждения.
Выключатели/ переключатели на панели приборов.
Включение и выключение питания в системе электрооборудования.
Мультимедиапроигрыватель/ радио.
Управление наружным освещением.
Регулирование сиденья водителя.
Подушки безопасности (при наличии).
Регулирование положения рулевого колеса.
Управление системой кондиционирования воздуха.
Устройство вызова экстренных оперативных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).
Требования безопасности при эксплуатации автомобиля.
Основные правила эксплуатации.
Особенности движения автомобиля на подъемах и спусках.
Эксплуатация нового автомобиля (обкатка).
Рекомендуемые режимы работы двигателя.
Подготовка автомобиля к движению.
Электронные системы управления тормозной системой.
Функция удержания автомобиля на уклоне.
Система предупреждения о сходе с полосы движения (LDWS).
К автомобилю прилагается два комплекта ключей-брелоков.
В каждый ключ-брелок входят пульт дистанционного управления (ПДУ) и ключ замка выключателя приборов и стартера.
Для извлечения ключа замка выключателя приборов и стартера, размещённого в ПДУ, необходимо нажать на кнопку.
Ключи имеют специальную кодировку и привязаны к конкретному автомобилю. Для копирования ключей следует обратиться в сервисный центр.
Ключ-брелок.
ПДУ применяется для блокировки/ разблокировки дверей кабины снаружи. В ПДУ встроен индикатор. Если индикатор ПДУ не горит или ПДУ работает только рядом с автомобилем, то элемент питания может быть разряжен. Разряженный элемент питания необходимо заменить.
Внимание!
- Для защиты электронных компонентов ПДУ следует держать вдали от солнечных лучей, высокой температуры и влажности.
- Не допускать падения ПДУ с высоты и размещения на нем тяжелых предметов.
Положения ключа замка выключателя приборов и стартера.
Замок выключателя приборов и стартера расположен с правой стороны рулевой колонки под рулевым колесом.
«LOCK» – все выключено.
После остановки автомобиля, для блокировки рулевого колеса повернуть ключ против часовой стрелки, вынуть ключ из замка и повернуть рулевое колесо до зацепления стопорного штифта рулевого колеса (при зацеплении будет слышен характерный звук).
«ACC» – включение радиоприёмника, положение фиксированное. При положении ключа в «ACC» работает аудиосистема и другие вспомогательные потребители электроэнергии.
«ON» – на панели приборов для самодиагностики на несколько секунд загораются соответствующие контрольные лампы. Подача питания на все системы автомобиля, положение фиксированное.
«START» – пуск двигателя, положение – нефиксированное.
Внимание!
- В некоторых случаях ключ не поворачивается из положения «LOCK». Это связано с тем, что активирована блокировка рулевого колеса. Для разблокировки рулевого колеса следует слегка повернуть руль.
- Не вынимать ключ до полной остановки автомобиля, иначе может случайно сработать механизм блокировки рулевого колеса, что приведет к неисправности рулевого управления.
- Вынимать ключ из замка выключателя приборов и стартера следует только после полной остановки автомобиля, т.к. при вынутом ключе управление автомобилем невозможно.
- Следует вынимать ключ из замка даже при кратковременном выходе водителя из автомобиля для исключения полного разряда аккумуляторных батарей и для предотвращения доступа постороннего лица к автомобилю.
- Перед тем, как покинуть рабочее место, водитель должен включить стояночную тормозную систему для исключения самопроизвольного движения транспортного средства.
Рабочее место водителя.
1 – пепельница; 2 – вентиляционные дефлекторы; 3 – выключатели/ переключатели; 4 – комбинированный переключатель; 5 – панель приборов; 6 – рулевое колесо; 7 – выключатель звукового сигнала; 8 – переключатель стеклоочистителей; 9 – панель управления медиапроигрывателем / радио; 10 – панель управления кондиционером; 11 – место для хранения пластиковых карт; 12 – подстаканник; 13, 14 – вещевой ящик; 15 – крышка блока предохранителей и реле; 16 – выключатели/ переключатели; 17 – прикуриватель; 18 – педаль подачи топлива; 19 – педаль рабочего тормоза; 20 – педаль сцепления.
Кнопки управления на рулевом колесе.
Кнопки на рулевом колесе слева.
Символ | Назначение |
Включение/ выключение режима круиз-контроля | |
Прибавление скорости движения круиз-контроля | |
Уменьшение скорости движения круиз-контроля |
Кнопки на рулевом колесе справа. Вариант 1.
Символ | Назначение |
Увеличение громкости звука | |
Уменьшение громкости звука | |
При перемещении ролика вверх или вниз осуществляется поиск частот в режиме радио или треков в режиме USB/ Aux | |
Нажатие на ролик | Переключение между радио и USB/ Aux |
Отключение звука |
Кнопки на рулевом колесе справа. Вариант 2.
Символ | Назначение |
Увеличение громкости звука | |
Уменьшение громкости звука | |
При перемещении ролика вверх или вниз осуществляется поиск частот в режиме радио или треков в режиме USB/ Aux | |
Нажатие на ролик | Переключение между радио и USB/ Aux |
Кнопка отклонения вызова/ завершения разговора (для моделей телефонов, оснащенных телефонной системой Bluetooth)
Отключение звука |
|
Кнопка вызова/ ответа на звонок (для моделей телефонов, оснащенных телефонной системой Bluetooth) |
На приборной панели могут устанавливаться различные варианты комбинации приборов, указатели и контрольные лампы в которых аналогичны.
Стабильная работа комбинации приборов гарантируется при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.
Комбинация приборов.
1 – тахометр; 2, 7 – контрольные лампы; 3 – указатель температуры жидкости в системе охлаждения; 4 – дисплей комбинации приборов; 5 – кнопка управления дисплеем; 6 – спидометр; 8 – указатель уровня топлива в баке.
При движении частоту вращения коленчатого вала контролировать по тахометру. Не допускать превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирать с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.
Внимание!
- На красные поля стрелка заходить не должна – это опасные для двигателя режимы.
Указатель температуры жидкости в системе охлаждения.
Если указатель смещается в сторону красной зоны – температура охлаждающей жидкости завышена, двигатель перегревается.
Температура охлаждающей жидкости при нормальных условиях эксплуатации для двигателей Cummins составляет от 71 °С до 99 °С.
Внимание!
- Стабильная работа указателя температуры охлаждающей жидкости гарантируется при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 °С и не выше плюс 70 °С.
Внимание!
- Количество контрольных ламп зависит от модели и комплектации шасси.
Символ | Назначение |
Указатель левого/ правого поворота автомобиля (цвет – зеленый, прерывистый) | |
Включены передние противотуманные фары (цвет – зеленый) | |
Включен дальний свет (цвет – синий) | |
Включены задние противотуманные фонари (цвет – оранжевый) | |
Включены ближний свет (цвет – зеленый) | |
Включены габаритные огни (цвет – зеленый) | |
Разряд аккумуляторной батареи (цвет – красный) | |
Низкий уровень топлива (цвет – оранжевый) | |
Аварийное давление масла в системе смазки двигателя (цвет – красный) | |
Неисправность тормозной системы (цвет – красный) | |
Аварийная температура охлаждающей жидкости (цвет – красный) | |
Кабина не заблокирована (цвет – красный) | |
Неисправность системы АБС (цвет – оранжевый) | |
Не пристегнутый ремень безопасности водителя (цвет – красный) | |
Не пристегнутый ремень безопасности пассажира (цвет – красный) | |
Включение моторного тормоза (цвет – зеленый) | |
Неисправность в системе нейтрализации отработавших газов и/ или двигателя (цвет – оранжевый) | |
Неисправность двигателя (цвет – оранжевый) | |
Засорение воздушного фильтра (цвет – красный) | |
Засорение воздушного фильтра (цвет – оранжевый) | |
Низкий уровень восстановителя оксидов азота в системе нейтрализации (цвет – синий) | |
Аварийная неисправность системы (цвет – красный) | |
Активирован режим круиз-контроля (цвет – зелёный) | |
Включение стояночной тормозной системы (цвет – красный) | |
Вода в фильтре грубой очистки топлива (цвет – красный) | |
Незакрытая дверь водителя/ пассажира (цвет – красный) | |
Включение функции удержания автомобиля на уклоне (цвет – оранжевый) | |
Включение блокировки межколесного дифференциала (цвет – оранжевый) | |
Готовность электроподогревателя воздуха (цвет – оранжевый) | |
Включение коробки отбора мощности (цвет – зелёный) | |
Неисправность системы подушек безопасности (цвет – красный, прерывистый) | |
Включен обогрев зеркал заднего вида (цвет – оранжевый) | |
Снижение давления в тормозной системе (цвет – красный) | |
Неисправность системы нейтрализации отработавших газов (цвет – оранжевый) | |
Неисправность системы нейтрализации отработавших газов (цвет – красный) | |
Система курсовой устойчивости (ESС) работает (цвет – оранжевый) | |
Система курсовой устойчивости ESС выключена (цвет – оранжевый) | |
Включение противобуксовочной системы (ASR) (цвет – оранжевый) | |
Автомобиль в режиме экономии топлива (цвет – зеленый) |
Информационный дисплей.
1 – время; 2 – эксплуатационная информация; 3 – общий пробег; 4 – суточный пробег; 5 – текущая передача в коробке передач.
Управление информационной системой осуществляется кнопкой, расположенной на комбинации приборов.
На информационный дисплей выводятся:
1. Время.
Если автомобиль оснащен БИС (бортовой интеллектуальной системой) и истемой «ЭРА ГЛОНАСС», то в положении «АСС» выключателя приборов и стартера время на часах автоматически обновляется. Время на часах можно настроить вручную. Для этого войти в меню: «настройка времени», «установить время».
2. Информация об эксплуатационном состоянии автомобиля, неисправностях или информация предупредительного характера, меню настроек.
3. Общий пробег. Диапазон пробега отображается от 0 до 9999,99 км. После окончания максимальной величины пробега, на дисплее будет отображаться ошибка.
4. Суточный пробег (обнуляемый). Счетчик имеет функцию автоматического запоминания суточного пробега. Суточный пробег можно обнулить.
Для этого войти в меню: «сброс информации об автомобиле», «сброс промежуточного пробега».
Суточный пробег автоматически удаляется после отключения аккумуляторной батареи.
Пробег автомобиля замеряется с точностью до 100 м.
Диапазон отображения составляет от 0 км до 999,9 км. После достижения максимального значения суточный пробег обнуляется («0,0 км») и начинается повторный отсчет.
5. Текущая передача в коробке передач.
Эксплуатационная информация.
1. Среднесуточный расход топлива (л/100 км).
Если двигатель работает более двух часов на холостом ходу, среднесуточный расход топлива автоматически обнуляется.
При пробеге автомобиля менее 100 км после обнуления среднесуточный расход топлива отображается: «— л/100 км».
После пробега более 100 км на дисплее отображается среднесуточный расход топлива.
2. Общий средний расход топлива (л/100 км).
Общий средний расход топлива отображается по умолчанию после последнего обнуления. Расчет идет каждые 5 секунд. Для определения среднего расхода топлива для нового расстояния следует предварительно обнулить текущее значение среднего расхода топлива.
При пробеге автомобиля менее 100 км средний расход топлива отображается: «— л/100 км».
После пробега автомобиля более 100 км на дисплее отображается средний расход топлива.
3. Уровень восстановителя оксидов азота (нейтрализующей жидкости).
4. Указатель давления воздуха в тормозной системе.
Информационный дисплей 1.
Строка | Описание |
Первая | Уровень восстановителя оксидов азота от 0 до 100 % |
Вторая | Средний расход топлива
Последовательно на экране дисплея: мгновенный расход топлива, время пробега, средняя скорость |
Третья | |
Четвертая | Суточный пробег |
Пятая | Общий пробег |
Примечание.
- Всплывающее текстовое диалоговое окно занимает место второй и третьей строк.
Информационный дисплей 2.
На дисплей выводятся общий пробег и суточный пробег.
Выключатели/ переключатели на панели приборов.
Внимание!
- Количество и порядок расположения переключателей и выключателей зависит от модели комплектации автомобиля.
Символ | Назначение |
Включение/ выключение аварийной сигнализации (цвет – красный) | |
Регулятор угла наклона фар | |
Включение/ выключение обогрева зеркал | |
Включение/ выключение системы ESС | |
Переключатель передних противотуманных фар | |
Переключатель задних противотуманных фар | |
Включение/ выключение функции удержания автомобиля на уклоне |
Выключатель аварийной сигнализации.
Выключатель аварийной сигнализации расположен на панели приборов справа от рулевого колеса (см. рис. Расположение выключателя аварийной сигнализации).
Расположение выключателя аварийной сигнализации.
1 – панель приборов; 2 – выключатель аварийной сигнализации.
Включение и выключение питания в системе электрооборудования.
Включение и выключение питания в системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью выключателя аккумуляторных батарей, расположенного, в зависимости от комплектации автомобиля, под ящиком аккумуляторных батарей за передним колесом или под расширительным баком за кабиной (см. рис. Выключатель аккумуляторных батарей).
Рукоятка выключателя аккумуляторных батарей.
Для включения и выключения питания в системе электрооборудования автомобиля следует повернуть красную рукоятку выключателя на 90°.
Питание выключено, если выключатель расположен вертикально (положение «OFF»).
Питание включено, если выключатель расположен горизонтально (положение «ON»).
Внимание!
- Для исключения разряда аккумуляторных батарей перед длительной стоянкой автомобиля аккумуляторные батареи следует выключить.
- Отключение аккумуляторных батарей следует производить не ранее, чем через 4,5 минуты после поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «LOCK».
Панель управления медиапроигрывателем / радио.
Панель управления медиапроигрывателем / радио.
1. «PWR MUTE» – включение / выключение, управление режимом «MUTE»;
2. Регулировка громкости звука;
3. «SEL» – настройки воспроизведения;
4. Кнопка предварительной настройки «1 >II» – управление воспроизведением, паузой в режиме USB / AUX;
5. Кнопка предварительной настройки «2 RND» – переключатель случайного воспроизведения файлов в режиме USB/ AUX;
6. ЖК-дисплей;
7. Кнопка предварительной настройки «3 RPT» – переключатель повторного воспроизведения файлов в режиме USB/ AUX;
8. Кнопка предварительной настройки «4 SCN» – сканирование трека воспроизведения файлов в режиме USB / AUX ;
9. Кнопка предварительной настройки «5 -10» – перемотка на 10 треков назад в режиме USB/ AUX;
10. Кнопка предварительной настройки «6 +10» – перемотка на 10 треков вперед в режиме USB/ AUX;
11. USB / AUX – порт;
12. Короткое нажатие – ручная перемотка до конца радиосетки вниз, длительное нажатие – автоматический поиск до конца радиосетки вниз;
13. «MODE» – источник звука (РАДИО/ USB/ AUX);
14. «AST» – автоматический поиск полосы;
15. Короткое нажатие – ручной поиск до конца радиосетки вверх, длительное нажатие – автоматический поиск до конца радиосетки вверх;
16. «CLK»: короткое нажатие – часы; длительное нажатие – установка времени.
Включение/ выключение медиапроигрывателя/ радио.
Для включения медиапроигрывателя/ радио нажать на кнопку «PWR». Для выключения медиапроигрывателя/ радио нажимать на кнопку «PWR» более 2 секунд.
Громкость звука.
Поворотом ручки регулировки громкости по часовой стрелке громкость увеличивается, против часовой стрелки – уменьшается.
Беззвучный режим.
Для отключения звука при включенном питании нажать на кнопку «PWR».
Настройка звука.
Для выбора параметров настройки коротко нажать на кнопку «SEL»:
– «BAS» – регулировка тембра низких частот;
– «TRE» – регулировка тембра высоких частот;
– «BAL» – регулировка баланса между правым и левым динамиками.
Регулирование осуществляется ручкой регулировки громкости.
Через 5 секунд на экране отобразится предыдущий режим работы.
Высота звука регулируется только в режиме настройки звука.
Источник звука.
Для выбора радио, AUX или USB нажать на кнопку «MODE».
Радио.
Выбор полосы.
Для выбора нужной частоты радиоволн нажать кнопку «BAND».
Автоматический поиск.
Для автоматического поиска каналов нажать на кнопку I◄ или ►I.
Для переключения на каналы с более низкой частотой нажать на кнопку I◄.
Для переключения на каналы с более высокой частотой нажать на кнопку ►I.
Автоматический поиск (если выбрана частота канала).
Для перехода к ручному поиску каналов нажать и удерживать кнопку поиска «I◄» или
«►I» в течение 2 секунд.
Для поиска каналов на более низкой частоте нажать на кнопку◄.
Для поиска каналов на более высокой частоте нажать на кнопку ►.
Система вернется к предыдущему состоянию, если в течение 5 секунд не будет выполнено ни одного поискового запроса.
Предустановленные каналы.
Установка каналов в кнопку предварительной настройки вручную.
Для сохранения в памяти шести каналов следует использовать кнопки предварительной настройки от «1» до «6».
Для сохранения выбранной частоты в кнопке предварительной настройки следует отрегулировать частоту, выбрать канал, затем нажать на кнопку предварительной настройки (от «1» до «6») не менее двух секунд.
Автоматическое сохранение каналов AST.
Функция AST позволяет запомнить шесть станций с самым сильным сигналом в районе, в котором находится автомобиль.
Для включения режима AST нажать на кнопку «BAND».
В режиме AST следует нажать любую кнопку от «1» до «6» и удерживать её в течение двух секунд для сохранения выбранной частоты.
Внимание!
- При выключенных аккумуляторных батареях сохраненные каналы не сохраняются.
Воспроизведение музыки (AUX, USB).
Подключение источника.
Для воспроизведения треков на флэш-накопителе вставить порт флэш-накопителя в USB-порт.
Для воспроизведения треков с внешнего источника подключите совместимый источник к разъему AUX.
Воспроизведение с внешнего источника.
Если внешний источник уже подключен к медиапроигрывателю, чтобы выбрать его в качестве источника звука, следует нажать кнопку «MODE».
Для выбора предыдущего трека нажать на кнопку «I◄»; для выбора следующего трека – на кнопку «►I».
Для перемотки назад нажать и удерживать кнопку «I◄»; для перемотки вперед нажать и удерживать кнопку «►I».
Случайное воспроизведение.
Для включения/ выключения режима случайного воспроизведения при проигрывании AUX/ USB, нажать кнопку «RND».
Повторное воспроизведение.
Для включения/ выключения режима повторного воспроизведения при проигрывании AUX/ USB, нажать на кнопку «RPT».
Сканирование треков.
Для включения/ выключения режима сканирования треков при проигрывании AUX/ USB, нажать на кнопку «SCN».
Перемотка на десять треков назад.
Для перемотки на десять треков назад, во время воспроизведения AUX/ USB, нажать на кнопку «5 -10».
Перемотка на десять треков вперед.
Для перемотки на десять треков вперед, во время воспроизведения AUX / USB, нажать на кнопку «6 +10».
Антенна.
При необходимости вытащить антенну.
Антенну следует убирать при парковке автомобиля в гараже с низкой крышей и при мойке автомобиля.
Поиск неисправностей.
Если некоторые функции автомобильной аудиосистемы неисправны и самостоятельно исправить неисправности не удаётся, необходимо обратиться в сервисный центр.
Плафон освещения кабины.
Положения выключателя на плафоне:
– «OFF» – лампа освещения не горит;
– «DOOR» – лампа освещения загорается при открытии двери кабины.
– «ON» – лампа горит постоянно.
Внимание!
- На автомобиле с выключенным двигателем включенное длительное время освещение может привести к разрядке аккумуляторных батарей.
Управление наружным освещением.
Указатели поворотов.
Для включения сигнала поворота потянуть комбинированный переключатель до фиксации:
– вниз – левый сигнал поворота;
– вверх – правый сигнал поворота.
На комбинации приборов замигает соответствующий сигнал поворота.
Указатели поворотов.
При возврате рулевого колеса после продолжительного поворота комбинированный переключатель автоматически возвращается в исходное положение.
Ближний свет.
Для включения ближнего света повернуть поворотный переключатель света на комбинированном переключателе в положение .
На дисплее комбинации приборов загорается контрольная лампа зеленого цвета.
Включение ближнего света.
Дальний свет.
1. Включить ближний свет: повернуть поворотный переключатель на комбинированном переключателе в положение .
2. Комбинированный переключатель отжать в направлении стрелки до фиксации (см. рис. Включение дальнего света). На комбинации приборов загорается контрольная лампа .
Включение дальнего света.
Внимание!
- Дальний свет включается только после включения ближнего света.
Предупредительный световой сигнал.
Коротко потянуть комбинированный переключатель в сторону водителя.
На короткое время загораются контрольная лампа на комбинации приборов и дальний свет.
Включение предупредительного светового сигнала.
Контурные, габаритные фонари.
Для принудительного включения контурных и габаритных фонарей повернуть поворотный переключатель на комбинированном переключателе в положение . При этом включаются освещение номерного знака и подсветка переключателей. На комбинации приборов загорается контрольная лампа .
Передние противотуманные фары.
Включение передних противотуманных фар.
1. Включить габаритные огни: повернуть поворотный переключатель на комбинированном переключателе в положение .
2. Повернуть средний поворотный переключатель на комбинированном переключателе в положение . На комбинации приборов загорается контрольная лампа .
Задние противотуманные фонари.
1. Включить передние противотуманные фары.
2. Повернуть средний поворотный переключатель на комбинированном переключателе в нефиксированное положение . На комбинации приборов загорается контрольная лампа .
3. Для выключения задних противотуманных фонарей повернуть переключатель еще раз в нефиксированное положение или в положение «OFF».
Контрольные лампы и гаснут.
Передние противотуманные фары и задние противотуманные фонари будут выключены.
Включение/ выключение передних противотуманных фар и задних противотуманных фонарей с помощью выключателей (для отдельных комплектаций автомобилей).
Передние противотуманные фары включаются только после включения габаритных огней.
1. Включение/ выключение передних противотуманных фар осуществляется выключателем , расположенным на панели приборов.
При включении передних противотуманных фар на комбинации приборов загорается контрольная лампа . При выключении – контрольная лампа гаснет.
2. Включение/ выключение задних противотуманных фонарей осуществляется выключателем , расположенным на панели приборов.
При включении задних противотуманных фонарей на комбинации приборов загорается контрольная лампа . При выключении – контрольная лампа гаснет.
Внимание!
- Задние противотуманные фары включаются только после включения фар ближнего света или передних противотуманных фар.
Регулирование угла наклона фар.
Регулятор угла наклона фар, с помощью которого регулируется угол наклона фар головного света, расположен на панели приборов (см. рис. Регулятор угла наклона фар).
Регулятор угла наклона фар.
Корректировку угла наклона фар проводить так, чтобы свет фар не ослеплял водителей встречных транспортных средств.
Регулирование осуществляется в зависимости от нагрузки автомобиля.
Подача звукового сигнала осуществляется нажатием на выключатель, расположенный на рулевом колесе. Следует регулярно проверять рабочее состояние звуковой сигнальной системы.
Переключатель стеклоочистителей.
Положения переключателя стеклоочистителей.
Символ | Назначение |
OFF | Стеклоочистители выключены |
INT | Регулирование интервала работы стеклоочистителя |
LOW | Медленный режим работы |
HI | Ускоренный режим работы |
Внимание!
- Не допускается работа стеклоочистителя щетками по сухому стеклу.
- При отрицательной температуре окружающего воздуха не допускается работа стеклоочистителя с примёрзшими к стеклу щётками.
- Щетки стеклоочистителей должны плотно прилегать по всей длине к поверхности ветрового стекла и перемещаться равномерно, без заеданий.
- Необходимо регулярно проверять щетки стеклоочистителей на наличие загрязнений и повреждений.
- Следует выключать стеклоочистители перед постановкой автомобиля на стоянку, так как при трогании автомобиля щетки стеклоочистителей могут внезапно прийти в движение.
Прерывистый режим работы.
Управление прерывистым режимом работы стеклоочистителя.
Для регулирования продолжительности интервала между двумя следующими друг за другом движениями щеток стеклоочистителей:
– перевести переключатель в режим «INT»;
– отрегулировать интервал движения стеклоочистителя при помощи поворотного переключателя.
Включение стеклоомывателя.
Для включения стеклоомывателя нажать до упора на кнопку (см. рис. Включение стеклоомывателя). При удержании переключателя в нажатом положении на ветровое стекло подается стеклоомывающая жидкость из бачка стеклоомывателя.
Время работы стеклоомывателя не должно быть более 15 секунд.
В холодный период года бачок стеклоомывателя заправлять готовой стеклоомывающей жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания.
Запрещается использовать стеклоомыватель без стеклоомывающей жидкости.
Внимание!
- Не применять концентрат стеклоомывающего средства без разбавления его водой. Возможно повреждение лакокрасочного покрытия при попадании на него концентрата стеклоомывающего средства.
Солнцезащитный козырек.
Для защиты от солнечного света сбоку и спереди перед сиденьями водителя и пассажира (при наличии) установлены солнцезащитные козырьки.
Откинув солнцезащитный козырек пассажира, можно открыть доступ к косметическому зеркалу.
Блокировка/ разблокировка дверей.
Блокировка/ разблокировка дверей кабины снаружи осуществляется с помощью ПДУ дистанционно или с помощью ключа, встроенного в ПДУ (см. рис. Блокировка/ разблокировка дверей кабины).
Для блокировки дверей водителя и пассажира вставить ключ в замок и повернуть его против часовой стрелки.
Блокировка/ разблокировка дверей кабины.
Для разблокировки двери водителя повернуть ключ по часовой стрелке, затем потянуть ручку двери и открыть дверь.
ПДУ осуществляется дистанционная блокировка, разблокировка, обнаружение автомобиля.
Для дистанционной блокировки замков дверей кабины, необходимо нажать один раз на кнопку блокировки на ПДУ в зоне надежного приема сигнала. Блокировка дверей водителя и пассажира происходит одновременно.
При блокировке всех дверей аварийная сигнализация (указатели поворотов) мигнёт один раз и прозвучит звуковой сигнал.
Внимание!
- Блокировка дверей обеспечивается только при плотно закрытых обоих дверях.
- После блокировки дверей рекомендуется проверить закрытие дверей.
Для дистанционной разблокировки замков дверей нажать один раз на кнопку разблокировки на ПДУ в зоне надежного приема сигнала.
Разблокировка дверей водителя и пассажира происходит одновременно.
При разблокировке всех дверей аварийная сигнализация (указатели поворотов) мигнёт два раза и прозвучат два звуковых сигнала.
Внимание!
- Если после разблокировки двери не будут открыты в течение 30 секунд, все двери будут автоматически заблокированы.
Двери водителя и пассажира можно блокировать без ключа.
Кнопка блокировки на двери водителя внутри кабины.
Для блокировки двери водителя следует нажать кнопку блокировки на ручке двери внутри кабины и, потянув наружную ручку двери водителя, закрыть дверь.
Для блокировки двери пассажира нажать кнопку блокировки внутренней ручки и закрыть дверь – дверь заблокируется.
Опускание и подъем боковых стекол водителя/ пассажира.
Опускание и подъем боковых стекол осуществляется при повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «ON».
На двери водителя расположены переключатели подъема/ опускания боковых стёкол водителя и пассажира (см. рис. Переключатели подъема/ опускания боковых стёкол, расположенные на двери водителя).
На двери пассажира расположен выключатель подъема/ опускания бокового стекла пассажира.
Переключатели подъема/ опускания боковых стёкол, расположенные на двери водителя.
1 – подъем/ опускание стекла со стороны водителя; 2 – подъем/ опускание стекла со стороны пассажира.
Для открывания боковых стекол водителя/ пассажира нажимать на переключатели внизу, пока стекло не займет нужное положение.
Для полного опускания бокового стекла водителя нажать на переключатель вниз. Можно остановить опускание окна, еще раз нажав на выключатель.
Внимание!
- Не допускать контакта с боковым стеклом во время его открывания.
- Во время движения стекла существует опасность затягивания или защемления между боковым стеклом и рамой двери. При возникновении опасности следует отпустить переключатель или снова закрыть боковое стекло.
- Перед тем, как покинуть рабочее место, необходимо убедиться, что окна закрыты.
Внимание!
- Регулировку наружных зеркал на автомобиле рекомендуется проводить перед каждой поездкой.
Зеркало заднего вида в кабине.
В отдельных комплектациях автомобилей в кабине может быть расположено зеркало заднего вида.
Регулирование зеркало заднего вида, расположенного в кабине.
Для получения четкого обзора следует отрегулировать зеркало заднего вида, двигая его вверх и вниз или влево и вправо (см. рис. Регулирование зеркало заднего вида, расположенного в кабине).
Наружные зеркала заднего вида.
Зеркала заднего вида расположены с правой и левой сторон кабины. Зеркало заднего вида состоит из верхней и нижней секций. Наружные зеркала заднего вида следует регулировать вручную в направлении стрелок (см. рис. Регулирование наружных зеркал заднего вида).
Регулирование наружных зеркал заднего вида.
1 – верхний кронштейн; 2 – верхняя секция зеркала; 3 – нижняя секция зеркала; 4 – нижний кронштейн.
Внимание!
- Необходимо помнить: отражение в наружных зеркалах всегда уменьшенное, поэтому объекты кажутся более удаленными, чем в действительности.
Запрещена принудительная регулировка зеркал заднего вида, покрытых льдом.
Обогрев зеркал.
В сырую и холодную погоду для предотвращения запотевания и обледенения наружных зеркал заднего вида следует использовать систему обогрева зеркал (при наличии).
Для включения обогрева зеркал нажать на переключатель обогрева зеркал, расположенный на панели приборов. На панели приборов загорается контрольная лампа .
При повторном нажатии на выключатель обогрев зеркал выключается, контрольная лампа гаснет.
По умолчанию продолжительность подогрева зеркал составляет 20 минут.
Регулирование сиденья водителя.
Внимание!
- Запрещается менять настройки сиденья во время движения.
- Настройку сиденья необходимо производить на стоящем автомобиле с включенным стояночным тормозом.
- После настройки сидений водителя и пассажира необходимо удостовериться в отсутствии вредных контактов узлов и деталей сиденья с элементами кабины во время движения для исключения поломки сиденья.
Не допускать промокания обивки. При необходимости провести сушку элементов сиденья.
Техническое обслуживание сидений производить совместно с автомобилем. Обслуживание должно выполняться квалифицированным персоналом в сервисных центрах.
Регулировка продольного положения сиденья.
Для разблокировки сиденья ручку управления под передней частью сиденья потянуть вверх. Далее сдвинуть сиденье в нужное положение, затем отпустить ручку управления.
Следует убедиться, что сиденье зафиксировано на месте и не двигается.
Регулировка положения сиденья.
1 – регулятор продольного положения сиденья; 2 – регулятор угла наклона спинки сиденья.
Регулировка угла наклона спинки сиденья.
1. Поднять регулятор угла наклона спинки сиденья и отрегулировать спинку в желаемое положение.
2. Опустить регулятор. Проверить, что кресло зафиксировано.
Регулировка угла наклона спинки сиденья.
Сиденья автомобиля укомплектованы ремнями безопасности. Ремень безопасности помогает предотвратить смещение водителя в направлении, противоположном направлению удара, тем самым уменьшает риск травмирования, например, при фронтальном столкновении.
Ремни безопасности должны использоваться в каждой поездке. Каждый ремень безопасности используется только одним человеком.
В случае загрязнения лямок очищать их мягким мыльным раствором.
Внимание!
- Разборка ремня безопасности не допускается.
- При наличии существенных повреждений ремня (потертость лямки, порезы, неисправность втягивающего устройства), а также, если ремень подвергся критической нагрузке в дорожно- транспортном происшествии, его необходимо заменить на ремень той же модели.
- Ремень должен иметь маркировку официально утвержденного типа для данного сидячего места в транспортном средстве. Для уточнения модели ремня для замены рекомендуется обратиться в сервисный центр.
Пристегивание ремнями безопасности.
1. Плавно вытянуть ремень безопасности из вытягивающего механизма и протянуть его через плечо (см. рис. Ремни безопасности).
2. Вставить язычок ремня 1 в замок 2 до щелчка фиксации, не допуская при этом скручивания лямок.
Для отстёгивания ремней безопасности нажать кнопку замка 3.
Ремни безопасности.
1 – язычок ремня; 2 – замок; 3 – кнопка замка.
Внимание!
Необходимо следить за тем, чтобы лямка ремня:
- плотно прилегала к телу водителя;
- проходила по середине плеча;
- не проходила по шее или под рукой;
- была натянута в поясной части подтягиванием ремня безопасности перед грудью вверх;
- при отстегивании ремня безопасности для полного сматывания, и предотвращения заклинивания, рекомендуется придерживать лямку ремня.
При включении электронного замка выключателя приборов и стартера в положение «ON» и не пристёгнутом ремне безопасности на дисплее комбинации приборов загораются контрольные лампы не пристёгнутого ремня безопасности водителя и не пристёгнутого ремня безопасности пассажира . Контрольные лампы продолжают гореть, пока ремни не пристегнуты.
При застегивании ремня водителя и (при наличии функции в зависимости от комплектации) пассажира или при остановке автомобиля и вынутом ключе из замка выключателя приборов и стартера контрольные лампы и гаснут.
Регулирование высоты ремня безопасности.
В отдельных комплектациях автомобиля ремень безопасности сиденья водителя регулируется по высоте.
Чтобы отрегулировать высоту ремня безопасности следует нажать кнопку, отрегулировать высоту ремня безопасности и отпустить кнопку.
Регулирование ремня безопасности по высоте.
Подушки безопасности (при наличии).
В отдельных комплектациях автомобилей сидения водителя и пассажира могут быть оборудованы подушками безопасности.
Подушки безопасности предназначены для защиты водителя и переднего пассажира при лобовом столкновении. Подушки безопасности не предназначены для защиты при опрокидывании, заднем столкновении, низкоскоростном лобовом или боковом столкновениях.
Расстояние между водителем и рулевым колесом, пассажиром и панелью приборов должно быть не менее 25 см.
Подушки безопасности в раскрытом состоянии.
Внимание!
- Подушки безопасности не заменяют ремни безопасности.
- Пассажиру запрещается наклоняться вперед или спать на переднем сиденье.
- Подушка безопасности может использоваться только один раз и не может использоваться повторно.
Передняя подушка безопасности надувается быстро и с большой силой. Для исключения получения травмы не следует находиться слишком близко к надувной подушке безопасности (например, наклонятся вперед).
Водитель должен сидеть, по возможности, как можно дальше от подушки безопасности.
Не допускается класть предметы на рулевое колесо, крышку подушки безопасности или рядом с ней.
Если после дорожного происшествия и срабатывания подушки безопасности вы не можете выйти из кабины автомобиля, чтобы обеспечить приток свежего воздуха, следует открыть окно или дверь.
Не допускается открывать крышку подушки безопасности.
При повреждении крышки подушки безопасности водителя или переднего пассажира модули подушки безопасности следует заменить.
Регулирование положения рулевого колеса.
Положение рулевого колеса регулируется по высоте и наклону с помощью рукоятки блокировки рулевого колеса (см. Регулирование положения рулевого колеса).
1. Остановить автомобиль и включить стояночный тормоз.
2. Отпустить рукоятку блокировки рулевого колеса.
Регулирование положения рулевого колеса.
3. Отрегулировать положение рулевого колеса по высоте и наклону, убедившись, что видны все контрольные лампы на панели приборов.
4. Нажать и зафиксировать вверху рукоятку блокировки рулевого колеса. Рулевая колонка заблокирована. Следует убедиться, что рулевое колесо надежно зафиксировано.
Внимание!
- Регулировку проводить только на стоящем автомобиле с включенным стояночным тормозом.
- Не производить регулировку рулевого колеса во время движения, так как можно потерять контроль над управлением автомобиля.
Управление системой кондиционирования воздуха.
Тахограф цифровой – техническое средство контроля, предназначенное для регистрации, хранения, отображения, распечатки данных о режимах движения, труда и отдыха водителя (см. Руководство по эксплуатации фирмы-изготовителя тахографа).
Тахограф предназначен для использования одним или двумя водителями.
Предприятие-изготовитель автомобиля при установке тахографа осуществляет временную пломбировку тахографа.
Далее, после настройки тахографа, мастерская, осуществляющая деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, устанавливает свою пломбу.
Не рекомендуется возить в отсеках и ящиках тяжелые и хрупкие предметы.
Внимание!
- Во избежание травмирования людей предметами, падающими при резком торможении автомобиля, все вещевые ящики и дополнительные отсеки для принадлежностей при движении должны быть закрыты и заблокированы.
Выдвижной подстаканник.
Для использования вытащить подстаканник за ручку из панели приборов.
Внимание!
- Вес чашки должен быть не более 0,75 кг.
Пепельницу можно выдвинуть, снять и почистить.
После использования пепельницу следует вернуть на исходное место.
Пепельница.
Внимание!
- Не оставлять горящие сигареты в пепельнице.
Для включения прикуривателя повернуть ключ замка выключателя приборов и стартера в положение «ACC».
Для включения надавить на прикуриватель (см. рис. Прикуриватель). Если спираль накалилась, прикуриватель автоматически выдвигается.
Прикуриватель.
Внимание!
- Горячий прикуриватель брать только за ручку!
- Не нажимать на прикуриватель во время нагрева.
- Если прикуриватель не появляется в течение 18 секунд, прикуриватель следует выдвинуть, чтобы избежать перегрева и возгорания.
Устройство вызова экстренных оперативных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).
Назначение и органы управления.
Устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для:
‒ передачи минимального набора данных с описанием транспортного средства, координат его местонахождения, времени и направления движения;
‒ вызова оператора экстренных служб по громкой связи нажатием кнопки экстренного вызова «SOS» при дорожно-транспортном происшествии и других чрезвычайных ситуациях.
Связь осуществляется по сетям сотовой мобильной связи, соответствующей стандартам GSM/ UMTS.
Координаты местонахождения транспортного средства вычисляются с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) или ГЛОНАСС совместно с GPS.
При неудачной попытке передачи данных с помощью тонального модема устройство вызова экстренных оперативных служб выполнит передачу с помощью механизма SMS.
Устройство вызова экстренных оперативных служб состоит из следующих компонентов:
‒ блок ЭРА-ГЛОНАСС;
‒ блок интерфейса пользователя, расположенные на внутренней обивке крыши кабины (см. рис Блок интерфейса пользователя);
‒ антенна ГЛОНАСС/ GPS.
Блок интерфейса пользователя.
1 – микрофон; 2 – кнопка экстренного вызова SOS; 3 – кнопка сервиса; 4 – динамик.
Внимание!
- Устройство вызова экстренных оперативных служб сохраняет работоспособность при температуре окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 85 °С.
- Изделие предназначено для использования исключительно в экстремальных ситуациях.
- Запрещается пользоваться устройством вызова экстренных оперативных служб во время движения без крайней необходимости.
- Запрещается эксплуатировать автомобиль с отключенным или неисправным устройством вызова экстренных оперативных служб.
- Демонтаж и ремонт устройства вызова экстренных оперативных служб проводить только в сервисном центре.
На автомобилях, укомплектованных устройством вызова экстренных оперативных служб, радиоприемник должен быть оснащен функцией «MUTE».
Режимы работы.
При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «ON», подсветка кнопки экстренного вызова «SOS» (цвет – красный) загорается примерно на 5 секунд и гаснет. Если возникла неисправность в системе вызова экстренных оперативных служб, то не более, чем через 30 секунд загорается подсветка кнопки экстренного вызова «SOS». Кнопка горит непрерывно до момента устранения неисправности или поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «LOCK». Для устранения неисправностей обратиться в сервисный центр.
Подсветка кнопки экстренного вызова «SOS» может непрерывно гореть в случае отсутствия сигналов от спутников GPS/ ГЛОНАСС. Это не является неисправностью, если автомобиль находится в местах закрывающих прямую видимость спутников (в тоннелях, под мостом и т.п.). После выезда автомобиля в места с прямой видимостью спутников подсветка должна погаснуть.
Устройство вызова экстренных оперативных служб находится в режиме «Выключено», если с момента поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «0» прошло не менее 72 часов. В режиме «Выключено» система не реагирует на нажатие кнопки экстренного вызова «SOS» и отсутствует подсветка кнопки экстренного вызова «SOS».
Экстренный вызов «SOS».
Экстренный вызов может быть осуществлен при условии, что ключ замка выключателя приборов и стартера находится в положение «ON» или с момента последнего выключения прошло менее 72 часов.
Для экстренного вызова необходимо нажать на кнопку экстренного вызова «SOS» и удерживать её не менее двух секунд. Подсветка кнопки экстренного вызова «SOS» (цвет – красный) начинает:
– мигать при осуществлении дозвона до оператора экстренных оперативных служб;
– горит непрерывно при осуществлении вызова, передачи минимального набора данных, голосового соединения с оператором.
При начале голосовой связи отключается звуковоспроизведение радиоприемника (магнитолы или мультимедийной системы с функцией «MUTE»), если до момента экстренного вызова он работал.
Отмену экстренного ручного вызова можно осуществить в момент дозвона до оператора экстренных оперативных служб (подсветка кнопки экстренного вызова «SOS» мигает красным цветом). Для этого необходимо нажать на кнопку экстренного вызова «SOS» и удерживать её не менее двух секунд.
Подсветка красным цветом гаснет.
Требования безопасности при эксплуатации автомобиля.
1. Все неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля, должны быть устранены.
2. При пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой; рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
3. Не прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
4. Содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара.
5. Помнить, что дизельное топливо, а также его пары ядовиты и огнеопасны. Необходимо соблюдать меры предосторожности и правила пожарной безопасности.
Не допускать попадания дизельного топлива на кожу и одежду, а паров дизельного топлива в дыхательные пути.
6. В случае воспламенения дизельного топлива, пламя следует засыпать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель.
Запрещается заливать горящее топливо водой.
7. Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
8. Запрещается проведение каких-либо работ в зоне действия вентилятора системы охлаждения при работающем двигателе.
9. Не открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя, необходимо дать двигателю остыть.
10. Помнить, что охлаждающие жидкости, применяемые в системе охлаждения двигателя, и жидкости, применяемые в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращаться с ними осторожно.
11. Перед началом движения убедиться, что кабина надежно заблокирована.
12. При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач; для механической коробки передач не нажимать на педаль сцепления.
13. Не допускать эксплуатации автомобиля, если суммарный люфт в рулевом управлении превышает 25 градусов.
14. Эксплуатация с негерметичным впускным трактом приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. Периодически проверять целостность резиновых патрубков, воздухопроводов и надежность соединений, устранить негерметичность тракта.
15. Не эксплуатировать автомобиль с незакрепленным грузом.
16. Не проводить работы по замене колеса автомобиля, если он поднят только домкратом, без подставки.
17. Не разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводить в мастерской с использованием специальных приспособлений.
18. Запрещается использовать в кабине автомобиля нагревательные приборы с открытым пламенем и открытыми нагревательными элементами (газовые плиты, горелки и.т.д.).
19 Запрещается хранить и перевозить в кабине автомобиля емкости с горючими веществами.
Основные правила эксплуатации.
1. При эксплуатации автомобиля использовать эксплуатационные материалы, рекомендуемые предприятием-изготовителем (см. приложения Б, В).
2. Перед началом эксплуатации включить питание в системе электрооборудования автомобиля с помощью выключателя аккумуляторных батарей (см. подраздел «Включение и выключение питания в системе электрооборудования автомобиля»).
3. Перед началом движения необходимо прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С. Оптимальная температура для начала движения автомобиля 70 °С.
4. Начинать движение следует только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснет контрольная лампа неисправности тормозной системы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.
5. В холодный период времени после пуска двигателя до начала движения автомобиля необходимо прогреть масло в рулевой системе (см. раздел 5 «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени»).
Запрещается вращение рулевого колеса до завершения прогревания масла в рулевой системе!
6. При эксплуатации автомобиля не допускается на стоящем автомобиле вращать рулевое колесо от упора из одной стороны до упора в другую более двух раз.
При вращения рулевого колеса на стоящем автомобиле более двух раз возможно появление постороннего шума в системе рулевого управления, увеличение усилия на рулевом колесе, связанное с увеличением температуры масла в системе.
7. При трогании автомобиля с места всегда надо включать первую передачу. Переключать передачи нужно плавно, обязательно выключив сцепление.
Рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками, а плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора.
Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу.
8. При движении частоту вращения коленчатого вала контролировать по тахометру. Необходимо помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной (см. раздел 2 «Эксплуатационные параметры»).
Не допускать превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирать с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.
9. Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют контрольные приборы и сообщения на дисплее комбинации приборов. Необходимо следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.
10. Следить за сигнализацией засоренности воздухоочистителя: в случаях срабатывания контрольной лампы засорённости воздухоочистителя, расположенной на панели приборов, заменить фильтроэлемент.
11. При свечении контрольных ламп аварийного давления масла и аварийной температуры охлаждающей жидкости на панели приборов, свидетельствующих об аварийном падении давления в смазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости, немедленно остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
12. При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.
13. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдать величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
14. Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения и приводит к быстрому износу агрегатов автомобиля.
15. При разгоне автомобиля нельзя включать высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не достигнет максимальной.
16. Останавливать автомобиль на подъеме или спуске не рекомендуется.
При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автомобиля необходимо:
‒ включить стояночную тормозную систему;
‒ включить низшую передачу в механической коробке передач;
‒ выключить двигатель;
‒ подложить противооткатные упоры под задние колеса автомобиля.
17. При выводе автомобиля из колеи не двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 секунд.
18. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого поднять кабину и направить струю воды на радиатор со стороны двигателя.
Избегать прямого попадания воды на генератор.
19. Передачу заднего хода включать только на стоящем на автомобиле с двигателем, работающем на холостых оборотах.
20. Не отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
21. При стоянке автомобиля отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования.
22. Автомобили не предназначены для преодоления водных преград.
Только в исключительных случаях (при форс-мажорных обстоятельствах) максимальная глубина преодолеваемой водной преграды (с учетом набегающей волны) должна составлять не более четверти высоты колеса.
23. Максимальная скорость движения автомобиля при преодолении водных преград должна составлять не более 10 км/ч.
24. Движение по мокрой дороге может увеличить длину тормозного пути. После проезда по грязной дороге и мокрой дороге необходимо просушить тормозные механизмы путем применения нескольких плавных торможений.
25. Не эксплуатировать автомобиль с включенным двигателем в закрытом или в не вентилируемом помещении.
26. Перед тем, как покинуть кабину автомобиля, включить стояночную тормозную систему для исключения самопроизвольного движения транспортного средства.
Особенности движения автомобиля на подъемах и спусках.
Короткие подъемы на хороших дорогах следует преодолевать, используя запас скорости.
Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи нагрузку автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности надо использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.
Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, следует медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.
При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач и не нажимать на педаль сцепления.
Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочей тормозной системой.
При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сцепление и переключать передачи.
Эксплуатация нового автомобиля (обкатка).
Надежность и экономичность автомобиля, а также его долговечность зависят от приработки деталей, агрегатов в период эксплуатации нового автомобиля ‒ первые 3000 км пробега.
В период обкатки автомобиля должны соблюдаться следующие требования:
‒ следует избегать движения автомобиля на максимальной скорости, с максимальными оборотами коленчатого вала двигателя. В механической коробке передач не превышать ¾ номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на каждой передаче;
‒ в механической коробке передач: своевременно переключать передачи, не включать пониженные передачи с целью торможения автомобиля;
‒ не допускать эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях.
Рекомендуемые режимы работы двигателя.
1. При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов, указанных в Руководстве по эксплуатации двигателя.
2. Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные части компрессора и турбины не допускать длительной работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.
При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения, указанную в Руководстве по эксплуатации двигателя Cummins.
3. Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательно проработать от 3 до 5 минут в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотнения ротора.
Запрещается резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой.
Подготовка автомобиля к движению.
1. Провести ежедневное техническое обслуживание автомобиля (см. раздел 6 «Техническое обслуживание»).
2. Проверить по указателю уровня топлива общий запас топлива в баке (после поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «ON»).
Внимание!
- Движение автомобиля при низком уровне топлива в топливном баке может привести к неустойчивой работе или останову двигателя с последующим затрудненным или невозможным пуском.
При низком уровне топлива на комбинации приборов загорается контрольная лампа резервного остатка топлива. Необходимо залить топливо в топливный бак.
Чтобы открыть крышку топливного бака следует вставить ключ в замок крышки топливного бака и повернуть ключ против часовой стрелки.
Крышка топливного бака.
1 – топливный бак; 2 – замок крышки топливного бака.
Не рекомендуется работа двигателя при срабатывании контрольной лампы резервного остатка топлива.
Заправку топливного бака производить топливом, соответствующим эксплуатационному диапазону температур, в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Внимание!
- Перед заправкой автомобиля топливом выключить двигатель, предпусковой подогреватель и автономный отопитель кабины (при наличии).
3. Для автомобилей с системой нейтрализации отработавших газов проверить наличие восстановителя оксидов азота. Если на панели приборов загорелась контрольная лампа , необходимо долить восстановитель.
Восстановитель оксидов азота следует применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Пуск двигателя.
1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
2. Стояночная тормозная система должна быть включена.
3. При необходимости (после длительной стоянки) включить питание в системе электрооборудования автомобиля с помощью выключателя аккумуляторных батарей (см. подраздел «Включение и выключение питания в системе электрооборудования автомобиля»).
4. Вставить ключ в замок выключателя приборов и стартера до упора.
Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в фиксированное положение «ON». При этом на панели приборов на несколько секунд загорятся контрольные лампы (контроль работоспособности).
5. При необходимости (после длительной стоянки, замены фильтрующего элемента в топливном фильтре) прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса (см. раздел 6 «Техническое обслуживание»).
6. В холодный период пуск двигателя осуществляется с помощью предпускового подогревателя (см. раздел 5 «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени»).
7. Нажать до упора на педаль сцепления.
8. Включить стартер, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение «START».
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 30 секунд.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 2 минуты. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
9. После начала работы двигателя:
– немедленно вернуть ключ из положения «START» в положение «ON»;
– убедиться в наличии давления в системе смазки: через несколько секунд после поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в фиксированное положение «ON» контрольная лампа аварийного давления масла должна погаснуть;
– плавно отпустить педаль сцепления.
Внимание!
- Если на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного давления масла , необходимо остановить двигатель и устранить причину неисправности.
10. Дождаться повышения давления в контурах тормозной системы до нормы, контролируя давление в первом и втором контурах тормозной системы по указателям, расположенным на комбинации приборов.
11. При температуре охлаждающей жидкости ниже 40 °С допускается движение автомобиля на первой передаче.
По мере прогрева охлаждающей жидкости следует постепенно повышать обороты коленчатого вала и нагрузку на двигатель путём переключения рычага коробки передач на следующую передачу согласно показаниям спидометра.
Начинать работу двигателя под нагрузкой рекомендуется при достижении температуры охлаждающей жидкости не ниже 70 °С.
При достижении рабочих значений температуры охлаждающей жидкости допускается максимальная частота вращения коленчатого вала и полная нагрузка двигателя.
12. Перед началом движения выключить стояночный тормоз.
При пуске прогретого двигателя выполнять требование п. 6 настоящего раздела необязательно.
Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе 5 «Эксплуатация автомобиля в холодный период».
При разряде аккумуляторных батарей (после длительной стоянки автомобиля, не отключенных потребителях), возможно осуществить пуск двигателя от внешнего источника электрической энергии (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь»).
Остановка двигателя.
1. Остановить автомобиль.
2. Установить нейтральное положение в коробке передач.
3. Включить стояночный тормоз.
4. Перед остановкой дать поработать двигателю от 3 до 5 минут без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшить частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего повернуть ключ замка выключателя приборов и стартера в положение «LOCK».
5. При необходимости (например, для установки автомобиля на длительную стоянку) выключить аккумуляторные батареи с помощью выключателя аккумуляторных батарей.
Внимание!
- Перед отключением аккумуляторных батарей необходимо убедиться, что все устройства на автомобиле закончили свою работу.
- Отключение аккумуляторных батарей допускается через 4,5 минуты после поворота ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «LOCK» и окончания работы жидкостного подогревателя двигателя и продувки воздушного отопителя салона (при наличии).
Запрещается преждевременное отключение аккумуляторных батарей, так как это может привести к выходу из строя системы нейтрализации отработавших газов.
Особенности пуска и остановки двигателя Cummins см. в Руководстве по эксплуатации двигателя Cummins.
Внимание!
Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз-контроля в следующих случаях:
- на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;
- на скользких дорогах.
В режиме круиз-контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля. Режим активируется при скорости автомобиля не менее 45 км/ч.
Включение режима круиз-контроля происходит при нажатии на кнопку , расположенную на
рулевом колесе слева (см. рис. Кнопка включения/ выключения режима круиз-контроля). При этом контрольная лампа на комбинации приборов загорается белым цветом.
Кнопка включения/ выключения режима круиз-контроля.
При достижении нужной скорости движения необходимо повернуть ролик в направлении «SET/-» (см. рис. Управление скоростью круиз-контроля).
При этом контрольная лампа на комбинации приборов загорается зеленым цветом .
Управление скоростью круиз-контроля.
Установленная таким образом скорость будет поддерживаться автомобилем без воздействия на педаль управления подачей топлива.
При необходимости можно превысить установленную скорость нажатием на педаль управления подачей топлива. После отпускания педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.
Для увеличения скорости круиз-контроля необходимо поворачивать ролик в направлении «RES/+» до достижения желаемой скорости круиз-контроля.
При каждом кратковременном вращении ролика в направлении «RES/+», скорость автомобиля будет увеличиваться на 1,0 км/ч.
Для уменьшения скорости круиз-контроля необходимо поворачивать ролик в направлении «SET/-» до достижения желаемой скорости круиз-контроля.
При каждом кратковременном вращении ролика в направлении «SET/-» скорость автомобиля будет уменьшаться на 1,0 км/ч.
Режим круиз-контроль дезактивируется и переводится в режим ожидания:
– при нажатии на педаль тормоза или педаль сцепления;
– при уменьшении скорости автомобиля менее 45 км/ч.
При каждом из этих действий контрольная лампа на комбинации приборов горит белым цветом.
Для возобновления работы круиз-контроля, при скорости автомобиля не менее 45 км/ч, необходимо повернуть ролик в направлении «RES/+». При этом произойдёт возврат к ранее установленной скорости, контрольная лампа загорается зеленым цветом.
Для выключения режима круиз-контроля необходимо нажать на кнопку , контрольная лампа на комбинации приборов гаснет. Происходит сброс сохраненной скорости движения.
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя.
Схема переключения передач отображена на рычаге переключения передач (см. рис. Схема переключения передач на рычаге).
Схема переключения передач на рычаге.
Переключение рычага выполнять при выключенном сцеплении. Педаль сцепления нажимать до упора. Включение и переключение передач производить при минимальной частоте вращения холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схеме переключения передач.
Внимание!
- При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач.
Запрещается двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач.
Запрещается включать передачу заднего хода при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.
Если переключение передач затруднено, необходимо сначала переключить рычаг переключения передач в нейтральное положение на 3 секунды, отпустить педаль сцепления, затем нажать на педаль сцепления, чтобы переключиться на первую или заднюю передачу.
Во избежание преждевременного износа и повреждения сцепления во время движения не следует ставить ногу на педаль сцепления.
При заезде автомобиля на эстакаду запрещается удерживать автомобиль на уклоне длительное время с помощью нажатия на педаль сцепления.
Не допускать ошибочного включения второй передачи при переключении с пятой на четвертую передачу. Это может привести к повреждению двигателя: частота вращения коленчатого вала двигателя станет слишком высокой, указатель оборотов коленчатого вала на тахометре достигнет красной зоны.
Электронные системы управления тормозной системой.
Функция удержания автомобиля на уклоне.
Система предупреждения о сходе с полосы движения (LDWS).
Буксирование автомобиля обеспечивается однотипными автотранспортными средствами на жесткой сцепке-буксире (в отдельных комплектациях автомобилей) или гибкой сцепке (с использованием буксировочного троса).
Для буксировки автомобиля снять заглушки в облицовке буфера, установить буксирные вилки или буксирные крюки (в зависимости от модификации и комплектации шасси). Установить буксирное устройство.
Внимание!
- Буксирные вилки рекомендуется использовать в качестве основного устройства для буксировки транспортного средства.
- Буксирные крюки использовать только для вытягивания застрявшего автомобиля, используя гибкую сцепку.
Возможно соскальзывание буксировочного троса, так как крюк не имеет замкнутой конструкции проушины.
Запрещается буксировка автомобиля с неработающим двигателем независимо от расстояния без отсоединения карданных валов от ведущих мостов. Необходимо снять карданный вал привода заднего моста (для автомобиля с колесной формулой 4х2).
Внимание!
- Перед отсоединением карданного вала необходимо убедиться, что колеса автомобиля заблокированы и установлены противооткатные башмаки. Нарушение этой рекомендации может стать причиной аварии. После отсоединения карданного вала автомобиль можно перемещать.
- Буксировка автомобиля на гибкой сцепке осуществляется только при движении прямолинейно и плавно, без рывков.
- При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление.
При буксировании автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом использовать шланг для накачки шин.
Один конец шланга для накачки шин подсоединить к клапану контрольного вывода стояночной тормозной системы буксирующего автомобиля.
Второй конец шланга подсоединить на буксируемом автомобиле к клапану контрольного вывода, расположенному на ресивере тормозной системы с правой стороны по ходу движения (см. рис. Клапаны контрольного вывода). Убедиться по показаниям указателей давления, что происходит заполнение пневмопривода.
Клапаны контрольного вывода.
1, 2 – ресиверы тормозной системы; 3, 4 – клапаны контрольного вывода.