Эксплуатация транспортного средства с прицепом МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Режимы работы с прицепом.
Запрещается!
Нахождение людей между транспортными средствами при подаче автомобиля-тягача к прицепу.
Органы соединения с прицепом.
1 – Розетка ABS
2, 3 – Розетка 24 В.
4 – Вывод управляющей магистрали с желтой головкой.
5 – Вывод питающей магистрали с красной головкой.
6 – Тягово-сцепное устройство состоящее из разъемносцепного и амортизационного механизмов.
Внимание!
- Предохранить прицеп от скатывания, подложив под задние колеса противооткатные упоры.
- При соединении тягача с прицепом и при обслуживании тягово-сцепного устройства соблюдать инструкции производителя.
- Присоединение шлангов и кабелей осуществлять после сцепления автомобиля с прицепом.
- Обязательно соблюдать последовательность снятия головок магистралей, иначе прицеп может быть расторможен и прийти в движение.
Присоединение шлангов сжатого воздуха и кабелей.
- Шланги сжатого воздуха и кабели следует присоединять так, чтобы они без натяжения, истирания или сгибов легко следовали за всеми движениями автопоезда.
- Первой присоединить желтую головку 4 управляющей магистрали.
- Второй присоединить красную головку 5 питающей магистрали.
- Проверить функционирование.
Отсоединение трубопроводов сжатого воздуха и кабелей.
- Первой отсоединить красную 5 головку питающей магистрали. Прицеп тормозится.
- Второй отсоединить желтую головку 4 управляющей магистрали.
Сцепление автомобиля с прицепом.
- Поставить прицеп на горизонтальную поверхность.
- Затормозить прицеп стояночным тормозом, передняя ось с дышлом должна быть расторможена.
- Предохранить прицеп от скатывания поставив противооткатные упоры.
- Установите дышло прицепа на высоту тягово-сцепного устройства.
- Открыть тягово-сцепного устройство.
- Освободить пространство между транспортными средствами.
- Подать автомобиль назад и произвести сцепление. Сцепление происходит автоматически
- Визуально установить правильность сцепки.
- Подсоединить электрокабели и шланги пневматического привода тормозов.
- Снять противооткатные упоры.
- Отпустить стояночный тормоз.
При сцепке прицепа с жестким дышлом сцепная петля должна попасть в центр ловителя тягово-сцепного устройства. Отступление от этого указания приводит к повреждению ловителя, сцепной петли, автоматического и опорного устройства.
Отцепление автомобиля от прицепа.
- Поставить автопоезд на горизонтальную поверхность.
- Затормозить прицеп стояночным тормозом.
- Предохранить прицеп от скатывания поставив противооткатные упоры.
- Отсоединить шланги пневматического привода тормозов.
- Отсоединить электрокабели.
- Открыть тягово-сцепного устройство.
- Выйти из пространства между транспортными средствами.
- Отвести тягач от прицепа.
Внимание!
- При незагруженном автомобиле разрешается буксирование только одного прицепа с жесткой сцепкой.
- При работе без прицепа, тягово-сцепное устройство должно быть закрыто.
Запрещается!
- Превышение вертикального угла наклона 20° вверх и вниз.
- Превышение горизонтального угла поворота более 90°.
Тягово-сцепное устройство.
Открывание.
- Вытянуть до отказа предохранитель
- Удерживая предохранитель 1, другой рукой поднять рукоятку 2 вверх до фиксации в верхнем положении.
Сцепление.
Сцепление происходит автоматически.
Визуальный контроль после сцепления.
- Рукоятка 2 – в горизонтальном положении,
- Предохранитель 1 – «утоплен» полностью. Частично «утопленный» предохранитель означает плохо закрытое тягово-сцепное устройство. При частично «утопленном» предохранителе движение с прицепом запрещено.
Обслуживание тягово-сцепного устройства.
- Очистить устройство от грязи и старой смазки.
- Проверить на отсутствие поврежденных деталей, при наличии заменить.
- Прорезная гайка 7 крепления стержня тягово-сцепного устройства должна быть зашплинтована (позиция 4).
- Палец 2 должен фиксироваться в опущенном положении.
- Надежность и долговечность работы устройства во многом зависит от правильности затяжки гайки 7. Чрезмерная или малая затяжка гайки 7 приводит к появлению осевого люфта стержня 5 что недопустимо. При наличии осевого люфта стержня следует снять защитный колпак 3, расшплинтовать гайку и завернуть ее до соприкосновения со втулкой 6, после чего гайку 7 зашплинтовать (позиция 4).
- Смазать новой, предписанной данным руководством смазкой стержень 5, через масленку 8, защитный колпак 3, полость подъемного механизма.
Во время обслуживания тягово-сцепного устройства при поднятой в верхнее положение рукоятке 1 запрещается нахождение рук в зоне прохождения пальца 2 через направляющую петлю.
Максимальный допустимый износ сопрягаемых деталей тягово-сцепного устройства:
- между осью стержня 3, стержнем 2 и вилкой 1 – менее 2 мм.
- между пальцем 4 и втулками 5 и 6 – менее 3 мм.
При износе деталей, превышающем максимально допустимые зазоры, изношенные детали следует заменить.