Эксплуатация в холодный период времени. КамАЗ Компас 9, 12 – руководство по эксплуатации.
5. Эксплуатация автомобиля в холодный период времени.
Перейти к:
Особенности эксплуатации автомобиля в холодный период.
Электрический предпусковой подогреватель.
Пуск двигателя в холодный период.
Подогрев восстановителя оксидов азота.
Особенности эксплуатации автомобиля в холодный период.
При эксплуатации автомобиля в холодный период необходимо:
– использовать эксплуатационные материалы, (топливо, смазочные материалы, масла и специальные жидкости), рекомендуемые предприятием-изготовителем (см. приложения Б, В);
– бачок стеклоомывателя заправлять готовой стеклоомывающей жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания.
Останов двигателя при эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах выполнять только после срабатывания регулятора давления для сброса накопившегося конденсата и предотвращения его замерзания.
При замерзании регулятора или подводящих трубопроводов и несрабатывании регулятора при номинальном давлении, или при незаполнении пневмопривода сжатым воздухом и повышенном шуме компрессора, заглушить двигатель и отогреть регулятор давления теплым воздухом или теплой водой.
Для исключения замерзания воды в шланге для накачки шин, накачку шин проводить в два этапа:
– подсоединить шланг к клапану контрольного вывода в ресивере стояночного тормоза, провести накачку шин до максимально возможного давления, определяемого регулятором давления;
– подсоединить шланг к крану накачки шин, довести давление в шинах до нормы. При отсутствии крана накачки шин необходимо довести давление в шинах до нормы с помощью внешнего источника давления.
Перед постановкой автомобиля на стоянку, во избежание примерзания тормозных колодок к диску, не забывать просушивать тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями.
Постановка автомобиля на длительную стоянку в холодный период времени.
Если автомобиль ставится на длительную стоянку (например, на ночь), не пользоваться стояночной тормозной системой.
1. Затормозить автомобиль стояночной тормозной системой.
2. Включить низшую передачу.
3. Установить под колеса противооткатные упоры.
4. Выключить стояночную тормозную систему.
5. Выключить двигатель.
Внимание!
- Необходимо убедиться в безопасной постановке автомобиля на стоянку.
Прогрев масла в гидросистеме рулевого управления.
После пуска двигателя до начала движения автобуса для исключения повреждения и повышенного износа деталей рулевого механизма и насоса гидроусилителя руля необходимо прогреть масло в гидросистеме рулевого управления.
Необходимое время работы двигателя для прогрева масла в гидроприводе рулевого управления составляет:
– при температуре окружающего воздуха от минус 15 °С до минус 35 °С – не менее 5 минут;
– при температуре окружающего воздуха ниже минус 35 °С – не менее 10 минут.
Запрещается вращение рулевого колеса до завершения прогрева масла в гидросистеме рулевого управления!
Электрический предпусковой подогреватель.
Пуск двигателя может осуществляться с помощью автомобильного электрического предпускового подогревателя.
Электрическим предпусковым подогревателем осуществляется предпусковой подогрев охлаждающей жидкости до температуры не более 70 °С.
Электрический предпусковой подогреватель расположен под кабиной.
Руководство по эксплуатации электрического подогревателя прикладывается к автомобилю.
Забор охлаждающей жидкости для электрического подогревателя осуществляется из системы охлаждения двигателя автомобиля.
Требования безопасности при эксплуатации электрического предпускового подогревателя.
1. Перед подключением электроподогревателя к электрической сети необходимо внимательно проверить целостность и состояние соединительного шнура с устройством защитного отключения, розетки и вилки бамперного разъема, а также произвести визуальный осмотр подогревателя.
2. Включение электроподогревателя допускается при соблюдении следующих условий:
– осуществляется периодический контроль за состоянием электроподогревателя (осмотр на наличие повреждений корпуса электроподогревателя, проверка состояния рукавов электроподогревателя; электроподогреватель должен быть снаружи очищен от грязи и масла);
– электросеть защищена устройством защитного отключения (УЗО), автоматическим выключателем на ток не более 10 А (для модели мощностью 2,0 кВт) и автоматическим выключателем на ток не более 16 А (для модели мощностью 3,0 кВт).
3. Перед осмотром электроподогревателя вилку соединительного шнура необходимо вынуть из розетки.
4. Подключение электроподогревателя допускается только к 3-х проводной однофазной питающей сети 220 В (с контуром заземления).
5. Рекомендуемая непрерывная работа подогревателя составляет не более 3 часов.
6. При эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы гнездо вилки бамперного разъема всегда было закрыто крышкой.
Следить за техническим состоянием, наличием и целостностью крышек вилки и розетки бамперного разъема.
7. Запрещается включать электроподогреватель в сеть напряжением более 240 В.
8. Запрещается осуществлять пуск двигателя при включенном электроподогревателе.
10. Запрещается включать электроподогреватель в сеть напряжением более 240 В.
11. Запрещается осуществлять пуск двигателя при включенном электроподогревателе.
12. Запрещается пользоваться неисправными розетками и проводами с поврежденной изоляцией.
13. Запрещается включать электроподогреватель при отсутствии в нем охлаждающей жидкости.
14. Запрещается включать электроподогреватель при загрязнённой охлаждающей жидкости.
Необходимо следить за исправностью системы охлаждения двигателя и поддерживать необходимый уровень и степень чистоты охлаждающей жидкости, соответствующей климатическим условиям эксплуатации автомобиля и рекомендованной заводом-изготовителем.
15. Запрещается использовать подводящие электрические кабели и розетки без заземляющего провода и рассчитанные на ток менее 10 А (для медных жил сечением 1,5 мм², для алюминиевых – не менее 2,5 мм²) и не соответствующие требованиям, предъявляемым к изделиям климатического исполнения У1.
16. Запрещается включать в сеть электроподогреватель со снятой крышкой.
17. Запрещается изменять монтажную схему электрических соединений подогревателя.
18. Запрещается подключать подогреватель к временному проложенному кабелю у подъездов жилых домов и зданий.
19. Запрещается оставлять работающий подогреватель без надзора.
20. Запрещается во время эксплуатации автомобиля оставлять соединительный шнур с устройством защитного отключения (УЗО), подключённым к подогревателю.
21. Запрещается использование подогревателя, если в вилку электрошнура подогревателя попали грязь, соль, хим. реагенты, используемые дорожными службами для устранения гололеда.
22. Запрещается использование электрического подогревателя, если тест УЗО не сработал.
Включение/ выключение электрического подогревателя.
1. Подключить соединительный шнур с устройством защитного отключения (УЗО) к розетке 220 В (см. рис. Подключение электрического подогревателя).
Подключение электрического подогревателя.
1 – электроподогреватель; 2 – кнопка включения термовыключателя; 3 – электрошнур подогревателя; 4 – заглушка электрошнура подогревателя; 5 – соединительный шнур с устройством защитного отключения (УЗО).
Перед началом использования следует обязательно проверить работоспособность УЗО (см. рис. Устройство защитного отключения):
– нажать кнопку «RESET» , загорится красный индикатор;
– нажать кнопку «Т» , индикатор должен выключиться.
Внимание!
- Не использовать электрический подогреватель, если тест не сработал!
2. Соединить электрошнур подогревателя с соединительным шнуром с УЗО, подключенным к розетке 220 В.
Устройство защитного отключения.
Вывод электрошнура подогревателя расположен с левой стороны автомобиля за передним колесом над блоком предохранителей (см. рис. Вывод электрошнура по- догревателя).
Вывод электрошнура подогревателя.
1 – грязезащитные кожух переднего колеса; 2 – электрошнур подогревателя с вилкой; 3 – заглушка электрошнура подогревателя.
3. Нажать кнопку «RESET» для активации защиты от скачков напряжения и пуска электроподогревателя.
При включении подогревателя нагревательный элемент, находящийся внутри корпуса подогревателя, начинает нагревать охлаждающую жидкость.
Время подогрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры составляет от 30 до 60 минут, в зависимости от мощности подогревателя и температуры окружающей среды. Подогреватель оснащен автоматическим термовыключателем.
Электроподогреватель не оборудован циркуляционным насосом.
В случае недостаточного количества охлаждающей жидкости или перегибов резиновых рукавов образуются воздушные пробки, что приводит к выводу из строя электроподогревателя.
При необходимости для ремонта электроподогревателя следует обратиться в сервисный центр.
После устранения причины перегрева (долив охлаждающей жидкости в расширительный бачок автомобиля, замена терморегулятора электроподогревателя) включение электроподогревателя производится нажатием на кнопку включения термовыключателя.
4. После окончания подогрева охлаждающей жидкости электроподогреватель необходимо отключить от сети:
– нажать кнопку «RESET»;
– отключить соединительный шнур от розетки 220 В;
– отключить соединительный шнур с устройством защитного отключения от электрошнура подогревателя. Для того, чтобы исключить попадание в вилку и розетку бамперного разъема химических реагентов, грязи и т.п., следует обязательно закрыть их заглушками.
После отключения подогревателя, перед пуском двигателя, рекомендуется подождать от 3 до 5 минут для распределения нагретой охлаждающей жидкости по контуру системы охлаждения двигателя и исключения ошибок в электронной системе управления двигателем.
Пуск двигателя в холодный период.
1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
2. Стояночная тормозная система должна быть включена.
3. При необходимости (после длительной стоянки) включить питание в системе электрооборудования автомобиля с помощью выключателя аккумуляторных батарей (см. раздел 4 «Эксплуатация автомобиля»).
4. Вставить ключ в замок выключателя приборов и стартера до упора.
Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в фиксированное положение «ON». При этом на панели приборов на несколько секунд загорятся контрольные лампы (контроль работоспособности).
5. При необходимости (после длительной стоянки, замены фильтрующего элемента в топливном фильтре) прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса (см. раздел 6 «Техническое обслуживание»).
6. В холодный период года пуск двигателя Cummins осуществляется с применением электроподогревателя воздуха во впускном коллекторе. Включение электроподогревателя воздуха происходит автоматически.
Дополнительно установлен предпусковой электроподогреватель двигателя.
При первом пуске двигателя включение электроподогревателя осуществляется при температуре окружающего воздуха от минус 12 °С до минус 18 °С. При более низких температурах воздуха следует использовать автомобильный электрический предпусковой подогреватель (см. подраздел «Электрический предпусковой подогреватель»).
При последующих пусках двигателя начало и время работы электроподогревателя зависят от средней температуры охлаждающей жидкости и температуры воздуха во впускном коллекторе.
При включении электроподогревателя воздуха на комбинации приборов загорается контрольная лампа .
После завершения работы подогревателя контрольная лампа гаснет. Двигатель готов к пуску.
Внимание!
- Не проворачивать коленчатый вал двигателя во время горения контрольной лампы .
7. Нажать до упора на педаль сцепления.
8. Включить стартер, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение «START».
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 30 секунд.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 2 минуты. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
9. После начала работы двигателя:
– немедленно вернуть ключ из положения «START» в положение «ON»;
– убедиться в наличии давления в системе смазки;
– плавно отпустить педаль сцепления;
Внимание!
- Если на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного давления масла , необходимо остановить двигатель и устранить причину неисправности.
10. Дождаться повышения давления в контурах тормозной системы до нормы, контролируя давление в первом и втором контурах тормозной системы по указателям, расположенным на комбинации приборов.
11. После пуска двигателя до начала движения автомобиля необходимо прогреть масло в рулевой системе.
12. При температуре охлаждающей жидкости ниже 40 °С допускается движение автомобиля на первой передаче.
По мере прогрева охлаждающей жидкости следует постепенно повышать обороты коленчатого вала и нагрузку на двигатель путём переключения рычага коробки передач на следующую передачу согласно показаниям спидометра.
Начинать работу двигателя под нагрузкой рекомендуется при достижении температуры охлаждающей жидкости не ниже 70 °С.
При достижении рабочих значений температуры охлаждающей жидкости допускается максимальная частота вращения коленчатого вала и полная нагрузка двигателя.
13. Перед началом движения выключить стояночный тормоз.
При пуске прогретого двигателя выполнять требование п. 5 настоящего раздела необязательно.
Подогрев восстановителя оксидов азота.
Восстановитель оксидов азота замерзает при температуре минус 11 ºС.
Подогрев бака с восстановителем оксидов азота осуществляется за счёт температуры охлаждающей жидкости двигателя. Впрыск восстановителя начинается при достижении рабочей температуры охлаждающей жидкости.