Электронная система управления дизельным двигателем (COVEC-F) Hyundai Porter.
Электронная система управления дизельным двигателем (COVEC-F).
Общие правила при работе с электронной системой управления.
Меры предосторожности.
1. Перед началом поиска неисправностей в системе управления двигателем проверьте правильность регулировок двигателя (см. главу “Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок”).
2. Перед отсоединением разъемов электронного блока управления необходимо отключить электрическое питание посредством либо ключа зажигания, либо снятием клемм с аккумуляторной батареи.
Внимание: обязательно считайте диагностические коды перед отсоединением проводов от. клемм аккумуляторной батареи.
3. При установке аккумуляторной батареи не перепутайте полярность подсоединения проводов к ее клеммам.
4. Не подвергайте ударам элементы системы управления двигателем и особенно электронный блок управления.
5. Будьте внимательны при поиске неисправностей, при большом количестве транзисторных цепей даже легкое неосторожное касание выводов может привести к серьезным повреждениям.
6. Не открывайте крышку корпуса электронного блока управления.
7. При работе в дождливую погоду оберегайте электронные узлы управления от попадания воды. Так же следует поступать и при мойке двигателя.
8. Будьте осторожны при расстыковке и соединении разъемов электропроводки.
9. Во избежание появления пропусков зажигания после ремонта примите следующие меры предосторожности.
а) Проверьте надежность соединения проводов с клеммами аккумуляторной батареи.
в) По окончании ремонтных работ убедитесь, что все провода правильно и надежно соединены.
Проверка разъемов.
1. Подсоединение и отсоединение разъемов.
а) При отсоединении разъема надавите на фиксатор, как показано на рисунке, и вытащите разъём, удерживая его за корпус.
б) При подсоединении полностью вставьте разъем и убедитесь, что он зафиксирован.
2. Проверка качества соединения в разъеме. Внимание: неисправности в электронной системе управления могут быть вызваны неправильным подсоединением разъемов электропроводки. Но при проверке системы признак неисправности может исчезнуть при многократном отсоединении и подсоединении разъемов. Возможными причинами подобных неисправностей являются:
- Разъем отсоединен или разъем подсоединен неправильно.
- Выпадение выводов разъема.
- Плохой контакт в разъеме из-за чрезмерного натяжения проводки в разъеме.
- Слабый контакт из-за коррозии выводов разъема или попадания внутрь посторонних частиц.
а) В случае повреждения стопора вывода в разъеме, выводы могут выпасть с обратной стороны разъема, даже при соединенном разъеме. Поэтому необходимо аккуратно подергать каждый провод с обратной стороны разъема и убедиться в отсутствии выпадения выводов.
б) Для проверки надежности контакта между выводами, используйте специальный инструмент. Усилие отсоединения вывода должно быть не менее 1 Н.
3. Проверка на выводах разъема. Внимание:
- Никогда не прилагайте усилий при подсоединении щупа, так как это может привести к повреждению вывода или стать причиной плохого контакта в разъеме. В случае невозможности вставить щуп в слишком маленький разъем (блок управления, и т.п.) необходимо использовать сверхтонкий щуп.
- Будьте очень внимательны при проверке, чтобы не допустить короткого замыкания выводов. Короткое замыкание выводов может привести к повреждению цепей внутри электронного блока управления.
4. Особенности проверки на выводах герметичных разъемов.
Внимание: при проверке цепей с герметичными (влагозащищенными) разъемами рекомендуется использовать жгут тестовых проводов.
а) Если жгут тестовых проводов отсутствует, то необходимо осторожно снять защитный чехол.
б) При проверке сопротивления, тока или напряжения всегда вводите щуп тестера со стороны проводов.
Внимание: никогда не вставляйте щуп непосредственно в разъем со стороны провода через защитный чехол, так это как приведет к нарушению герметичности разъема и появлению коррозии.
г) После проверки плотно установите защитный чехол на разъем.
Проверка электропроводки.
1. При проверке жгута проводов на наличие обрыва, когда концы проверяемого провода значительно удалены друг от друга, используйте провод с разъемом “крокодил” для соединения одного из концов провода с “массой”, а затем проверьте наличие замкнутой цепи между вторым концом провода и “массой”. Если цепь разомкнута, то отремонтируйте электропроводку.
Примечание: тем не менее, при проверке провода линии питания на наличие обрыва, проверяйте наличие замкнутой цепи непосредственно между обоими концами провода, без применения разъема “крокодил” для соединения одного из концов провода с “массой”.
2. При проверке цепи на короткое замыкание (на “массу”) отсоедините один конец провода и проверьте наличие разомкнутой цепи между “массой” и вторым концом провода. Если цепь замкнута (короткое замыкание), то отремонтируйте электропроводку.
Примечание: как правило, при проверке состояния цепи пользуйтесь аналоговым омметром или мультиметром.
3. Если электропроводка в норме, но напряжение (питание), подаваемое на датчик, отличается от нормального, то замените электронный блок управления двигателем на заведомо исправный блок, и повторите проверку.
Внимание: как правило, при проверке напряжения пользуйтесь цифровым вольтметром (или мультиметром). Однако при проверке напряжения в цепи силового транзистора следует применять аналоговый вольтметр.
Обозначения разъемов.
Нумерация выводов разъема со стороны устройства (для промежуточного разъема, со стороны разъема “папа”) указана при взгляде на разъем со стороны выводов (со стороны подсоединения разъема).
Проверка цепи при перегорании предохранителя.
1. Снимите предохранитель и измерьте сопротивление между “массой” и нагрузочным контактом предохранителя.
а) Установите переключатели всех относящихся к данному предохранителю цепей в замкнутое положение.
б) Если при этом сопротивление почти нулевое, то короткое замыкание происходит в цепи между переключателями и нагрузкой.
в) Если же сопротивление больше нуля, то в настоящее время не происходит короткого замыкания. Однако мгновенное замыкание вызвало перегорание предохранителя.
2. Основными причинами короткого замыкания являются:
а) Пережатие провода кузовной деталью.
б) Повреждение изоляции вследствие износа или перегрева.
в) Попадание воды в разъем или цепь.
г) Ошибка человека (ошибочное закорачивание цепи и т.д.).
Поиск периодически возникающих неисправностей.
1. Периодически повторяющиеся неисправности (когда признак неисправности может не появляться вновь) часто происходят при определенных условиях и, если эти условия могут быть установлены, то легко определить причину неисправности. Для определения условий, при которых возникает неисправность, прежде всего необходима информация об условиях вождения автомобиля, погодных условиях, частоте повторений и признаках неисправности.
2. Выполните проверку методом имитации, чтобы воспроизвести условия для возникновения неисправности.
а) Когда основная причина неисправности, вероятно, вибрация то:
- Аккуратно потрясите разъем вверх и вниз, вправо и влево.
- Аккуратно потрясите провод вверх, вниз, вправо и влево.
- Аккуратно покачайте рукой каждый датчик, реле и т.п.
- Аккуратно потрясите жгуты проводов, проложенные на подвеске и других движущихся частях.
Примечание: если какой-либо провод имеет признаки механического повреждения (сильный изгиб, обрыв, срез изоляции и т.п.), то вместо него необходимо подсоединить новый провод.
б) Когда основная причина неисправности, вероятно, перегрев, то с помощью фена нагрейте компонент, в котором, как предполагается, возникает неисправность.
Внимание: не нагревайте компоненты системы свыше 80 °C.
в) Когда основная причина неисправности, вероятно, повышенное сопротивление в электрических цепях, то установите все выключатели электроприборов (в том числе выключатели фар головного света и выключатель обогревателя заднего стекла) в положение “ВКЛ” (ON).
г) Если признак неисправности не возникает повторно, даже после выполнения приведенных выше проверок, то поиск неисправности следует временно прекратить.
Система электронного управления.
Общее описание.
Топливная система двигателя оснащена ТНВД (ZEXEL) распределительного типа VRZ с электронной системой управления топливоподачей “COVEC-F”.
1 – клапан отсечки топлива, 2 – исполнительный механизм, 3 – датчик частоты вращения (расположение может быть изменено), 4 – электромагнитный клапан регулировки угла опережения впрыска, 5 – заглушка под установку датчика положения автомата опережения впрыска (датчик на рисунке не показан), 6 – электронный регулятор.
Система электронного управления дизелем позволяет снизить расход топлива и выбросы токсичных компонентов с отработавшими газами (ОГ), повысить качество регулирования частоты вращения (точность, плавность и быстродействие), в частности, увеличить стабильность частоты вращения холостого хода.
1 – датчик положения автомата опережения впрыска, 2 – датчик частоты вращения, 3 – электронный регулятор “GE”.
Электронная система управления состоит из датчиков, электронного блока управления, включающего один или несколько микропроцессоров, и исполнительных механизмов, непосредственно воздействующих на системы двигателя.
Информация о режиме работы и состоянии двигателя поступает в систему управления от множества датчиков. Датчики преобразуют контролируемые (измеряемые) параметры двигателя в электрические сигналы, удобные для обработки и передачи в электронной системе управления. Сигналы от датчиков поступают на входы электронного блока управления. Электронный блок, обрабатывая по заданным алгоритмам полученную информацию, выдает управляющие сигналы исполнительным устройствам. Алгоритмы управления, реализуемые микропроцессором электронного блока, в каждом режиме работы двигателя вырабатывают оптимальное (наилучшее) по расходу топлива сочетание параметров впрыска топлива (цикловой подачи и угла опережения впрыска) и воздушного заряда (давления наддува и степени рециркуляции отработавших газов). Исполнительные устройства, на которые поступают управляющие сигналы электронного блока, расположены соответственно в топливном насосе высокого давления (ТНВД).
Диагностические коды неисправностей.
Электронный блок управления имеет систему самодиагностики, которая предупреждает водителя о появлении неисправности. Электронный блок управления постоянно следит за выходными сигналами датчиков и электронного регулятор “GE”. Если сигнал выходит за границы номинальных значений, то код неисправности записывается в блок управления и на панели приборов загорается индикатор “MIL” (“Check Engine”).
Считывание и стирание диагностических кодов.
Вывод и стирание диагностических кодов из памяти блока управления осуществляется сканером, который подсоединяется через диагностический разъем.
Диагностические коды неисправностей.
Проверка элементов системы управления Электронный регулятор “GE”.
1. Проверьте форму сигнала электронного регулятора “GE” с помощью осциллографа.
2. Проверьте привод электронного регулятора “GE”.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем проводки ТНВД.
в) Проверьте сопротивление между выводами “5” и “6” жгута проводов ТНВД.
Номинальное сопротивление – 0,6 Ом.
Если сопротивление не соответствует номинальному, замените ТНВД.
3. Проверьте цепь питания на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем электронного блока управления.
в) Поверните ключ зажигания в положение “ON”.
г) Проверьте напряжение в проводке между выводами “5” или “6” проводки ТНВД и заземлением.
Номинальное напряжение – ниже 0,5 В.
4. Проверьте проводку на отсутствие разрывов.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте сопротивление между выводом “5” жгута проводов ТНВД и выводами “1”/”14″ разъема С60-1 жгута проводов электронного блока управления.
в) Проверьте сопротивление между выводом “6” жгута проводов ТНВД и выводами “2”/”15″ разъема С60-1 жгута проводов электронного блока управления.
Номинальное сопротивление – ниже 1 Ом
5. Проверьте проводку на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте сопротивление между выводами “5” и “6” разъема жгута проводов ТНВД.
Номинальное сопротивление – бесконечность
Проверка электромагнитного клапана регулировки угла опережения впрыска (TCV).
1. Проверьте электромагнитный клапан регулировки угла опережения впрыска с помощью осциллографа.
2. Проверьте электромагнитный клапан регулировки угла опережения впрыска.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем проводки ТНВД.
в) Проверьте сопротивление между выводами “1” и “2” жгута проводов ТНВД.
Номинальное напряжение – 11±1,1 В
3. Проверьте питание клапана регулировки угла опережения впрыска.
а) Поверните ключ зажигания в положение “ON”.
б) Проверьте напряжение между выводом “1” проводки ТНВД и массой.
Номинальное напряжение – 10-14 В
4. Проверьте цепь питания на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем электронного блока управления.
в) Поверните ключ зажигания в положение “ON”.
г) Проверьте напряжение в проводке между выводом “2” проводки ТНВД и заземлением.
Номинальное напряжение – ниже 0,5 В
5. Проверьте проводку на отсутствие разрывов.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте сопротивление между выводом “2” жгута проводов ТНВД и выводом “13” разъема С60-1 жгута проводов электронного блока управления.
Номинальное сопротивление – ниже 1 Ом
6. Проверьте проводку на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте-сопротивление между выводами “1” и “2” разъема жгута проводов ТНВД.
Номинальное сопротивление – бесконечность.
Проверка датчика частоты вращения вала ТНВД (NP).
1. Проверьте датчик частоты вращения вала ТНВД с помощью осциллографа.
2. Проверьте датчик частоты вращения вала ТНВД.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем датчика.
в) Проверьте сопротивление между выводами “1” и “2” разъема жгута проводов.
Номинальное сопротивление – 1,65±0,15 Ом
3. Проверьте проводку на отсутствие разрывов.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъемы от датчика частоты вращения и электронного блока управления.
в) Проверьте сопротивление между выводом “2” разъема жгута проводов датчика и выводом “12” разъема С60-2 жгута проводов электронного блока управления.
Номинальное сопротивление – ниже 1 Ом
4. Проверьте цепь питания на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “ON”.
б) Проверьте напряжение в проводке между выводом “1” разъема датчика и заземлением.
в) Проверьте напряжение в проводке между выводом “2” разъема датчика и заземлением.
Номинальное напряжение – ниже 0,5 В
5. Проверьте проводку на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте сопротивление между выводами “1” и “2” разъема датчика частоты вращения.
Номинальное сопротивление – бесконечность
Проверка датчик положения автомата опережения впрыска (TPS).
1. Проверьте датчик положения автомата опережения впрыска с помощью осциллографа.
2. Проверьте датчик положения автомата опережения впрыска.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем датчика.
в) Проверьте сопротивление между выводами “1” – “3” и “2” – “3” разъема жгута проводов датчика.
Номинальное сопротивление – 82±2 Ом
Если сопротивление не соответствует номинальному, замените ТНВД.
3. Проверьте цепь питания на отсутствие короткого замыкания.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем электронного блока управления.
в) Поверните ключ зажигания в положение “ON”.
г) Проверьте напряжение в проводке между выводом “2” разъема датчика и заземлением.
Номинальное напряжение – ниже 0,5 В
4. Проверьте проводку на отсутствие разрывов.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте сопротивление между выводом “1” разъема датчика и выводом “4” разъема С60-3 жгута проводов электронного блока управления.
в) Проверьте сопротивление между выводом “2” разъема датчика и выводом “11” разъема С60-3 жгута проводов электронного блока управления.
г) Проверьте сопротивление между выводом “3” разъема датчика и выводом “10” разъема С60-3 жгута проводов электронного блока управления.
Номинальное сопротивление – ниже 1 Ом
5. Проверьте проводку на отсутствие короткого замыкания,
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Проверьте сопротивление между выводами “1” и “2” разъема жгута проводов ТНВД.
Номинальное сопротивление – бесконечность.
Датчик массового расхода воздуха.
Расположение датчика массового расхода воздуха.
Характеристика датчика массового расхода воздуха.
Схема подсоединения датчика.
Разъем датчика со стороны жгута проводов.
1. Проверьте форму сигнала на выводах датчика массового расхода воздуха при частоте вращения коленчатого вала 800 об/мин.
2. Проверьте форму сигнала датчика массового расхода воздуха (3) и датчика положения педали акселератора (4) при перемещении педали акселератора из полностью нажатого положения в отпущенное положение.
3. Проверьте питание датчика массового расхода воздуха.
а) Поверните ключ зажигания в положение “OFF”.
б) Отсоедините разъем от датчика.
в) Поверните ключ зажигания в положение “ON”.
г) Проверьте наличие напряжения питания между выводом “4” разъема со стороны жгута проводов и массой.
Номинальное напряжение – 5 В.
д) Проверьте наличие напряжения питания между выводом “2” разъема со стороны жгута проводов и массой.
Номинальное напряжение: – 5 В.