Контрольные приборы и датчики автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
- Электрооборудование ВАЗ-2107, -21047.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Контрольные приборы и датчики.
Контрольные приборы.
На приборной панели установлен щиток с комбинацией приборов, которая объединяет в одном корпусе:
- спидометр (со счетчиками общего и суточного пробега);
- тахометр;
- указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива с сигнализатором резерва топлива;
- вольтметр;
- эконометр;
- блок сигнализаторов (заряда аккумуляторной батареи, дальнего света, указателей поворота, габаритного света, стояночного тормоза, недостаточного давления масла и прикрытия воздушной заслонки карбюратора).
Дополнительный блок сигнализаторов (обогрев заднего стекла и аварийного состояния тормозной системы) установлен во вкладыше панели радиоприемника.
Схема соединений комбинации приборов выпуска с 1988 г.
Проверка контрольных приборов и датчиков.
Указатель температуры охлаждающей жидкости.
Указатель температуры охлаждающей жидкости работает совместно с датчиком температуры ТМ-106, ввернутым в головку цилиндров. В датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры).
Стрелка прибора постоянно находится в красной зоне.
При включенном зажигании отсоединяем провод от датчика. Если стрелка вернется к началу шкалы – датчик неисправен. В противном случае либо неисправен прибор, либо провод замкнут на «массу». Для проверки снимаем щиток приборов (см. «Снятие щитка приборов»), отсоединяем от указателя зеленый провод с белой полосой и включаем зажигание. Если стрелка вернулась в начало шкалы – указатель температуры охлаждающей жидкости исправен, а поврежден провод.
Схема включения контрольных приборов.
Стрелка прибора постоянно находится в начале шкалы.
При включенном зажигании отсоединяем провод от датчика и соединяем его с «массой». Если стрелка отклонилась – датчик неисправен. Если стрелка не отклонилась, снимаем щиток приборов (см. «Снятие щитка приборов», с. 178) и соединяем с «массой» вывод указателя температуры, к которому подсоединяется зеленый провод с белой полосой. Если стрелка отклонилась – прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем температуры.
Проверить датчик можно омметром. Исправный датчик при температуре жидкости 20-25°С (стрелка указателя находится в начале шкалы) должен иметь сопротивление 1000-5000 Ом, а при 90-100°С (начало красной зоны по прибору) – 100-110 Ом.
Датчик неразборный – ремонту не подлежит.
Указатель уровня топлива.
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива.
Количество топлива в баке | Сопротивление датчика, Ом |
Пустой бак | 315-345 |
Половина бака | 100-135 |
Полный бак | 7 и меньше |
Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком БМ-150, который установлен в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы, когда в баке остается 4-6,5 л топлива.
Исправность датчика указателя топлива можно проверить омметром.
Стрелка прибора постоянно показывает полный бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика. Если стрелка вернется к началу шкалы – датчик неисправен. В противном случае либо неисправен прибор, либо провод замкнут на массу. Для проверки снимаем щиток приборов (см. «Снятие щитка приборов»), отсоединяем от указателя розовый провод с красной полосой и включаем зажигание. Если стрелка вернулась в начало шкалы – указатель уровня топлива исправен, а поврежден провод.
Стрелка прибора постоянно показывает пустой бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика (вывод «Т») и соединяем его с «массой». Если стрелка отклонилась – датчик неисправен. Если стрелка не отклонилась, снимаем щиток приборов (см. «Снятие щитка приборов») и соединяем с «массой» вывод указателя уровня топлива, к которому подсоединяется розовый провод с красной полосой. Если стрелка отклонилась – прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем топлива.
Спидометр.
Спидометр с механическим приводом, проверка его возможна только на специальном стенде.
Тахометр.
Тахометр стрелочный – показывает обороты двигателя в зависимости от частоты импульсов напряжения в первичной обмотке катушки зажигания. Состоит из миллиамперметра и электронной схемы. Проверить его показания можно автомобильным тестером.
Вольтметр.
Вольтметр можно проверить, сравнивая его показания с показаниями обычного тестера, используемого радиолюбителями. На отметке 12В шкалы вольтметра реальное напряжение (по тестеру) не должно превышать 12,7В, на отметке 14В – быть меньше 13,9В. Перед проведением испытания рекомендуем подержать вольтметр под напряжением 12В от аккумуляторной батареи около пяти минут.
Вышедшие из строя контрольные приборы и датчики – заменяем.
Снятие щитка приборов.
Шлицевой отверткой разжимаем фиксаторы рукояток и снимаем их с рычагов отопителя.
Поддевая отверткой, вынимаем два сопла центрального воздуховода.
Вынимаем переключатель отопителя.
Отсоединяем наконечники проводов от выводов выключателя, пометив порядок их подсоединения.
Поддев тонкой отверткой, снимаем заглушку.
Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления щитка приборов.
Отворачиваем гайку крепления рукоятки счетчика суточного пробега.
Утапливаем рукоятку в панель приборов.
Вытягиваем правый край щитка на себя. Просунув руку между щитком и панелью приборов, отворачиваем гайку крепления троса привода спидометра.
Сместив щиток вправо, отсоединяем шланг от штуцера эконометра
и соединительные колодки от выводов комбинации приборов.
Снимаем щиток.
Колодки различаются цветом и количеством разъемов, поэтому помечать их не нужно.
Устанавливаем щиток в последовательности, обратной снятию. Перед установкой, соединив все электрические разъемы, подключаем аккумуляторную батарею, включаем зажигание и убеждаемся в правильной работе всех устройств. Затем закрепляем щиток на панели приборов.
Замена комбинации приборов.
Снимаем щиток приборов (см. «Снятие щитка приборов»).
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления комбинации приборов к кронштейнам щитка.
Отворачиваем четыре самореза крепления комбинации к щитку.
Снимаем щиток.
Устанавливаем щиток на новую комбинацию приборов в обратном порядке.
Замена ламп комбинации приборов.
Замена ламп сигнализаторов.
Сигнализаторы аварийного состояния тормозной системы и обогрева заднего стекла установлены во вкладыше панели радиоприемника (см. «Замена ламп вкладыша панели радиоприемника»). Все остальные сигнализаторы расположены в комбинации приборов.
Для замены неисправной лампы снимаем комбинацию приборов (см. «Снятие щитка приборов»).
Повернув против часовой стрелки патрон лампы,
вынимаем его из щитка приборов.
Неисправную лампу меняем вместе с патроном.
Замена ламп подсветки приборов.
Поворачиваем патрон против часовой стрелки,
вынимаем его из комбинации приборов
и меняем неисправную лампу.
Замена верхнего вкладыша панели радиоприемника.
Отверткой отжимаем любой боковой край вкладыша, выводим фиксаторы из пазов панели радиоприемника и снимаем верхний вкладыш вместе с приборами.
Разъединяем соединительный разъем выключателя освещения приборов.
Отсоединяем три наконечника проводов от выводов часов, предварительно пометив порядок их подсоединения.
Отсоединяем наконечники проводов от выводов ламп блока сигнализаторов, предварительно пометив порядок их подсоединения.
Отсоединяем провод «массы» от корпуса прикуривателя.
Разъединяем наконечники двух питающих проводов прикуривателя.
Устанавливаем вкладыш в порядке, обратном снятию.
Замена ламп вкладыша панели радиоприемника.
Вынимаем вкладыш из панели радиоприемника (см. «Замена верхнего вкладыша панели радиоприемника»).
Замена ламп сигнализаторов.
Во вкладыше панели радиоприемника установлены сигнализаторы тормозной системы и обогрева заднего стекла.
Повернув против часовой стрелки патрон лампы, вынимаем его из вкладыша.
Для замены неисправной лампы вынимаем ее из патрона.
Для замены блока сигнализаторов
снимаем фиксаторы,
вынимаем блок сигнализаторов.
Новый блок устанавливаем на место так, чтобы символ обогрева заднего стекла оказался со стороны часов.
Замена ламп подсветки прикуривателя.
Сжимаем боковые стенки корпуса лампы
и снимаем его с прикуривателя.
Повернув патрон в корпусе, меняем неисправную лампу.
Замена выключателя освещения приборе.
Вынимаем вкладыш из панели радиоприемника (см. «Замена верхнего вкладыша панели радиоприемника»).
Потянув на себя, снимаем рукоятку выключателя
и головкой «на 24» отворачиваем гайку.
Вынимаем выключатель из вкладыша.
Замена датчика сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости.
Схема включения сигнализаторов тормозной системы.
При недостаточном уровне тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре должны замкнуться контакты датчика, а на щитке приборов должна загореться лампа сигнализатора. Для проверки исправности датчика достаточно надавить на ось, выступающую из крышки бачка. Если лампа не горит,
отсоединяем провода от выводов датчика и, включив зажигание, закорачиваем их. Сигнализатор не горит – меняем неисправную лампу (см. «Замена ламп комбинации приборов»), а загорелся – неисправен датчик. Неисправный датчик меняем в сборе с крышкой.
Отворачиваем крышку бачка и вынимаем датчик.
Заворачиваем крышку с новым датчиком и подсоединяем провода.
Замена датчика указателя уровня топлива.
Снимаем пластмассовую накладку топливного бака (см. «Замена обивки багажника»).
Отсоединяем два провода от выводов датчика, предварительно пометив их расположение.
Крестообразной отверткой ослабляем винт крепления хомута топливного шланга и снимаем шланг со штуцера топливозаборника.
Ключом «на 7» отворачиваем шесть гаек
и аккуратно вынимаем датчик из бака.
Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности.
Под одну из гаек датчика устанавливаем «массовый» провод.
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен в головку блока цилиндров с правой стороны.
Меняем датчик на остывшем двигателе. Сливаем охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Отсоединяем наконечник провода от вывода датчика.
Ключом «на 22» (или свечным ключом) отворачиваем датчик температуры охлаждающей жидкости.
Перед установкой нового датчика проверяем его исправность (см. «Контрольные приборы») и убеждаемся, что его уплотнительная алюминиевая прокладка не имеет повреждений.
Подсоединяем провод, заливаем охлаждающую жидкость. В случае утечек подтягиваем датчик.
Замена датчика недостаточного давления масла системе смазки двигателя.
Датчик установлен в блоке цилиндров с правой стороны.
Заменяем датчик на остывшем двигателе.
Снимаем колпачок и отсоединяем провод от вывода датчика.
Ключом «на 22» (или свечным ключом «на 21») отворачиваем датчик.
Заворачиваем новый датчик, убедившись, что его алюминиевая уплотнительная прокладка не имеет повреждений.
Подсоединяем провод, пускаем двигатель. В случае подтекания масла подтягиваем датчик ключом.