Меню Закрыть

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Система охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

1 – шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя; 2 – шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 – кран отопителя; 4 – радиатор отопителя; 5 – трубка отвода охлаждающей жидкости; 6 – шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 7 – расширительный бачок; 8 – подводящий шланг радиатора; 9 – пробка радиатора; 10 – верхний бачок радиатора; 11 – трубка радиатора; 12 – электровентилятор; 13 – нижний бачок радиатора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – насос охлаждающей жидкости; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 – перепускной шланг термостата; 18 – термостат.

Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

I – вход жидкости из головки блока цилиндров; II – выход жидкости к насосу охлаждающей жидкости; III – вход жидкости от отводящего шланга радиатора; 1 – основной клапан, 2 – перепускной клапан.

Описание конструкции.

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует по «малому кругу». В него входят рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда его кран открыт. При достижении температуры жидкости 80-85°С приходят в действие два клапана термостата, перекрывая малый круг и открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также при помощи электровентилятора.

Радиатор состоит из двух горизонтальных бачков, соединенных между собой трубками. Для лучшего теплоотвода на них напрессованы пластины. Жидкость подается в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний.

В последнее время автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной.

Проходя через радиатор, жидкость охлаждается, после чего снова поступает в двигатель. Изменение объема охлаждающей жидкости при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный бачок. Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена.

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора. На горячем двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости.

В пробке расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его внутренней полости давление всегда атмосферное.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа. Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей. Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем обслуживания. На передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса – клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.

Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя воду. Это приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей, ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения насоса.

Замена охлаждающей жидкости.

Внимание! Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе.

Переводим верхний рычаг управления отопителем в крайнее правое положение, открывая кран радиатора отопителя.

Открываем капот.

Для удобства снимаем брызговик двигателя (см. «Замена подушек и штанги стабилизатора»).

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем пробку расширительного бачка.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем пробку заливной горловины радиатора.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отворачиваем пробку сливного отверстия, расположенную в нижнем левом углу радиатора,

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и сливаем охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость объемом не менее 10л.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отстегиваем ремень крепления расширительного бачка и, приподняв бачок, сливаем через радиатор оставшуюся жидкость из соединительного шланга. Устанавливаем бачок на место.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» с левой стороны двигателя отворачиваем пробку сливного отверстия и сливаем из блока цилиндров оставшуюся жидкость.

Заворачиваем пробки сливных отверстий в блоке цилиндров и радиаторе.

Заливаем свежую охлаждающую жидкость в радиатор.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Образования воздушных пробок можно избежать, сняв резиновый шланг с впускного трубопровода. При появлении жидкости – надеваем шланг на штуцер (корпус воздушного фильтра для наглядности снят).

Заполнив радиатор доверху, выжидаем несколько минут и при необходимости доливаем жидкость. Закрываем радиатор пробкой.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Заливаем жидкость в расширительный бачок до уровня на 3-4 см выше отметки «MIN».

Пускаем двигатель и прогреваем охлаждающую жидкость до рабочей температуры (≈90°С). Следя за уровнем жидкости в расширительном бачке, при необходимости её доливаем.

Замена насоса охлаждающей жидкости.

Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Отсоединяем верхний и нижний шланги термостата (см. «Замена термостата»).

Снимаем ремень генератора (см. «Замена ремня привода генератора»).

Отсоединяем регулировочную планку генератора и ослабляем его нижнее крепление (см. «Снятие генератора»). Отводим генератор к брызговику.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем три болта и снимаем шкив привода насоса охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления трубы отвода жидкости от радиатора отопителя, а также ослабляем затяжку гайки крепления трубы к выпускному коллектору (см. «Замена прокладок впускного и выпускного коллекторов»).

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем три болта (один сверху и два снизу) крепления насоса к блоку цилиндров

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем насос охлаждающей жидкости.

Между насосом и блоком установлена уплотнительная прокладка.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем крышку насоса в сборе. Между крышкой и корпусом установлена уплотнительная прокладка.

Собираем насос с новой крышкой и новыми уплотнительными прокладками. Устанавливаем его на двигатель в обратной последовательности.

Заменить крышку насоса можно и не снимая его корпус с двигателя. Для этого сливаем охлаждающую жидкость и снимаем только крышку насоса, как указано выше, оставив корпус насоса на блоке цилиндров. Устанавливаем новую крышку в обратной последовательности.

Замена термостата.

Снимаем аккумуляторную батарею.

Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Термостат удобнее снимать вместе с верхними шлангами.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем верхний шланг термостата от патрубка головки блока цилиндров

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и средний шланг от патрубка насоса охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Нижний шланг отсоединяем либо от самого термостата,

либо от нижнего патрубка радиатора (см. «Замена радиатора двигателя»).

Снимаем термостат.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отсоединяем шланги от корпуса термостата.

Проверка термостата.

Для проверки термостата опускаем его в емкость с охлаждающей жидкостью. Опустив туда же термометр, нагреваем жидкость до кипения. В термостате должны полностью закрыться верхний (перепускной) клапан и открыться нижний (основной) и оставаться в таком положении при температуре 82-87°С. По мере остывания жидкости верхний клапан должен постепенно открываться, а нижний закрываться.

Устанавливаем термостат в порядке, обратном снятию.

Замена радиатора двигателя.

Сливаем из системы охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ослабив хомут, отсоединяем от радиатора шланг расширительного бачка,

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

а также подводящий (верхний)

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и отводящий (нижний) шланги (электровентилятор снят для наглядности).

Отсоединяем разъемы проводов электровентилятора и датчика его включения (см. «Замена электродвигателя-вентилятора системы охлаждения»).

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 8» отворачиваем три болта крепления электровентилятора к радиатору

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем электровентилятор.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 10» отворачиваем два винта крепления радиатора

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем радиатор с автомобиля.

При этом постарайтесь не задевать его средней частью за другие детали – можно повредить алюминиевое оребрение трубок радиатора.

Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

При необходимости снимаем и заменяем резиновые подушки радиатора.

Устанавливаем радиатор в обратной последовательности, после чего заливаем охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Внимание! При установке шлангов, соединяющих элементы системы охлаждения, замените штатные хомуты на червячные. Они надежнее уплотняют соединения и удобнее при ремонте.

Перед установкой старого радиатора рекомендуется промыть его внутреннюю полость водой через патрубки, а также вымыть его снаружи.

Промыть систему охлаждения двигателя можно и без снятия радиатора. Существует множество препаратов, предназначенных специально для этого. Использовать их удобнее при замене охлаждающей жидкости. Перед применением препарата внимательно ознакомьтесь с прилагаемой к нему инструкцией. Как правило, очиститель добавляется в старую охлаждающую жидкость через горловину радиатора. Затем пускаем двигатель и после истечения времени, указанного в инструкции (от нескольких минут до нескольких часов), сливаем охлаждающую жидкость. Промываем систему охлаждения двигателя водой, удаляя остатки препарата и грязи, после чего заполняем систему свежей охлаждающей жидкостью.

Внимание! Длительная эксплуатация автомобиля с очистителем в системе охлаждения (более срока, указанного в инструкции) недопустима.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства