Коробка передач CVT (вариатор) с двигателем H4M. Трансмиссия LADA XRAY – снятие/установка, разборка/сборка основных узлов и деталей.
- Коробка передач. Трансмиссия LADA XRAY – снятие/установка, разборка/сборка основных узлов и деталей.
- Трансмиссия автомобиля LADA XRAY – снятие/установка, разборка/сборка основных узлов и деталей.
Коробка передач CVT (вариатор) с двигателем H4M.
Снятие.
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание (подъемник двухстоечный типа П3,2Г грузоподъемностью 3,2 т).
Снять аккумуляторную батарею в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Разжать хомут 3, рисунок 3-38, крепления и отсоединить верхний шланг 2 вентиляции картера от патрубка крышки головки блока цилиндров (плоскогубцы).
Ослабить хомут 5 крепления и отсоединить шланг 7 впускной трубы от дроссельного патрубка 4 (отвертка плоская).
Извлечь шланг 6 вакуумного усилителя тормоза из зажимов на шланге 7 впускной трубы.
Отвернуть болт 9 крепления воздушного фильтра (головка сменная 10, вороток).
Рисунок 3-38 – Воздушный фильтр с патрубком подачи воздуха и шлангом впускной трубы в сборе.
1 – патрубок подачи воздуха; 2 – верхний шланг вентиляции картера; 3 – хомут пружинный; 4 – дроссельный патрубок; 5 – хомут винтовой; 6 – шланг вакуумного усилителя тормоза; 7 – шланг впускной трубы; 8 – воздушный фильтр; 9 – болт.
Отсоединить патрубок 3, рисунок 3-39, подачи воздуха от воздухозаборника 2 и снять воздушный фильтр с патрубком подачи воздуха и шлангом впускной трубы в сборе.
Рисунок 3-39 – Отсоединение патрубка подачи воздуха от воздухозаборника.
1 – поперечина рамки радиатора верхняя; 2 – воздухозаборник; 3 – патрубок подачи воздуха.
Отвернуть гайку 2, рисунок 3-40, крепления кронштейна 1 жгута проводов двигателя к кронштейну 3 крепления воздушного фильтра и убрать жгут проводов из зоны выполнения работ (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Рисунок 3-40 – Кронштейн жгута проводов двигателя.
1 – кронштейн жгута проводов двигателя; 2 – гайка; 3 – кронштейн крепления воздушного фильтра.
Отсоединить клипсу крепления провода “массы” от кронштейна 2, рисунок 3-41.
Отвернуть три гайки 1 и снять кронштейн 2 крепления воздушного фильтра (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Рисунок 3-41 – Кронштейн крепления воздушного фильтра.
1 – гайка; 2 – кронштейн крепления воздушного фильтра.
Извлечь трубку сапуна КП из держателей на головке двигателя и шлангах отопителя.
Отсоединить трос привода переключения передач от КП в соответствии с требованиями раздела 5 настоящей ТИ.
Снять передние колеса в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20594.
Снять две клипсы 3, рисунок 3-42, отвернуть четыре гайки 4 крепления и снять брызговик 2 двигателя (отвертка плоская, головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Рисунок 3-42 – Брызговик двигателя.
1 – подрамник передней подвески; 2 – брызговик двигателя; 3 – клипса крепления брызговика; 4 – болт крепления брызговика.
Снять подрамник передней подвески с рычагами передней подвески, стабилизатором поперечной устойчивости, рулевой рейкой и задней опорой подвески двигателя в сборе в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20594.
Слить масло из коробки передач в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей ТИ
Отсоединить шланги системы охлаждения от теплообменника в соответствии с требованиями раздела 17 настоящей ТИ.
Отвернуть болт 2, рисунок 3-43, и отсоединить клемму 1 провода “массы” от КП (головка сменная 13, вороток).
Отсоединить колодку 5 жгута проводов от датчика 4 числа оборотов ведущего шкива.
Отсоединить колодку 3 жгута проводов от разъема управления КП и установить на разъем технологическую заглушку. Для отсоединения колодки от разъема необходимо повернуть запорное кольцо колодки против часовой стрелки до упора (заглушка технологическая).
Рисунок 3-43 – Отсоединение жгута проводов от КП.
1 – клемма провода “массы”; 2 – болт; 3 – колодка жгута проводов к разъему управления КП; 4 – датчик числа оборотов ведущего шкива; 5 – колодка жгута проводов.
Отсоединить колодки 2 и 3, рисунок 3-44, жгута проводов от датчика 1 числа оборотов ведомого шкива и от датчика 4 числа оборотов выходного вала.
Рисунок 3-44 – Отсоединение жгута проводов от КП.
1 – датчик числа оборотов ведомого шкива; 2, 3 – колодка жгута проводов; 4 – датчик числа оборотов выходного вала.
Отсоединить колодку жгута проводов от переключателя 1, рисунок 3-45, диапазонов коробки передач.
Рисунок 3-45 – Отсоединение жгута проводов от КП.
1 – переключатель диапазонов коробки передач; 2 – кронштейн фиксации троса переключения передач; 3 – кронштейн крепления направляющей трубки указателя уровня масла.
Отсоединить элементы крепления жгута проводов от КП, от кронштейна 2 крепления троса, от кронштейна 3 крепления направляющей трубки указателя уровня масла и убрать жгут проводов из зоны выполнения работ (отвертка плоская).
Снять стартер в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Извлечь приводы передних колес из полуосевых шестерен дифференциала КП в соответствии с требованиями раздела 14 настоящей ТИ и подвесить их к элементам передней подвески (крючок технологический – 2 шт.).
Отвернуть четыре гайки 3, рисунок 3-46, крепления гидротрансформатора к приводному диску 2, поочередно поворачивая коленвал по часовой стрелке за головку болта крепления шкива коленвала. Надавить на приварной болт гидротрансформатора и сместить гидротрансформатор по шлицам первичного вала до упора в КП (ход смещения несколько миллиметров).
В случае если гидротрансформатор “прикипел” к маховику двигателя, необходимо вновь навернуть на 3 – 4 оборота гайку крепления гидротрансформатора и легкими ударами по гайке сместить гидротрансформатор (головка сменная 15, головка сменная 17, ключ трещоточный, вороток, молоток с пластмассовым бойком).
Рисунок 3-46 – Отсоединение гидротрансформатора КП от приводного диска (маховика).
1 – площадка крепления стартера; 2 – приводной диск (маховик); 3 – гайка крепления гидротрансформатора.
Установить в моторный отсек автомобиля траверсу 1, рисунок 3-47, для вывешивания двигателя, зацепить крюки грузоподъемной цепи за рымы 2 и 3 и вывесить силовой агрегат (траверса для вывешивания двигателя, цепь грузоподъемностью 500 кг).
Рисунок 3-47 – Вывешивание силового агрегата.
1 – траверса для вывешивания двигателя; 2, 3 – рым для подъема двигателя.
Отвернуть гайку 2, рисунок 3-48, крепления кронштейна к левой опоре 1 подвески двигателя (головка сменная 16, удлинитель, вороток).
Рисунок 3-48 – Отсоединение силового агрегата от левой опоры.
1 – опора левая подвески двигателя; 2 – гайка крепления кронштейна.
Опустить силовой агрегат так, чтобы болты 1, рисунок 3-49, крепления кронштейна левой опоры к КП вышли из-под лонжерона (траверса для вывешивания двигателя).
Рисунок 3-49 – Снятие кронштейна левой опоры подвески двигателя.
1 – болт крепления кронштейна; 2 – опора левая подвески двигателя; 3 – кронштейн левой опоры подвески двигателя.
Отвернуть три болта 1 крепления кронштейна левой опоры и снять кронштейн 3 (головка сменная 16, ключ трещоточный).
Отвернуть две гайки крепления КП к двигателю в точках 1 и 2, рисунок 3-50 (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный).
Опустить силовой агрегат на траверсе до выхода корпуса КП из-под лонжерона.
Установить под КП гидравлический подъемный стол и поднять его до упора в корпус КП (стол подъемный гидравлический грузоподъемностью 350 кг).
Отвернуть шесть болтов крепления КП к двигателю в точках 3…8 (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный).
Рисунок 3-50 – Точки крепления КП и стартера к двигателю.
1, 2 – точки крепления КП гайками; 3…8 – точки крепления КП болтами; 9…11 – точки крепления стартера; 12, 13 – штифты центрирующие.
Аккуратно снять АКП с двигателя на подъемный гидравлический стол, опустить стол и убрать КП из-под автомобиля. Операцию выполнить двумя исполнителями.
Внимание. При снятии КП следить, чтобы гидротрансформатор оставался на первичном валу коробки, в противном случае может произойти повреждение сальника гидротрансформатора.
Установить КП на верстак.
Зафиксировать гидротрансформатор 1, рисунок 3-51, от осевого перемещения, для чего установить транспортировочный кронштейн 2 на ось гидротрансформатора и закрепить его на картере болтом и гайкой (кронштейн транспортировочный (возможно использование транспортировочного кронштейна от КП, поставляемых в запчасти), гайка М 8, болт М 8х50, ключ гаечный 13 – 2 шт.).
Рисунок 3-51 – Фиксация гидротрансформатора.
1 – гидротрансформатор; 2 – кронштейн транспортировочный.
При необходимости:
– снять датчики коробки передач в соответствии с требованиями раздела 16 настоящей ТИ;
– снять теплообменник в соответствии с требованиями раздела 17 настоящей ТИ;
– отвернуть два болта 2 и 3, рисунок 3-52, и снять направляющую трубку 1 указателя уровня масла. Установить в отверстие указателя на КП технологическую заглушку (головка сменная 10, удлинитель, ключ трещоточный, заглушка технологическая);
Рисунок 3-52 – Снятие указателя уровня масла, трубки сапуна и кронштейнов с КП.
1 – направляющая трубка указателя уровня масла; 2, 3 – болты крепления направляющей трубки; 4 – трубка сапуна; 5 – кронштейн фиксации троса переключения передач; 6 – кронштейн крепления троса переключения передач; 7 – болты кронштейна крепления троса; 8 – болт крепления кронштейна фиксации троса.
– снять трубку 4 сапуна со штуцера и установить на штуцер сапуна технологическую заглушку (заглушка технологическая);
– отвернуть болт 8 и снять кронштейн 5 фиксации троса переключения передач (головка сменная 10, вороток);
– отвернуть два болта 7 и снять кронштейн 6 крепления троса переключения передач (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Установка.
Установить КП на верстак.
Заменить в КП сальники приводов передних колес на новые в соответствии с требованиями раздела 15 настоящей ТИ.
Проверить состояние сальника гидротрансформатора и при необходимости заменить в соответствии с требованиями раздела 15 настоящей ТИ.
Если было снято, необходимо установить на КП:
– установить кронштейн 6, рисунок 3-52, крепления троса на КП и завернуть два болта 7 крепления. Момент затяжки болтов 18…24 Н·м (1,8…2,4 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель, вороток, ключ моментный);
– установить кронштейн 5 фиксации троса на КП и завернуть болт 8. Момент затяжки болта 7…9 Н·м (0,7…0,9 кгс·м) (головка сменная 10, вороток, ключ моментный);
– снять со штуцера сапуна заглушку и установить на штуцер трубку сапуна;
– снять с направляющей трубки 1 уровня масла старое уплотнительное кольцо и установить новое. Извлечь из отверстия в КП под направляющую трубку заглушку, установить направляющую трубку в отверстие и завернуть два болта 2 и 3 крепления. Момент затяжки болтов 7…9 Н·м (0,7…0,9 кгс·м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток, ключ моментный);
– установить на КП теплообменник в соответствии с требованиями раздела 17 настоящей ТИ;
– установить на КП датчики коробки передач в соответствии с требованиями раздела 16 настоящей ТИ.
Установить коробку передач на гидравлический подъемный стол и снять с гидротрансформатора транспортировочный кронштейн 2, рисунок 3-51 (стол подъемный гидравлический, грузоподъемностью 350 кг).
Внимание. Для предотвращения повреждения КП перед установкой на автомобиль, убедиться, что гидротрансформатор входит в зацепление с шестерней привода гидронасоса коробки, для чего проверить размер “В“, рисунок 3-53, от плоскости привалочной поверхности картера 3 гидротрансформатора до торца приварных болтов 2 гидротрансформатора. Замер произвести в четырех точках и вычислить среднее значение. В случае если полученное значение не соответствует размеру В = 16,2 мм, необходимо поворачивая гидротрансформатор ввести его в зацепление с шестерней привода гидронасоса КП и вновь произвести замеры (штангенциркуль).
Рисунок 3-53 – Проверка положения гидротрансформатора.
1 – гидротрансформатор; 2 – приварной болт крепления гидротрансформатора к маховику; 3 – картер гидротрансформатора; В – проверочный размер.
Переместить подъемный гидравлический стол под автомобиль и поднять КП на необходимую высоту (стол гидравлический подъемный грузоподъемностью 350 кг).
Проверить наличие центрирующих штифтов 12 и 13, рисунок 3-54, на блоке цилиндров и при необходимости установить.
Совместить болты гидротрансформатора с отверстиями на приводном диске двигателя, совместить крепежные отверстия на картере гидротрансформатора и крышке картера с отверстиями на блоке цилиндров и состыковать КП с двигателем. Операцию выполнить двумя исполнителями.
Завернуть, не затягивая, шесть болтов 3, 4, 5, 6, 7 и 8 крепления КП к двигателю (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Завернуть две гайки 1 и 2 крепления КП к двигателю. Момент затяжки гаек 36…52 Н·м (3,6…5,2 кгс·м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Затянуть окончательно болты 3, 4, 5, 6, 7 и 8 крепления КП к двигателю. Момент затяжки болтов 36…52 Н·м (3,6…5,2 кгс·м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Рисунок 3-54 – Точки крепления КП и стартера к двигателю.
1, 2 – точки крепления КП гайками; 3…8 – точки крепления КП болтами; 9…11 – точки крепления стартера; 12, 13 – штифты центрирующие.
Поочередно, поворачивая коленчатый вал двигателя, завернуть четыре гайки крепления гидротрансформатора к приводному диску двигателя. Момент затяжки гаек 36…52 Н·м (3,6…5,2 кгс·м) (головка сменная 15, 17, ключ трещоточный, ключ моментный).
Извлечь подъемный стол из-под автомобиля.
Установить на КП кронштейн левой опоры и завернуть три болта крепления. Момент затяжки болтов 53…71 Н·м (5,3…7,1 кгс·м) (головка сменная 16, ключ трещоточный, ключ моментный).
Присоединить силовой агрегат к левой опоре подвески двигателя и завернуть гайку крепления. Момент затяжки гайки 90…120 Н·м (9,0…12,0 кгс·м) (головка сменная 16, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Снять с автомобиля траверсу для вывешивания двигателя.
Установить приводы передних колес в полуосевые шестерни дифференциала КП в соответствии с требованиями раздела 14 настоящей ТИ.
Установить стартер в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Присоединить шланги системы охлаждения к теплообменнику КП в соответствии с требованиями раздела 17 настоящей ТИ.
Присоединить жгут проводов к датчикам КП.
Закрепить жгут проводов на КП в соответствии со схемой, представленной на рисунках 3-55, 3-56.
Рисунок 3-55 – Схема крепления жгута проводов к КП.
N – жгут проводов; N1…N3 – клипсы крепления жгута проводов.
Рисунок 3-56 – Схема крепления жгута проводов к КП.
N4…N7 – клипсы крепления жгута проводов.
Присоединить клемму 1, рисунок 3-43, провода “массы” к КП и завернуть болт 2 крепления. Момент затяжки болта 18…24 Н·м (1,8…2,4 кгс·м) (головка сменная 13, вороток, ключ моментный).
Установить подрамник передней подвески с рычагами передней подвески, стабилизатором поперечной устойчивости, рулевой рейкой и задней опорой подвески двигателя в сборе в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20594.
Закрепить трос привода переключения передач в кронштейнах КП и присоединить его к переключателю диапазонов КП в соответствии с требованиями раздела 5 настоящей ТИ.
Зафиксировать трубку сапуна КП в держателях на головке двигателя и шлагах отопителя.
Установить кронштейн 2, рисунок 3-41, крепления воздушного фильтра на место и завернуть три гайки 1 крепления. Момент затяжки гаек 7…9 Н·м (0,7…0,9 кгс·м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Присоединить клипсу крепления провода “массы” к кронштейну 2 крепления воздушного фильтра.
Установить кронштейн 1, рисунок 3-40, жгута проводов двигателя на кронштейн 3 крепления воздушного фильтра и завернуть гайку крепления. Момент затяжки гайки 7…9 Н·м (0,7…0,9 кгс·м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Установить воздушный фильтр со шлангом впускной трубы и патрубком подачи воздуха в сборе на автомобиль.
Присоединить патрубок 3, рисунок 3-39, подачи воздуха к воздухозаборнику 2.
Присоединить шланг 7, рисунок 3-38, впускной трубы к дроссельному патрубку 4, установить и затянуть хомут 5 крепления (отвертка плоская).
Присоединить верхний шланг 2 вентиляции картера к патрубку крышки головки блока цилиндров и зафиксировать его пружинным хомутом 3 крепления (плоскогубцы).
Завернуть болт 9 крепления воздушного фильтра. Момент затяжки болта 7…9 Н·м (0,7…0,9 кгс·м) (головка сменная 10, вороток, ключ моментный).
Установить шланг 6 вакуумного усилителя тормоза в зажимы на шланге 7 впускной трубы.
Установить передние колеса в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20594.
Установить брызговик 2 двигателя, рисунок 3-42, завернуть четыре болта 4 крепления и установить две клипсы 3 (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Установить на автомобиль аккумуляторную батарею в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Залить масло в КП в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей ТИ.
Внимание. В случае замены КП, блока клапанов управления в КП, контроллера управления КП или замены КП и контроллера управления одновременно, а также в случае снятия/установки или замены датчика ускорения, необходимо выполнить процедуры калибровки в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.12070.
Осмотреть коробку передач на наличие следов подтекания масла и при необходимости устранить замечания.
Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.13070.
Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить автомобиль на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934, пп. 1.19.8, 1.19.15, 1.19.16, 1.19.17, 1.19.21.3.