Меню Закрыть

Порядок работы с диагностическим прибором. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – диагностика.

Порядок работы с диагностическим прибором. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – диагностика.

2.4 Порядок работы с диагностическим прибором.

Сокращения в тексте.

Диагностический прибор позволяет:

1. в режиме “Параметры” просмотреть:

– текущие значения параметров ЭСУД. Выбрав пункт меню “Общий просмотр”, получаем возможность контролировать все параметры ЭСУД, которые выдает контроллер. Данный режим удобен для сравнения текущих значений с теми, которые приведены в таблице 2.4-01. Выбрав пункт меню “Просмотр групп”, контролируем работу отдельных подсистем (например, топливоподачи или стабилизации холостого хода). Для этого некоторые параметры сгруппированы в соответствующие группы. Состав этих групп можно изменять, выбрав пункт меню “Настройка групп”;

– текущие значения каналов АЦП;

– информацию о контроллере ЭСУД (номер контроллера, калибровки, дата программирования и т.д.);

2. в режиме “Контроль исполнительных механизмов”, выбрав необходимый исполнительный механизм, выполнить проверку его функционирования;

3. в режиме “Коды неисправностей”:

– просмотреть диагностическую информацию по кодам неисправностей, хранящимся в памяти ошибок контроллера;

– стереть информацию из памяти ошибок.

Диагностический прибор получает сигнал контроллера и отображает его в удобном для чтения виде. Если сигнал отсутствует, то в правом верхнем углу высвечивается символ “X”. Если сигнал присутствует, то высвечивается символ в виде стрелок (направленных вверх и вниз).

Параметры, отображаемые в режиме “Параметры / Parameters; Общий просмотр / Vars List”.

Количество ошибок / num_err.

Общее количество обнаруженных ошибок.

Температура двигателя при пуске / TMST (°C).

Температура охлаждающей жидкости, запоминаемая в ячейке памяти при каждом пуске двигателя.

Температура охлаждающей жидкости / ТМОТ (°C).

Контроллер измеряет падение напряжения на датчике температуры охлаждающей жидкости и преобразует его в значение температуры в градусах Цельсия.

Значения должны быть близкими к температуре воздуха, когда двигатель не прогрет, и должны повышаться по мере прогрева двигателя. После пуска двигателя температура должна равномерно повышаться до 94-101 °C.

Температура впускного воздуха / TAN S (°C).

Температура впускного воздуха, измеренная с помощью датчика, встроенного в датчик массового расхода воздуха.

Напряжение в бортовой сети / UB (В).

Отображается напряжение бортсети автомобиля, поступающее на контакты “44” и “63” контроллера.

Текущая скорость автомобиля / VFZG (км/ч).

Отображается интерпретация контроллером сигнала датчика скорости автомобиля с погрешностью ±2 %.

Положение дроссельной заслонки / WDKBA (%).

Отображаемый параметр представляет собой угол открытия дроссельной заслонки, рассчитываемый контроллером в зависимости от напряжения входного сигнала датчика положения дроссельной заслонки. 0% соответствует полностью закрытой дроссельной заслонке, 100% – полностью открытой.

Частота вращения коленчатого вала двигателя / NMOT (об/мин).

Отображаемые данные соответствуют интерпретации контроллером фактических оборотов коленчатого вала двигателя по сигналу датчика положения коленчатого вала с дискретностью 40 об/мин.

Массовый расход воздуха / ML (кг/ч).

Параметр представляет собой потребление воздуха двигателем, выраженное в килограммах в час.

Угол опережения зажигания / ZWOUT (° по к.в.).

Отображается угол опережения зажигания по коленчатому валу относительно верхней мертвой точки.

Величина отскока У ОЗ при детонации / WKR_X (° по к.в.).

Величина, на которую уменьшен в данный момент угол опережения зажигания для предотвращения детонации.

Параметр нагрузки / RL (%).

Параметр характеризует нагрузку на двигатель.

Расчетная нагрузка / RLP (%).

Расчётная нагрузка на двигатель.

Фактор высотной адаптации / FHO.

Величина, косвенно отражающая высоту над уровнем моря. Уменьшение фактора высотной адаптации на 0,01 примерно соответствует подъему на 100 м.

Длительность импульса впрыска топлива / TI (мсек).

Параметр представляет собой длительность (в миллисекундах) включенного состояния форсунки.

Желаемые обороты холостого хода / NSOL (об/мин).

В режиме холостого хода частотой вращения коленчатого вала управляет контроллер. Желаемыми оборотами называется оптимальное значение частоты вращения коленчато­го вала, определяемое контроллером в зависимости от температуры охлаждающей жидко­сти. С ростом температуры желаемые обороты уменьшаются.

Текущее положение регулятора холостого хода / MOMPOS (0-255 шагов).

Показания соответствуют положению регулятора холостого хода.

Диагностический прибор отображает количество шагов от положения, в котором кла­пан полностью закрыт. Большее количество шагов соответствуют большей степени от­крытия клапана регулятора холостого хода. После запуска двигателя по мере его прогре­ва до нормальной рабочей температуры степень открытия должна уменьшаться. Любые условия, вызывающие увеличение нагрузки двигателя на холостом ходу, должны вызывать увеличение степени открытия клапана.

Желаемый расход воздуха на холостом ходу / MSNLLSS (кг/ч).

Отображается теоретически рассчитанный и скорректированный расход воздуха в за­висимости от оборотов двигателя и температуры охлаждающей жидкости.

Параметр адаптации регулировки холостого хода / DMDVAD.

Отображается значение коррекции самообучением момента двигателя для поддержа­ния желаемых оборотов холостого хода.

Сигнал датчика кислорода до нейтрализатора / USVK (В).

Отображается напряжение сигнала датчика кислорода в вольтах. Когда датчик не про­грет, напряжение стабильное на уровне 0,45 В. После прогрева датчика подогревающим элементом при работе двигателя напряжение колеблется в диапазоне 0,05…0,9 В. При включенном зажигании и заглушенном двигателе напряжение сигнала прогретого ДК по­степенно падает до уровня ниже 0,1 В в течение нескольких минут.

Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска топлива по сигналу датчи­ка кислорода / FR.

Отображается во сколько раз изменяется длительность импульса впрыска для компен­сации текущих отклонений состава смеси от стехиометрического.

Желаемое значение состава смеси / LAMSBG.

Отображается коэффициент отклонения желаемого состава топливовоздушной смеси от стехиометрического (14,5… 14,6 кг воздуха на 1 кг топлива).

Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера / TATEOUT (%).

Данный параметр отражает в процентах степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя.

Нормализованный уровень сигнала датчика детонации / RKRN.

Сигнал датчика детонации.

Неравномерность вращения коленвала / LUMS (об/сек2).

Контроллер рассчитывает время полуоборотов коленчатого вала двигателя и, ис­пользуя эти данные, определяет приращение скорости вращения коленвала за один полуоборот.

Параметр адаптации / FSE.

Служит для компенсации погрешности расчета неравномерности вращения коленчато­го вала двигателя.

Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность, цилиндр 1 (2, 3, 4) / FZABG 1 (2, 3, 4).

Используется для определения процента пропусков воспламенения в соответствующем цилиндре двигателя, влияющих на токсичность отработавших газов. Отображает количе­ство зафиксированных пропусков воспламенения за тысячу оборотов коленчатого вала. После обнаружения очередного пропуска счётчик инкрементируется на 1. Значение счёт­чика обнуляется через каждую тысячу оборотов коленчатого вала.

Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на работоспособность нейтрализатора / FZKATS.

Используется для определения процента пропусков воспламенения, приводящих к по­вреждению нейтрализатора. После обнаружения очередного пропуска значение счётчика увеличивается на величину, которая зависит от режима работы двигателя. Значение счёт­чика обнуляется через каждые двести оборотов коленчатого вала.

Время работы системы / TIME (час).

Время работы системы управления двигателем без пропадания напряжения питания от аккумуляторной батареи.

Контрольная сумма / CHKSUMFL.

Мгновенный расход топлива / VSKS (л/час).

Желаемое изменение момента для поддержания холостого хода (интегральная часть) / DMLLRI.

Отображается значение, соответствующее дополнительному моменту двигателя, кото­рый необходим для компенсации механических потерь с целью поддержания желаемых оборотов холостого хода.

Желаемое изменение момента для поддержания холостого хода (пропорциональная часть) / DMLLR.

Отображается значение, соответствующее дополнительному моменту двигателя, кото­рый необходим для компенсации механических потерь с целью поддержания желаемых оборотов холостого хода.

Аддитивная составляющая коррекции самообучением / RKAT (%).

Отображается значение коррекции самообучением, на которое изменяется длитель­ность импульса впрыска на холостом ходу. Рассчитывается контроллером на базе сигнала датчика кислорода при работе системы в режиме замкнутого контура регулирования со­става топливовоздушной смеси.

Мультипликативная составляющая коррекции самообучением / FRA.

Отображается коэффициент коррекции самообучения на базе параметра FR, на значе­ние которого изменяется длительность импульса впрыска на частичных нагрузках.

Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу / NMOTLL (об/мин).

Отображаемые данные соответствуют интерпретации контроллером фактических обо­ротов коленчатого вала двигателя на холостом ходу по сигналу датчика положения колен­чатого вала с дискретностью 10 об/мин.

Сигнал датчика кислорода после нейтрализатора / USHK (В).

Отображается напряжение сигнала диагностического датчика кислорода в вольтах. Когда датчик не прогрет, напряжение стабильное на уровне 0,45 В. При исправном нейт­рализаторе и работе двигателя на средних нагрузках напряжение сигнала прогретого дат­чика меняется в диапазоне от 0,6 до 0,75 В.

Период сигнала датчика кислорода до нейтрализатора / TPSVKMR (сек).

Отображается измеренный контроллером период сигнала управляющего датчика кис­лорода.

Интегральная часть задержки обратной связи по датчику кислорода после нейтрали­затора / ATV (мс).

Регулирование топливоподачи по сигналу диагностического датчика кислорода слу­жит для более точного поддержания состава топливовоздушной смеси, обеспечивающего минимальную токсичность отработавших газов с учетом состояния нейтрализатора. Рас­считанное контроллером значение параметра ATV используется для формирования коэф­фициента коррекции длительности импульса впрыска FR.

Фактор старения нейтрализатора / АНКАТ.

Значение параметра изменяется в пределах от 0 до 1. Чем меньше его значение, тем вы­ше эффективность работы нейтрализатора.

Фильтровованное значение сигнала ДНД / BSMW.

Фильтровованная величина сигнала ДНД, измеряющего вертикальное ускорение пе­редней стойки автомобиля.

Признак работы двигателя в режиме холостого хода / B_LL (да/нет).

Отображается – задействован ли режим холостого хода.

Признак мощностного обогащения / B_VL (да/нет).

Отображается – задействован ли режим мощностного обогащения.

Признак включения кондиционера / S_AC (да/нет).

Отображается наличие команды контроллера на включение кондиционера.

Запрос на включение кондиционера / В_КОЕ (да/нет).

Отображается наличие запроса на включение кондиционера, поступающего в конт­роллер.

Признак включения электробензонасоса / В_ЕКР (вкл/выкл).

Отображается наличие команды контроллера на включение электробензонасоса.

Признак включения электровентилятора / S_LF (вкл/выкл).

Отображается наличие команды контроллера на включение электровентилятора сис­темы охлаждения.

Признак включения контрольной лампы / B_MIL (вкл/выкл).

Отображается наличие команды на включение или выключение сигнализатора неис­правностей.

Контроль детонации активен / В_КВ (да/нет).

Включение этого бита означает, что все условия для контроля по детонации вы­полнены.

Признак работы в зоне регулировки по сигналу управляющего датчика кислорода / B_LR (да/нет).

Переход от разомкнутого к замкнутому контуру регулирования состава топливовоз­душной смеси зависит от времени с момента запуска двигателя, готовности управляюще­го датчика кислорода и температуры охлаждающей жидкости.

Отсечка топливоподачи / B_SA (есть/нет).

Флаг устанавливается на режиме торможения двигателем.

Готовность переднего датчика 02 / B_SBBVK (есть/нет).

Флаг устанавливается после отклонения напряжения датчика кислорода от средней линии.

Базовая адаптация смеси / B_LRA (есть/нет).

При включении флага происходит обучение FRA или RKAT в зависимости от режима двигателя.

Продувка адсорбера активирована / В_ТЕ (да/нет).

Флаг устанавливается при открытии клапана продувки адсорбера для подачи во впуск­ную систему паров бензина, скопившихся в адсорбере.

Обнаружение пропусков зажигания приостановлено / B_LUSTOP (да/нет).

Значение бита равно 1, когда обнаружение пропусков зажигания приостановлено.

Параметры, отображаемые в режиме “Параметры / Parameters; Входы АЦП / ADC Channels”

БОРТ. НАП / UBAT, В.

Напряжение бортовой сети.

Т.О.Ж. / TCOLANT, В.

Выходное напряжение датчика температуры охлаждающей жидкости.

ДАТЧ. МРВ / AIRSENS, В.

Выходное напряжение датчика массового расхода воздуха.

ПОЛ.Д.З / TPS, В.

Выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки.

O2 ДАТЧ 1 / 02SENS1, В.

Выходное напряжение управляющего датчика кислорода.

Т. ВОЗД / WTANS, В.

Выходное напряжение датчика температуры воздуха.

O2 ДАТЧ 2 / 02SENS2, В.

Выходное напряжение диагностического датчика кислорода.

ДАТЧ. УСК. / ACCELSENS, g.

Сигнал датчика неровной дороги.

O2 СОПР 1 / RINV 1, Ом.

Внутреннее сопротивление управляющего датчика кислорода.

O2 СОПР 2 / RINV 2, Ом.

Внутреннее сопротивление диагностического датчика кислорода.

Контроль исполнительных механизмов в режиме “Контроль ИМ / Control”.

Диагностический прибор способен выдавать контроллеру команды на включение ис­полнительных механизмов. Это обеспечивает возможность быстрой проверки работоспо­собности элементов системы.

Выбрав пункт меню прибора “2- Контроль ИМ”, затем можно выбрать следующее:

– РДВ / IAC Step Motor.

Выполняется при включенном зажигании или при работающем двигателе и позволяет проверить работоспособность регулятора холостого хода (производится установка регуля­тора в желаемое положение);

– обороты XX / Idle Speed.

Выполняется при работающем двигателе и позволяет управлять регулятором холосто­го хода, задавая увеличение или уменьшение оборотов холостого хода. Если регулятор хо­лостого хода исправен, он должен выполнять команды, и частота вращения коленчатого вала должна соответственно изменяться;

– форсунка 1 (2,3,4) / Injector 1 (2,3,4).

При работающем двигателе позволяет отключать топливоподачу в одном из цилинд­ров. Наблюдая при этом за уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя, можно определить эффективность работы соответствующего цилиндра. При включенном зажигании позволяет подавать на форсунки серию импульсов;

– зажигание 1 кат (2,3,4) / Ignition Coil 1 (2,3,4).

Выполняется при включенном зажигании и позволяет проверить наличие искры на разряднике;

– реле бензонасоса / Fuel Pump Relay.

Выполняется при включенном зажигании и неработающем двигателе. Данная коман­да удобна при диагностике топливной системы, например, для контроля давления топли­ва или при проверке на герметичность;

– вентилятор / Cooling Fan.

Позволяет проконтролировать на слух включение электровентилятора системы ох­лаждения;

– реле стартера / Starter relay.

Позволяет проконтролировать на слух включение реле стартера;

– продувка адсорбера / Canister Purge Valve.

Позволяет управлять электромагнитным клапаном продувки адсорбера.

– реле кондиционера / А/С Compressor.

Позволяет проконтролировать на слух включение муфты при работе двигателя на хо­лостом ходу и выключателе кондиционера в положении “включено”.

Параметры, отображаемые в режиме “Ошибки / DT Codes”.

Контроллер выполняет функцию диагностики ЭСУД. Она осуществляется в течение так называемого “драйв-цикла”, который начинается через 5 сек после пуска двигателя и заканчивается в момент остановки двигателя. В случае возникновения неисправности контроллер заносит в свою память соответствующий код и включает сигнализатор неис­правностей. Для исключения отображения ложных ошибок сигнализатор включается че­рез определенный промежуток времени (параметр FLC), в течение которого неисправ­ность постоянно присутствует.

Если обнаруженная неисправность после её регистрации исчезает, то сигнализатор продолжает гореть в течение определенного времени (параметр HLC), а затем гаснет, но диагностический код этой неисправности сохраняется в памяти контроллера в течение оп­ределенного промежутка времени (параметр DLC) или до очистки кодов.

Информация о зафиксированной неисправности может быть считана из памяти кон­троллера с помощью диагностического прибора в режимах “Ошибки / DT Codes; Актуаль­ные / Actual DTC’s” или “Ошибки / DT Codes; История кодов / DTS’s history”. В первом случае выдаются те коды неисправностей, для которых необходимо провести диагностику и ремонт. Во втором – все коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера в по­рядке их возникновения.

Каждому коду неисправности сопутствует дополнительная информация, которая включает в себя:

FLC (секунда или драйв-цикл).

Отображается значение задержки до включения сигнализатора после обнаружения не­исправности. Для разных кодов неисправностей задержка может быть задана в секундах или в драйв-циклах.

В исходном состоянии параметр имеет предус­тановленное значение. При возникновении неис­правности значение параметра начинает умень­шаться. Лампа включается, когда значение FLC становится равным нулю. При исчезновении неис­правности предустановленное значение параметра восстанавливается.

HLC (драйв-цикл).

Отображается значение задержки до выключе­ния сигнализатора после того, как код неисправ­ности стал неактивным (неисправность исчезла).

В исходном состоянии параметр имеет предус­тановленное значение. При исчезновении неис­правности значение параметра начинает умень­шаться. Лампа выключается, когда значение HLC становится равным нулю;

DLC (цикл прогрева).

Отображается значение задержки до стирания кода неисправности из памяти контроллера после того, как код стал неактивным.

В исходном состоянии параметр имеет предус­тановленное значение (40 циклов прогрева). При исчезновении неисправности значение параметра начинает уменьшаться после каждого цикла про­грева, под которым понимают промежуток време­ни с момента запуска двигателя до его прогрева выше заданного значения. Код неисправности сти­рается из памяти контроллера, когда значение DLC становится равным нулю;

HZ.

Отображается количество случаев возникновения кода неисправности;

TSF (секунда)

Отображается в секундах время активного состояния кода неисправности в течение те­кущего драйв-цикла;

– условия работы ЭСУД, при которых возникла неисправность;

– набор статус-флагов в виде пиктограмм (рис. 2.4-01).

Рис. 2.4-01. Виды пиктограмм.

Порядок работы с диагностическим прибором. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – диагностика.

Очистка кодов неисправностей.

Имеются два метода очистки кодов из памяти контроллера после завершения ремонта или в целях контроля на повторное возникновение. Необходимо или отключить питание контроллера на время не менее 10 сек, или стереть коды с помощью диагностического прибора в режиме “Ошибки / DT Codes; Очистка кодов / Clear”.

Питание контроллера можно отключить путем отсоединения отрицательного провода от аккумуляторной батареи. При этом другие данные, хранящиеся в оперативной памяти контроллера, также теряются.

Внимание. Для предотвращения повреждения контроллера при отключении или подключении его питания зажигание должно быть выключено.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства