Привод тормозов. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.
Привод тормозов.
Гидравлический привод включает в себя тормозную педаль 33, вакуумный усилитель 18, главный цилиндр 19, бачок 20, регулятор 25 давления задних тормозов, колесные цилиндры тормозных механизмов, трубопроводы и шланги.
Вакуумный усилитель уменьшает усилие, прикладываемое к педали тормоза при торможении. Между корпусом 72 и крышкой 63 вакуумного усилителя зажат наружный поясок резиновой диафрагмы 61, разделяющий усилитель на вакуумную и атмосферную полости. Вакуумная полость через шланг с наконечником 58 и клапаном соединяется с впускной трубой двигателя. Для герметизации соединения наконечник шланга соединен с усилителем через резиновый фланец.
Внутри вакуумного усилителя расположен пластмассовый корпус 62 клапана, хвостовик которого на выходе из крышки вакуумного усилителя герметизируется уплотнителем 67. Он установлен в гнезде крышки и поджат к отбортовке гнезда дистанционным кольцом, которое запирается стопорным кольцом. Для защиты подвижного хвостовика корпуса клапана от загрязнения на отбортованную часть корпуса усилителя и на хвостовик корпуса клапана надет гофрированный защитный чехол 71.
В корпусе клапана размещены буфер 64, поршень 66 с толкателем 70, резиновый клапан 68, пружины с опорными чашками и воздушный фильтр 69. В корпусе 62 выполнен канал, через который атмосферная полость соединяется с вакуумной.
В выточку поршня 66 заходит упорная пластина 65, другой конец которой упирается в поясок диафрагмы 61, что предотвращает ее выпадание. Пластина 65 фиксирует в корпусе 62 поршень в сборе с толкателем 70 и клапаном 68. В буфер 64 упирается шток 59 привода поршня главного цилиндра. На выходе из корпуса вакуумного усилителя шток обжимается уплотнителем 73, который поджимается обоймой 74 к гнезду корпуса усилителя. В торцевое отверстие штока ввернут болт 75, которым регулируется выход штока из корпуса усилителя (1,05-1,25 мм). Шаровая головка толкателя 70 обжата в гнезде поршня.
Резиновый клапан 68 собран на толкателе. Подвижная головка клапана, усиленная металлической шайбой, поджата пружиной через опорную чашку к заднему торцу поршня (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана в корпусе 62 имеется седло. Неподвижный буртик клапана 68 поджат пружиной через опорную чашку к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, создавая надежное уплотнение. Для очистки атмосферного воздуха в хвостовике корпуса клапана установлен поролоновый воздушный фильтр 69. Корпус клапана постоянно отжимается пружиной 60 в сторону крышки 63. Между собой корпус и крышка усилителя соединены за счет ввода выступов крышки во впадины корпуса и дальнейшего поворота крышки до завода ее краев под выступы корпуса. Разъем крышки и корпуса уплотнен буртом резиновой диафрагмы 61, зажатым между ними.
Главный цилиндр 19 крепится на двух шпильках к вакуумному усилителю. Сверху в его корпусе выполнены три резьбовых отверстия для штуцеров трубопроводов, отводящих жидкость в контуры привода передних и задних тормозов, и два гнезда, в которых крепятся стопорными шайбами штуцеры 52, соединенные шлангами с бачком 20. Внутреннее отверстие цилиндра обработано с большой точностью и высокой чистотой поверхности. С одной стороны полость цилиндра закрывается пробкой 48. В цилиндре последовательно установлены два поршня, один из которых приводит в действие задние тормоза, другой – передние. Между пробкой и поршнем 47, а также между поршнями 47 и 44 установлены возвратные пружины 45, под действием которых они возвращаются в исходное положение при растормаживании. При этом ход поршней ограничен винтами 46, хвостовики которых заходят в продольные пазы поршней.
Поршень 47 привода задних тормозов уплотнен в цилиндре двумя кольцами 51. Переднее кольцо пружиной 50 поджато к торцевой поверхности канавки. Другой конец пружины упирается в чашку 49. Заднее кольцо поджато к торцу поршня пружиной 45 через шайбу 55.
Поршень 44 привода передних тормозов имеет аналогичное уплотнение, только заднее кольцо расположено в канавке поршня и имеет другую форму.
На обеих поршнях свободно надеты распорные втулки 56. В исходном положении поршня распорная втулка, упираясь в стопорный винт, отводит уплотнительное кольцо от торца канавки. При этом через образовавшийся зазор рабочая полость цилиндра сообщается с бачком 20. Канавка переднего уплотнительного кольца через радиальные отверстия и осевой канал в поршне сообщается с рабочей полостью цилиндра. Поэтому, когда в рабочей полости увеличивается давление жидкости, уплотнительное кольцо плотнее прижимается к зеркалу цилиндра.
Бачок 20 двухсекционный, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что обеспечивает визуальный контроль за уровнем жидкости. В нижней части корпуса бачка имеется два наконечника для подсоединения шлангов. На заливную горловину навертывается крышка 5, которая поджимает корпус 4 клеммного устройства и отражатель 6 к торцу горловины. В корпусе 1 смонтировано устройство для контроля уровня жидкости в бачке. Оно состоит из поплавка 8, на штоке которого расположен подвижной контакт 3, и неподвижного контакта 2, закрепленного в корпусе 1. При понижении уровня жидкости поплавок опускается и контакты замыкают цепь контрольной лампы.
Регулятор давления 25 включен в привод задних тормозов для того, чтобы не допустить повышения давления в этом контуре при уменьшении нагрузки на заднюю ось колес. Иначе возможна блокировка задних колес и их юз. Регулятор крепится двумя болтами к кронштейну кузова, причем одно отверстие в кронштейне выполнено овальным, что позволяет регулировать положение регулятора давления.
В действие регулятор давления приводится торсионным рычагом 31 (см. рис. 22), который крепится к кузову обоймой 32 через резиновую опорную втулку 33. Длинное плечо рычага 31 соединено шарнирно через тягу 12 с балкой заднего моста, а короткое плечо проходит через отверстие оси 29 и заходит в вырез нижней части поршня 16 (см. рис. 26) регулятора. Это плечо передает на поршень колебательное движение балки заднего моста.
Рис. 22. Задняя подвеска.
1 – Нижняя продольная штанга; 2 – Нижняя изолирующая прокладка пружины подвески; 3 – Нижняя опорная чашка пружины подвески; 4 – Буфер хода сжатия; 5 – Болт крепления верхней продольной штанги; 6 – Кронштейн крепления верхней продольной штанги; 7 – Пружина подвески; 8 – Опора буфера хода сжатия; 9 – Верхняя обойма прокладки пружины; 10 – Верхняя изолирующая прокладка пружины; 11 – Верхняя опорная чашка пружины подвески; 12 – Стойка рычага привода регулятора давления; 13 – Резиновая втулка рычага привода регулятора давления; 14 – Шайба шпильки крепления амортизатора; 15 – Резиновые втулки проушины амортизатора; 16 – Кронштейн крепления заднего амортизатора; 17 – Дополнительный буфер хода сжатия; 18 – Шайба распорной втулки; 19 – Распорная втулка нижней продольной штанги; 20 – Резиновая втулка нижней продольной штанги; 21 – Кронштейн крепления нижней продольной штанги; 22 – Кронштейн крепления верхней продольной штанги к балке моста; 23 – Распорная втулка поперечной и продольной штанг; 24 – Резиновая втулка верхней продольной и поперечной штанг; 25 – Задний амортизатор; 26 – Кронштейн крепления поперечной штанги к кузову; 27 – Регулятор давления тормозов; 28 – Защитный чехол регулятора давления; 29 – Ось рычага привода регулятора давления; 30 – Болты крепления регулятора давления; 31 – Рычаг привода регулятора давления; 32 – Обойма опорной втулки рычага; 33 – Опорная втулка; 34 – Поперечная штанга; 35 – Опорная пластина кронштейна крепления поперечной штанги.
В корпусе регулятора давления ввернуты штуцеры двух трубопроводов: нижнего – для подвода жидкости от главного цилиндра, верхнего – для подачи жидкости к колесным цилиндрам.
Поршень 16 регулятора на выходе из корпуса уплотнен кольцом 9, расположенным в металлической обойме. Это кольцо поджато пружиной 10. Верхний конец пружины упирается в плавающую тарелку 11 и через нее в заплечики поршня. Пружина стремится поджать поршень до упора его в пробку 14. Втулка 13 свободно надета на головку поршня. Она ограничивает подъем уплотнителя 12 вверх к головке поршня.
Рис. 26. Привод тормозов.
1 – Корпус контактного устройства; 2 – Неподвижный контакт; 3 – Подвижный контакт; 4 – Корпус клеммного устройства; 5 – Крышка бачка; 6 – Отражатель; 7 – Толкатель; 8 – Поплавок; 9 – Уплотнительное кольцо поршня; 10 – Пружина; 11 – Тарелка пружины; 12 – Уплотнитель головки поршня; 13 – Втулка. 14 – Пробка корпуса регулятора давления; 15 – Корпус регулятора давления; 16 – Поршень регулятора давления; 17 – Диск переднего тормоза; 18 – Вакуумный усилитель; 19 – Главный цилиндр; 20 – Бачок главного цилиндра; 21 – Суппорт переднего тормоза: 22 – Защитный кожух переднего тормоза; 23 – Вакуумный трубопровод; 24 – Штуцер для прокачки привода задних тормозов; 25 – Регулятор давления; 26 – Стоп-сигнал; 27 – Колесный цилиндр заднего тормоза; 28 – Тормозная колодка; 29 – Направляющая троса; 30 – Направляющий ролик; 31 – Рычаг привода стояночного тормоза; 32 – Включатель стоп-сигнала; 33 – Педаль тормоза; 34 – Штуцер для прокачки привода передних тормозов; 35 – Фланец наконечника оболочки троса; 36 – Задний трос; 37 – Передний трос; 38 – Кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 39 – Возвратный рычаг привода стояночного тормоза; 40 – Защелка рычага; 41 – Упор включателя контрольной лампы стояночного тормоза; 42 – Тяга защелки рычага; 43– Кнопка рычага привода стояночного тормоза: 44 – Поршень привода передних тормозов: 45 – Возвратная пружина поршня; 46 – Ограничительный винт поршня; 47 – Поршень привода передних тормозов; 48 – Пробка корпуса главного цилиндра; 49 – Опорная чашка пружины уплотнительного кольца; 50 – Пружина уплотнительного кольца; 51 – Уплотнительное кольцо; 52 – Штуцер; 53 – Стопорная шайба; 54 – Уплотнительная прокладка; 55 – Упорная шайба; 56 – Распорная втулка; 57 – Клапан; 58 – Наконечник шланга; 59 – Шток; 60 – Возвратная пружина корпуса клапана; 61 – Диафрагма корпуса клапана; 62 – Корпус клапана вакуумного усилителя; 63 – Крышка корпуса вакуумного усилителя; 64 – Буфер штока; 65 – Упорная пластина поршня; 66 – Поршень клапана; 67 – Уплотнитель крышки корпуса вакуумного усилителя; 68 – Клапан вакуумного усилителя; 69 – Воздушный фильтр; 70 – Толкатель клапана; 71 – Защитный чехол корпуса клапана; 72 – Корпус вакуумного усилителя; 73 – Уплотнитель штока; 74 – Обойма уплотнителя штока; 75 – Регулировочный болт штока.
I – Бачок главного цилиндра; II – Регулятор давления; III – Схема привода тормозов; IV – Главный цилиндр и вакуумный усилитель; V – Привод стояночного тормоза.