Сцепление ГАЗель Next. Руководство по ремонту.
Сцепление.
Сцепление (рис. 3.1) автомобиля сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, состоит из двух основных частей: нажимного диска в сборе с кожухом и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками.
Управление сцеплением осуществляется посредством привода выключения сцепления (подвесная педаль, главный и рабочий цилиндры гидропривода, трубопровод) и механизма выключения (вилка выключения сцепления и муфта выключения с подшипником в сборе).
Располагается сцепление и механизм его выключения в картере 1.
Центрирование картера сцепления относительно оси коленчатого вала двигателя осуществляется с помощью двух штифтов, запрессованных в картер маховика двигателя.
Кожух нажимного диска прикреплен к маховику специальными центрирующими болтами. Между нажимным диском и маховиком усилием диафрагменной пружины нажимного диска зажат ведомый диск с фрикционными накладками. Шлицевой конец первичного вала коробки передач входит в ступицу ведомого диска. Сцепление в данном положении включено – крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки передач.
Выключение сцепления происходит при нажатии на педаль сцепления, муфта нажимает на концы лепестков диафрагменной пружины нажимного диска, в результате этого нажимной диск с помощью пластинчатых пружин отводится от ведомого диска, освобождая ведомый диск и разъединяя двигатель и коробку передач.
Рис. 3.1. Сцепление и привод выключения сцепления.
В – ход конца вилки выключения сцепления; Г – регулировочный размер выключателя сигнала положения педали сцепления; Д – установочный размер проушины толкателя; Е – ход педали сцепления; 1 – картер сцепления; 2 – маховик; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – муфта с подшипником; 6 – опора вилки включения сцепления; 7 – вилка; 8 – буфер педали сцепления; 9, 31 – скобы; 10 – трубопровод; 11 – главный цилиндр сцепления; 12 – шланг; 13 – вакуумный усилитель с главным цилиндром тормозов и бачком; 14 – хомут; 15, 28, 30 – болты; 16 – толкатель; 17, 19, 21, 36 – гайки; 18 – втулки оси педали; 20 – втулка распорная; 22 – втулки оси толкателя; 23 – выключатель сигнала положения педали сцепления; 24 – пружина; 25 – педаль сцепления; 26 – проушина толкателя; 27 – ось толкателя педали; 29 – кронштейн педали сцепления; 32 – рабочий цилиндр сцепления; 33 – кронштейн; 34 – винт; 35 – клапан прокачки.
Привод выключения сцепления – гидравлический, состоит из подвесной педали 25, установленной в кабине на отдельном съемном кронштейне 29, главного и рабочего цилиндров и трубопровода.
Кронштейн в сборе с педалью сцепления закреплен четырьмя болтами на щитке передка кабины. К педали шарнирно крепится проушина толкателя 26 главного цилиндра сцепления. На кронштейне педали закреплен выключатель 23 сигнала положения педали сцепления.
Привод передает усилие, создаваемое водителем на педали, к механизму сцепления для его выключения, обеспечивает плавное выключение сцепления, что в свою очередь снижает динамические нагрузки на детали трансмиссии и повышает комфортабельность при вождении автомобиля.
Главный цилиндр 11 сцепления крепится двумя болтами к щитку передка кабины. Главный цилиндр сцепления соединен шлангом 12 с бачком главного цилиндра тормозов, герметичность соединений шланга обеспечивается установкой хомутов 14 крепления.
Рабочий цилиндр сцепления 32 установлен на кронштейне 33 на картере сцепления и упирается толкателем в плечо вилки. Для удаления из привода воздуха в рабочий цилиндр ввернут клапан 35, закрытый резиновым колпачком.
Трубопровод 10, соединяющий главный и рабочий цилиндры, имеет легкосъемное крепление к цилиндрам сцепления и прикреплен скобами к щитку передка кабины.
Для выключения сцепления перемещение В конца вилки при прокаченной системе должно составлять 21,5-23,5 мм.
Техническое обслуживание сцепления и его привода.
Обслуживание сцепления заключается:
- в проверке состояния и герметичности гидропривода, доливке, при необходимости, рабочей жидкости в бачок главного цилиндра тормоза или в ее замене с периодичностью согласно Сервисной книжке (см. подраздел «Замена тормозной жидкости» раздела «Тормоза»);
- в проверке крепления картера сцепления, при необходимости подтянуть болты до заданных моментов.
Порядок прокачки системы для удаления из нее воздуха приведен в подразделе «Заполнение системы гидропривода жидкостью и удаление воздуха (прокачка)».
Возможные неисправности сцепления и способы их устранения.
Причина неисправности | Метод устранения |
Неполное выключение сцепления – сцепление ведет (не включаются или включаются с трудом передачи) | |
Наличие воздуха в системе гидравлического привода | Прокачать систему гидравлического привода сцепления |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала | Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы и смазать) |
Коробление ведомого диска | Заменить ведомый диск при торцевом биении более 0,5 мм |
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин нажимного диска | Заменить нажимной диск |
Искривление корпуса нажимного диска | Отцентрировать нажимной диск на маховике и затянуть болты крепления (см. подраздел «Установка сцепления на автомобиль») |
Неполное включение сцепления – сцепление буксует (ощущается специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение скорости движения, замедленное преодоление подъемов) | |
Выкрашивание или замасливание фрикционных накладок ведомого диска | Заменить ведомый диск. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой |
Чрезмерный износ фрикционных накладок, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска | Заменить ведомый диск при толщине одной из накладок менее 2,3 мм. Заменить маховик или нажимной диск |
Неплавное включение сцепления | |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска | Заменить ведомый диск. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой |
Износ фрикционных накладок | Заменить ведомый диск при толщине одной из накладок менее 2,3 мм |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала | Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы и смазать) |
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска | Заменить ведомый диск |
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин нажимного диска | Заменить нажимной диск |
Искривление корпуса нажимного диска | Отцентрировать нажимной диск на маховике и затянуть болты крепления (см. подраздел «Установка сцепления на автомобиль») |
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении | |
Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска | Заменить ведомый диск |
Износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя | Заменить ведомый диск |
«Писк» и шум в сцеплении при работающем двигателе | |
Выход из строя подшипника выключения сцепления | Заменить подшипник с муфтой в сборе |
Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе | |
Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки педали сцепления | Смазать пластмассовые втулки, а также сопряженные с ними поверхности графитовой смазкой УСсА ГОСТ 3333-80 или заменить втулки |
Ремонт сцепления и его привода.
Нажимной и ведомый диски сцепления, главный и рабочий цилиндры сцепления, муфта выключения сцепления, трубопровод – импортного производства, и в процессе эксплуатации не ремонтируются, а при выходе из строя заменяются новыми.
Внимание.
Запрещается до и после установки муфты на автомобиль промывать подшипник.
Для проведения ремонтных работ автомобиль следует установить на эстакаду, подъемник или смотровую яму.
При сборке выдержать следующие моменты затяжки:
- болтов крепления нажимного диска сцепления – 20-29 Н·м (2,0-2,9 кгс·м);
- шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления – 24-30 Н·м (2,4-3,0 кгс·м);
- винта крепления опоры вилки выключения сцепления – 45-50 Н·м (4,5-5,0 кгс·м);
- болта крепления рамки чехла и крышки люка картера сцепления – 4-8 Н·м (0,4-0,8 кгс·м);
- винтов крепления кронштейна рабочего цилиндра к картеру сцепления – 14-20 Н·м (1,4-2,0 кгс·м);
- болтов крепления картера сцепления к двигателю – 30-35 Н·м (3,0-3,5 кгс·м);
- гайки болта крепления педали – 40-56 Н·м (4,0-5,6 кгс·м);
- контргайки крепления проушины толкателя главного цилиндра сцепления – 6,9-11,8 Н·м (0,7-1,2 кгс·м);
- болтов крепления главного цилиндра сцепления и кронштейна педали к щитку передка кабины – 13-20 Н·м (1,3-2,0 кгс·м);
- винтов крепления рабочего цилиндра к кронштейну – 12-16 Н·м (1,2-1,6 кгс·м);
- гайки оси толкателя педали сцепления – 24-36 Н·м (2,4-3,6 кгс·м).
- винтов крепления хомутов шланга главного цилиндра сцепления – 3,6-3,9 Н·м (0,36-0,39 кгс·м);
- гаек крепления выключателя сигнала положения педали сцепления – 2-4 Н·м (0,2-0,4 кгс·м);
- клапана прокачки рабочего цилиндра сцепления – 5-7 Н·м (0,51-0,71 кгс·м).
Снятие и установка сцепления.
При разъединении трубопроводов необходимо установить заглушки в отверстия узлов и трубопроводов. При сборке заглушки снять непосредственно перед присоединением трубопроводов.
Для снятия сцепления необходимо:
- отсоединить штыревые колодки проводов от включателя света заднего хода и датчика скорости;
- отсоединить рабочий цилиндр сцепления в сборе с кронштейном от картера сцепления, поднять рабочий цилиндр вверх и зафиксировать, не отсоединяя его от трубопровода;
- отвернуть болт крепления рамки чехла вилки выключения сцепления и вынуть вилку;
- снять карданную передачу (см. подраздел «Карданная передача»);
- снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления (см. подраздел «Коробка передач (с джойстиком)»);
- отсоединить и снять картер сцепления. Отсоединить и снять нажимной и ведомый диски.
Установка сцепления на автомобиль проводится в последовательности, обратной снятию.
Внимание.
- При установке ведомого диска сторона диска с надписью «GEARBOX – SIDE» должна быть обращена к нажимному диску.
Установить ведомый и нажимной диски, частично ввернув болты крепления с шайбами и отцентрировав ведомый диск с помощью оправки, и затянуть болты крепления, учитывая следующее:
- затяжку болтов крепления проводить попеременно (крест-накрест) в два приема, начиная с нижней точки. Первый раз – ввернув болты по резьбе до упора, второй раз – затянув их требуемым моментом;
- после установки коробки передач на автомобиль установить вилку и затянуть болт крепления рамки чехла. Перед установкой на опорные поверхности Ж (см. рис. 3.1) вилки под муфту выключения и сферическую опору нанести смазку «Olista Longtime ЗЕР».
Для облегчения установки вилки сцепления можно воспользоваться люком в картере сцепления, расположенным с правой стороны, предварительно отвернув болты крепления и сняв крышку люка. После установки крышки люка болты затянуть.
Остальные операции по установке сцепления на автомобиль выполнить в последовательности, обратной снятию (см. подразделы «Карданная передача» и «Коробка передач (с джойстиком)»).
Снятие и установка привода сцепления.
Для снятия привода сцепления с автомобиля необходимо:
- снять защитный колпачок, отвернуть на один-полтора оборота клапан прокачки 35 рабочего цилиндра сцепления и, предварительно установив на него технологический шланг, свободный конец которого опустить в чистый прозрачный сосуд;
- слить жидкость из гидравлического привода сцепления, энергично нажимая на педаль сцепления и плавно отпуская ее;
- снять технологический шланг с клапана прокачки рабочего цилиндра сцепления;
- отсоединить трубопровод от щитка передка кабины, а также главного и рабочего цилиндров сцепления, предварительно разблокировав фиксирующую скобу на наконечниках цилиндров. После отсоединения трубопровода фиксирующую скобу цилиндров вставить до упора (характерного щелчка);
- отсоединить от картера сцепления и снять рабочий цилиндр выключения сцепления в сборе с кронштейном, отсоединить рабочий цилиндр от кронштейна;
- отсоединить шланг от бачка главного цилиндра тормозов, ослабив хомут крепления;
- отсоединить толкатель главного цилиндра сцепления от педали, отвернув гайку и вынув ось толкателя;
- отсоединить от щитка передка кабины и снять кронштейн с педалью сцепления, вывернув четыре болта крепления и отсоединив штыревую колодку проводов от выключателя сигнала положения педали сцепления;
- отсоединить от щитка передка кабины и снять главный цилиндр сцепления, вывернув два болта крепления. При необходимости отвернуть проушину и гайку с толкателя, и вынуть две полиамидные втулки из проушины.
Для разборки кронштейна с педалью сцепления необходимо:
- снять пружину педали с кронштейна;
- отвернуть гайку болта крепления педали, вынуть болт, снять педаль с кронштейна и вынуть из ступицы педали распорную втулку;
- вынуть две полиамидные втулки из ступицы педали.
Сборку кронштейна педали проводить в порядке обратном разборке с учетом следующего:
- перед сборкой наружные и внутренние поверхности полиамидных втулок, а также сопряженные с ними детали смазать смазкой УСс-А.
Установка привода сцепления на автомобиль проводится в последовательности, обратной снятию.
Перед установкой на автомобиль подсобрать рабочий цилиндр с переходным кронштейном.
Навернуть проушину на толкатель главного цилиндра, выдержав установочный размер Д=120,3-121,7 мм (см. рис. 3.1). Законтрить проушину толкателя гайкой. Установить две полиамидные втулки в проушину толкателя.
Перед сборкой наружные и внутренние поверхности полиамидных втулок, а также сопряженные с ними детали смазать смазкой УСс-А;
Наконечники трубопровода вставить до упора с характерным щелчком в корпусы главного и рабочего цилиндров сцепления;
Трубопровод зафиксировать в скобах, расположенных на щитке передка.
После установки привода сцепления на автомобиль заполнить систему гидропривода жидкостью и прокачать. Проверку качества выполнения операции по удалению воздуха из гидропривода проводить нажатием на педаль сцепления усилием 150-170 Н (15,3-17,3 кгс), при этом ход В конца вилки выключения сцепления должен быть 21,5-23,5 мм (см. рис. 3.1). Проверить герметичность соединений.
При отклонении от размера В, регулировать высоту установки педали сцепления до выполнения условия по ходу педали Е= 168-183 мм, для чего отпустить контргайку 17 и вращать толкатель 16. После окончания регулировки контргайку затянуть.
После прокачки системы отрегулировать установку выключателя 23 сигнала положения педали сцепления, регулировочный размер Г штока выключателя должен быть 1-3 мм. Положение выключателя регулируется его перемещением при отпущенных гайках 36. При регулировке шток выключателя должен упираться в опорную площадку педали. После окончания регулировки гайки 36 затянуть.
Заполнение системы гидропривода жидкостью и удаление воздуха (прокачка) проводится в следующем порядке:
- отвернуть крышку бачка главного цилиндра тормоза и заполнить емкость до метки «мах»;
- снять защитный колпачок с клапана прокачки рабочего цилиндра сцепления и надеть на головку клапана прокачки резиновый шланг;
- погрузить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в прозрачный сосуд;
- создать в системе давление, резко нажав 4-5 раз с интервалом 1-2 с на педаль сцепления. Удерживая педаль нажатой, отвернуть на один-полтора оборота клапан прокачки рабочего цилиндра, следя за тем, чтобы свободный конец шланга оставался погруженным в жидкость;
- после того как истечение жидкости в сосуд прекратится, завернуть клапан, затем отпустить педаль;
- повторять вышеуказанные операции до тех пор, пока жидкость не будет выходить из шланга без пузырьков воздуха;
- снять шланг и надеть защитный колпачок.
В процессе прокачки педаль следует нажимать резко, а отпускать плавно, необходимо своевременно доливать жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, не допуская снижения уровня в бачке ниже метки «min».
По окончании прокачки гидропривода долить тормозную жидкость в бачок главного цилиндра тормоза до метки «мах» (см. раздел «Тормоза»).
Предупреждение.
- Нельзя доливать в бачок жидкость, выпущенную при прокачке системы, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после отстаивания в течение суток и фильтрации.