Система охлаждения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Конструкция. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
Система охлаждения.
Система охлаждения (рис.31) – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров 7 и головки цилиндров 1, водяного насоса с электромагнитной муфтой включения вентилятора 6 и термостата 3.
Вентилятор системы охлаждения крепится к ступице электромагнитной муфты водяного насоса.
Рис.32. Схема системы охлаждения двигателя.
1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – дроссельный патрубок; 3 – термостат; 4 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 6 – водяной насос с электромагнитной муфтой; 7 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 8 – трубка забора охлаждающей жидкости; 9 – сливная пробка блока цилиндров; 10 – патрубок отопителя.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным водяным насосом, приводимым ремнем от коленчатого вала. Насос подает охлаждающую жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку головки цилиндров и далее в корпус термостата. Термостат автоматически открывает циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор в зависимости от температуры.
Через штуцер крышки термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий при работе двигателя в системе охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через пробку 9, расположенную на левой стороне блока цилиндров.
Охлаждающая жидкость подаётся по шлангам в канал дроссельного патрубка 2 для его подогрева с целью исключения обледенения.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80…100°С.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется с помощью датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 4 и датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 5. Указатель температуры охлаждающей жидкости и сигнализатор перегрева (контрольная лампа) расположены в составе комбинации приборов автомобиля.
Водяной насос с электромагнитной муфтой (рис.32) представляет собой сборный узел, состоящий из водяного насоса системы охлаждения и электромагнитной муфты привода вентилятора. Водяной насос с электромагнитной муфтой установлен на крышке цепи.
Водяной насос – центробежного типа, подача охлаждающей жидкости осуществляется в блок цилиндров. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 7, которое запрессовывается в корпус 6 водяного насоса и на валик подшипника 11.
Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 9, закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через отверстия 10 и 4. Проникающий через уплотнение пар испаряется в атмосферу через отверстие 4.
В эксплуатации необходимо следить за чистотой отверстия 10, и, для предотвращения преждевременного выхода подшипника из строя, при проведении технического обслуживания очищать от загрязнений.
Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 10 говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости замены водяного насоса с электромагнитной муфтой.
Подшипник 11 удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором 3, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требует. На валик подшипника напрессована стальная, штампованная крыльчатка 8.
На переднем конце корпуса водяного насоса неподвижно на держателе установлена катушка электромагнита 12 электромагнитной муфты. Ступица 1 крепления вентилятора установлена на валике подшипника водяного насоса на шариковом подшипнике.
При отсутствии напряжения на электромагните ступица 1 вместе с ведомым диском 13 разъединена со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой угловой скоростью.
При подаче напряжения на электромагнит муфты ведомый диск 13, преодолевая усилие пластинчатых пружин 14, притягивается к шкиву 2 и ступица вентилятора начинает вращаться совместно со шкивом и валиком подшипника водяного насоса. Когда напряжение с электромагнита муфты снимается, пластинчатые пружины 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя ступицу и шкив.
Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью разъёма 5.
Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с блока управления через реле при повышении температуры охлаждающей жидкости свыше плюс 93±2°С, выключение – при снижении ниже плюс 91±2°С.
Рис.33. Водяной насос с электромагнитной муфтой.
1 – ступица вентилятора; 2 – шкив; 3 – фиксатор подшипника; 4 – отверстие для испарения жидкости; 5 – гнездовая колодка; 6 – корпус водяного насоса; 7 – уплотнение; 8 – крыльчатка; 9 – дренажная полость; 10 – контрольное отверстие; 11 – подшипник; 12 – катушка электромагнита; 13 – ведомый диск; 14 – пластинчатые пружины.
Основные параметры электромагнитной муфты:
1. Напряжение питания – 10,8…15 В.
2. Потребляемая электрическая мощность – не более 50 Вт.
3. Передаваемый крутящий момент при напряжении 12 В – не менее 20 Н·м (2 кгс·м).
4. Минимальное напряжение срабатывания – 10 В.
5. Передаваемый крутящий момент при минимальном напряжении – не менее 11 Н·м (1,1 кгс·м).
6. Зазор между ведомым диском и шкивом 0,2…0,5 мм.
Водяной насос с электромагнитной муфтой является неремонтируемым изделием. При выходе из строя водяного насоса или электромагнитной муфты следует заменить весь узел в сборе.
Привод водяного насоса и генератора (без насоса ГУР) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1220 от шкива коленчатого вала. Передаточное число привода водяного насоса – 1,15. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика.
Термостат (рис.34) – с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном (406.1306100-01, ТР2-01 или ТА107-05). Термостат расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор.
Рис.34. Схема работы термостата.
А – основной клапан термостата закрыт, перепускной открыт; Б – основной клапан термостата открыт, перепускной закрыт; I – в водяной насос; II – из рубашки охлаждения головки цилиндров; III – в радиатор.
1 – перепускной патрубок; 2 – перепускной клапан; 3 – дренажный клапан; 4 – основной клапан; 5 – крышка термостата; 6 – штуцер.
На холодном двигателе основной клапан 4 термостата закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан 2 термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.
При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 82±2°С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной – закрываться. При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения.
При температуре плюс 97±2°С основной клапан открыт полностью на величину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.
Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном 3. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.
Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается благодаря резиновой прокладке П-образного профиля, установленной на фланец термостата.
Термостат в корпус устанавливается таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.
Внимание!
- Запрещается эксплуатация двигателя без термостата, что приведет в летнее время к перегреву двигателя, зимой – к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме. Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.