Система выпуска отработавших газов. Двигатель LADA LARGUS – снятие / установка основных систем, узлов и деталей.
- Двигатель автомобиля LADA LARGUS – снятие / установка основных систем, узлов и деталей.
- Технологические инструкции (ТИ) ВАЗ.
12. Система выпуска отработавших газов – снятие / установка.
Особенности устройства.
Отработавшие газы отводятся из двигателя через выпускной коллектор и систему выпуска газов, включающую в себя каталитическиий нейтрализатор 1, рисунки 12-1 и 12-2, глушитель 2 дополнительный и глушитель 3 основной. Система выпуска газов выполнена в виде единой сварной конструкции, которая подвешена к кузову автомобиля с помощью резиновых подушек. Возможна замена отдельных узлов системы выпуска газов с применением резки трубопроводов и дальнейшей сборки с помощью ремонтных зажимных муфт. Для этой цели на системе выпуска предусмотрены две зоны А и Б для выполнения резки. Со стороны каталитического нейтрализатора система выпуска при помощи шпилек крепления и гаек крепится фланцем к выпускному коллектору.
Рисунок 12-1 – Система выпуска отработавших газов автомобиля с двигателем К4М.
1 – каталитический нейтрализатор; 2 –дополнительный глушитель; 3 – основной глушитель; А – зона резки; Б – зона резки.
Рисунок 12-2 – Система выпуска отработавших газов автомобиля с двигателем К7М.
1 – каталитический нейтрализатор; 2 –дополнительный глушитель; 3 – основной глушитель; А – зона резки; Б – зона резки.
Снятие.
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи (подъемник электрогидравлический типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т, ключ гаечный 10).
Снятие каталитического нейтрализатора.
Для автомобилей с двигателем К7М.
Снять защиту картера двигателя в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20546.
Снять колодку 1, рисунок 12-3, управляющего датчика кислорода с держателя, сдвинув его.
Рисунок 12-3 – Отсоединение управляющего датчика кислорода двигателя К7М.
1 – колодка управляющего датчика кислорода; 2 – хомут; 3 – управляющий датчик кислорода.
Отсоединить колодку жгута проводов от колодки управляющего датчика кислорода.
Разъединить хомут 2.
Отвернуть управляющий датчик 3 кислорода (приспособление Mot. 1495 или вставка сменная 22 из набора типа 811382 ф. “USAG”).
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Отсоединить колодку жгута проводов от колодки 1, рисунок 12-4, диагностического датчика кислорода.
Рисунок 12-4 – Снятие диагностического датчика кислорода.
1 – колодка диагностического датчика кислорода; 2 – диагностический датчик кислорода.
Отсоединить от кронштейна крепления колодку диагностического датчика кислорода.
Отвернуть диагностический датчик 2 кислорода (приспособление Mot. 1495 или вставка сменная 22 из набора типа 811382 ф. “USAG”).
При наличии соединительной муфты 1, рисунок 12-5, отвернуть гайку 2 стяжного болта муфты, соединяющей трубопровод системы выпуска отработавших газов, ослабить муфту (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный).
Рисунок 12-5 – Соединительная муфта трубопровода системы выпуска отработавших газов.
1 – соединительная муфта; 2 – гайка стяжного болта.
В случае, если система выпуска цельная, то на трубопроводе 1, рисунок 12-6, системы выпуска отработавших газов, отметить маркером середину В между метками А и Б зоны резки, как показано на рисунке (линейка).
Рисунок 12-6 – Разметка зоны резки трубопровода системы выпуска отработавших газов.
1 – трубопровод системы выпуска отработавших газов; А, Б – метки зоны резки; В – середина между метками А и Б (место выполнения реза трубопровода)
Разрезать трубопровод 1, рисунок 12-7, системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза 2 в соответствии с разметкой посередине между двумя метками на трубопроводе (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille” или приспособление Mot. 1199-01).
Отвернуть две гайки 1, рисунок 12-8, шпилек крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору 3, снять пружины 2 (головка сменная 10, удлинитель и вороток трещоточный).
Для автомобилей с двигателем К7М.
Отсоединить кронштейн каталитического нейтрализатора от подушки подвески (в случае необходимости подушку подвески разрезать) (отвертка плоская, нож технологический).
Рисунок 12-7 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов.
1 – система выпуска отработавших газов; 2 – труборез.
Рисунок 12-8 – Снятие каталитического нейтрализатора на автомобиле с двигателем К7М.
1 – гайка; 2 – пружина; 3 – выпускной коллектор; 4 – каталитический нейтрализатор.
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Снять каталитический нейтрализатор 4 и уплотнительное кольцо. Уплотнительное кольцо подлежит замене
Удалить заусенцы на частях выпускного трубопровода, которые будут повторно использоваться на автомобиле (напильник плоский).
Снять муфту с трубопровода (при наличии) (отвертка плоская). Муфта подлежит замене.
Снятие дополнительного глушителя.
Поднять автомобиль на высоту, удобную для работы, отвернуть гайки 2, рисунок 12-5, стяжных болтов муфт 1, соединяющих трубопровод системы выпуска отработавших газов, ослабить муфты (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, отвертка плоская).
В случае, если система выпуска цельная, то на трубопроводе системы выпуска отработавших газов, отметить маркером середину В между метками А и Б зон резки, как показано на рисунке 12-6 (линейка).
Разрезать трубопровод системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза между каталитическим нейтрализатором и дополнительным глушителем в соответствии с разметкой посередине между двумя метками 1, рисунок 12-9 (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille” или приспособление Mot. 1199-01).
Рисунок 12-9 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов между каталитическим нейтрализатором и дополнительным глушителем.
1 – метки зоны резки.
Разрезать трубопровод системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза между дополнительным и основным глушителями в соответствии с разметкой посередине между двумя метками 1, рисунок 12-10 (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille” или приспособление Mot. 1199-01).
Рисунок 12-10 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов между основным и дополнительным глушителями.
1 – метки зоны резки.
Закрепить основной глушитель технологическим крючком к кузову автомобиля (крючок технологический).
Отсоединить кронштейн дополнительного глушителя от подушки подвески (в случае необходимости подушку подвески разрезать), снять дополнительный глушитель и муфты (при наличии). Муфты подлежат замене (отвертка плоская, нож технологический). Операцию выполнять с помощником.
Удалить заусенцы на частях выпускного трубопровода, которые будут повторно использоваться на автомобиле (напильник плоский).
Снятие основного глушителя.
Поднять автомобиль на высоту, удобную для работы, отвернуть гайку 2, рисунок 12-5, стяжного болта муфты 1, соединяющей трубопровод системы выпуска отработавших газов, ослабить муфту (при наличии) (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, отвертка плоская).
В случае, если система выпуска цельная, то на трубопроводе системы выпуска отработавших газов отметить маркером середину В между метками А и Б зоны резки, как показано на рисунке 12-6 (линейка).
Разрезать трубопровод системы выпуска отработавших газов с помощью трубореза в соответствии с разметкой посередине между двумя метками 1, рисунок 12-10, на трубопроводе (труборез цепной типа 60 11 00 01 ф. “Stahlwille” или приспособление Mot. 1199-01).
Отсоединить кронштейн основного глушителя от подушки подвески (в случае необходимости подушку подвески разрезать), снять основной глушитель и муфту (при наличии).
Муфта подлежит замене (отвертка плоская, нож технологический).
Удалить заусенцы на частях выпускного трубопровода, которые будут повторно использоваться на автомобиле (напильник плоский).
Снятие системы выпуска отработавших газов в сборе.
Для автомобилей с двигателем К7М.
Снять защиту картера двигателя в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20546.
Снять колодку 1, рисунок 12-3, управляющего датчика кислорода с держателя, сдвинув его.
Отсоединить колодку жгута проводов от колодки управляющего датчика кислорода.
Разъединить хомут 2.
Отвернуть управляющий датчик 3 кислорода (приспособление Mot. 1495 или вставка сменная 22 из набора типа 811382 ф. “USAG”).
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Отсоединить колодку жгута проводов от колодки 1, рисунок 12-4, диагностического датчика кислорода.
Отсоединить от кронштейна крепления колодку диагностического датчика кислорода.
Отвернуть диагностический датчик 2 кислорода (приспособление Mot. 1495 или вставка сменная 22 из набора типа 811382 ф. “USAG”).
Отвернуть две гайки 1, рисунок 12-8, шпилек крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору 3, снять пружины 2 (головка сменная 10, удлинитель и вороток трещоточный).
Для автомобилей без АБС.
Отсоединить от рычагов задней подвески тягу регулятора задних тормозов (отвертка плоская, плоскогубцы).
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Подвести под поперечную балку рычагов 1, рисунок 12-11, задней подвески до упора опорную часть гидравлической трансмиссионной стойки (стойка гидравлическая трансмиссионная типа СГ-1 “ГАРО”).
Рисунок 12-11 – Отсоединение амортизаторов от рычагов задней подвески.
1 – рычаги задней подвески; 2 – болт; 3 – амортизатор задней подвески.
Отвернуть и извлечь болты 2 крепления амортизаторов 3 к рычагам задней подвески и аккуратно опустить рычаги задней подвески не допуская натяжения тормозных шлангов (стойка гидравлическая трансмиссионная типа СГ-1 “ГАРО”, головка сменная 19, вороток трещоточный).
Извлечь кронштейны системы выпуска отработавших газов из подушек подвески (в случае необходимости подушки подвески разрезать), снять систему выпуска отработавших газов в сборе и уплотнительное кольцо Уплотнительное кольцо подлежит замене (отвертка плоская, нож технологический). Операцию выполнять с помощником.
Снять с кронштейнов кузова подушки подвески системы выпуска отработавших газов.
Подушки, имеющие растрескивания и разрывы, подлежат замене (отвертка плоская).
Установка.
Установка системы выпуска отработавших газов в сборе.
Смазать мыльным раствором подушки подвески системы выпуска отработавших газов и установить на кронштейны кузова (кисть, мыльный раствор, тара технологическая).
Установить новое уплотнительное кольцо и систему выпуска отработавших газов в сборе на автомобиль, вставив кронштейны в подушки подвески, установленные на кузове. Операцию выполнять двумя исполнителями.
Установить две пружины 2, рисунок 12-8, и навернуть две гайки 1 шпилек крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору 3. Момент затяжки гаек 21 Н·м (2,1 кгс·м) (головка сменная 10, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Поднять гидравлическую стойку с рычагами 1, рисунок 12-11, задней подвески, присоединить амортизаторы 3 к рычагам задней подвески, установить новые болты 2. Момент затяжки болттов крепления амортизаторов 105 Н·м (10,5 кгс·м) (стойка гидравлическая трансмиссионная типа СГ-1 “ГАРО”, головка сменная 19, вороток трещоточный, ключ моментный).
Опустить опорную часть гидравлической трансмиссионной стойки и вывести стойку из-под автомобиля.
Установить диагностический 2, рисунок 12-4, датчик кислорода в соответствии с разделом 11 настоящей ТИ.
Для автомобилей без АБС.
Присоединить к рычагам задней подвески тягу регулятора задних тормозов (отвертка плоская, плоскогубцы).
Для автомобилей с двигателем К7М.
Установить управляющий 3, рисунок 12-3, датчик кислорода в соответствии с разделом 11 настоящей ТИ.
Установить защиту поддона картера двигателя в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20546.
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).
Установка основного глушителя.
Установить новую муфту 1, рисунок 12-5, на выпускную трубу дополнительного глушителя.
Нанести мыльный раствор на кронштейн основного глушителя (кисть, емкость технологическая).
Установить основной глушитель на автомобиль, вставив при этом кронштейн в подушку подвески на кузове автомобиля (отвертка плоская).
Выставить выпускной трубопровод до соприкосновения с выступами внутри ремонтной муфты и затянуть гайку 2 стяжного болта муфты 1, соединяющей трубопровод. Момент затяжки гаек стяжных болтов 25 Н·м (2,5 кгс·м) (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Установка дополнительного глушителя.
Установить две новые муфты 1, рисунок 12-5, на трубопроводы дополнительного глушителя.
Нанести мыльный раствор на кронштейн дополнительного глушителя (кисть, емкость технологическая).
Установить дополнительный глушитель на автомобиль, вставив при этом кронштейн в подушку подвески на кузове автомобиля (отвертка плоская).
Выставить выпускной трубопровод до соприкосновения с выступами внутри ремонтной муфты и затянуть гайки 2 стяжных болтов муфт 1, соединяющих трубопроводы. Момент затяжки гаек стяжных болтов 25 Н·м (2,5 кгс·м) (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Установка каталитического нейтрализатора.
Установить каталитический нейтрализатор 1, рисунки 12-1 и 12-2, и новое уплотнительное кольцо на автомобиль.
Установить две пружины 2, рисунок 12-8, и навернуть две гайки 1 шпилек крепления каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору 3. Момент затяжки гаек 21 Н·м (2,1 кгс·м) (головка сменная 10, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Для автомобилей с двигателем К7М.
Нанести мыльный раствор на кронштейн каталитического нейтрализатора и установить кронштейн в подушку подвески на кузове (кисть, емкость технологическая).
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Установить новую муфту 1, рисунок 12-5, на трубопровод каталитического нейтрализатора.
Установить впускную трубу дополнительного глушителя в муфту на выпускной трубе каталитического нейтрализатора, выставить выпускной трубопровод до соприкосновения с выступами внутри ремонтной муфты и затянуть гайку 2 стяжного болта муфты 1, соединяющей трубопроводы. Момент затяжки гайки стяжного болта 25 Н·м (2,5 кгс·м) (головка накидная 13, удлинитель и вороток трещоточный, ключ моментный).
Для автомобилей с двигателем К7М.
Установить управляющий 3, рисунок 12-3, датчик кислорода в соответствии с разделом 11 настоящей ТИ.
Установить защиту поддона картера двигателя в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20546.
Операции для всех комплектаций автомобилей.
Установить диагностический 2, рисунок 12-4, датчик кислорода в соответствии с разделом 11 настоящей ТИ.
Присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).
Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить автомобиль на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934, пп. 1.19.14.2, 2.19.21.3 в объеме выполненных работ.