Системы управления микроклиматом СУМ8159, СУМ8159-1 – руководство по эксплуатации.
Системы управления микроклиматом СУМ8159, СУМ8159-1.
Руководство по эксплуатации 3ПМ.499.454РЭ.
Настоящее руководство по эксплуатации (далее – РЭ) предназначено для изучения систем управления микроклиматом СУМ8159, СУМ8159-1 (далее – СУМ), изготовленных по требованиям ТУ BY 300125187.306-2013.
1. Назначение.
1.1 СУМ предназначены для использования в составе автомобилей МАЗ, в том числе, оборудованных локальной автомобильной системой управления электрооборудованием (ЛАСУЭ) на базе мультиплексных систем связи.
СУМ применяются для управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием в ручном и автоматическом режиме для поддержания микроклимата в автомобилях семейства «МАЗ».
1.2 В состав СУМ8159 входят: пульт управления с вертикальной лицевой панелью (ПУ-1), цифровой контроллер системы управления микроклиматом (далее – ЦКСМ), датчик температуры 6ПМ.129.002 (далее – датчик температуры).
В состав СУМ8159-1 входят: пульт управления с горизонтальной лицевой панелью (ПУ-2), ЦКСМ, датчик температуры.
1.3 Номинальное напряжение системы электрооборудования – 24 В постоянного тока.
1.4 Габаритные и присоединительные размеры пультов управления, ЦКСМ, датчика температуры приведены в приложении А (см. ниже).
1.5 Схема подключения СУМ приведена в приложении Б (см. ниже).
2. Устройство и работа.
2.1 СУМ обеспечивают выполнение следующих функций:
– регулирование мощности вентилятора отопителя от 0 до 100%;
– регулирование положения заслонок подачи воздуха на ветровое стекло, подачи воздуха в ноги, управления рециркуляцией воздуха и подачи свежего воздуха;
– управление электромагнитным клапаном перекрытия подачи теплоносителя;
– управление электромагнитной муфтой кондиционера;
– выполнение операции «Reheat» (предотвращение запотевания стекол кабины) и формирование сигнала индикации режима оттаивания ветрового стекла;
– выполнение режима автоматического регулирования температуры;
– получение и обработка сигнала включения ДВС (двигателя внутреннего сгорания);
– получение и обработка сигнала прогрева охлаждающей жидкости до температуры 40°C от НЖП (независимого жидкостного подогревателя);
– регулировку яркости подсветки клавиш и кнопок пульта управления от сигнала ШИМ (широтно-импульсная модуляция) регулятора освещения автомобиля.
– регулировку яркости подсветки клавиш и кнопок пульта управления по CAN-интерфейсу;
– обработку исключительных ситуаций при неисправностях подключаемого к нему электрооборудования (аварийный режим).
2.2 Панель пульта управления СУМ приведена на рисунках А.1, А.2 приложения А.
2.3 Пульт управления включает следующие устройства:
а) информационное табло, выполненное в виде четырехразрядного светодиодного цифрового семисегментного индикатора;
б) шкалу регулируемого параметра, которая должна иметь 20 делений (1 деление – 5 % от конечного значения регулируемого параметра);
в) клавиши согласно приложению А (см. ниже).
Пульт управления обеспечивает управление режимами и параметрами работы ЦКСМ.
2.4 Управление режимами работы СУМ должно производиться путем нажатия соответствующих клавиш пульта управления. Верхняя половина клавиш увеличивает регулируемый параметр устройства, нижняя – уменьшает параметр. Клавиши имеют подсветку.
2.5 На шкалу регулируемого параметра выводится положение устройства при регулировке в процентах.
2.6 На информационное табло выводятся сообщения о совершаемых операциях, включаемых в ручном режиме.
Сообщения, которые выводятся на информационное табло, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Сообщение | Описание |
024° | Текущая температура |
Задаваемая температура | |
r015 | Выполнение операции “Reheat” |
Er01 | Неисправность вентилятора |
Er02 | Неисправность электромагнитного клапана |
Er03 | Неисправность электромуфты кондиционера |
Er04 | Неисправность заслонки подачи воздуха на ветровое стекло |
Er05 | Неисправность заслонки подачи воздуха в ноги |
Er06 | Неисправность заслонки управления рециркуляцией |
Er07 | Неисправность датчика температуры |
‗ ‗ ‗ ‗ | Отсутствие связи между пультом управления и ЦКСМ |
Если в течение 3 с не будет нажата ни одна клавиша, на информационном табло высветится текущая температура в кабине автомобиля.
2.7 Включение СУМ.
2.7.1 СУМ включается нажатием любой клавиши на пульте управления.
2.8 Регулирование мощности вентилятора отопителя.
2.8.1 Для регулирования мощности вентилятора отопителя необходимо:
– включить СУМ нажатием любой клавиши пульта управления;
– нажать клавишу , при этом должна меняться скорость вращения вентилятора, при нажатии на верхнюю часть клавиши скорость вентилятора должна увеличиваться, а при нажатии на нижнюю часть – уменьшаться;
– на шкалу регулируемого параметра пропорционально выводится скорость вращения вентилятора от 0 до 100 %;
– при неисправности вентилятора отопителя (короткое замыкание) на информационное табло выводится сообщение Er01.
2.9 Управление электромагнитным клапаном перекрытия подачи теплоносителя.
2.9.1 В зависимости от необходимой величины подводимой мощности со стороны теплоносителя, клапан должен совершать последовательные включения и выключения.
Для управления электромагнитным клапаном теплоносителя необходимо:
– включить вентилятор отопителя;
– нажать на верхнюю часть клавиши , при этом изменяется продолжительность его включения в меньшую сторону (т.е. подается больше теплоносителя);
– нажать на нижнюю часть клавиши , при этом изменяется продолжительность включения электромагнитного клапана в большую сторону (т.е. подается меньше теплоносителя);
– на шкалу регулируемого параметра выводится мощность теплоносителя в процентах от максимального значения;
– при неисправности электромагнитного клапана (короткое замыкание или обрыв) на информационное табло выводится сообщение Er02.
2.10 Управление электромуфтой кондиционера.
2.10.1 Управление электромуфтой кондиционера производится при необходимости включения/отключения охлаждения кабины, при работающем двигателе автомобиля.
Для управления электромуфтой кондиционера необходимо:
– включить вентилятор отопителя;
– включить кондиционер кратковременным нажатием кнопки , при этом на клавише должен включиться индикатор и сработать электромуфта кондиционера;
– при выключении вентиляции отключается электромуфта кондиционера;
– при отсутствии сигнала с двигателя кондиционер отключается;
– при неисправности электромуфты кондиционера (короткое замыкание) на информационное табло выводится сообщение Er03.
2.11 Выполнение операции «Reheat» (предотвращение запотевания стекол кабины) и формирование сигнала индикации режима оттаивания ветрового стекла.
2.11.1 Режим “Reheat” предназначен для предотвращения запотевания стекол кабины и производится с одновременным включением отопления и кондицинрования.
Для запуска операции «Reheat» необходимо:
– включить СУМ нажатием любой клавиши;
– одновременно нажать на верхние части клавишей , при этом на информационное табло должно выводиться сообщение r015;
– при нажатии клавиши изменяется мощность вентилятора;
– при нажатии клавиш изменяется положение заслонок воздухораспределения «в ноги» и «рециркуляция»;
– по истечении 15 мин выполнение операции «Reheat» прекращается автоматически;
– выключение операции «Reheat» происходит кратковременным нажатием на нижнюю половину клавиши ;
– при выключении вентиляции и при отсутствии сигнала с двигателя выполнение операции автоматически прекращается;
– при выполнении операции «Reheat» происходит отправка сигнала индикации режима оттаивания ветрового стекла (на контакте 9 разъема ХР2 ЦКСМ появляется напряжение бортовой сети +24 В).
2.12 Регулирование положением заслонок подачи воздуха на ветровое стекло, подачи воздуха в ноги, управление рециркуляцией воздуха.
2.12.1 Для регулирования положением заслонок на стекло, в ноги и рециркуляции необходимо:
– включить вентилятор отопителя;
– последовательно нажать сначала на верхнюю, а затем на нижнюю часть клавиши , при этом изменяется положение заслонки «на стекло»;
– нажать на клавишу , при этом изменяется положение заслонки «в ноги»;
– нажать на клавишу , при этом изменяется положение заслонки «рециркуляция»;
– на шкалу регулируемого параметра выводится положение соответствующей заслонки в процентах от максимального значения.
2.13 Режим автоматического регулирования температуры.
2.13.1 Для запуска режима автоматического регулирования температуры необходимо:
– кратковременно нажать кнопку , при этом на клавише должен включиться индикатор;
– на цифровом индикаторе должна отобразиться установленная температура, например « », что соответствует температуре 22°С;
– через 3 с на индикаторе должна появиться температура окружающей среды, например 19°С;
– при необходимости изменить установленную температуру в кабине достаточно нажать на клавишу ;
– для увеличения температуры нажать на верхнюю часть клавиши, а для уменьшения – на нижнюю часть клавиши;
– в автоматическом режиме система, в зависимости от разности температуры окружающей среды и установленного значения, сама управляет включением ЭМК, кондиционером, скоростью вращения вентилятора и положением заслонок воздухораспределения;
– для отключения режима автоматического регулирования необходимо кратковременно нажать на клавишу , при этом должен погаснуть зеленый индикатор.
2.14 Режим работы с независимым жидкостным подогревателем (НЖП) и заглушенным двигателем.
2.14.1 При прогреве охлаждающей жидкости от НЖП до температуры 40°С СУМ автоматически включается, при этом на пульте управления отображается температура в кабине и поддерживается мощность вентилятора отопителя на уровне 10 % от максимальной.
Внимание!
- Выполнение операции “Reheat” и поддержание заданной температуры с включением кондиционера возможны только при работающем двигателе и включенной вентиляции.
При отсутствии сигнала с двигателя или выключении вентиляции выполнение операции автоматически прекращается.
2.15 Регулировка яркости подсветки клавиш пульта управления.
2.15.1 Регулировка яркости подсветки клавиш пульта управления производится с помощью ручки регулятора освещенности, расположенной на панели приборов кабины.
2.16 Выключение СУМ.
2.16.1 Выключение СУМ производится долговременным (не менее 3 с) нажатием на клавишу , при этом на цифровом индикаторе прекращается отображение информации.
2.17 Аварийный режим СУМ.
2.17.1 Если в цепях управления исполнительных механизмов происходит обрыв или короткое замыкание происходит автоматическое отключение исполнительных механизмов. При этом на цифровом индикаторе выводятся сообщения согласно таблице 1.
3. Подготовка изделия к использованию.
3.1 Установить пульт управления, ЦКСМ в автомобильном транспортном средстве в соответствии с присоединительными размерами, приведенными в приложении А.
3.2 Подключить СУМ к бортовой сети автомобиля производить согласно схеме подключения, приведенной в приложении Б.
Подключение должно осуществляться при помощи гнездовых колодок, указанных в таблице 2.
Таблица 2.
Составная часть СУМ | Колодка штыревая | Количество контактов | Тип колодки штыревой AMP | Тип колодки Гнездовой AMP |
ЦКСМ | XP1 | 12 | 966140-3 | 1-967622 |
XP2 | 21 | 966140-6 | 1-967625 | |
XP3 | 6 | 966140-5 | 1-965640 | |
XP4 | 9 | 966140-4 | 1-967621 | |
Пульт управления | XP1 | 4 | 963357-6 | 929504-1 |
3.3 Проведение регулировочных и настроечных работ не требуется.
4. Меры безопасности.
4.1 Не рекомендуется самостоятельно вскрывать СУМ.
4.2 Защита потребителя от поражения электрическим током гарантируется конструкцией СУМ.
4.3 В качестве защиты рекомендуется использовать предохранитель с номинальным током 20 А.
5. Возможные неисправности и методы их устранения.
5.1 Если СУМ не выполняет свои функции, его необходимо заменить.
6. Сведения об утилизации.
6.1 Утилизация СУМ производится, когда полностью выработан эксплуатационный ресурс изделия.
6.2 Отходы цветных металлов предприятие – пользователь обязано сдавать в специализированные заготовительные предприятия.
Приложение А (обязательное).
Габаритные и присоединительные размеры СУМ.
Рисунок А.1. Габаритные и присоединительные размеры пульта управления с вертикальной лицевой панелью ПУ-1.
А – светодиодная линейка, цвет свечения – зеленый. Предназначена для отображения значения выставленного параметра при его изменении со стороны пользователя, индицирует процент от величины выставленного параметра клавишами пульта (позиции Д-И);
Б – четыре семисегментных цифровых индикатора, цвет свечения – зеленый. Предназначены для индикации значения выставленной температуры, сообщений об ошибках;
В – кнопка включения/отключения режима автоматического регулирования температуры, а также отключения пульта при длительном удержании кнопки и единичный индикатор (включения/выключения) виде «точки», цвет свечения – зеленый.
Г – кнопка включения/выключения кондиционера и единичный индикатор (включения/выключения) в виде «точки», цвет свечения – зеленый;
Д – клавиша управления мощностью вентилятора;
Е – клавиша управления заслонкой подачи воздуха на ветровое стекло;
Ж – клавиша управления заслонкой подачи воздуха на ноги;
З – клавиша управления заслонкой рециркуляции;
И – клавиша установки поддерживаемой температуры.
Примечание.
- Нажатие на верхнюю часть клавиши приводит к увеличению значения регулируемого параметра, нажатие на нижнюю часть – к уменьшению.
Таблица А.1. Тип колодки штыревой пультов управления ПУ-1 и ПУ-2. Назначение контактов.
Колодка штыревая | Тип колодки штыревой AMP | Номер контакта | Цепь |
XP1 | 963357-6 | 1 | CAN H |
2 | CAN L | ||
3 | +24 В | ||
4 | GND |
Рисунок А.2. Габаритные и присоединительные размеры пульта управления с горизонтальной лицевой панелью ПУ-2.
Таблица А.3. Тип колодки штыревой ЦКСМ. Назначение контактов.
Колодка штыревая | Тип колодки штыревой AMP | Номер контакта | Цепь |
XP1 | 966140-3 | 1 | +24 В |
2 | +24 В | ||
3 | VEN+ | ||
4 | GND | ||
5 | GND | ||
6 | VEN+ | ||
7 | CLP- | ||
8 | COND- | ||
9 | VEN- | ||
10 | CLP+ | ||
11 | COND+ | ||
12 | VEN- | ||
XP3 | 966140-5 | 1 | VEXT |
2 | DAT1 | ||
3 | GND | ||
4 | VEXT | ||
5 | DAT2 | ||
6 | GND | ||
XP4 | 966140-6 | 1 | CAN H |
2 | CAN H | ||
4 | CAN L | ||
5 | CAN L | ||
6 | +24 В | ||
9 | GND | ||
XP2 | 966140-4 | 1 | R CT1 |
2 | D CT | ||
3 | D NGP | ||
4 | R CT2 | ||
5 | G CT | ||
6 | D DVS | ||
9 | LAMP | ||
12 | LIGHT | ||
13 | R NG1 | ||
14 | D NG | ||
16 | R NG2 | ||
17 | G NG | ||
18 | G CRK | ||
19 | R CRK1 | ||
20 | R CRK2 | ||
21 | D CRK |
Рисунок А.3. Габаритные и присоединительные размеры ЦКСМ.
Таблица А.4. Тип вилки датчика температуры. Назначение контактов.
Вилка | Тип вилки | Номера контакта | Цепь |
ХР1 | Вилка WF-03R | 1 | VEXT |
2 | DAT1 | ||
3 | GND |
Рисунок А.4. Габаритные и присоединительные размеры датчика температуры 6ПМ.129.002.
Приложение Б (обязательное).
Схема подключения СУМ.
Рисунок Б.1.
G1 – регулируемый импульсный источник питания IRPS 12…31V/30A;
G2 – регулятор освещения 87.3710-01;
РА1 – амперметр М2038;
РV1 – прибор комбинированный цифровой Щ301-1;
М1 – электродвигатель отопителя 28 009 0020;
КМ1 – компрессор SD7H15SQ8131 (фирма SANDEN);
Y1 – электромагнитный клапан КЭТ07;
М2, М3, М4 – мотороредуктор заслонки отопителя 45.3780;
S1, S2 – тумблер МТ-2;
Rt1 – датчик температуры 6ПМ.129.002;
А1 – персональный компьютер IBM PC;
А2 – модуль USB-to-CAN.