Снятие, разборка. Коробка передач C45R92-1700010-01 (с джойстиком) ГАЗель Next.
- Коробка передач C45R92-1700010-01 с дистанционным приводом ГАЗель Next. Руководство по ремонту.
- Джойстик КПП (Atsumitec) ГАЗель Next. Инструкция по ремонту и обслуживанию.
Коробка передач C45R92-1700010-01 снятие и разборка.
Внимание.
- Дополнительные требования по снятию и установке тросов и мастер-опоры приведены в документации поставщика (см. «Инструкцию по ремонту и обслуживанию джойстика» раздел «Приложения»).
Снятие коробки передач.
Снятие коробки необходимо производить в следующем порядке:
– установить автомобиль на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к коробке передач снизу;
– снять наконечники тросов с шаровых пальцев рычагов крышки механизма управления;
– снять тросы с кронштейна крепления тросов, закреплённого на коробке передач, для чего отвести от кронштейна втулки замков тросов (вначале белую, а затем черную) и снять тросы;
Внимание.
- При проведении работ необходимо защитить от повреждений гофрированные чехлы и наконечники тросов.
– слить масло из коробки передач;
– снять карданную передачу, как указано в разделе «Карданная передача»;
-отсоединить штыревые колодки проводов от выключателя света заднего хода и датчика импульсов (датчика скорости);
– отвернуть два болта крепления кронштейна рабочего цилиндра привода сцепления к картеру сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода и зафиксировать;
– отвернуть болт крепления рамки чехла и снять вилку выключения сцепления;
– вывесить заднюю часть двигателя и установить подставку под картер сцепления;
– отвернуть гайки шпилек крепления задней подушки подвески двигателя к коробке передач;
– отсоединить поперечину от лонжеронов рамы и снять с автомобиля;
– отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления (операцию необходимо выполнять вдвоем).
Разборка коробки передач.
Разборку коробки передач необходимо производить в следующем порядке:
– снять муфту с подшипником выключения сцепления с крышки подшипника первичного вала;
– отсоединить кронштейн 54 (рис. 3.8) тросов от коробки передач, отвернув три болта крепления;
– вывернуть четыре болта крепления крышки 43 механизма управления к коробке передач, снять крышку и закрыть отверстие в коробке передач;
– застопорить фланец вторичного вала, раскернить и ослабить гайку 50 крепления фланца вторичного вала (фланец не снимать);
– вывернуть выключатель 69 света заднего хода с прокладкой; вынуть стопорный плунжер 67 (L=l 5 мм);
– вывернуть датчик импульсов 51;
Рис. 3.8. Состав коробки передач.
1 – крышка подшипника первичного вала в сборе с манжетой; 2, 4, 21, 31, 41, 42, 53, 84, 95 – болты; 3, 6, 40 – шайбы; 5 – сапун в сборе; 7 – втулки распорные; 8 – кольца блокирующие синхронизатора; 9 – шестерня 3-й передачи вторичного вала; 10, 18, 35, 61 – подшипники роликовые игольчатые двухрядные; 11 – кольцо стопорное полуколец вторичного вала; 12 – полукольца упорные вторичного вала; 13 – шестерня 2-й передачи вторичного вала; 14 – кольцо стопорное ступицы 1-й и 2-й передач; 15 – синхронизатор 1-й и 2-й передач; 16 – кольца блокирующие синхронизатора (комплект); 17 – шестерня 1-й передачи вторичного вала; 19 – прокладка; 20 – пластина фиксаторов штоков переключения передач; 22 – палец; 23 – пружина шарика фиксатора; 24 – шарик; 25 – шарик; 26, 32, 56, 77, 81– кольца стопорные; 27, 29, 36 – шайбы упорные; 28, 37 – подшипники роликовые конические; 30 – шестерня заднего хода вторичного вала; 33 – муфта синхронизатора 5-й передачи и заднего хода со ступицей; 34 – шестерня 5-й передачи вторичного вала; 38 – картер коробки передач задний; 39 – скоба, 43 – крышка механизма управления в сборе; 44 – кольцо упорное; 45 – ротор датчика скорости; 47 – манжета; 48 – фланец вторичного вала; 49 – шайба гайки фланца; 50 – гайка фланца; 51 – датчик импульсов; 52 – пробка магнитная; 54 – кронштейн тросов; 55 – кольцо регулировочное; 57 – подшипник шариковый; 58 – шестерня 5-й передачи промежуточного вала; 59 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 60 – ось в сборе с промежуточной шестерней заднего хода; 62, 63 – штифты; 64 – вал вторичный; 65 – пластина с гнездами подшипников; 66, 71 – наружные кольца конических подшипников; 67, 88 – плунжеры стопорные штоков; 68 – прокладка; 69 – выключатель света заднего хода; 70 – вал промежуточный с подшипниками; 72 – кольцо регулировочное; 73 – пружины синхронизатора; 74 – сухарь синхронизатора; 75 – муфта синхронизатора 3-й и 4-й передач со ступицей; 76 – втулки центрирующие; 78 – ролики подшипника; 79 – вал первичный с блокирующим кольцом синхронизатора; 80 – картер коробки передач передний; 82 – шток включения 1-й и 2-й передачи с головкой; 83 – головка штока включения 5-й передачи и заднего хода; 85 – шток переключения 5-й передачи и заднего хода, 86 – втулка блокировочная; 87 – пружина блокировочной втулки; 89 – палец стопорный штока; 90 – шток переключения 3-й и 4-й передач; 91, 93 – сухари вилок переключения передач; 92 – вилка переключения 5-й передачи и заднего хода; 94 – вилки переключения 1-й, 2-й и 3-й, 4-й передач.
Для удобства проведения работ установить коробку передач в приспособление стенда для разборки и сборки (рис. 3.9.) и закрепить за пластину, первичным валом вверх;
Рис. 3.9. Установка коробки передач в приспособление стенда для разборки и сборки.
1 – стенд поворотный для разборки-сборки агрегатов; 2 – приспособление для крепления коробки на стенде; 3 – коробка передач.
– отвернуть болты крепления крышки 1 (см. рис. 3.8) подшипника первичного вала и снять крышку;
– снять стопорное кольцо 81 с подшипника первичного вала;
– отвернуть болты 4, скрепляющие пластину, передний и задний картеры;
– демонтировать передний картер коробки передач (воздействуя на ушки крепления переднего картера к картеру сцепления) (рис. 3.10), удерживая пластину и задний картер. При разъединении картеров не допускается воздействовать на торец носка первичного вала, так как это приводит к повреждению синхронизатора;
Рис. 3.10. Снятие переднего картера.
– выбить из гнезда в переднем картере наружную обойму 71 (см. рис. 3.8) конического подшипника промежуточного вала и вынуть регулировочное кольцо 72;
– вывернуть из переднего картера маслоналивную пробку и сапун 5;
– вывернуть стопорные болты крепления двух вилок 94 переключения передач;
– установить коробку передач в горизонтальное положение;
– вывернуть болты крепления и снять пластину 20 фиксаторов штоков и прокладку;
– вынуть три пальца 22, три пружины 23 и три шарика 24 фиксаторов штоков переключения передач;
– вынуть шток 82 включения 1-й и 2-ой передачи с головкой;
– снять вилку с сухарями;
– вывернуть стопорный болт и снять (при необходимости) со штока головку выключения 1-й и 2-й передач;
– вынуть шток 90 включения 3-й и 4-й передач со стопорным пальцем;
– снять вилку с сухарями;
– вынуть стопорный палец 89 из штока включения 3-й и 4-й передач;
– вывернуть болт 53 крепления оси промежуточной шестерни заднего хода с левой стороны заднего картера;
– вывернуть стопорный болт и снять со штока 85 включения 5-й передачи и заднего хода головку 83 штока, втулку 86 блокировочную и пружину 87 блокировочной втулки;
– отвернуть гайку фланца, снять фланец 48 с шайбой фланца;
– снять задний картер, придерживая рукой пластину 65;
– выбить из гнезда в заднем картере наружную обойму конического подшипника 37 вторичного вала и вынуть регулировочное кольцо 55. Вывернуть из заднего картера пробку 52 маслосливного отверстия и (при необходимости) демонтировать манжету 47;
– вывернуть стопорный болт крепления вилки 92 переключения 5-й передачи и заднего хода;
– вынуть шток включения 5-й передачи и заднего хода и снять вилку с сухарями;
– вынуть стопорные плунжеры 88 из пластины;
– снять с вторичного вала ротор 45 датчика импульсов и кольцо упорное 44;
– установить технологический упор для удержания первичного и промежуточного валов в сборочном приспособлении (рис. 3.11).
(Технологический упор 7098-5414 для сборочного приспособления 7820-7393 или ПКС 2180);
– установить коробку передач в вертикальное положение (первичным валом вниз);
– снять стопорное кольцо 56 (см. рис. 3.8) шарикового подшипника 57 промежуточного вала;
– установить муфту 33 синхронизатора 5-й передачи и заднего хода в зацепление с венцом синхронизатора шестерни 5-й передачи (включена 5-я передача), и установить универсальный съемник на вторичный вал, закрепив лапки съемника за торец паза муфты синхронизатора 5-й передачи и заднего хода вторичного вала;
– установить второй универсальный съемник на промежуточный вал, закрепив лапки съемника за торец зубчатого венца шестерни 5-й передачи промежуточного вала и ослабить затяжку приспособления для удержания первичного и промежуточный валов;
– поочередно вращая винты съемников спрессовать шестерню пятой передачи вместе с муфтой 33 синхронизатора 5-й передачи и заднего хода, блокирующим кольцом 8, упорной шайбой 36 и внутренним кольцом подшипника 37 с вторичного вала и шестерню 58 пятой передачи вместе с подшипником 57 с промежуточного вала;
– снять с вторичного вала игольчатый подшипник 35 в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– снять с вторичного вала и две распорными втулки 7;
– снять блокирующее кольцо 8 с шестерни 5-й передачи, пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
– снять с вторичного вала стопорное кольцо 32 ступицы синхронизатора 5-й передачи и заднего хода;
Рис. 3.11. Установка технологического упора 7098-5414 для удержания первичного и промежуточного валов в сборочном приспособлении.
1 – первичный вал в сборе; 2 – вторичный вал в сборе; 3 – пластина в сборе; 4 – сборочное приспособление; 5 – промежуточный вал в сборе; 6 – технологический упор для удержания первичного и промежуточного валов.
– вынуть из отверстия в пластине ось 60 в сборе с промежуточной шестерней заднего хода;
– снять с промежуточного вала шестерню 59 заднего хода;
– снять с вторичного вала ступицу и муфту 33 включения 5-й передачи и заднего хода с сухарями и пружинами;
– проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения и, если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
– снять со ступицы муфту включения 5-й передачи и заднего хода;
– вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
– вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);
– снять с вторичного вала шестерню заднего хода с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником в пластмассовом сепараторе;
– снять блокирующее кольцо с шестерни заднего хода, пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
– вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– установить коробку передач в горизонтальное положение;
– установить и закрепить технологический упор (см. рис. 3.12) для крепления вторичного вала в сборочном приспособлении. (Технологический упор ПКС 2310 для сборочного приспособления 7820-7393 или ПКС 2180);
Рис. 3.12. Установка технологического упора ПКС 2310 для крепления вторичного вала в сборочном приспособлении.
1 – технологический упор для крепления вторичного вала в приспособлении; 2 – вторичный вал; 3 – сборочное приспособление; 4 – пластина в сборе.
– установить коробку передач в вертикальное положение (первичным валом вверх);
– снять технологический упор (рис. 3.11), удерживающий первичный и промежуточный валы;
– нагнув промежуточный вал в сторону, снять первичный вал с блокирующим кольцом и роликами 78 (рис. 3.8) подшипника с носка вторичного вала;
Разобрать вторичный вал, при необходимости нагибая в сторону промежуточный вал;
– снять стопорное кольцо 77 ступицы 3-й и 4-й передач;
– снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 3-й и 4-й передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора;
– проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 3-й и 4-й передач и, если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
– снять со ступицы муфту включения 3-й и 4-й передач;
– вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
– вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);
– снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом, игольчатым подшипником в пластмассовом сепараторе и двумя распорными втулками;
– снять блокирующее кольцо с шестерни 3-й передачи, пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
– вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– снять стопорное кольцо 11 полуколец вторичного вала;
– снять два упорных полукольца 12;
– вынуть шарик 25;
– снять шестерню 2-й передачи с игольчатым подшипником и тремя кольцами синхронизатора, пометить блокирующие кольца, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– снять с вторичного вала стопорное кольцо 14 ступицы 1-й и 2-й передач;
– снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 1 -й и 2-й передач в сборе с сухарями и тремя кольцами синхронизатора. Пометить блокирующие кольца, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 1 -й и 2-й передач, и если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
– снять со ступицы муфту включения 1-й и 2-й передач;
– вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
– снять промежуточный вал в сборе с пластины коробки передач;
– снять шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником с вторичного вала;
– вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
– перевернуть приспособление на 180° (шлицевой частью вторичного вала вверх);
– снять технологический упор (см. рис. 3.12) для крепления вторичного вала в сборочном приспособлении и вынуть вторичный вал в сборе с коническим подшипником из пластины;
– вынуть пластину с гнездами и подшипниками из приспособления стенда.
Разборка первичного вала.
Разборку первичного вала (см. рис. 3.16) необходимо производить в следующем порядке:
– пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
– вынуть ролики из носка первичного вала;
– снять стопорное кольцо шарикового подшипника с первичного вала;
– спрессовать шариковый подшипник с первичного вала.
Рис. 3.16. Вал первичный в сборе.
1 – кольцо стопорное; 2 – подшипник шариковый; 3 – вал первичный; 4 – кольцо блокирующее синхронизатора.
Разборка промежуточного вала.
Для разборки промежуточного вала (см. рис. 3.17) необходимо спрессовать с вала внутренние обоймы конических подшипников.
Рис. 3.17. Вал промежуточный с подшипниками.
1, 5 – подшипники роликовые конические (внутренние кольца); 2 – шестерня привода промежуточного вала; 3 – шестерня 3-й передачи промежуточного вала; 4 – вал промежуточный коробки передач.
Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода.
Для разборки оси (см. рис. 3.18) промежуточной шестерни заднего хода необходимо:
– выпрессовать штифт из оси и втулки оси;
– снять с оси промежуточную шестерню с роликами подшипника.
Рис. 3.18. Ось промежуточной шестерни заднего хода в сборе.
1 – ось промежуточной шестерни; 2 – шестерня промежуточная заднего хода; 3 – ролики; 4 – штифт; 5 – втулка оси.
Разборка вторичного вала.
Разборку вторичного вала (рис. 3.19) производить в следующем порядке:
– снять стопорное кольцо 6 упорной шайбы 7;
– снять упорную шайбу 7 и вынуть штифт 2 из вторичного вала;
– спрессовать с вторичного вала внутреннее кольцо 3 роликового конического подшипника;
– при необходимости снять второе стопорное кольцо, упорную шайбу 4 и вынуть штифт 5 из вторичного вала.
Рис. 3.19. Вторичный вал в сборе с подшипником.
1 – вторичный вал; 2, 5 – штифты; 3 – подшипник роликовый конический (внутреннее кольцо); 4, 7 – шайбы упорные; 6 – кольца стопорные.
Разборка пластины с гнездами и подшипниками (при необходимости).
– выпрессовать из гнезда пластины наружное кольцо подшипника вторичного вала;
– выпрессовать из гнезда пластины наружное кольцо подшипника промежуточного вала;
– в случае необходимости выпрессовать гнезда подшипников из пластины.
Разборка крышки механизма управления.
Разборка крышки механизма управления проводится в следующем порядке:
– отсоединить от крышки 6 (рис. 3.13) механизма управления рычаг 1 выборки с опорой, отвернув два болта 17 крепления.
Рис. 3.13. Состав крышки механизма управления.
1 – рычаг выборки с опорой; 2 – заглушки; 3 – предохранители включения; 4 – пружины; 5 – рычаг переключения передач (A31R32-1702120-20); 6 – крышка; 7, 15, 17, 21 – болты; 8 – противовес; 9 – вал переключения передач; 10 – подшипники шариковый линейного перемещения; 11 – штифт; 12, 14, 18 – шайбы; 13 – рычаг включения; 16 – манжеты; 19 – шплинт-проволока; 20 – винт; 22 – вал переключения передач; 23 – рычаг переключения передач (A31R32-1702120-10); 24 – шпонка.
Снять ползун 8 (см. рис. 3.7) с шарового пальца рычага, выпрессовать палец 3 из опоры 1, предварительно вынув шплинт 2 из отверстия пальца, и снять рычаг 6 выборки с опоры;
Рис. 3.7. Рычаг выборки с опорой.
1 – опора; 2 – шплинт; 3 – палец; 4 – шайбы; 5, 7 – пальцы шаровые; 6 – рычаг выборки; 8 – ползун.
– снять противовес 8 (см. рис. 3.13) с вала 9, отвернув болт крепления 7;
Для рычага переключения передач (АЗ1R32-1702120-20).
– расшплинтовать и отвернуть винт 20 крепления рычага 5 переключения передач к валу и вынуть вал 9 в сборе с рычагом включения передач из крышки механизма управления.
Для рычага переключения передач (A31R32-1702120-10, устанавливается на части автомобилей).
– вывернуть стяжной болт 21 крепления рычага переключения передач к валу и, удерживая рычаг, продвинуть вал переключения передач так, чтобы шпонка 24 вышла из ступицы рычага, и вынуть шпонку из паза вала. Вынуть вал в сборе с рычагом 13 включения передач из крышки механизма управления.
При необходимости отвернуть болт крепления и снять рычаг 13 включения передач и шайбы 14 и 12 с вала переключения передач;
– извлечь манжеты 16 из крышки;
– выпрессовать подшипники 10 из крышки.
Штифт 11 в левой боковой стенке крышки, а также пружины 4 и предохранители 3 без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под действием пружин, то следует выбить их заглушки 2 и вынуть пружины и предохранители из крышки.
Осмотр и контроль деталей.
Детали разобранной коробки передач, за исключением подшипников, подержать в моющем растворе, а затем промыть. В деталях, имеющих масляные каналы, последние тщательно прочистить. После мойки детали внимательно осмотреть.
Детали коробки передач не должны иметь сколов, трещин, задиров, смятия, следов выкрашивания и сильного износа. На рабочей поверхности зубьев допускаются мелкие раковины (питтинг) на площади не более 10 % поверхности зуба. Манжеты не должны иметь повреждений на рабочей кромке и месте нанесения насечки, кромка должна быть эластичной. Поверхности деталей, по которым работают манжеты, не должны иметь выработки. Перепрессовка использованных манжет не допускается. Прокладки не должны иметь разрывов, вмятин и перегибов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин и рисок. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Не должно быть погнутости штоков, деформации вилок, значительных износов на сухарях вилок механизма переключения передач. Конические поверхности блокирующих колец синхронизаторов не должны иметь задиров, неравномерного износа. Не должно быть вмятин на зубчатых венцах колец.
Конические поверхности съемных зубчатых венцов не должны быть волнистыми. Не должно быть качки колец на конусах съемных зубчатых венцов.
Синхронизатор 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода считается работоспособным, если зазор между торцами блокирующего кольца и съемного венца составляет не менее 0,5 мм и при этом кольцо стопорится на конусе при нажатии и повороте рукой. Синхронизатор 1-й и 2-й передач считается работоспособным, если зазор между торцами колец и съемного зубчатого венца шестерни составляет не менее 0,2 мм и при этом кольца стопорятся на конусе при нажатии и повороте рукой.
Не должно быть выкрашивания поверхностей под ролики на первичном и вторичном валах, шестернях вторичного вала, оси и промежуточной шестерне заднего хода. Не допускаются задиры на торцах шестерен, упорных шайб.
Не должно быть ослабления посадки штифта в крышке механизма управления.
После разборки коробки передач подшипники промыть в чистом моющем растворе и продуть сжатым воздухом. Подшипники не должны иметь трещин, сколов, рисок и следов выкрашивания на сепараторах, телах и дорожках качения, увеличенного радиального зазора. Не должно быть заеданий при вращении одного из колец подшипника. Ролики (шарики) должны легко вращаться, но не выпадать из сепаратора. Не допускаются следы проворота колец подшипников на валах, выработка и сминание в гнездах картеров под подшипники.
Изношенные и поврежденные детали необходимо заменить.