Тормозная и электронные системы. КамАЗ Компас 9, 12 – руководство по эксплуатации.
Тормозная и электронные системы КамАЗ Компас.
Перейти к:
Электронные системы управления тормозной системой.
Функция удержания автомобиля на уклоне.
Система предупреждения о сходе с полосы движения (LDWS).
Рабочая тормозная система.
Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется тормозной педалью.
Стояночная тормозная система.
Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте в течение длительного времени.
Стояночная тормозная система включается и выключается краном управления стояночным тормозом. Рукоятка крана управления стояночной тормозной системы расположена между передними сиденьями, имеет два фиксированных положения (см. рис. Рукоятка крана управления стояночным тормозом).
Рукоятка крана управления стояночным тормозом.
Стояночный тормоз выключен (Положение «Движение»).
Стояночный тормоз включен (Положение «Остановка»).
При включении стояночной тормозной системы на комбинации приборов загорается контрольная лампа .
Вспомогательная тормозная система.
Вспомогательная тормозная система – дополнительная система торможения без использования рабочей тормозной системы.
В качестве вспомогательной тормозной системы на автомобиле используется моторный тормоз.
Пользоваться вспомогательной тормозной системой следует во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно – при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. Регулярное использование вспомогательной тормозной системы позволяет увеличить ресурс тормозных накладок и деталей тормозных механизмов в два раза.
При недостаточной эффективности вспомогательной тормозной системы следует воспользоваться рабочим тормозом.
На затяжных уклонах возможно оптимальное использование тормозящего действия двигателя путем:
– включения вспомогательного тормоза;
– своевременного переключения на пониженную передачу.
Внимание!
- Вспомогательная тормозная система работает только при не нажатой педали управления подачей топлива.
- При включенной вспомогательной тормозной системе не выключать сцепление и не переключать передачи.
- С увеличением скорости движения автомобиля эффективность торможения вспомогательным тормозом снижается.
- Не включать вспомогательный тормоз на скользкой дороге и на поворотах во избежание блокировки колес, это грозит заносом автомобиля.
- При срабатывании системы AБС (при наличии) вспомогательная тормозная система отключается.
Система AБС (при наличии) при торможении на скользком покрытии отключит вспомогательную тормозную систему и предотвратит длительную блокировку колёс и занос автомобиля.
Внимание!
- Крутые затяжные спуски следует преодолевать со скоростью не более 40 км/ч с включенным моторном тормозом, обеспечив отсутствие ускорения автомобиля подбором соответствующей передачи в механической коробке передач.
Моторный тормоз.
При включении моторного тормоза создается противодавление в системе выпуска отработавших газов с помощью заслонки. Заслонка перекрывает выпускной трубопровод, в выпускном коллекторе повышается давление отработавших газов, которое приводит к увеличению тормозной мощности двигателя на 50 %.
Эффективность моторного тормоза зависит от скорости движения автомобиля, от загрузки автомобиля/ автопоезда и от уклона дороги.
Максимальная эффективность моторного тормоза достигается при максимальных оборотах коленчатого вала двигателя и при соответствующей передаче в коробке передач; для повышения эффективности торможения скорость автомобиля должна понижаться.
Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя для работы моторного тормоза составляет:
– 2600 мин⁻¹ для двигателей Cummins ISF3.8S5154 и Cummins ISF3.8S5168;
Внимание!
- Не допускается превышение максимальных оборотов коленчатого вала двигателя.
При опережающем торможении моторным тормозом двигатель и другие агрегаты не подвергаются повышенному износу, износ тормозных механизмов в среднем уменьшается в два раза, а высокая эффективность торможения обеспечивает возможность движения с требуемой скоростью в различных дорожных условиях.
Управление моторным тормозом.
Включение/ выключение вспомогательной тормозной системы осуществляется переключателем, расположенным справа от рулевого колеса (см. рис. Управление вспомогательной тормозной системой).
Управление вспомогательной тормозной системой.
При срабатывании моторного тормоза в выпускной системе двигателя на комбинации приборов загорается контрольная лампа .
При неисправности моторного тормоза эксплуатация автомобиля не рекомендуется.
Для устранения неисправности обратиться в сервисный центр.
Эксплуатация автомобиля с неисправным моторным тормозом приводит:
– к повышенной нагрузке на тормозную систему;
– к повышенному износу тормозных накладок до 50 %;
– к перегреву тормозных механизмов, что может привести к их разрушению. При значительном перегреве тормозных механизмов снижается эффективность торможения автомобиля, вплоть до отказа работы тормозных механизмов, что может привести к возгоранию автомобиля
Особенности управления вспомогательной тормозной системой на автомобиле с механической коробкой передач.
В автомобилях с механической коробкой передач перед включением моторного тормоза необходимо заранее переключить передачи в коробке передач вниз ступенчато до той передачи, которая позволит увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя до максимально допустимых для повышения эффективности торможения. Превышение максимально допустимых оборотов двигателя при этом недопустимо.
Чтобы не превысить допустимые обороты двигателя необходимо учитывать, что чем выше скорость движения автомобиля, тем выше должна быть включенная передача в коробке передач, при этом эффективность моторного тормоза будет ниже.
Внимание!
- При движении по дорогам с высокими уклонами необходимо заранее снижать скорость и выбирать оптимальную передачу для движения, чтобы обеспечить равномерное движение на уклоне.
Поэтапное снижение скорости при включении моторного тормоза рекомендуется проводить переключением передач в коробке вниз ступенчато.
Внимание!
Перед переключением на пониженную передачу необходимо выключить моторный тормоз для предотвращения остановки двигателя.
Электронные блоки управления двигателем и АВС контролируют и не допустят длительную блокировку колес и остановку двигателя, но рекомендуется предупредить возможные негативные динамические осложнения при торможении автомобиля или заранее отработать оптимальную методику использования моторного тормоза для конкретного автомобиля.
При уменьшении скорости движения автомобиля и достижении определенных оборотов коленчатого вала электронный блок управления двигателем откроет заслонку моторного тормоза и возобновит цикловую подачу топлива. Это необходимо для защиты двигателя от остановки при низких оборотах вращения коленчатого вала.
Электронные системы управления тормозной системой.
Автомобиль оборудован тормозной системой, включающей в себя электронные системы управления:
– антиблокировочную систему (АБС);
– противобуксовочную систему (ASR);
– систему курсовой устойчивости (ESС).
Антиблокировочная система тормозов.
Основное назначение системы АБС – автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение – скользкой или сухой.
Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:
– повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивости и управляемости в процессе торможения и повышение тормозной эффективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких дорогах;
– продление срока службы шин;
– возможность увеличения средней безопасной скорости движения.
Противобуксовочная система.
Отдельные комплектации автомобилей с системой АБС в дополнении к ней могут быть оборудованы системой ASR.
Противобуксовочная система предотвращает пробуксовку ведущих колес независимо от дорожных условий.
При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение система ASR включается в автоматическом режиме.
При пробуксовке ведущих колес с одной или с обеих сторон автоматически включается рабочий режим системы ASR, при этом на панели приборов мигает контрольная лампа . После окончания пробуксовки контрольная лампа гаснет.
Если ведущие колеса проворачиваются с одной стороны, ASR автоматически их притормаживает.
При пробуксовке ведущих колес с обеих сторон ASR автоматически понижает тяговое усилие двигателя.
Система курсовой устойчивости.
Электронная система курсовой устойчивости ESС – это комбинация двух стабилизирующих движение автомобиля систем:
– системы поддержания курсовой устойчивости автомобиля, которая определяет степень проворота руля и скорость вращения колес автомобиля, компенсирует потерю управляемости избирательным притормаживанием необходимого колеса;
– системы против опрокидывания, которая снижает скорость, предотвращая переворачивание автомобиля в различных ситуациях на дороге.
Критическими, даже для автомобилей с ЕSС, являются:
– большой и/ или резкий поворот рулевого колеса на высокой скорости;
– условия нагрузки с очень высоким центром тяжести;
– условия нагрузки с небольшой нагрузкой и одновременно высоким центром тяжести;
– условия нагрузки с высоким и смещающимся центром тяжести;
– ситуации управления автомобилем, где колеса соприкасаются с боковой поверхностью (тротуар).
Внимание!
- Возможности системы ESС не могут преодолеть все возникающие при движении автомобиля критические ситуации.
- Система ESС не освобождает водителя от необходимости учета погодных условий и дорожной обстановки.
Система ESС включается автоматически при пуске двигателя. При осуществлении системой курсовой устойчивости стабилизирующего воздействия на движение автомобиля на панели приборов мигает контрольная лампа .
Систему ESС необходимо выключить, если:
– автомобиль оснащен противоскользящими цепями;
– автомобиль движется по глубокому снегу или по грунтовой дороге;
– автомобиль застрял (например, на грунтовой дороге).
Выключение/ включение системы курсовой устойчивости осуществляется выключателем , расположенным на панели приборов.
При выключенной системе ESС на комбинации приборов горит контрольная лампа .
Функция удержания автомобиля на уклоне (для отдельных комплектаций автомобиля).
Функция удержания автомобиля на уклоне помогает водителю удерживать автомобиль от скатывания при трогании с места на подъёме.
Внимание!
- Функция удержания автомобиля на уклоне не предназначена для использования в качестве стояночного тормоза.
- Функция удержания автомобиля на уклоне при остановке автомобиля активируется кратковременно.
Для включения функции удержания автомобиля на уклоне нажать на выключатель .
При полной остановке автомобиля и нажатой педали рабочего тормоза на дисплее комбинации приборов загорается контрольная лампа .
В начале движения после того, как педаль рабочего тормоза будет отпущена, функция удержания автомобиля на уклоне будет активна 2 секунды.
Во время движения или при включенной стояночной тормозной системе функция удержания автомобиля на уклоне активирована и находится в состоянии эксплуатационной готовности.
Для выключения функции удержания автомобиля на уклоне повторно нажать на выключатель .
При скорости автомобиля более 20 км/ч контрольная лампа гаснет.
При неисправной системе удержания автомобиля на уклоне контрольная лампа горит постоянно.
Система предупреждения о сходе с полосы движения (LDWS) (для отдельных комплектаций автомобиля).
Система LDWS осуществляет предупреждение водителя о непреднамеренном выходе автомобиля из занимаемой полосы движения.
Выход автомобиля из занимаемой полосы движения определяется функцией LDWS как непреднамеренный, если:
– водитель не включил указатель поворота, соответствующий направлению выхода автомобиля из занимаемой полосы движения;
– включенный водителем указатель поворота и направление выхода автомобиля из занимаемой полосы не совпадают.
Система LDWS активирована по умолчанию.
Для выключения системы LDWS нажать на переключатель , расположенный на панели приборов.
Для включения системы LDWS повторно нажать на переключатель.
Если контрольная лампа горит непрерывно, система LDWS выключена вручную или произошла ошибка в системе LDWS.
При пуске двигателя и активированной системе LDWS, а также после включения системы, на экран дисплея выводится сообщение «LDWS on»:
Если система LDWS выключена, то на экран дисплея выводится сообщение «LDWS off»:
При движении автомобиля со скоростью более 60 км/ч и включенной системе LDWS, если автомобиль покидает полосу движения без вмешательства водителя, не включая указатель поворота, на экран дисплея выводится сообщение «Уход автомобиля влево» или «Уход автомобиля вправо».
Индикация системы LDWS на комбинации приборов.
Состояние системы LDWS | Контрольная лампа | Сообщение на дисплее | Звуковой сигнал |
Контроль работоспособности | Контрольная лампа горит 3 секунды, цвет – оранжевый | – | – |
Контроль работоспособности завершен Система исправна |
Контрольная лампа гаснет | – | – |
Неисправность системы | Контрольная лампа горит непрерывно, цвет – оранжевый | – | – |
Система выключена переключателем | Контрольная лампа горит непрерывно, цвет – оранжевый | – | – |
Уход автомобиля влево от разделительной линии | Контрольная лампа мигает | Звуковой сигнал | |
Уход автомобиля вправо от разделительной линии | Контрольная лампа мигает | Звуковой сигнал |
Противооткатные упоры предназначены для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля на стоянке и при подъеме передней или задней части автомобиля при ремонте (например, при снятии и установке колёс).
Противооткатные упоры предназначены также для предотвращения скатывания при вынужденной остановке одиночного автомобиля на неровной поверхности или на дороге с асфальтовым покрытием с уклоном не более 25 % (14°).
Противооткатный упор.