Устройство. ESP9.0 LADA VESTA и LADA XRAY – диагностика неисправностей.
Устройство.
Электронная система контроля курсовой устойчивости (ESP – Electronic Stability Program) выполняет следующие функции:
– антиблокировочной системы тормозов (ABS – Antilock Brake System) – функция предназначена для автоматического регулирования степени проскальзывания колес в направлении их вращения во время торможения за счет изменения давления тормозной жидкости в рабочих тормозных цилиндрах с целью предотвращения потери управляемости и устойчивости автомобиля и повышения эффективности торможения;
– распределения тормозных сил (EBD – Electronic Brake Force Distribution) – функция обеспечивает оптимальное распределение тормозных сил между передней и задней осями автомобиля при торможении;
– вспомогательного торможения (BA – Brake Assistant) – функция распознает критическую ситуацию при торможении и автоматически увеличивает давление в тормозной системе до уровня, обеспечивающего максимальную эффективность торможения в течение всего времени, пока нажата педаль тормоза;
– электронной системы контроля устойчивости (ESC – Electronic Stability Control) – функция в любых дорожных условиях при отклонении автомобиля от заданной траектории движения автоматически притормаживает одно или несколько колес и, при необходимости, уменьшает крутящий момент двигателя, тем самым компенсируя отклонение и сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля;
– противобуксовочной системы (TCS – Traction Control System) – функция предотвращает пробуксовку колес при начале движения и разгоне за счет притормаживания буксующего колеса;
– удержания автомобиля на подъеме (HHC – Hill Hold Control) – функция предотвращает скатывание автомобиля при начале движения на подъеме путем удержания давления в тормозной системе в течении 2 с после отпускания педали тормоза.
Индикация состояния функций ESP осуществляется сигнализаторами, расположенными в комбинации приборов:
– антиблокировочной системы тормозов – сигнализатором ABS (символ
– распределения тормозных сил – сигнализатором EBD (символ красного цвета);
– электронной системы контроля устойчивости – сигнализатором ESC (символ ESC желтого цвета) и сигнализатором отключения ESС (символ ESC OFF желтого цвета).
После включения зажигания указанные сигнализаторы загораются, отображая режим самотестирования, и после запуска двигателя гаснут.
При отключении функции ESC с помощью выключателя ESC символ ESC OFF горит постоянным светом.
В других случаях постоянное горение сигнализаторов ABS (символ желтого цвета), EBD (символ красного цвета), ESC (символ ESC желтого цвета) указывает на наличие неисправности в соответствующей функциональной системе.
В состав электронной системы контроля курсовой устойчивости входят:
– гидроагрегат (ГА) ESP;
– датчик скорости колеса (ДСК) переднего левого (ПЛ);
– датчик скорости колеса переднего правого (ПП);
– датчик скорости колеса заднего левого (ЗЛ);
– датчик скорости колеса заднего правого (ЗП);
– привод переднего колеса с ротором для автомобиля LADA VESTA (подшипник с магнитным диском ступицы переднего колеса для автомобиля LADA XRAY);
– магнитное кольцо заднего колеса;
– датчик угла поворота рулевого колеса (ДУПРК) в составе соединителя с устройством вращающимся;
– выключатель ESC;
– выключатель сигнала торможения (ВСТ);
– сигнализаторы функций ESP в комбинации приборов.
На автомобилях LADA VESTA и LADA XRAY реализован интерфейс обмена данными по шине CAN между электронным блоком управления (ЭБУ) гидроагрегата ESP и другими устройствами автомобиля (контроллером ЭСУД, комбинацией приборов, колодкой диагностики и т.д.).
Управление сигнализаторами функций ESP производится по шине CAN.
Гидроагрегат (ГА) ESP конструктивно состоит из электронного блока управления (ЭБУ) и гидромодулятора, содержащего блок электромагнитных клапанов (ЭМК), возвратный насос и электродвигатель возвратного насоса (ЭВН).
В состав ГА ESP также входит датчик давления, датчик поперечного ускорения, датчик продольного ускорения, датчик углового ускорения, инерционный датчик ускорения.
В состав блока ЭМК входят впускные (ВпК) и выпускные (ВК) клапаны, управляющие клапаны (УК) и переключающие клапаны (ПК).
Датчики скорости колёс вырабатывают сигналы о скорости каждого колеса автомобиля, которые передаются в электронный блок управления гидроагрегата. Электронный блок управления производит логическую обработку сигналов о скорости колес и в зависимости от их состояния (чрезмерное ускорение или замедление колеса) направляет управляющие команды к гидромодулятору. Гидромодулятор по полученным командам, включая или отключая электромагнитные клапаны, снижает, повышает или удерживает постоянным давление тормозной жидкости в колесных тормозных цилиндрах, обеспечивая тем самым оптимальное регулирование тормозных сил. При снижении давления излишняя тормозная жидкость перекачивается возвратным насосом в главный тормозной цилиндр.
Сигнал датчика угла поворота рулевого колеса используется функцией ESC и служит для определения заданной траектории движения автомобиля.
Сигналы датчика поперечного ускорения, датчика продольного ускорения, датчика углового ускорения и инерционного датчика ускорения также используется функцией ESC, и служат для расчета фактического направления движения автомобиля. Если фактическое направление движения автомобиля и заданное направление сильно различаются, функция ESC автоматически скорректирует движение автомобиля посредством выборочного притормаживания одного или нескольких колес.
Принципиальная схема. ESP9.0 LADA VESTA и LADA XRAY – диагностика неисправностей.
Гидравлическая схема. ESP9.0 LADA VESTA и LADA XRAY – диагностика неисправностей.