Задний мост. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.
Задний мост.
Крутящий момент от карданной передачи передается на ведущие колеса автомобиля через главную передачу, дифференциал и полуоси. Эти механизмы установлены в заднем мосту автомобиля, который состоит из двух базовых деталей: балки 13 и картера 24 редуктора заднего моста.
Балка 13 заднего моста состоит из двух штампованных кожухов, сваренных продольными швами. К концам кожухов приварены два стальных фланца 10, в которых проточены гнезда для подшипников 8 и сальников 11 полуосей. С торца во фланцах выполнены отверстия для болтов крепления щитов 40 тормозных механизмов колес. Эти же болты с гайками крепят маслоотражатель 3 и пластину 39, которая удерживает в гнезде фланца подшипник полуоси. Пластина крепления подшипника полуоси и маслоотражатель соединены между собой винтами через уплотнительную прокладку. На концах балки заднего моста приварены опорные чашки пружин задней подвески и кронштейны для крепления штанг и амортизаторов подвески. В средней части балка расширена и имеет сквозной проем, к задней стороне которого приварена штампованная крышка с расположенным в ней маслоналивным (одновременно и контрольным) отверстием, закрытым пробкой. К переднему обработанному торцу проема крепится болтами картер 24 редуктора заднего моста. Сверху в балку ввернут сапун 19 с подпружиненным клапаном. Через сапун полость балки сообщается с атмосферой, что исключает повышение давления в полости балки и попадание в задний мост воды и грязи при преодолении водных преград. Внутри балки приварены направляющие 15 полуосей, облегчающие установку полуосей при сборке заднего моста. В нижней части балки расположено отверстие для слива масла. Оно закрыто пробкой с магнитом.
Главная передача состоит из пары конических шестерен 33 и 21, передаточное число которых равно 4,1 (число зубьев у шестерни 21 – 41, а у шестерни 33 – 10). Шестерни имеют гипоидное зацепление, при котором ось ведущей шестерни 33 смещена относительно оси шестерни 21, т. е. их оси не пересекаются, а перекрещиваются. Такие шестерни имеют сложную форму зуба, которая обеспечивает одновременное и плавное зацепление нескольких зубьев. Это уменьшает нагрузку на каждый зуб, увеличивает долговечность работы главной передачи и позволяет передавать больший крутящий момент. Однако такая передача требует специального масла (ТАД-17и) с противозадирными присадками.
Шестерня 33 установлена на двух роликовых конических подшипниках 27, между внутренними кольцами которых расположена распорная втулка 26. Между внутренним подшипником и торцом шестерни установлено регулировочное кольцо 25, толщина которого находится в пределах от 2,55 до 3,35 мм через каждые 0,05 мм. Семнадцать размеров регулировочного кольца позволяют с большой точностью регулировать взаимное, положение ведущей и ведомой шестерен, обеспечивающее правильное зацепление их зубьев. На шлицевой конец шестерни 33 надет фланец 30, который крепится самоконтрящейся гайкой 31. К цилиндрической поверхности фланца поджимается рабочая кромка сальника 28. Он защищен от повреждений грязеотражателем 29. Между подшипником шестерни и фланцем зажат маслоотражатель 32. Для того чтобы ограничить осевое перемещение ведущей шестерни под рабочими нагрузками и обеспечить бесшумную и долговечную работу главной передачи, в подшипниках 27 шестерни устанавливается предварительный натяг. Он регулируется затягиванием гайки 31 до определенной деформации распорной втулки 26.
Предварительный натяг определяется по моменту сопротивления проворачиванию шестерни.
Шестерня 21 выполнена в виде зубчатого венца, который крепится к фланцу коробки дифференциала болтами. Вместе с коробкой дифференциала шестерня вращается в двух роликовых конических подшипниках 17. Они устанавливаются в разъемных гнездах картера 24, которые имеют отъемные крышки 18. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала, а также боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, регулируется гайками 16. Положение гайки фиксируется пластиной 44, которая крепится к крышке 18 подшипника.
Дифференциал – конический двухсателлитный. Он состоит из двух сателлитов, расположенных на общей оси 34, двух полуосевых шестерен 23 и коробки дифференциала. Ось расположена в отверстиях коробки дифференциала и от выпадания удерживается шестерней 21, которая перекрывает отверстие в коробке. Полусферическая поверхность сателлитов опирается на полусферу коробки дифференциала. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 23, цилиндрические пояски которых заходят в отверстия коробки дифференциала и являются их опорами. Между торцами полуосевых шестерен и коробкой дифференциала установлены опорные шайбы 35.
Полуось выполнена заодно с фланцем, к которому крепятся болтами 1 тормозной барабан и диск заднего колеса.
Внутренний конец полуоси соединен шлицами с полуосевой шестерней 23, которая является опорой для внутреннего конца полуоси. Снаружи полуось опирается на шариковый подшипник 8, который зажат на полуоси между ее буртиком и запорным кольцом 9. Кольцо напрессовано на полуось в нагретом до 300 °С состоянии. Подшипник полуоси уплотнен с внутренней стороны сальником 11, снаружи – резиновым кольцом, зажатым между щитом и фланцем балки заднего моста.
Подшипник крепится в гнезде балки заднего моста пластиной 39, которая вместе с маслоотражателем 3 и щитом 40 тормоза крепится к торцу балки заднего моста. Для того чтобы уменьшить вероятность попадания масла к тормозному механизму заднего колеса при повреждении сальника 11, на полуоси выполнены канавки, и установлен маслоотражатель 3. Для доступа к гайкам болтов крепления маслоотражателя 3, щита 40 и пластины 39, в полуоси имеются два отверстия для прохождения торцевого ключа.
Рис. 20. Задний мост.
1 – Болт крепления тормозного барабана колеса; 2 – Направляющий штифт; 3 – Маслоотражатель подшипника полуоси; 4 – Тормозной барабан; 5 – Чугунное кольцо тормозного барабана; 6 – Колесный цилиндр заднего тормоза; 7 – Штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 8 – Подшипник полуоси; 9 – Запорное кольцо подшипника; 10 – Фланец балки заднего моста; 11 – Сальник полуоси; 12 – Опорная чашка пружины подвески; 13 – Балка заднего моста; 14 – Кронштейн крепления верхней штанги подвески; 15 – Направляющая полуоси; 16 – Гайка подшипника дифференциала; 17 – Подшипник коробки дифференциала; 18 – Крышка подшипника коробки дифференциала; 19 – Сапун; 20 – Сателлит дифференциала; 21 – Ведомая шестерня главной передачи; 22 – Левая полуось; 23 – Шестерня полуоси; 24 – Картер редуктора заднего моста; 25 – Регулировочное кольцо ведущей шестерни; 26 – Распорная втулка подшипников; 27 – Подшипник ведущей шестерни; 28 – Сальник ведущей шестерни; 29 – Грязеотражатель сальника; 30 – Фланец-вилка карданного шарнира; 31 – Гайка; 32 – Маслоотражатель; 33 – Ведущая шестерня главной передачи; 34 – Ось сателлитов; 35 – Опорная шайба шестерни полуоси; 36 – Коробка дифференциала; 37 – Правая полуось; 38 – Кронштейны крепления деталей подвески; 39 – Упорная пластина подшипника полуоси; 40 – Щит заднего тормоза; 41 – Колодка заднего тормозного механизма; 42 – Фрикционная накладка; 43 – Фланец полуоси; 44 – Стопорная пластина; 45 – Болт крепления крышки подшипника.