Актуатор механизма переключения передач. Трансмиссия LADA XRAY – снятие/установка, разборка/сборка основных узлов и деталей.
7. Актуатор механизма переключения передач.
Внимание. При выполнении операций снятие/установка актуатора механизма переключения передач не допускается:
– разборка актуатора, за исключением случаев, когда невозможно снять актуатор с коробки передач без разборки;
– падение актуатора, в случае падения актуатор заменить на новый;
– подключать актуатор к электропитанию и приводить в действие вне коробки передач;
– вращать актуатор вручную за вал 2, рисунок 7-1, или рычаг 4 переключения передач;
– держать актуатор за хвостовик вала 2 переключения передач или блокировочную пластину 3;
– касаться контактов разъемов актуатора незаземленными предметами или руками (возможно повреждение датчиков из-за электростатического разряда).
Рисунок 7-1 – Снятие актуатора механизма переключения передач.
1 – актуатор механизма переключения передач; 2 – вал рычага переключения передач; 3 – блокировочная пластина; 4 – рычаг переключения передач.
Внимание. Актуатор неремонтопригоден. При обнаружении какого-либо дефекта актуатор проверяется, ремонтируется или заменяется фирмой ZF.
Внимание. Положение рычага переключения передач актуатора при установке на коробку передач (в состоянии поставки) выбор – “линия 3/4 передачи”, переключение – “нейтраль”.
Снятие.
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник и затормозить стояночным тормозом (подъемник двухстоечный типа П3,2Г грузоподъемностью 3,2 т).
Снять воздушный фильтр со шлангом впускной трубы и с патрубком подачи воздуха в сборе в соответствии с требованиями раздела 3 настоящей ТИ.
Установить актуатор механизма переключения передач в нейтральное положение одним из следующих способов:
1 – с помощью диагностического прибора;
2 – включить зажигание, нажать на педаль тормоза и перевести рычаг управления механизмом переключения передач в нейтральное положение, выключить зажигание и подождать выключения контроллера управления – 1 мин.
Если актуатор не удается установить в нейтральное положение, необходимо проверить надежность подсоединения колодок жгутов проводов к разъемам на актуаторе, на контроллере управления и на приводе управления. Проверить надежность подсоединения колодки жгута проводов к выключателю сигнала торможения. Проверить жгуты проводов на отсутствие обрывов, повреждения изоляции и замыкание. Провести диагностику роботизированной коробки передач в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.12055.
Отсоединить клемму провода “массы” от АКБ в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Отсоединить колодки жгута проводов КП от разъемов актуатора механизма переключения передач.
Рисунок 7-2 – Снятие актуатора механизма переключения передач.
1 – болты крепления актуатора; 2 – актуатор механизма переключения передач; 3 – коробка передач.
Если актуатор механизма переключения передач установлен в нейтральное положение, отвернуть три болта 1, рисунок 7-2, крепления и снять актуатор 2 с коробки передач 3 (ключ кольцевой 13).
Осмотреть рабочие части актуатора (вал и рычаг переключения передач, блокировочную пластину) и убедится в отсутствии повреждений.
Рисунок 7-3 – Снятие неисправного актуатора механизма переключения передач.
1 – крышка актуатора; 2 – винт крепления крышки актуатора; 3 – хомут крепления электродвигателя; 4 – электродвигатель актуатора верхний; 5 – винт крепления электродвигателя.
Если в результате диагностики установлена неисправность актуатора и рычаг переключения актуатора находится в положении отличном от положения “нейтраль”, снятие актуатора производить в следующей последовательности:
– отвернуть два винта 5, рисунок 7-3, крепления верхнего электродвигателя к крышке актуатора и снять электродвигатель 4 в сборе с хомутом 3 крепления (насадка сменная Torx Т30, вороток);
– отвернуть семь винтов 2 крепления верхней крышки актуатора и снять крышку 1 (насадка сменная Torx Т30, вороток);
– попытаться вручную передвинуть зубчатый сектор 1, рисунок 7-4, в нейтральное положение (например, в случае, когда имеет место отказ верхнего электродвигателя);
– отвернуть три болта крепления и попытаться снять актуатор с коробки передач (ключ кольцевой 13).
Рисунок 7-4 – Снятие неисправного актуатора механизма переключения передач.
1 – зубчатый сектор вала рычага переключения передач; 2 – гайка крепления зубчатого сектора; А – ориентация зубчатого сектора соответствует положению “нейтраль”.
Если актуатор не удается снять с коробки передач, необходимо дополнительно выполнить следующие операции:
– отвернуть гайку 2 крепления зубчатого сектора (головка сменная 13, вороток);
– снять актуатор с коробки передач (вал переключения передач при этом остается в коробке передач, поэтому для снятия актуатора необходимо приложить значительное усилие);
– извлечь из коробки вал переключения передач.
Снять с актуатора колпачок сапуна.
Очистить от старого герметика привалочные поверхности на коробке передач и актуаторе (скребок пластмассовый, кисть, уайт-спирит).
Очистить резьбовую часть двух болтов М8х25 крепления актуатора и соответствующие отверстия в картере КП и обезжирить (кисть, уайт-спирит, норма расхода 5 г).
Установка.
Перед установкой актуатора механизма переключения передач выполнить следующие операции:
– в коробке передач проверить положение штоков вилок переключения передач и при необходимости установить штоки в положение “нейтраль”;
– на привалочную поверхность коробки передач под актуатор непрерывным валиком диаметром 2 мм нанести жидкую прокладку ПС-1 согласно действующему “Кодификатору основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA” К 3100.25100.00018, норма расхода 5 г;
– нанести на два болта М8х25 крепления актуатора герметик пояском шириной 3 мм в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 7-5 (герметик Локтайт 5061 согласно действующему “Кодификатору основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA” К 3100.25100.00018, норма расхода 2 г).
Рисунок 7-5 – Схема нанесения герметика на болты крепления актуатора.
А – зона нанесения герметика.
Установить актуатор механизма переключения передач на место и закрепить его тремя болтами. Момент затяжки болтов 16…25 Н·м (1,6…2,5 кгс·м) (ключ кольцевой 13, насадка сменная 13, ключ моментный).
Установить на место колпачок сапуна.
Присоединить колодки жгута проводов КП к разъемам актуатора механизма переключения передач.
Установить воздушный фильтр со шлангом впускной трубы и с патрубком подачи воздуха в сборе в соответствии с требованиями раздела 3 настоящей ТИ.
Присоединить клемму провода “массы” к АКБ в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20597.
Выполнить процедуру обучения АМТ в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.12055.
Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить автомобиль на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934, пп. 1.19.8, 1.19.15, 1.19.16, 1.19.21.3.