Диагностирование тормозной системы автомобилей ВАЗ.
Диагностирование тормозной системы автомобилей ВАЗ.
ТИ 3100.25100.13062
1. Общие требования.
1.1 Работы выполнять в соответствии с требованиями “Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте”, ПОТ РМ-027-2003 и инструкции по охране труда для слесарей, действующей на предприятии.
1.2 Работы по проверке эффективности тормозной системы автомобилей ВАЗ проводятся при техническом обслуживании по талонам сервисной книжки, а также после выполнения ремонтных работ, связанных со снятием и заменой деталей тормозной системы.
1.3 Диагностирование тормозной системы проводить методом стендовых или дорожных испытаний. Для оценки эффективности торможения и устойчивости при торможении метод стендовых испытаний считать предпочтительным.
1.4 При диагностировании тормозной системы рекомендуется использовать стенды, характеристики которых соответствуют требованиям ГОСТ Р 51709-2001 (рекомендуемое оборудование приведено в приложении Б настоящего сборника).
1.5 Шины должны быть чистые, сухие, без следов замасливания и иметь глубину протектора по всей ширине не менее 1,6 мм (штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1).
1.6 Давление воздуха в шинах должно соответствовать требованиям ТУ 37.101.0167 – 97 (пистолет для подкачки шин с манометром и шлангом с наконечником типа 60D ф. “СИВИК” г. Омск).
1.7 Уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов должен доходить до нижней кромки заливной горловины при установленных крышках.
1.8 Свободный ход педали тормоза должен быть от 3 до 5 мм (линейка металлическая).
1.9 Подтекание тормозной жидкости в трубопроводах и соединениях не допускается.
1.10 При диагностировании тормозной системы на стенде, в зоне стенда разрешается находиться только оператору. Наступать на ролики стенда и выполнять работы на неисправном стенде категорически запрещается. Проверку выполнять при наличии на переднем сиденье водителя и пассажира.
1.11 Диагностирование тормозной системы в дорожных условиях проводить на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементнобетонным или асфальтобетонным покрытием, не имеющем на поверхности масла, сыпучих и других материалов.
1.12 Результаты диагностирования тормозной системы должны быть занесены в карту диагностики тормозов. Рекомендуемая форма бланка карты диагностики приведена в приложении 1 настоящей ТИ.
1.13 Настоящая ТИ разработана согласно требованиям ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки”.
2. Диагностика тормозной системы на стенде.
2.1 Подготовить стенд к работе в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.
2.2 Установить автомобиль передними колесами на ролики стенда.
2.3 Подсоединить к выпускной трубе шланг принудительного отсоса отработавших газов.
2.4 Запустить двигатель автомобиля.
2.5 Уложить переносной пульт стенда на правое переднее сиденье и закрепить динамометрическую педаль стенда на педали тормоза автомобиля.
2.6 Запустить электродвигатель стенда при помощи переносного пульта. При этом приводные ролики должны вращаться.
2.7 Вращением рулевого колеса выставить автомобиль перпендикулярно оси роликов стенда.
2.8 Затормозить автомобиль стояночным тормозом.
2.9 Произвести несколько притормаживаний педалью тормоза.
2.10 Определить усилие нажатия на педаль.
2.10.1 При помощи переносного пульта включить правые ролики стенда.
2.10.2 Нажать на динамометрическую педаль с возрастающим усилием до момента блокировки колеса или до усилия на педаль тормоза 490 Н.
2.10.3 В момент блокировки колеса зафиксировать по регистрирующему прибору стенда усилие нажатия на педаль. Выключить правые ролики стенда.
2.10.4 При помощи переносного пульта включить левые ролики стенда и повторить операции по пп. 2.10.2 – 2.10.3 для левого колеса. Выключить левые ролики стенда.
2.11 При помощи переносного пульта включить правые и левые ролики стенда и нажимая на динамометрическую педаль, закрепленную на педали тормоза, определить силы торможения передних колес в момент достижения величины технологического усилия (до момента блокировки колес), согласно инструкции по эксплуатации стенда.
2.11.1 Отпустить педаль. Записать величины сил торможения правого и левого колес.
2.11.2 Выключить стенд при помощи переносного пульта.
2.11.3 Отпустить ручной тормоз.
2.12 Определить силы торможения задних колес.
2.12.1 Установить автомобиль задними колесами на ролики стенда и поставить упоры под передние колеса.
2.12.2 Запустить электродвигатель стенда при помощи переносного пульта.
2.12.3 Провести несколько притормаживаний педалью тормоза.
2.12.4 Повторить операции по п. 2.11 для задних колес.
2.13 Определить эффективность стояночного тормоза.
2.13.1 Запустить электродвигатель стенда при помощи переносного пульта.
2.13.2 Затянуть рычаг стояночного тормоза с усилием 392 Н.
2.13.3 Зарегистрировать по регистрирующему прибору стенда суммарную тормозную силу обоих задних колес.
2.13.4 Выключить электродвигатель стенда и убрать упоры из-под передних колес.
2.14 Определить по результатам замеров удельную тормозную силу рабочей тормозной системы автомобиля по формуле:
где: γτ – удельная тормозная сила;
ΣPτ = Р лп + Р пп + Р лз + Р пз – сумма максимальных тормозных сил на всех колесах автомобиля, Н (кгс);
Р лп – усилие левого переднего колеса;
Р пп – усилие правого переднего колеса;
Р лз – усилие левого заднего колеса;
Р пз – усилие правого заднего колеса;
M – масса автомобиля, кг;
g – ускорение свободного падения, м/с².
Удельная тормозная сила должна быть не менее 0,53.
2.15 Определить разность тормозных сил колес передней оси (в процентах) по формуле:
где: F – разность тормозных сил колес одной оси в процентах от наибольшего значения;
Pτ прав., Pτ лев. – тормозные силы на правом и левом колесах проверяемой оси, соответственно, Н (кгс);
Pτ max – наибольшая из указанных тормозных сил, Н (кгс).
Разность тормозных сил колес передней оси не должна быть более 20%.
2.16 Определить разность тормозных сил колес задней оси. Порядок выполнения и требования согласно п.2.15. При этом разность тормозных сил колес задней оси не должна быть более 25%. Для новых автомобилей с пробегом до 3000 км разность тормозных сил колес задней оси не должна быть более 35%.
2.17 Удельная тормозная сила стояночного тормоза равна 0,6 отношения снаряженной массы приходящейся на заднюю ось к снаряженной массе автомобиля.
Удельная тормозная сила стояночного тормоза должна быть не менее 0,26.
2.18 Убрать автомобиль с роликов стенда.
2.19 Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить тормозную систему на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934-2006, п.1.19.22. Проверку проводить выборочно, пооперационно.
3. Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний.
3.1 Разметить участок дороги для проведения испытаний: нанести на дорогу любым способом поперечную 1, рисунок 1, (по направлению движения) линию, осевую продольную линию 2 и две линии 3, обозначающие границы нормативного (шириной 3 метра) коридора движения.
Рисунок 1 – Разметка участка дороги и проведение замеров:
1 – поперечная линия разметки; 2 – продольная линия разметки; 3 – границы нормативного коридора движения; Sт – тормозной путь.
3.2 Установить автомобиль на дороге, сориентировав по оси разметки на расстоянии достаточном для разгона, и разогнать до скорости 40 км/ч.
3.3 Провести торможение при наезде передними колесами на поперечную линию в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на орган управления.
Торможение проводить с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также разблокированных трансмиссионных дифференциалах (для автомобилей LADA 4х4).
При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.
3.4 Снять воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.
3.5 Измерить длину тормозного пути от поперечной линии 1 разметки до передних колес автомобиля. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 метра (рулетка).
3.6 Определить устойчивость автомобиля при торможении. Проверить визуально положение автомобиля в пределах нормативного коридора. После торможения автомобиль ни одной своей частью не должен выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
3.7 Установить автомобиль на наклонную часть эстакады, имеющей уклон не менее (23±1)%, и затормозить стояночным тормозом, затянув рычаг стояночного тормоза на четыре – пять щелчков (или на два – три щелчка при наличии на секторе сдвоенного первого зуба).
Автомобиль должен надежно удерживаться в неподвижном состоянии. Длина эстакады должна быть не менее четырех метров и отношение высоты эстакады к длине ее основания должно иметь значение не менее 0,23 (рулетка).
3.8 Выполнить операции по п. 2.19.
4. Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний с использованием измерителя эффективности тормозных систем автомобилей “Эффект ”.
Измеритель эффективности тормозных систем автомобилей (прибор) “Эффект” предназначен для проверки технического состояния рабочих тормозных систем транспортных средств методом дорожных испытаний по ГОСТ Р 51709-2001. Завод–изготовитель – НПФ “МЕТА”, 446350, г. Жигулевск, ул. Радиозаводская 1, а/я 25.
4.1 Установить автомобиль на участок дороги для испытаний.
4.2 Подготовить прибор “Эффект” к работе согласно инструкции по его эксплуатации.
4.3 Разогнать автомобиль до скорости 40 км/ч и провести торможение в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на орган управления.
Торможение проводить с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также разблокированных трансмиссионных дифференциалах (для автомобилей LADA 4х4).
При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.
4.4 Снять воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.
4.5 Вывести на индикатор прибора значение длины тормозного пути. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 метра.
4.6 Вывести на индикатор прибора значение величины линейного отклонения автомобиля. Линейное отклонение не должно превышать 0,7 метра, что соответствует нахождению автомобиля в пределах нормативного коридора движения.
4.7 Выполнить операции по п. 2.19.
Приложение 1 (Карта диагностики тормозов).