Меню Закрыть

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Обзор.

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Предостережение!

При пуске двигателя с включенной передачей существует опасность ранения.

Запрещается!

  • Выключать выключатель АКБ при работающем двигателе. Категорически избегать переполюсовки АКБ.
  • Отсоединять провода от клемм аккумуляторных батарей при работающем двигателе.
  • Запирать рулевой механизм при двигающемся автомобиле.
  • Оставлять ключ в замке зажигания даже при кратковременном выходе из кабины автомобиля.
  • Вынимать ключ из замка зажигания при движущемся автомобиле. При буксировании ключ замка зажигания должен находиться в позиции “I”.
  • Категорически запрещается находиться под не полностью поднятой кабиной.

Двигатель оснащен электронной системой (EDC) управления подачи топлива типа Common Rail, которая предназначена для управления дозой и углом опережения впрыскиваемого топлива. Дополнительно, для обеспечения экологического уровня Евро-6, на автомобиле установлены системы избирательной каталитической нейтрализации (SCR – Selective Catalytic Reduction) с впрыском аммиачного раствора (AdBlue), рециркуляции отработавших газов (EGR – Exhaust Gas Recirculation) и глушитель-нейтрализатор, совмещающий в себе фильтр-катализатор (DOC – Diesel oxidation catalyst) и сажевый фильтр (DPF – Diesel Particulare Filter).

Перед пуском двигателя все системы двигателя должны быть заправлены в соответствии с нормами заправки, а топливная система прокачана.

Пуск двигателя осуществляется включением стартера от замка зажигания Пусковой цикл двигателя должен быть менее 15 с. При этом КП должна находиться в нейтральном состоянии. Допускается до 3-х пусковых циклов подряд с перерывом между ними 1-2 мин. Если двигатель не начнёт работать, то следует обратиться в ближайшую сервисную станцию ОАО МАЗ для устранения неисправности.

Обслуживание силового агрегата следует производить на горизонтальной площадке при полностью поднятой кабине.

Электронные системы оснащены встроенной системой самодиагностики и не требуют технического обслуживания кроме контрольной проверки после их ремонта и регулировки, или ремонта и регулировки узлов с ними связанных.

Обслуживание и ремонт систем управления двигателем следует производить на станции технического обслуживания Mercedes-Benz.

Работы по обслуживанию силового агрегата приведены в руководстве по эксплуатации изготовителя двигателя, которое прилагается к каждому автомобилю.

Система SCR.

Система предназначена для нейтрализации оксидов азота (NOx) в отработавших газах. В основу данной технологии положен принцип так называемого селективного каталитического восстановления, при котором нейтрализация вредных веществ, содержащихся в отработавших газах, производится целенаправленно в отношении ядовитых окислов азота (NOx). Нейтрализация окислов азота (NOx) производится путем реакции восстановления (NOx) до исходных компонентов: молекулярного азота N2 и водяного пара Н2О.

В состав системы SCR входят: бачок аммиачного раствора с датчиком уровня и температуры жидкости, насосный модуль, патрубки с электрическим обогревом.

Система EGR.

Система предназначена для уменьшения количества сажевых частиц в отработавших газах. В основе её лежит принцип частичной подачи отработавших газов совместно с воздухом обратно в двигатель для лучшего сгорания сажевых частиц.

Глушитель-нейтрализатор.

Глушитель представляет собой составную систему, совмещающую в себе фильтр-катализатор (DOC – Diesel oxidation catalyst) сажевый фильтр (DPF – Diesel Particulare Filter). DOC-фильтр является составной частью системы SCR катализатором реакции восстановления оксидов азота до исходных компонентов. Сажевый фильтр (DPF) входит в состав системы EGR и предназначен для улавливания несгоревших сажевых частиц.

Пуск/отключение двигателя.

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Запрещается!

  • Запуск двигателя автомобиля от внешнего источника или использование бортовой сети автомобиля в качестве внешнего источника для запуска двигателя другого автомобиля во избежание выхода из строя электронных блоков управления
  • Категорически запрещается запускать двигатель, если горит индикатор 3. Индикатор 3 загорается так же при превышении максимальных оборотов двигателя.

Внимание!

  • При проведении регулировочных и ремонтных работ с запуском двигателя при поднятой кабине КП должна находиться в нейтральном положении. Запуск двигателя производится с соблюдением «Правил техники безопасности».
  • Перед запуском двигателя следует убедиться в надежности присоединения силовых проводов к стартеру и плюсовой клемме аккумуляторной батареи.
  • Пуск двигателя в основном режиме (Температура 0°C и выше).

 

  • Поставить автомобиль на стояночный тормоз.
  • Установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач. Иначе двигатель не запустится.
  • Убедиться в том, что выключатель аккумуляторных батарей включен.
  • Вставить ключ в замок зажигания и разблокировать рулевое колесо.
  • Нажать дистанционный выключатель аккумуляторных батарей.
  • Повернуть ключ в положение “0” и далее в положение “I“. При этом включатся индикаторы 1, 2, 3, 4, 6. Индикаторы 2, 3, 4, 6 отключаются, при отсутствии неисправности, через 2 – 3 с
  • Индикатор 1 остается включенным, что означает готовность двигателя к пуску.
  • Запускать двигатель следует после отключения индикаторов EDC 3 и 4. Если индикаторы не выключились, значит двигатель неисправен. В этом случае следует обратиться в ближайшую сервисную станцию ОАО МАЗ.
  • Включение индикатора 4 предупреждает о возникших неисправностях в системе управления двигателем не связанных с опасностью поломки двигателя или безопасностью движения. Качество запуска и тяговые свойства двигателя могут измениться. Следовательно, следует как можно скорее устранить неполадки, но допускается дальнейшая эксплуатация автомобиля
  • Включенный индикатор 6 сигнализирует о низком уровне аммиачного раствора в баке AdBlue. Если индикатор мигает – бак пуст. Следует заправить бак AdBlue аммиачным раствором.
  • При запуске двигателя педаль акселератора не нажимать
  • Включить стартер, повернув ключ в положение “II“, и запустить двигатель.
  • Отпустить ключ и проверить его возвращение в положение “I”.
  • Прогреть двигатель до 75°C в движении с малой нагрузкой, см. индикатор нагрева охлаждающей жидкости 10.

Внимание!

  • Сразу же после пуска двигателя следите за показаниями указателя наличия масла в двигателе на МФМ. Если указатель показывает отсутствие масла и при этом горит индикатор 11, то следует заглушить двигатель и установить причину отсутствия масла
  • Индикатор 12 должен выключиться после пуска двигателя, иначе двигатель следует выключить и устранить неисправность.
  • Трогаться с места разрешено после выключения индикатора STOP.

После пуска двигателя.

  • Индикатор 1 гаснет при включении какой-либо из передач.
  • Индикатор 7 оповещает о включении системы круиз-контроля.
  • Индикатор 5 оповещает о включении режима ограничения. Если индикатор мигает, то крутящий момент двигателя ограничен 75% от максимального. Если индикатор горит – ограничение скорости 20 км/ч.
  • Индикатор 3 сигнализирует о наличии серьёзных неисправностей в системе управления двигателем. Если он включился во время движения, то следует прекратить движение автомобиля и заглушить двигатель. Продолжение поездки может привести к выходу из строя двигателя. Передвижение автомобиля допускается только буксированием, а запуск двигателя возможен после устранения неисправности на сервисном центре.
  • Индикатор 2 (см. далее “Регенерация сажевого фильтра”) предназначен для предварительного предупреждения водителя о возникших неисправностях в системе нейтрализации ОГ во время работы двигателя. Работает в связке с индикатором
  • Индикатор 9 сообщает о неисправностях системы нейтрализации ОГ, которые могут привести к снижению крутящего момента двигателя. При данных неисправностях допускается продолжать движение, но которые следует устранить как можно скорее. Данный индикатор работает в соответствии с алгоритмом описанным в Правилах 49 ЕЭК ООН.

Отключение двигателя (только на остановленном автомобиле).

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Внимание!

Перед отключением двигателя, дать ему в течение 3-5 мин поработать на холостом ходу, после чего выключить.

  • Установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач 3.
  • Поставить автомобиль на стояночный тормоз 2.
  • Повернуть ключ против часовой стрелки до упора в положение “III“. Двигатель останавливается.
  • Заблокировать рулевое управление 1.
  • Выключить дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 4.
  • По необходимости выключить выключатель аккумуляторных батарей.

После останова двигателя и поворота ключа «зажигания» в положение “III” происходит автоматический продув 2-3 мин системы SCR сжатым воздухом (для удаления остатков аммиачного раствора из трубопроводов и форсунки во избежание его кристаллизации). Этот цикл работы сопровождается характерным звуком работы насосного модуля, что не является свидетельством поломки или неисправности системы впрыска аммиачного раствора.

Регенерация сажевого фильтра.

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Сажевый фильтр требует периодической очистки – регенерации. Регенерация проводится в автоматическом либо в ручном режиме.

Автоматический режим регенерации (активен в движении автомобиля).

  • Время регенерации занимает от 30 минут до 1 часа. При проведении регенерации повышаются обороты двигателя.

Ручной режим регенерации.

  • Если автоматическая регенерация невозможна или не дала результатов, система сообщает водителю о засоренности сажевого фильтра включением индикатора 2 и выводом на монитор щитка приборов периодически высвечиваемого сообщения «Необходима регенерация».
  • После появлении данного сообщения следует в течение 3 часов остановиться на обочине, поставить КП на нейтраль и включить стояночный тормоз.
  • Кратковременно нажать «Запрос регенерации» на переключателе регенерации 1 и ожидать окончания процесса регенерации.

Для принудительного отключения режима регенерации (остановка на АЗС, эксплуатация в пожаро-взрывоопасных местах, использование автомобиля на коротких маршрутах и т.д.) следует зафиксировать переключатель в положении «Запрет регенерации».

Если в течение 4 часов после возникновения на мониторе щитка приборов сообщения «Необходима регенерация», регенерация не проведена, то система записывает в память нестираемую ошибку, которая требует проведения специальных процедур на официальном сервис-центре Mercedes-Benz.

Круиз-контроль.

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Внимание!

При движении под уклон принять меры, позволяющие двигателю не превышать предельную частоту вращения 2500 об/мин.

Режим поддержания скорости рекомендуется не использовать:

  • На извилистых дорогах, при экстремальных условиях движения, при движении с переменными скоростями и при других условиях движения, которые осложняют поддержание постоянной скорости автомобиля
  • На скользких дорогах, покрытых снегом или льдом, на мокром покрытии и гравийном покрытии, либо на дорогах свободно насыпанных гравием и т. д.

Не соблюдения данных рекомендаций влечет повреждение двигателя, автомобиля, ставит под угрозу личную безопасность.

Положения переключателя.

  • 0 – начальное положение переключателя.
  • I (не фиксированное) – SET+, увеличение скорости или оборотов, возврат в положение 0 автоматическое
  • II (не фиксированное) – SET-, уменьшение скорости или оборотов, возврат в положение 0 автоматическое.
  • III – AUS, выключение поддержания установленной скорости движения (не используется).
  • IV – воспроизведение запомненной скорости движения (не используется).

Регулирование холостых оборотов (дополнительная опция).

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

  • Включить зажигание.
  • Включить двигатель.
  • Увеличение/уменьшение оборотов – нажать и удерживать переключатель в положении I («SET+») / II («SET-»). Контроль оборотов осуществлять по тахометру А.

Регулирование производится на неподвижном автомобиле. Во время регулирования запрещается нажимать педали сцепления или тормоза.

При выключении «зажигания» заданные холостые обороты двигателя аннулируются.

Поддержание установленной скорости движения («Круиз-контроль»).

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Двигатель и его системы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Применение – поддержание заданного уровня скорости движения автомобиля за счет автоматического управления оборотами двигателя.

  • Включение режима – нажать кнопку «Круиз-контроль» 1, включается индикатор
  • Захват скорости – при скорости автомобиля не менее 48 км/час кратковременно нажать переключатель в положение I («SET+»). Дальнейшее управление автомобилем производится с отпущенной педалью подачи топлива.
  • Увеличение / уменьшение скорости движения – нажать и удерживать переключатель в положении I («SET+») / II («SET-») Контроль скорости осуществлять по спидометру А (тахографу).
  • Обгон – нажать педаль подачи топлива для превышения заданной скорости. При отпускании педали скорость автомобиля возвращается к ранее заданному параметру.

Выключение установленной скорости движения («Круиз-контроль»).

Нажать кнопку «Круиз-контроль» 1 (режим III не используется), индикатор 2 выключается.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства