Генератор автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047.
- Электрооборудование ВАЗ-2107, -21047.
- Генератор автомобилей ВАЗ-2107, -21047 с двигателями ВАЗ-2104 и ВАЗ-21067.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Генератор.
Генератор 37.3701*.
1 – поджимная втулка; 2 – втулка; 3 – буферная втулка; 4 – задняя крышка; 5 – винт крепления выпрямительного блока; 6 – выпрямительный блок; 7 – вентиль; 8 – конденсатор; 9 – задний подшипник; 10 – контактные кольца; 11 – вал ротора; 12 – щетка; 13 – вывод «30»; 14 – вывод «61»; 15 – щеткодержатель; 16 – вывод «В» регулятора напряжения; 17 – регулятор напряжения; 18 – шпилька крепления; 19 – вентилятор; 20 – шкив; 21 – пластины; 22 – кольцо; 23 – передний подшипник; 24 – обмотка ротора; 25 – ротор; 26 – обмотка статора; 27 – статор; 28 – передняя крышка.
* С 1996 г. изменены конструкция регулятора напряжения и место вывода «61».
Схема соединений генератора автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047.
Описание конструкции.
На автомобиле установлен генератор 37.3701 (ранее устанавливался Г-222). Это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Генератор установлен на кронштейне в передней части двигателя с правой стороны.
Техническая характеристика генератора 37.3701 (Г-222).
Максимальный отдаваемый ток (при напряжении 13В и частоте вращения ротора 5000 мин⁻¹), А | 55 (45) |
Рабочее напряжение, В | 13,6-14,6 |
Передаточное отношение двигатель-генератор | 2,04 |
Направление вращения (со стороны привода) | правое |
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в двух шариковых закрытых подшипниках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Внутреннее кольцо заднего подшипника напрессовано на вал ротора, а наружное – запрессовано в заднюю крышку. Второй подшипник ротора запрессован в переднюю крышку и зажат с двух сторон пластинами с четырьмя болтами.
Обмотка статора – трехфазная, соединенная по схеме «звезда». Реле сигнализатора заряда аккумуляторной батареи подключено к выводу нулевого провода (генератор Г-222). У генератора 37.3701 лампа сигнализатора заряда соединена с выводом диодов питания обмотки возбуждения. Если после пуска двигателя лампа сигнализатора горит – в цепи генератора возникла неисправность.
Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-радиаторы. На одной из пластин находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора.
Обмотка возбуждения генератора расположена на роторе. Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две медно-графитные щетки. С 1996 г. щеткодержатель конструктивно объединен с электронным интегральным регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения – неразборный, ремонту он не подлежит.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения радиопомех между выводом «плюс» и «массой» генератора подключен конденсатор емкостью 2,2 мкф, установленный на задней крышке.
Внимание! «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен быть подключен к кузову автомобиля, а «плюс» к выводу «30» генератора.
При работе генератора не отсоединяйте аккумуляторную батарею. Это может привести к повреждению электронных элементов бортовой сети.
Техническое обслуживание генератора заключается в контроле натяжения ремня его привода (см. «Замена ремня привода генератора»).
Проверка генератора.
Для наглядности проверки сделаны на снятом генераторе, но их можно провести и на автомобиле, отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора (см. «Снятие генератора»).
Проверка выпрямительного блока на короткое замыкание.
Снимаем провод с вывода регулятора напряжения (см. «Замена регулятора напряжения»).
Проверяем выпрямительный блок омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи (см. «Проверка электрических цепей»). Если сопротивление велико (стрелка прибора отклонилась на «бесконечность» или контрольная лампа не горит), вентили исправны.
Общая проверка.
Проверяем на «пробой» положительные и отрицательные вентили. «Плюс» омметра подсоединяем к выводу «30» генератора, а «минус» – к его корпусу. Если омметр показывает малое сопротивление (стрелка прибора отклонилась к нулю или контрольная лампа не горит), то один или несколько вентилей «пробиты».
Уточненная проверка.
Отрицательные вентили проверяем, соединив «плюс» прибора с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а «минус» с корпусом генератора.
Если сопротивление мало – один или несколько вентилей «пробиты», или имеется короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.
«минус» – с одним из болтов крепления выпрямительного блока. Малое сопротивление означает, что «пробит» один из вентилей.
При выходе из строя элементов выпрямительного блока рекомендуем менять его в сборе. Допускается замена отдельных диодов, однако потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.
Проверка обмотки возбуждения ротора.
Снимаем регулятор напряжения (см. «Замена регулятора напряжения»).
Через окно в крышке генератора проверяем ротор на короткое замыкание на корпус, соединив один вывод омметра с крыльчаткой генератора, а другой с контактным кольцом обмотки возбуждения.
Проверяем отсутствие обрыва в обмотке возбуждения, подсоединив выводы прибора к контактным кольцам.
Проверка конденсатора.
Снимаем конденсатор (см. «Ремонт генератора»).
Для проверки конденсатора используется специальный прибор, но предварительно оценить состояние конденсатора можно омметром. Закорачиваем вывод конденсатора на его корпус, чтобы он разрядился. Подсоединяем к выводу корпуса и наконечнику провода щупы омметра (омметр лучше переключить в верхний предел измерений). Стрелка должна резко отклониться в сторону нуля, а затем плавно вернуться в конец шкалы, к символу «бесконечность». Если поменять полярность, то стрелка должна еще больше отклониться к нулю.
Неисправный конденсатор заменяем.
Замена ремня привода генератора.
Для удобства снимаем аккумуляторную батарею.
Головкой «на 17» ослабляем гайку крепления генератора к регулировочной планке.
Монтажной лопаткой смещаем генератор к блоку цилиндров. Если для этого требуется чрезмерное усилие, то, сняв брызговик двигателя (см. «Замена подушек и штанги стабилизатора поперечной устойчивости»),
ключом «на 19» ослабляем затяжку болта нижнего крепления генератора.
Сместив генератор к двигателю, снимаем изношенный ремень и надеваем новый.
Отжимая монтажной лопаткой генератор от двигателя, натягиваем ремень и в таком положении затягиваем гайку крепления генератора к регулировочной планке.
Правильное натяжение ремня устанавливаем по величине прогиба его ветви на участке между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости или насоса и коленчатого вала, под усилием 10 кгс. В первом случае прогиб должен составлять 10-15 мм, во втором – 12-17 мм.
После регулировки затягиваем нижнюю гайку крепления генератора и устанавливаем брызговик двигателя.
Замена регулятора напряжения.
Снять интегральный регулятор напряжения можно с генератора, установленного на двигателе, но для наглядности порядок работы показан на снятом агрегате.
Отсоединяем наконечник провода от вывода регулятора напряжения.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения
и снимаем его в сборе со щеткодержателем.
Для проверки регулятора подсоединяем к щеткам вольтметр или контрольную лампу. На вывод «В» регулятора подаем «плюс» от аккумуляторной батареи напряжением 12В (на фото желтый провод), а на контакт «масса» – «минус». Если напряжения нет (контрольная лампа не горит) – регулятор неисправен.
Устанавливаем новый регулятор на генератор и, придерживая его (преодолевая усилие сжатых пружин щеток), заворачиваем винты.
Подсоединяем к выводу регулятора провод.
Снятие генератора.
Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике.
Отсоединяем штекер от вывода «61» генератора (аккумуляторная батарея и термостат для наглядности сняты).
Сдвинув изоляционный чехол, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов на выводе «30» генератора и отсоединяем провода.
Снимаем ремень привода со шкива генератора (см. «Замена ремня привода генератора»).
Ключом «на 17» отворачиваем две гайки и снимаем регулировочную планку.
Отвернув гайку нижнего крепления генератора (см. «Замена ремня привода генератора»),
вынимаем болт и втулку. Генератор при этом будет держаться на кронштейне.
Снимаем генератор с автомобиля, опустив его вниз между кронштейном и поперечиной передней подвески.
Устанавливаем генератор на автомобиль в порядке, обратном снятию. После установки регулируем натяжение ремня привода (см. «Замена ремня привода генератора»).
Ремонт генератора.
Снимаем генератор с двигателя (см. «Снятие генератора»).
Ключом «на 10» отворачиваем гайку
и снимаем наконечник провода конденсатора с вывода «30» генератора.
Отверткой отворачиваем винт и снимаем конденсатор.
Снимаем регулятор напряжения (см. «Замена регулятора напряжения»).
Снимаем изоляционную шайбу.
Ключом «на 19» отворачиваем гайку шкива генератора. Ротор от проворачивания при этом удерживаем отверткой за выступ крыльчатки (не погните деталь).
Снимаем детали шкива и вентилятора.
Зубилом удаляем из паза вала шпонку
и снимаем установленное за ней кольцо.
Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки
и вынимаем болты, стягивающие крышки генератора.
Снимаем переднюю крышку.
Если вал ротора плотно сидит в подшипнике, можно, удерживая генератор на весу за переднюю крышку, выбить вал через оправку из мягкого металла.
Снимаем регулировочную шайбу. При сборке не забудьте установить ее на место.
Для замены переднего подшипника ключом «на 8» отворачиваем четыре гайки, стягивающие крышки.
При сборке они были законтрены – торцы шпилек вмяты. Гайки при отворачивании деформируют металл, создавая дополнительное сопротивление. Если гайки будут повреждены, при сборке потребуются новые.
Снимаем наружную
и внутреннюю крышку вместе с винтами.
Через оправку выбиваем подшипник.
Устанавливаем новый подшипник, нанося легкие удары по его наружному кольцу через оправку. В качестве нее можно использовать отрезок трубы подходящего размера.
Устанавливаем крышки подшипников, затягиваем гайки
и бородком или зубилом вновь контрим их.
Выколоткой из мягкого металла выбиваем ротор из задней крышки.
Ротор снимается вместе с подшипником.
Замена заднего подшипника требуется реже. При необходимости стягиваем его с вала ротора универсальным съемником.
Новый подшипник запрессовываем, нанося легкие удары через оправку – и только по внутреннему кольцу.
Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления клемм статора к выпрямительному блоку.
Из задней крышки извлекаем три болта вместе с изоляционными прокладками,
снимаем статор
и вынимаем выпрямительный блок.
Проверку выпрямительного блока см. в разделе «Проверка генератора». Вентиль (диод) имеет одностороннюю проводимость. Неисправный, как правило, пропускает ток в обоих направлениях. Замена отдельных вентилей возможна, но потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка. Поэтому выпрямительный блок, при выходе из строя его элементов, рекомендуется менять в сборе.
Перед сборкой очищаем детали от грязи, масла и угольной пыли.
Собираем генератор в порядке, обратном разборке.