Меню Закрыть

Источники питания. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Источники питания. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Источники питания.

Источники питания. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

1 – Крышка генератора со стороны контактных колец. 2 – Выпрямительный блок. 3 – Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора. 4 – Контактные кольца. 5 – Задний шарикоподшипник вала ротора. 6 – Конденсатор для уменьшения уровня радиопомех 7 – 8ал ротора 8 – Щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения. 9 – Клеммовый болт (вывод «30»). 10 – Штекер центрального вывода обмотки статора. 11 – Кожух регулятора напряжения и щеткодержателя. 12 – Регулятор напряжения. 13 – Щеткодержатель. 14 – Щетка, соединенная с выводом «В» регулятора’ напряжения. 15 – Вентилятор со шкивом привода генератора. 16 – Передний клювообразный полюс ротора. 17 – Упорное кольцо подшипника. 18 – Передний шарикоподшипник ротора. 19 – Крышка генератора со стороны привода. 20 – Обмотка ротора (обмотка возбуждения). 21 – Статор. 22 – Обмотка статора. 23 – Задний клювообразный полюс ротора. 24 – Стяжной болт генератора. 25 – Буферная втулка. 26 – Втулка. 27 – Поджимная втулка. 28 – Отрицательный диод. 29 – Держатель отрицательных диодов. 30 – Фазный вывод обмотки статора. 31 – Положительный диод. 32 – Держатель положительных диодов. 33 – Корпус аккумуляторной батареи. 34 – Крышка аккумуляторной батареи. 35 – Положительная выводная клемма. 36 – Баретка. 37 – Отрицательная выводная клемма. 38 – Пробка наливной горловины. 39 – Индикатор для проверки уровня электролита. 40 – Сепаратор. 41 – Положительная пластина. 42 – Отрицательная пластина. 43 – Обмотка реле. 44 – Ярмо реле. 45 – Пружинная пластина. 46 – Якорь. 47 – Стойка неподвижного контакта. 48 – Крышка. 49 – Основание. 50 – Аккумуляторная батарея. 51 – Генератор. 52 – Монтажный блок. 53 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 54 – Вольтметр. 55 – Выключатель зажигания. 56 – Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

Аккумуляторная батарея.

Техническая характеристика.

Номинальное напряжение, В 12
Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С в начале разряда, А·ч 55
Масса с электролитом, кг 20

Кислотная аккумуляторная батарея 6СТ-55П служит для питания потребителей автомобиля электрическим током при неработающем двигателе, а также для пуска двигателя.

Корпус 33 батареи изготовлен из полипропилена и разделен непроницаемыми перегородками на шесть секций, в которых размещены шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2В. Каждый аккумулятор состоит из блока пластин. Блок состоит из полублоков положительных и отрицательных пластин. Пластины представляют собой отлитые из сплава свинца и сурьмы решетки, ячейки которых заполнены пористой активной массой. Пластины одинаковой полярности приварены ушками к баретке 36, которая служит для крепления пластин и вывода тока. Пластины в блоке изолированы друг от друга тонкими и пористыми сепараторами 40 из поливинилхлорида. Малая толщина и большая пористость сепараторов облегчают проникновение электролита к пластинам, уменьшают внутреннее сопротивление батареи и позволяют получить значительную силу разрядного тока при низких температурах. А это облегчает пуск двигателя стартером в холодную погоду.

Сверху секции корпуса закрыты одной общей крышкой 34 из полипропилена, которая приваривается к корпусу. Крышка имеет отверстия для прохода выводов 35 и 37, а также резьбовые отверстия для заливки в секции электролита и проверки его уровня.

В аккумуляторы батареи заливается электролит, которым служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи при +25° С должна быть 1,28 см³ для умеренного климата и 1,22 г/см³ для тропического.

При разряде батареи серная кислота электролита взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца (белого цвета), при этом количество кислоты в электролите уменьшается и его плотность снижается.

При заряде батареи под действием проходящего через батарею зарядного тока происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца (коричневого цвета), а у отрицательных пластин – в губчатый свинец (серого цвета), при этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается.

Нормальный уровень электролита в аккумуляторах должен быть на 5-10 мм выше верхнего края сепараторов и не подниматься выше нижнего края индикатора 39.

Генератор.

Техническая характеристика.

Номинальное напряжение, В 12
Максимальная сила тока отдачи при 13 В и 5000 об/мин, А 45
Направление вращения Правое
Передаточное отношение двигатель–генератор 1:2,04
Масса генератора, кг 4,74

На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливается генератор переменного тока типа Г-222. Он служит для питания потребителей автомобиля электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи.

Генератор представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Для преобразования переменного тока в постоянный в генератор встроен выпрямитель на шести кремниевых диодах.

Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Через отверстия в ушках крышек 1 и 19 генератор крепится болтом к литому чугунному кронштейну двигателя и шпилькой к натяжкой планке. Чтобы при затяжке болта не обломились ушки крышек, в отверстии ушка крышки 1 имеется резиновая буферная втулка 25. Под действием усилия затяжки болта поджимная втулка 27 смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном генератора, буферная втулка 25 сжимается между стальными втулками 27 и 26, поэтому усилие затяжки не передается на ушко.

Основные части генератора: ротор, статор 21 и крышки 1 и 19, отлитые из алюминиевого сплава.

Ротор состоит из вала 7, на рифленую поверхность которого напрессованы стальные клювообразные полюсы 16 и 23, образующие вместе с валом сердечник электромагнита. Между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 20 возбуждения ротора. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 23 и припаяны к выводам контактных колец 4. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует.

На валу ротора на сегментной шпонке установлены шкив 15 с вентилятором, изготовленные из листовой стали и соединенные электросваркой. Вентилятор служит для охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора. Статор набран из пластин электротехнической стали, соединенных электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированных лаком или электроизоляционным картоном. В пазы уложена трехфазная обмотка, закрепленная от выпадания деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная обмотка состоит из шести катушек. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом (штекер 10) нулевой точки. На задней крышке 1 генератора винтами закреплен регулятор 12 напряжения и щеткодержатель 13 со щетками 8 и 14. Через щетки подводится ток к обмотке возбуждения. Одна из щеток соединена с выводом «В» регулятора напряжения, а другая с выводом «Ш». Детали выпрямителя также прикреплены к задней крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфаэной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА-20 – полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке, состоящем из двух алюминиевых держателей 29 и 32 с диодами. Выпрямительный блок крепится к крышке 1 тремя болтами 3, изолированными вместе с держателями положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками этих болтов одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К держателю 32 присоединен зажим «30» генератора (болт 9), являющийся выводом «плюс» выпрямителя. Выводом «минус» является масса генератора.

Генератор имеет встроенный малогабаритный микроэлектронный регулятор 12 напряжения типа Я112В. Он представляет собой неразборную и нерегулируемую конструкцию. Непрерывно и автоматически регулируя ток, протекающий по обмотке возбуждения генератора, регулятор поддерживает напряжение на выходе генератора на уровне 13,5-14,5 В независимо от тока нагрузки и частоты вращения ротора.

Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.

Техническая характеристика.

Номинальное напряжение, В 12
Напряжение размыкания контактов при температуре +25±5°С, В 5,3±0,4
Напряжение замыкания контактов при температуре +25±5°С, В 0,2-1,5
Сопротивление обмотки при температуре +20° С, Ом 29

Реле РС-702 предназначено для включения контрольной лампы на панели приборов, когда напряжение генератора недостаточно для заряда аккумуляторной батареи. Реле установлено в отсеке двигателя штекерами вниз на верхней части брызговика правого колеса.

Реле состоит из ярма 44, стального сердечника с обмоткой 43, якоря 46 и стойки 47 с неподвижным контактом. Ярмо с сердечником и стойка установлены на гетинаксовом основании 49. Якорь 46 крепится к полке ярма с помощью пружинной стальной пластины 45. Контакты реле изготовлены из сплава серебра и меди. Контакт якоря прижимается к контакту стойки пружинной пластиной, поэтому контакты реле являются нормально замкнутыми.

Работа генератора.

При включении зажигания на вывод «Б» регулятора напряжения подается напряжение от аккумуляторной батареи, он отпирается и через обмотку возбуждения генератора начинает протекать ток. Протекающий по обмотке возбуждения ток создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный полюс ротора и рабочий магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Этот переменный магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу. При включении зажигания загорается контрольная лампа 56 заряда аккумуляторной батареи. При неработающем двигателе фазное напряжение генератора равно нулю. Ток не протекает через обмотку реле 53, якорь не притягивается к сердечнику, контакты реле остаются замкнутыми и лампа 56 горит, сигнализируя о том, что все потребители питаются от аккумуляторной батареи. После пуска двигателя под действием выпрямленного фазного напряжения через обмотку реле 53 протекает ток, замыкающийся по пути: зажим «30» генератора — контакты «30/1» и «15/1» выключателя зажигания – предохранитель «10» – штекеры «87», «86», обмотка, штекер «85», реле 53 – штекер вывода нулевой точки обмотки статора генератора и выпрямитель генератора. Когда выпрямленное фазное напряжение генератора достигнет 5,3-5,7 В, якорь притянется к сердечнику реле, контакты реле разомкнутся и лампа 56 погаснет, сигнализируя о том, что выпрямленное напряжение генератора стало больше напряжения аккумуляторной батареи и что генератор начал заряжать батарею и питать потребителей.

При увеличении частоты вращения ротора генератора, когда напряжение на. выходе генератора превысит 13,5-14,5 В, регулятор напряжения запирается и не пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Это приводит к резкому уменьшению напряжения генератора и регулятор напряжения отпирается. Напряжение снова повышается и описанный процесс повторяется с частотой 25-250 раз в секунду. Напряжение генератора на выходе выпрямителя с такой же частотой то повышается, то понижается. Благодаря высокой частоте размыканий и замыканий, колебаний напряжения незаметно и практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13,5-14,5 В.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства