Электрооборудование КамАЗ-4308.
Электрооборудование автомобиля КамАЗ-4308.
Перейти к подразделам:
Электрооборудование (общие сведения).
Схемы электрические функциональные.
Система освещения (применяемые лампы, регулировка фар).
Контрольно-измерительные приборы.
Система звуковой сигнализации.
Электропровода, предохранители.
Раздел 8. Электрооборудование.
Электрооборудование автомобилей КамАЗ-4308 состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; системы отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.
Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображением элементов электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г – голубой; Ж – желтый; 3 – зеленый; К – красный; КЧ – коричневый; О – оранжевый; Р – розовый; С – серый; Ф – фиолетовый; Ч – черный.
Система электроснабжения (рис. 8-1) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи G2 и G3, соединенные последовательно, генераторная установка G1, подключенная параллельно аккумуляторным батареям.
Отрицательный вывод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля КамАЗ-4308 через выключатель К17 массы с дистанционным управлением.
Схема оборудована реле К16, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выключателя S21 приборов и стартера ток не подается к кнопке S6 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).
Система световой сигнализации (рис. 8-7) предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля КамАЗ-4308, влияющих на безопасность движения.
К системе световой сигнализации относятся: аварийная световая сигнализация, сигнализация торможения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие переключатели, выключатели и реле.
Выключатель S14 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указателей поворота в прерывистом режиме.
При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не светить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 (рис. 1-5) при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Реле-прерыватель V3 обеспечивает прерывистый режим работы указателей поворота автомобиля и полуприцепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке НЗ контрольных ламп.
Рис. 1-5. Комбинированный переключатель.
1 – рычаг переключателя света и указателей поворота; 2 – рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя.
Положения рычагов переключателя:
I – Включен указатель правого поворота; II – Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III – Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV – Включен указатель левого поворота; V – Мигание дальним светом (нефиксированное); VI – Включен дальний свет; О – Все выключено; А – Первая скорость стеклоочистителя; В – Вторая скорость стеклоочистителя; С – Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D – Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля КамАЗ-4308. При этом замыкаются контакты выключателя сигналов торможения S5 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле К5 и светят лампы сигнала торможения задних фонарей.
Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания, минуя выключатель приборов и стартера.
Сигнал торможения включается также при включении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика В12, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормозной системы установлено реле-прерыватель К2, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей.
Система наружного и внутреннего освещения (рис. 8-5…8-6) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля КамАЗ-4308, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля КамАЗ-4308 относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона Е18 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар Е5 и Е26, противотуманных фар Е1 и Е25 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем S22 непосредственно от источника питания.
Система контрольно-измерительных приборов (рис. 8-3) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля КамАЗ-4308, а также определения скорости движения. Контрольно-измерительные приборы состоят из указателей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположены на агрегатах шасси и двигателя.
Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при снижении температуры окружающего воздуха. Электродвигатели М3, М4 (рис. 8-4) нагнетают воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внимание на направление вращения их валов.
В системе применяется реверсивный электродвигатель МЭ 250. При подсоединении положительного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вращение, а отрицательного полюса – левое вращение.
Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью клавишного переключателя, расположенного в кабине.
Система звуковой сигнализации включает электрозвуковые сигналы Н9 (рис. 8-4), предназначенные для обеспечения безопасности движения, и реле-сигнализатор Н2 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-4308, для внутренней сигнализации в кабине.
При давлении воздуха в пневмосистеме 392,3…686,5 кПа (4…7 кгс/см²) звук должен быть чистым.
Электрозвуковые сигналы Н9 расположены под кабиной и включаются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов осуществляется через промежуточное реле К4, установленное на нижней панели приборов.
Сигнал Н2 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок контрольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.
Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 8-2.
Схемы электрические функциональные.
На рисунках 8-1…8-8 приведены функциональные схемы электрооборудования автомобилей КамАЗ.
На всех схемах единый перечень элементов; зоны расположения элементов относятся к общей электрической схеме автомобиля.
Перечень элементов.
Зона | Позиционное обозначение | Наименование | Кол. |
5А | В2 | Датчик уровня топлива СЯ МИ 407 611-114-01 (или СЯ МИ 407 611-114-02) ТУ4573-002-12258598-93 | 1 |
5А | В3 | Датчик спидометра 2001.3843 ТУ37.003.1270-75 | 1 |
5А, 5В, 5В, 1А | В4, В5, В6, В13 | Датчик падения давления в тормозных контурах ММ124Д-3810600 ТУ37.003.546-76 | 4 |
1А | В8 | Датчик давления масла ММ370 ТУ37.003.387-78 | 1 |
1А | В9 | Датчик аварийного давления масла ММ111Д-3810600 ТУ37.003.546-76 | 1 |
1А | В10 | Датчик указателя температуры ТМ-100А ТУ37.003.568-77 | 1 |
1А | В11 | Датчик сигнализатора температуры ТМ111-08 ТУ37.003.569-90 | 1 |
1А | В12 | Датчик контрольной лампы стояночного тормоза ММ 124Д-3810600 ТУ37.003.546-76 | 1 |
2А | В15 | Датчик сигнализатора температуры ТМ111 -04 ТУ37.003.569-90 | 1 |
В1 | В16 | Датчик тахографа | 1 |
5В, 2В | E1, Е25 | Фара противотуманная ФГ152А ТУ37.003.751-80 | 2 |
5В, 2В | Е2, Е24 | Указатель поворота передний УП1.3712 ТУ4573-001-07628635-97 | 2 |
5В, 1В | ЕЗ, Е30 | Указатель поворота боковой 56.3726 ТУ4573-032-058080936 | 2 |
5В, 1В | Е4, Е23 | Фара-прожектор 2012.3711 ТУ37.458.043-80 | 2 |
5В, 1В | Е5, Е26 | Фара 342.3711 ТУ37.003.1000-80 | 2 |
4А, 2А | Е7, Е20 | Фонарь задний 7442.3716-08 ТУ РБ 05882559.010-95 | 2 |
4В, 3В | Е9, Е16 | Фонарь габаритный 26.3712 | 2 |
3В | E14, E15 | Плафон кабины П1.3714010 | 2 |
2В | Е18 | Плафон вещевого ящика ПК142Б | 1 |
2В | Е19 | Плафон спального места ПК142Б | 1 |
2А | Е21, Е22 | Свеча факельная штифтовая 1102.3740 | 2 |
2В | Е27 | Лампа подкапотная ПД308-Б-0 ТУ37.003.187-80 | 1 |
3А | Е28 | Фара-прожектор (освещения рабочей зоны) 2012.3711 ТУ37.458.043-80 | 1 |
4А | Е34, Е35 | Фонарь освещения номерного знака ФП131-АБ | 2 |
2В | F1 | Блок предохранителей 111.3722 ТУ37.003.754-76 | 1 |
3А | F2, F3 | Блок предохранителей ПР112 ТУ37.003.775-76 | 2 |
3А | F4 | Предохранитель ПР119-01 ТУ37.003.731-76 | 1 |
1В | G1 | Генератор | 1 |
1А | G2, G3 | Батарея 6СТ-190А ТУ 16-729.384-83 | 2 |
3В | Н1 | Блок контрольных ламп тормозной системы 2312.3803010-23 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
3В | Н2 | Реле-сигнализатор 733.3747-10 ТУ37.003.709-80 | 1 |
4В | Н3 | Блок контрольных ламп 2312.3803010-24 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
4А | Н4 | Лампа контрольная включения блокировки межосевого дифференциала 2212.3803-14 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
4А | Н6 | Лампа контрольная понижающей передачи 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
4А | Н6 | Лампа контрольная КОМ 2212.3803-15 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
2В | Н9 | Комплект сигналов С306Д-01/С307Д-01 ТУ37.003.533-79 | 1 |
1B | Н14 | Лампа контрольная дальнего света фар 2212.3803-28 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
4А | Н17 | Лампа контрольная засоренности воздушного фильтра 2212.3803-20 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
4А | Н18 | Лампа контрольная демультипликатора 2212.3803-35 ТУ37.003.1109-92 | 1 |
5В | К1 | Реле стартера 738.3747-20 ТУ37.469.023-97 | 1 |
3В | К2 | Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС493 ТУ37.003.588-77 ТУ37.003.1010-80 | 1 |
3А | К3 | Реле электродвигателей отопителя 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
3В | К4 | Реле звуковых сигналов 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
3В | К5 | Реле сигналов торможения 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
3В | Кб | Реле дополнительных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
3В | К7 | Реле противотуманных фар 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
2В | К8 | Термореле электрофакельного устройства 1202.3741 ТУ37.003.711-79 | 1 |
2А | К9 | Реле ближнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
2А | К10 | Реле дальнего света 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
2А | К12 | Реле включения ЭФУ 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
2А | К13 | Реле останова двигателя 738.3747-20 ТУ37.469.023-97 | 1 |
2А | К14 | Реле заднего противотуманного фонаря 901.3747 ТУ 37 003.1418-94 | 1 |
– | К15 | Реле КОМ 901.3747 ТУ 37.003.1418-94 | 1 |
1А | К16 | Реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 ТУ37.003.1418-94 | 1 |
1А | К17 | Выключатель аккумуляторной батареи 1400.3737 ТУ37.003.574-74 | 1 |
3А | К18 | Реле стеклоочистителя 3502.3777 ТУЗ7.104.222-2001 | 1 |
5А | M1 | Стартер | 1 |
5В | М2 | Стеклоомыватель 1112.5208-01 ТУ37.003.639-87 | 1 |
3В, 2А | М3, М4 | Электродвигатель отопителя МЭ250 ТУ37.003.789-76 | 2 |
2В | М5 | Стеклоочиститель 271.5205 | 1 |
5В, 5А | М14, М15 | Электропривод корректора фар ЭПК06 | 2 |
4В | Р1 | Тахометр 3631.3813 ТУ37.003.1251-85 | 1 |
4В | Р2 | Показывающий прибор 1211.3802 ТУ37.003.691-81 | 1 |
3В | Р3 | Указатель давления 1908.3830 | 1 |
3В | Р4 | Комбинация приборов 28.3801 ТУ37.003.670-75 | 1 |
1В | Р12 | Тахограф 1318.270000 0025 23 ТУ 4573-001-43820854-97 | 1 |
3В | R1 | Выключатель света щитка приборов с реостатом ВК416-Б-01 ТУЗ7.003.1174-83 | 1 |
5А | S1 | Выключатель света заднего хода ВК403Б ТУ37.003.108-76 | |
5А | S2, S3 | Выключатель к.л. блокировки межколесного дифференциала ВК403Б ТУ37.003.188-76 | 2 |
5А | S4 | Выключатель к.л. блокировки межосевого дифференциала ВК403Б ТУ37.003.108-76 | |
5В | S5 | Выключатель сигналов торможения 15.3720 ТУ37.003.1159-83 | |
5В | S6 | Кнопка дистанционного выключателя массы 11.3704-01 ТУ37.003.710-80 | |
5В | S7 | Центральный переключатель света 581.3710-01 ТУЗ7.003.1211-86 | |
5В | S8 | Выключатель дополнительных фар 3842.3710-02.06 ТУ37.003.1222-82 | |
5В | S9 | Выключатель противотуманных фар 3842.3710-02.03 ТУЗ7.003.1222-82 | |
4В | S10, S31 | Выключатель плафонов 3842.3710-02.09 ТУ37.003.1222-82 | 2 |
5В | S11 | Выключатель заднего противотуманного фонаря 3842.3710-05.04 ТУ37.003.1222-82 | 1 |
5А | S13 | Выключатель к.л. понижающей передачи ВК403Б ТУ37.003.188-76 | 1 |
4В | S14 | Выключатель аварийной световой сигнализации 32.3710 ТУ37.003.1106-82 | 1 |
4В | S15 | Кнопка включения свечей электрофакельного устройства 11.3704-01 ТУ37.003.710-80 | 1 |
3А | S17 | Выключатель блокировки межколесного дифференциала ВК343-01.14 ТУ 37.003.701-75 | 1 |
3А | S18 | Переключатель коробки отбора мощности П602 ТУ37.467.525-77 | 1 |
4В | S20 | Переключатель стеклоочистителя со стеклоомывателем 4002.3709 ТУ37.003.1335-87 | 1 |
4В | S21 | Выключатель приборов и стартера 2621-3704 ТУЗ.ЦТ-1.051-94 | 1 |
4В | S22 | Переключатель указателей поворота ближнего и дальнего света 6602.3709 ТУ37.003.1336-87 | 1 |
4В | S23 | Переключатель электродвигателей отопителя П147- 04.11 ТУ37.003.701-75 | 1 |
3В | S24 | Переключатель подъема и опускания платформы П147-06.15 ТУ37.003.701-75 | 1 |
1А | S52 | Выключатель нейтрали | 1 |
5А | S53 | Выключатель КОМ | 1 |
5А | S54 | Выключатель демультипликатора | 1 |
– | S55 | Кнопка включения КОМ 11.3704-01 ТУ37.003.710-80 | 1 |
– | S56 | Выключатель КОМ 3812.3710-02.30 ТУ37.003.1222-82 | 1 |
3А | V1, V6 | Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79 | 2 |
2В | V3 | Прерыватель указателей поворота РС951А2 ТУ37.453.056-82 ТУ37.003.990-80 | 1 |
4А | V8 | Блок управления корректора фар БУК29 ТУ4573-047-07530936-00 | 1 |
– | V9, V10 | Блок защиты бортовой сети автомобиля БЗС-2, 321.3722 ТУ45 73 -001 -26002172-96 | 2 |
5В, 5В, 2А, 2В | X1, Х7, Х15 | Разъем одноконтактный | 15 |
1B, 1В, 4В, 2В | Х16, Х19, Х23 | ||
1B, 5В, 1B, 2А | Х28, Х29, Х48 | ||
2В,2В,1В | Х60, Х61, Х62 | ||
Х64, Х65, Х66 | |||
5В, 5В, 5В, 1В | Х2, Х4, Х5, Х20 | Разъем шестиконтактный | 6 |
1В, 1В | Х21, Х22 | ||
5В, 4В, 4В, 3В | Х3, Х10, X11 | Разъем двухконтактный | 8 |
3А, 4А, 4А, 4А | Х12, Х41, Х44 | ||
Х45, Х48 | |||
5В, 5А, 5А, 1А | Х25, Х26, Х38 | Разъем четырехконтактный | 5 |
5А | Х42, Х63 | ||
5В | Х31 | Розетка переносной лампы 47К ТУ 16-526.359-74 | 1 |
5А | Х35 | Розетка внешнего запуска ПС315-3723100 ТУ37.003.229-79 | 1 |
5А | Y1 | Клапан электромагнитный блокировки межколесного дифференциала КЭБ420 ТУ 1-5540036-93 | 1 |
1А | Y2 | Клапан топливный электромагнитный 1102.3741 ТУЗ7.003.740-79 | 1 |
1А | Y4 | Клапан электромагнитный коробки отбора мощности КЭБ420 ТУ 1-5540036-93 | 1 |
1А | Y5 | Клапан электромагнитный подъема и опускания платформы КЭБ420 ТУ 1-5540036-93 | 1 |
1А | Y6 | Клапан электромагнитный опускания платформы КЭБ420 ТУ 1-5540036-93 | 1 |
2А | Y10 | Клапан электромагнитный останова двигателя ЭМ 17 ТУ3742-006-34013480-00 | 1 |
Рис. 8-1. Функциональная схема электроснабжения с генератором 800 Вт и 2 кВт со встроенным интегральным регулятором напряжения.
Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера.
Рис. 8-2. Функциональная схема пуска двигателя.
Схема имеет два варианта выключателя приборов и стартера.
Рис. 8-3. Функциональная схема контрольно-измерительных приборов.
Схема имеет вариант исполнения для автомобилей с двумя топливными баками.
Рис. 8-4. Функциональная схема стеклоочистки, отопления и звуковой сигнализации.
Рис. 8-5. Функциональная схема внутреннего освещения.
Рис. 8-6. Функциональная схема наружного освещения.
Рис. 8-7. Функциональная схема наружной световой сигнализации и блокировки колес.
Рис. 8-8. Функциональная схема световой и звуковой сигнализации тормозной системы.
На автомобилях КамАЗ-4308 устанавливается генераторная установка и стартер, входящие в состав двигателя модели CUMMINS В 5,9 180 CIV-0.
Требования по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту приведены в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Камминз серии В». Данное руководство прикладывается к каждому автомобилю КамАЗ-4308 с двигателем Камминз.
Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190А состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в полипропиленовом моноблоке с общей крышкой.
Техническая характеристика аккумуляторных батарей.
Тип батареи | 6СТ-190А |
Количество батарей | 2 |
Номинальное напряжение батареи, В | 12 |
Номинальная емкость при температуре электролита 23…27 °С в режиме разряда, А·ч: | |
20-часовом | 190 |
10-часовом | 170 |
Сила тока при режиме разряда, А: | |
20-часовом | 9,5 |
10-часовом | 17 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина | 525 |
ширина | 240 |
высота | 243 |
Масса, кг: | |
без электролита | 45 |
с электролитом | 60 |
Сила тока при режиме заряда, А: | |
20-часовом | 19 |
10-часовом | 17 |
Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5×143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных – 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных – 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.
Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений под общей крышкой, на крышке имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.
Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10.
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние.
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (табл. 8-1).
Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние.
Таблица 8-1.
Климатический район | Время года | Плотность электролита при 15 °С, г/см³ | |
Заливаемого | в конце первого заряда | ||
Районы с резко континентальным климатом с зимней температурой ниже минус 40 °С | Зима | 1,290 | 1,310 |
Лето | 1,250 | 1,270 | |
Районы с зимней температурой: | |||
до минус 40 °С | Круглый год | 1,270 | 1,290 |
до минус 30 °С | То же | 1,250 | 1,270 |
Южные районы | То же | 1,230 | 1,250 |
Тропики | То же | 1,210 | 1,230 |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см³. |
Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты.
Таблица 8-2.
Требуемая плотность электролита при 15 °С, г/см³ | Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см³ при 15 °С, л | Количество воды и кислоты плотностью 1,83 г/см 3 при 15 °С, л |
||
Воды | Раствора | Воды | Кислоты | |
1,210 | 0,522 | 0,493 | 0,834 | 0,204 |
1,230 | 0,467 | 0,542 | 0,811 | 0,228 |
1,250 | 0,418 | 0,596 | 0,796 | 0,248 |
1,270 | 0,364 | 0,647 | 0,778 | 0,269 |
1,290 | 0,313 | 0,698 | 0,759 | 0,290 |
1,310 | 0,256 | 0,753 | 0,736 | 0,314 |
1,400 | – | – | 0,640 | 0,416 |
Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83…1,84 г/см³, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80 °С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см³ при 15 °С. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см или ее раствора плотностью 1,40 г/см³, необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 8-2.
Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15 °С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 8-3.
Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита.
Таблица 8-3.
Температура электролита, °С | Поправка к показанию денсиметра |
-40 | -0,04 |
-30 | -0,03 |
-15 | -0,02 |
0 | -0,01 |
+15 | 0 |
+30 | +0,01 |
+45 | 0,02 |
+60 | +0,03 |
Примечание. Если температура электролита выше 15 °С, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже – то вычесть. |
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25 °С в условиях умеренного климата и не выше 30 °С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.
Порядок заливки электролита следующий: вывернуть пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливать до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.
Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверить его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см³ в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль КамАЗ-4308 без подзаряда.
Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см ³, то батарею следует зарядить.
Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжать от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводить только в случае, если температура электролита не превышает 30 °С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоединить к положительному полюсу источника тока, а отрицательный – к отрицательному. Величину зарядного тока установить и в дальнейшем поддерживать на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи вести до тех пор, пока
плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2…3 ч при одновременном, обильном газовыделении во всех аккумуляторах.
Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролировать температуру. В случае, если температура электролита выше 45 °С, уменьшить величину зарядного тока наполовину или прервать на время заряд и охладить батарею до 30°С.
Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2…3 ч, а в конце заряда – через каждый час.
Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.
Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановить его доливкой дистиллированной воды.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15 °С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 8-1, в зависимости от климатического района эксплуатации.
Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см³, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отобрать с помощью груши.
Корректировку плотности проводить только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.
Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполнить три-четыре раза.
Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжать батарею не менее 30 мин.
Техническое обслуживание.
При техническом обслуживании 1 (ТО-1) проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долить дистиллированную воду. Доливать воду непосредственно перед выездом автомобиля КамАЗ-4308 на линию.
Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее.
Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки – трещины моноблока.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) выполнить следующие операции:
– очистить батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином;
– проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия;
– смазать выводы и перемычки аккумуляторных батарей;
– проверить состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);
– довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см³ соответствует снижению емкости батареи на 5…6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 8-3, учитывая температурную поправку.
Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см³. Если разность превышает указанную величину, батарею снять с автомобиля КамАЗ-4308 и поставить на заряд. В конце заряда провести корректировку плотности.
Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.
Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снять с автомобиля КамАЗ-4308 и зарядить на зарядной станции.
Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Следует помнить, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.
Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15 °С).
Плотность электролита, приведенная к температуре 15 °С, г/см³ | ||
Полностью заряженная батарея | батарея разряжена | |
на 25% | на 50% | |
1,310 | 1,270 | 1,230 |
1,290 | 1,250 | 1,210 |
1,270 | 1,230 | 1,190 |
1,250 | 1,210 | 1,170 |
1,230 | 1,190 | 1,150 |
Возможные неисправности батарей.
Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протереть ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протереть насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.
Сульфатация – это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.
Признаками сульфатации пластин являются:
– быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;
– плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;
– газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);
– при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6…2,7 В у исправных аккумуляторов;
– при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.
Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.
Сульфатация возникает вследствие:
– длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;
– систематического недозаряда батарей;
– снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;
– применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.
Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжать до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5…6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядить аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слить из батареи электролит, промыть аккумуляторы дистиллированной водой и проверить, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разобрать. Затем залить в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядить батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжать до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5…6 часов, затем довести плотность до нормальной и провести контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторить указанные операции.
Отстающий аккумулятор – это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.
Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.
Отстающие аккумуляторы дозаряжать отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоединить провода через дополнительный реостат и заряжать тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем провести контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядить его отдельно, как указано выше.
Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера.
Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:
– из предварительного полного заряда;
– контрольного разряда;
– окончательного полного заряда.
Предварительный полный заряд проводить зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.
Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20…30 °С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживать в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.
Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замерять при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проводить через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролировать непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, отключить батарею от разрядной цепи.
При контрольном разряде записывать время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах привести к температуре 30 °С по формуле:
где С 30 – емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, А.ч; Ср – емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А.ч; t° – средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 – температурный коэффициент емкости.
Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.
Окончательный полный заряд проводить нормальным зарядным током с соблюдением всех правил и доводкой плотности электролита в конце заряда.
Не допускать перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.
Аккумуляторная батарея 6СТ-190А ремонту не подлежит, при отказе подлежит замене.
Хранение.
Хранение сухозаряженных батарей. Новые, не залитые электролитом батареи хранить в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 50 °С.
При постановке батарей на хранение плотно ввернуть герметизирующие пробки в заливные горловины крышек. Батареи устанавливать в один ряд и защитить от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.
Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.
Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.
Батареи устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0 °С и не ниже минус 30 °С.
Перед постановкой батарей на хранение осмотреть их, убедиться в исправности и очистить от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализовать 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо.
Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).
Батареи, поставленные на хранение при температуре 0 °С и не ниже минус 30 °С, проверять ежемесячно по плотности электролита и подзаряжать в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15 °С, ниже 1,230 г/см 3 .
Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0 °С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.
К системе внешнего и внутреннего освещения автомобиля КамАЗ-4308 относятся фары головного света, противотуманные фары, передние указатели поворотов, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа, фары-прожекторы, боковые повторители указателей поворота, передние и боковые габаритные фонари, фонари освещения номерного знака, рабочая фара.
Технические характеристики световых приборов.
Световые приборы | Применяемые лампы по ГОСТ 2023.1-88 | Мощность, Вт | Тип цоколя по ГОСТ17101-79 |
Фары головного света 342.3711 – 2шт.: | |||
ближний и дальний свет | АКГ24-75-70-1 (Н4) | 75-70 | P 43t-38 |
габаритный свет | АМН24-4 | 4 | BA9s/14 |
Противотуманная фара ФГ 152А – 2шт. | АКГ24-70(Н1) | 70 | P14,5s |
Фара-прожектор 2012.3711 – 2шт. | АКГ24-70(Н1) | 70 | P14,5s |
Передний габаритный фонарь 26.3712 – 2шт. | А24-5-1 | 5 | BA15s/19 |
Плафон освещения кабины П1-3714 – 2 шт. | А24-21-3, А24-5-1 | 21,5 | BA15s/19 |
Плафон вещевого ящика ПК142-Б – 1 шт. | АС24-5-1 | 5 | SV8,5/8 |
Передние указатели поворота УП1-3712 – 2шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Боковой повторитель указателей поворота 56.3726 – 2 шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Боковой габаритный фонарь 431.3731 – 6 шт. | Светодиоды | – | – |
Задние фонари 7442.3716-08 – 2 шт.: | |||
габаритные огни | А24-10 | 10 | BA15s/19 |
указатели поворота | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
сигналы торможения | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
фонарь заднего хода | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
задний контурный фонарь | А24-10 | 10 | BA15s/19 |
противотуманный фонарь | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Фонари освещения номерного знака ФП 131АБ – 2шт. | А24-5-1 | 5 | BA15s/19 |
Фара рабочая 2012.3711 – 1шт. | АКГ24-70(Н1) | 70 | P14,5s |
Подкапотная лампа ПД 308Б – 1шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Переносная лампа НСТ 39-21 – 1шт. | А24-21-3 | 21 | BA15s/19 |
Лампа аварийной сигнализации | АМН-24-3 | 3 | BA7s/ll |
Лампа подсветки приборов | А24-2 | 2 | BA9s/14 |
Лампы подсветки блоков контрольных ламп, выключателей | А24-1.2 | 1,2 | W2x4,6d |
Электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 – 1шт. |
Техническое обслуживание.
Исправное состояние системы освещения и световой сигнализации является необходимым условием безопасности автомобильного движения. Это указывает на важность своевременного и регулярного профилактического обслуживания осветительных приборов.
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом проверить состояние приборов освещения при различных положениях переключателей и выключателей:
– комбинированного переключателя фар головного света, передних и задних фонарей;
– кнопочных выключателей противотуманных фар, заднего противотуманного фонаря, фар-прожекторов;
– протереть загрязненные рассеиватели приборов внешнего освещения и сигнализации.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) отрегулировать направление светового потока фар.
Световой поток фар регулировать на ровной площадке (рис. 8-19) с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон и т.д.). Автомобиль КамАЗ-4308 должен быть в снаряженном состоянии, но без груза. Присутствие водителя в кабине не имеет значения. Давление в шинах автомобиля КамАЗ-4308 довести до нормы.
Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.
Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установить перпендикулярно поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ± 0,5 см, должны быть хорошо видны.
Автомобиль КамАЗ-4308 установить так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, а линия III совпадала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III не более ± 5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.
Рис. 8-9. Схема регулировки фар.
L (м) | Н (мм) |
10±0,05 | 150 |
7,5±0,03 | 112,5 |
5±0,025 | 75 |
Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар (10±0,05) м. Допускается уменьшение величины данного расстояния до (7,5±0,03) м и (5±0,025) м, значение регулировки указано в таблице.
Свет фар можно регулировать с помощью реглоскопа.
Для дополнительной регулировки наклона луча ближнего света фар при загрузке автомобиля КамАЗ-4308 применяется электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 (рис. 8-11).
Регулировка осуществляется ручкой управления, установленной на панели выключателей. При повороте ручки управления против часовой стрелки световые пучки каждой фары опускаются вниз. Корректор фар функционирует только при включенном ближнем свете. Положение ручки менять в зависимости от нагрузки в соответствии с рис. 8-11 и таблицей.
Рис. 8-11. Корректор фар головного света.
1 – шкала; 2 – ручка управления корректора.
Состояние загрузки автомобиля | Метка положения ручки корректора |
Снаряженный автомобиль с водителем | • |
Наполовину груженый автомобиль | •• |
Полностью груженый автомобиль | ••• |
Регулирование света противотуманных фар. Установить экран на расстоянии 5 м от автомобиля КамАЗ-4308 и провести на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отвернуть гайку 5 (рис. 8-12) крепления противотуманной фары к кронштейну и установить фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Рис. 8-12. Установка противотуманных фар.
1 – кронштейн фар; 2, 3 – болт и гайка крепления кронштейна; 4, 5 – болт и гайка для регулирования света противотуманных фар; 6 – спойлер.
Проверку величины падения напряжения на изделиях светотехники проводить с помощью вольтметра при включенном дальнем свете фар. Для этого замерить напряжение между выводом амперметра и массой и напряжение между штекерным выводом нити дальнего света фар и массой. Падение напряжения, равное разности этих напряжений, не должно превышать 6,5% от номинального напряжения.
Рис. 8-10. Фара головного света.
1 – винт вертикального регулирования света; 2 – винт горизонтального регулирования света.
Падение напряжения можно проверить непосредственно милливольтметром, обеспечив подачу напряжения к плюсовому выводу амперметра и штекерному выводу нити дальнего света.
Возможные неисправности приборов освещения, способы их устранения.
Причина неисправности | Метод устранения |
Частое перегорание ламп | |
Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля | Проверить величину напряжения, при необходимости заменить регулятор напряжения |
Лампа не горит | |
Стряхивание или перегорание нити накала | Заменить лампу |
Обрыв цепи питания: | |
сгорела плавкая вставка в блоке предохранителей | устранить короткое замыкание в цепи, заменить плавкую вставку |
отсутствует контакт в штекерных соединениях | восстановить контакт |
поломка переключателей | устранить неисправность или заменить переключатель |
Лампа горит тускло | |
Окислились или загрязнились контактные соединения | Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры |
Загрязнился рассеиватель или отражатель | Протереть рассеиватель, промыть отражатель |
Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накаливания | Заменить лампу |
Разрядилась аккумуляторная батарея | Зарядить аккумуляторную батарею |
Повышенное падение напряжения в цепи | Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения |
Мигает свет в лампе | |
Периодическая потеря контакта | Восстановить контакт |
На внутренней поверхности колб ламп иногда появляется налет испаряемого вольфрама, который резко уменьшает силу света. Такие лампы заменить.
После замены ламп фар регулирование направления светового потока обязательно.
Замену ламп производить в помещении, где нет пыли. Нельзя длительное время оставлять оптический элемент открытым после того, как вынут патрон с отказавшей лампой.
Не дотрагиваться пальцами до поверхности отражателя.
При загрязнении отражателя промыть его чистой теплой водой, очищая ватой его поверхность. Очистку проводить круговыми движениями с небольшим усилием. После промывки оптический элемент просушить, положив его для сушки зеркальной поверхностью отражателя вниз.
При замене галогенных ламп АКГ 24-75+70 и АКГ 24-70 лампу держать за цоколь, исключая контакт со стеклом колбы. Загрязнения на колбе лампы приводят к помутнению стекла. При возникшем загрязнении колбы, стеклянную поверхность тщательно протереть.
Хранение.
Приборы освещения и лампы хранить в сухих, хорошо проветриваемых и отапливаемых помещениях. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже 5 °С. При неблагоприятных условиях хранения наружные и хромированные части изделий, а также цоколи ламп покрыть тонким слоем вазелинового масла или другой нейтральной смазкой.
Не допускается хранить в одном помещении приборы освещения с аккумуляторными батареями, кислотами, электролитом.
Контрольно-измерительные приборы.
Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автомобиля КамАЗ-4308 и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все указатели объединены в комбинацию приборов (КП), установленную на щитке приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.
Техническая характеристика контрольно-измерительных приборов.
Указатель спидометра | 121.3802, магнитоиндукционный, с электрическим приводом |
Указатель тахометра | 251.3813, электронный |
Датчик спидометра | МЭ 307 или 20.3843, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирующий ток переменной частоты |
Указатель давления в системе смазывания двигателя | магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой падения давления, в составе КП |
Датчик указателя давления масла | ММ 370, мембранного типа с реостатом |
Указатель уровня топлива | магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива, в составе КП |
Датчик указателя уровня топлива | БМ 158-Б, рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива |
Указатель температуры охлаждающей жидкости | магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой перегрева, в составе КП |
Датчик указателя температуры | ТМ 100-А, с терморезистором |
Электрический спидометр состоит из преобразователя (датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приемник; приемника (трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов) и магнитоиндуктивного механизма спидометра со счетным устройством.
Приемник конструктивно объединен с магнитоиндуктивным механизмом в один прибор-указатель спидометра. Конструкция спидометра показана на рис. 8-13. Принципиальные схемы спидометра и тахометра показаны на рис. 8-14.
Техническое обслуживание.
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверить работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние и надежность датчиков включения блокировки мостов и стоп-сигнала.
Рис. 8-13. Указатель спидометра.
1 – колодка штекерная; 2 – плата печатная с полупроводниковыми элементами; 3 – корпус указателя; 4 – устройство счетное; 5 – механизм магнитоиндукционный; 6 – гнездо сигнальной лампы; 7 – электродвигатель.
Для контрольной проверки спидометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.
При проверке датчиков контрольный приемник спидометра подключать поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух полученных показаний оценить погрешность проверяемого прибора.
При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик.
Проверку проводить также методом сравнения.
Рис. 8-14. Принципиальная схема спидометра.
Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключать от источника питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле КамАЗ-4308.
Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ 1.
Указатели давления в системе смазывания двигателя проверять совместно с датчиком сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично схеме включения на автомобиле.
Контролируемые отметки шкалы | Значения сопротивления реостата |
Данные для проверки указателя давления масла | |
0 | 165 |
2 | 132 |
4 | 98 |
6 | 70 |
8 | 42 |
10 | 20 |
Данные для проверки указателя уровня топлива | |
0 | 0…8 |
1/2 | 36,5…43,5 |
П | 78…95 |
Допустимая погрешность указателя ± 7%; от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0…686,5 кПа (0…7 кгс/см²) и ±10% – в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см²) (при температуре окружающего воздуха (20±5) °С.
При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным таблицы.
Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке.
Допустимая погрешность указателя совместно с датчиком 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20±5) °С. Если погрешность превышает допустимую, определить, какой из приборов неисправен, заменяя датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую величину и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулировать, по возможности, датчик, подгибая рычаг поплавка.
Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь величинами сопротивлений, указанными в таблице.
Проверку указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости проводить сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с термометром поместить в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивать. Подсоединить указатель к датчику в соответствии со схемой подключения, корпус датчика соединить с минусовым выводом батареи.
Оценить точность показаний проверяемого прибора.
Величины сопротивлений реостата, включенного в цепь вместо датчика, должны соответствовать значениям, указанным в таблице при определенных показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний: ± 8 °С при температуре воды 40 °С и ± 5 °С при температуре воды 80…100°С.
Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.
Для проверки обрыва в цепи “указатель-датчик” отсоединить провод от датчика и подключить его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт на “массу” автомобиля КамАЗ-4308. Если провод оборван, то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.
Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и указатель, отсоединить провод от датчика при включенном питании, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, в противном случае отсоединить провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится.
Возможные неисправности датчиков и указателей и способы их устранения.
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения | |
Неисправен предохранитель | Заменить предохранитель |
Обрыв в цепи питания | Восстановить цепь |
Отклонение стрелки влево или вниз от нуля | |
Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Восстановить цепь |
Перепутаны выводы В и Д указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Замыкание провода или датчика уровня топлива на массу автомобиля | Устранить замыкание |
Отклонение стрелки вправо или вверх от крайней отметки | |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости с массой автомобиля | Устранить замыкание. Восстановить контакт |
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с массой автомобиля | Восстановить цепь; восстановить контакт |
Перепутаны выводы В и Д указателя уровня топлива | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Резкие колебания стрелки | |
Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с массой автомобиля | Восстановить контакт |
Исчезает контакт в штекерных соединениях | Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений |
Не работают скоростной и счетный узлы спидометра | |
Нарушение контактных соединений в цепях питания | Восстановить контакт |
Отсутствие “массы” на приемнике | Проверить наличие “массы” |
Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узлы спидометра | |
Сработал предохранитель | Найти причину, вызвавшую срабатывание. Устранить неисправность |
Оборвался провод питания | Устранить неисправность |
Колебания стрелки спидометра на малых оборотах, стрелка не отклоняется | |
Обрыв фазного провода внутри указателя | Вскрыть указатель и припаять оборванный провод |
Обрыв фазного провода внутри датчика | Вскрыть датчик и припаять оборванный провод |
Отказ транзистора | Вскрыть указатель и заменить транзистор |
Система звуковой сигнализации.
На автомобиле КамАЗ-4308 установлены:
– комплект электрических звуковых сигналов С306-Д-01 и С307-Д-01 (низкого и высокого тона), расположенный под кабиной на передней поперечине рамы.
Электрические сигналы включаются при перемещении рукоятки переключателя указателей поворотов вверх, питание к ним подается через промежуточное реле 901.3747, установленное на нижней панели приборов;
– реле-сигнализатор 733.3747-10, предназначенный для внутренней сигнализации в кабине, включен в цепь сигнализации: падения давления в контурах пневматического тормозного привода; падения давления масла; перегрева охлаждающей жидкости; звучит одновременно с включением любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров; реле-сигнализатор установлен в кабине под панелью приборов.
Возможные неисправности электрических сигналов и способы их устранения.
Причина неисправности | Метод устранения |
При включении сигнал не звучит | |
Обрыв провода | Проверить электрическую цепь |
Нет контакта в цепи питания или нет массы сигналов | Восстановить контакт |
Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания | Определить место короткого замыкания и устранить его |
Не работает реле звуковых сигналов | Реле заменить |
Неисправен сигнал | Заменить сигнал |
Сигналы издают слабый, хриплый звук | |
Нарушена регулировка сигналов | Отрегулировать сигналы |
При включении сигнал дребезжит | |
Подгорели контакты сигналов | Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание |
Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря | Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал |
Поломка мембраны | Заменить сигнал |
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать | |
Попадание в рупоры воды и грязи | Очистить рупоры |
Ремонт.
Техническое состояние электрических сигналов оценивается по качеству и громкости звучания сигналов, качество звучания определяется на слух. Звук сигналов должен быть чистым, без дребезжаний и хрипов. Чистоту и громкость звучания при необходимости отрегулировать.
Рис. 8-15. Звуковой электрический сигнал.
1 – основание; 2, 4 – гайки регулировочные; 3 – крышка; 5 – пластина нижнего контакта; 6 – винт; 7 – пружина верхнего контакта; 8 – сердечник; 9 – стойка; 10 – якорь; 11 – прокладка; 12 – мембрана; 13 – резонатор.
Регулирование электрических сигналов проводить в последовательности:
– вывернуть винт 6 и снять крышку 3 (рис. 8-15);
– проверить магнитный зазор А между якорем 10 и сердечником 8. Зазор не должен выходить за пределы величины, установленной при регулировке. Для сигнала С306-Д-01 зазор должен быть 1,15…1,25 мм, а для сигнала С307-Д-01 – 0,85…0,95 мм. С изменением величины зазора меняется тональность звука;
– проверить состояние и положение контактов 5 и 7 прерывателя. Несовпадение осей контактов не должно выходить за пределы 0,2 мм;
– подключить поочередно сигналы к аккумуляторной батарее и отрегулировать их по тону и по силе звучания.
Тон звука регулировать при помощи гаек 2 и 4. При слишком низком или слишком высоком тоне ослабить верхнюю гайку 4, а нижнюю гайку 2 вращать в ту или иную сторону до получения необходимого тона звучания сигнала. После регулировки гайку 4 затянуть и проверить звучание сигнала.
Если этой регулировкой тон звука отрегулировать не удается, отрегулировать зазор между якорем 10 и сердечником 8.
Зазор регулировать с помощью прокладок 11 толщиной 0,5 мм, устанавливаемых между резонаторами 13 и мембраной 12, а также между
основанием 1 и мембраной. При уменьшении зазора тон звука повышается, при увеличении – понижается.
Силу звука регулировать изменением силы сжатия контактов прерывателя, что приводит к изменению величины тока в цепи сигнала. Регулировку производить также гайками 2 и 4.
Сигналы прослушивать с закрытыми крышками, подвешивая их за кронштейн на подставке, свободной от дребезжания. Сигналы должны нормально звучать при напряжении не ниже 22 В. Сила тока, потребляемого комплектом сигналов, не должна превышать 5 А при напряжении 24 В.
Коммутационная аппаратура обеспечивает включение системы световой сигнализации и системы наружного и внутреннего освещения автомобиля КамАЗ-4308.
Выключатель аккумуляторной батареи с дистанционным управлением («массы») 14.3737 установлен на переднем кронштейне ящика аккумуляторных батарей и состоит из электромагнита, корпуса с контактной частью и устройства ручного включения с защитным чехлом (рис. 8-16).
Комбинированный переключатель поворотов и указателей света П145 установлен на рулевой колонке и состоит из механизмов включения указателей поворотов, а также включения и переключения системы внешнего освещения.
Кроме того, переключатель обеспечивает включение электрических звуковых сигналов через реле сигналов и включение электрического сигнала через электропневмоклапан.
Автоматическое отключение указателей поворотов при окончании маневрирования автомобиля КамАЗ-4308 обеспечивается специальной втулкой срабатывателя, установленной на рулевом колесе.
При установке рулевого колеса на шлицах вала колонки следить за тем, чтобы спицы рулевого колеса были расположены симметрично оси колонки, колеса автомобиля КамАЗ-4308 при этом должны быть направлены по оси автомобиля.
Реле различного назначения широко применяются в системах электрооборудования, это:
– прерыватели светового сигнала при маневрировании автомобиля и для сигнализации аварийного состояния PC 951А2 или 3402.3777-22;
– реле прерывистого сигнала включения стояночного тормоза PC 493;
– реле стартера 738.3747-20;
– реле с переключающимися контактами 901.3747.010 (рис. 8-17).
При монтаже реле на автомобиле подключайте штекеры электропроводов к выводам реле строго в соответствии с их назначением.
Специального технического обслуживания реле не требуют. При отказе в работе они подлежат замене.
Рис. 8-16. Выключатель аккумуляторной батареи 14.3737.
1 – прокладка уплотнительная; 2 – система контактная; 3 – устройство ручного включения с защитным чехлом; 4 – электромагнит; 5 – якорь; 6 – шток; 7 – штекерный разъем; 8 – корпус; 9 – клеммы.
Рис. 8-17. Электрическая схема реле 901.3747.
Техническое обслуживание.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя массы, наличие и исправность защитных чехлов.
При сезонном техническом обслуживании (СТО) разобрать выключатель массы аккумуляторных батарей, прочистить и смазать.
Порядок разборки и сборки. Вывернуть винты крепления корпуса к электромагниту. Снять уплотнительную прокладку. При разборке корпуса с контактной системой отогнуть стопорные шайбы, снять опорную плиту. Особое внимание обратить на целостность пружины фиксатора.
Снять со шпилек контактную часть, устранить подгорание контактных соединений зачисткой стеклянной шкуркой, продуть сжатым воздухом внутреннюю полость корпуса. Трущиеся поверхности штока и шпилек контактной системы смажьте смазкой ЦИАТИМ-201.
Сборку выключателя производить в обратной последовательности.
При сборке шток электромагнита завернуть в якоре так, чтобы при ходе якоря до упора сердечника шток выступал над опорной поверхностью фланца на 1,5…2,5 мм.
Электропровода, предохранители.
На автомобилях КамАЗ-4308 применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников питания и части потребителей выведен на массу автомобиля, которая выполняет функцию второго провода.
Применяемые провода низкого напряжения марки ПГВА и ПВА имеют различные сечения (от 1 мм 2 до 50 мм²), выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи.
Для соединения массы кабины с рамой автомобиля КамАЗ-4308 используется плетеный автомобильный провод марки АМГ16.
Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами.
Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами.
При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозийная смазка.
Внимательно проверять надежность штекерных соединений, не допускайте излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При установке штекеров в колодки соблюдайте соответствие расцветок соединяемых друг с другом проводов.
Техническое обслуживание.
При техническом обслуживании 2 (ТО-2) проверить состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей).
Ремонт.
При отказе в работе потребителей проверить падение напряжения в цепях питания, замеряя вольтметром величину напряжения на “+” амперметра, а также у потребителя. Разность напряжения является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравнить с допустимым, указанным в таблице.
Допустимые падения напряжения.
Потребитель | Максимально допустимое падение напряжения, % от номинального напряжения |
Фара (дальний свет) | 6,5 |
Фара (ближний свет) | 3,2 |
Задние указатели поворота | 2,5 |
Задние габаритные огни | 2,5 |
Передний фонарь | 1,0 |
Стоп-сигнал | 35 |
Стартер (измеряется по перемычке) | 0,2 В на 100 А силы тока стартера |
Падение напряжения в штекерном соединении измеряется непосредственно в месте обжимки провода милливольтметром класса точности не ниже 1.0.
Полученные значения должны соответствовать значениям, указанным в таблице.
Допустимые падения напряжения в штекерных соединениях.
Сечение провода, мм | Допустимое падение напряжения, мВ | При величине тока, А |
1 | 20 | 10 |
1,5 | 30 | 15 |
2,5 | 20 | 30 |
4,0 | 30 | 50 |
6,0 | 20 | 50 |
Возможные неисправности электропроводки и способы их устранения.
Основные неисправности электропроводки – нарушение контакта в штекерных соединениях.
Прежде чем приступить к определению места обрыва в цепи, убедиться в исправности предохранителя, включенного в эту цепь.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием. Для этого дополнительный провод подсоединить к плюсовому выводу неработающего потребителя, а его второй конец подсоединить к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать.
Если при шунтировании всего участка цепи потребитель работает, проверить надежность соединения его с массой.
Место обрыва можно также определить с помощью контрольной лампы таким же образом. Только вместо потребителя в шунтирующую цепь включена лампочка 24 В.
В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов возможно короткое замыкание на массу. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определять в цепи от предохранителя к потребителю.
При обрыве проводов сращивать их, скручивая жилы проводов с последующей спайкой, или заменить их новыми соответствующего сечения и длины. Затем изолировать провода с помощью изоляционных трубок или защищая их намоткой изоляционной ленты.
Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов, возникающих при коротких замыканиях, на автомобилях КамАЗ применяются два типа блоков предохранителей с плавкими вставками:
– 111.3722 (60А; 30А);
– ПР112 (8А; 16А).