КамАЗ Компас 9, 12 – руководство по эксплуатации.
Среднетоннажные грузовые шасси Компас 9 и Компас 12.
Руководство по эксплуатации.
2023
Введение.
Руководство по эксплуатации включает в себя технические данные среднетоннажных грузовых автомобилей Компас 9 и Компас 12, рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Автомобили, изготавливаемые в климатическом исполнении «У» (для поставки в районы и страны с умеренным климатом), рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 °C, относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °C.
Автомобили, изготавливаемые в климатическом исполнении «Т» (для поставки в районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °C, относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °C.
Автомобили могут эксплуатироваться при запыленности до 1,0 г/м³, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м, при соответствующем изменении тяговодинамических характеристик, свойств и топливной экономичности.
2. Эксплуатационные параметры.
- Технические характеристики шасси.
- Таблицы дополнительных технических характеристик.
- Технические характеристики двигателей.
- Давление воздуха в шинах.
- Эксплуатационная документация, запасные части, инструмент и принадлежности, которыми должен быть укомплектован автомобиль.
- Маркировка шасси.
3. Краткое описание систем и механизмов шасси.
- Ключ автомобиля.
- Рабочее место водителя.
- Кнопки управления на рулевом колесе.
- Комбинация приборов.
- Тахометр.
- Указатель температуры жидкости в системе охлаждения.
- Контрольные лампы.
- Информационный дисплей.
- Выключатели/ переключатели на панели приборов.
- Включение и выключение питания в системе электрооборудования.
- Мультимедиапроигрыватель/ радио.
- Внутреннее освещение кабины.
- Управление наружным освещением.
- Звуковой сигнал.
- Стеклоочиститель.
- Стеклоомыватель.
- Солнцезащитный козырёк.
- Двери кабины.
- Зеркала заднего вида.
- Регулирование сиденья водителя.
- Ремни безопасности.
- Подушки безопасности (при наличии).
- Регулирование положения рулевого колеса.
- Управление системой кондиционирования воздуха.
- Тахограф цифровой.
- Вещевые отсеки и ящики.
- Подстаканник.
- Пепельница.
- Прикуриватель.
- Устройство вызова экстренных оперативных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).
- Требования безопасности при эксплуатации автомобиля.
- Основные правила эксплуатации.
- Особенности движения автомобиля на подъемах и спусках.
- Эксплуатация нового автомобиля (обкатка).
- Рекомендуемые режимы работы двигателя.
- Подготовка автомобиля к движению.
- Пуск и останов двигателя.
- Режим «Круиз-контроль».
- Управление коробкой передач.
- Тормозная система.
- Электронные системы управления тормозной системой.
- Функция удержания автомобиля на уклоне.
- Система предупреждения о сходе с полосы движения (LDWS).
- Противооткатный упор.
- Буксирование автомобиля.
5. Эксплуатация автомобиля в холодный период времени.
- Особенности эксплуатации автомобиля в холодный период.
- Электрический предпусковой подогреватель.
- Пуск двигателя в холодный период.
- Подогрев восстановителя оксидов азота.
6. Техническое обслуживание автомобиля.
- Ежедневное техническое обслуживание.
- Периодическое техническое обслуживание.
- Перечень работ при ежедневном техническом обслуживании (ЕТО).
- Уход за автомобилем.
- Уход за ветровым стеклом.
- Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов систем автомобиля.
- Обслуживание и подкачка шин.
- Проверка наличия конденсата в ресиверах.
- Проверка уровня масла в картере двигателя.
- Проверка уровня охлаждающей жидкости.
- Проверка уровня жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления.
- Фильтр грубой очистки топлива.
- Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.
- Система нейтрализации отработавших газов
- Аккумуляторные батареи.
- Рекомендации по проверке крепления деталей рулевого механизма.
- Техническое обслуживание электрического подогревателя.
7. Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь.
- Контроль за возможными неисправностями систем автомобиля.
- Индикация на комбинации приборов и предложения по устранению неисправностей.
- Включение аварийной сигнализации.
- Замена элемента питания в пульте дистанционного управления.
- Неисправности рулевого управления.
- Замена воздушного фильтра системы питания воздухом.
- Растормаживание стояночной тормозной системы при аварийных ситуациях.
- Пуск двигателя от внешнего источника электрической энергии.
- Пуск двигателя от аккумуляторной батареи другого автомобиля.
- Предохранители и реле.
- Требования безопасности при замене ламп.
- Возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения.
- Опрокидывание и опускание кабины.
- Автомобильный домкрат.
- Установка запасного колеса.
- Снятие, установка колес на автомобиль.
- Демонтаж, монтаж бескамерной шины.
- Включение принудительной очистки сажевого фильтра (при наличии).
9. Транспортирование автомобиля.
10. Гарантии предприятия-изготовителя и порядок предъявления рекламаций.
1. Перед эксплуатацией шасси нужно внимательно изучить настоящее Руководство по эксплуатации и в дальнейшем соблюдать изложенные в нем рекомендации.
2. После приобретения шасси необходимо обратиться в ближайший сервисный центр, аттестованный ООО «Тракс Восток Рус». Это обеспечит техническую консультацию по эксплуатации и обслуживанию шасси. К каждому шасси прикладывается сервисная книжка, содержащая требования по обслуживанию.
3. Для обеспечения безупречной работы шасси следует применять только запасные части, сертифицированные ООО «Тракс Восток Рус» и ранее не подвергавшиеся ремонту.
Установку различного оборудования и механизмов на шасси следует согласовывать с ООО «Тракс Восток Рус». В противном случае шасси не подлежит гарантийному обслуживанию.
4. Производитель сохраняет за собой право в дальнейшем совершенствовать конструкцию шасси без предварительного предупреждения потребителей.
5. «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утверждены распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008 г.
Для шасси, отсутствующих в упомянутом документе, руководители местных административных регионов и предприятий могут вводить в действие своими приказами нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
За разработкой норм расхода топлива можно обратиться в ОАО «НИИАТ» г. Москва, Россия.
2. Эксплуатационные параметры.
3. Краткое описание систем и механизмов шасси.
5. Эксплуатация автомобиля в холодный период времени.
6. Техническое обслуживание автомобиля.
7. Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь.
8. Хранение автомобиля.
Автомобиль (шасси), подготовленный к продаже, но не отгруженный потребителю, может храниться на складе* без проведения консервации или постановки на кратковременное хранение не более трех месяцев со дня изготовления. Если после указанного срока автомобиль (шасси) не отгружен потребителю, то «складом» в процессе хранения должны быть выполнены регламентные профилактические работы в соответствии с 6520-3902101РХ, обеспечивающие сохранность и работоспособность автомобиля (шасси).
Автомобиль (шасси), проданный, но не введенный в эксплуатацию, может храниться на складе** без проведения консервации или постановки на кратковременное хранение не более трех месяцев со дня продажи. Если после указанного срока автомобиль (шасси) не введен в эксплуатацию, то «складом» в процессе хранения должны быть выполнены работы, обеспечивающие сохранность и работоспособность автомобиля (шасси).
* Под термином «склад» следует понимать любое предприятие (организацию, ведомство, подразделение ООО «Тракс Восток Рус» или юридическое лицо), осуществляющее хранение автомобиля (шасси).
** Под термином «склад» следует понимать любое предприятие (организацию, ведомство или физическое лицо), осуществляющее хранение купленного автомобиля (шасси).
9. Транспортирование автомобиля.
Автомобили могут транспортироваться железнодорожным, водным, воздушным транспортом или своим ходом. Вид транспорта оговаривается договором на поставку.
При подготовке автомобиля к транспортированию в зависимости от вида транспорта должны выполняться требования, изложенные в следующих документах в действующей редакции:
1. ГОСТ 26653-2015 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию».
2. «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе», утвержденные приказом Минтранса России от 14.01.2020 N 9.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 №24-ФЗ.
4. «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200.
5. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
6. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82.
Правила транспортирования, способы погрузки и перевозки должны соответствовать требованиям, изложенным в нормативно-технической документации, имеющейся у производителя.
Во время транспортирования железнодорожным, водным, воздушным транспортом аккумуляторные батареи должны быть отключены отсоединением силовых проводов.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанных с транспортированием любыми видами транспорта, должны применяться приспособления, исключающие возможность повреждения автомобиля и его лакокрасочного покрытия.
10. Гарантии предприятия-изготовителя и порядок предъявления рекламаций.
Гарантии предприятия-изготовителя.
1. При отправке потребителю каждый автомобиль (шасси) должен иметь в сопроводительном документе штамп (печать) предприятия-изготовителя.
2. Готовый автомобиль (шасси) может быть осмотрен на предприятии-изготовителе представителем потребителя во всех частях, доступных для осмотра, но без разборки агрегатов и механизмов.
Представителю потребителя предоставляется право потребовать запустить двигатель для проверки исправности работы систем, механизмов и приборов и проверить автомобиль в движении.
3. Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя и порядок предъявления рекламаций на автомобиль (шасси) должны выполняться в течение срока, указанного в договоре купли-продажи и соблюдении требований, изложенных в п.п. 4, 7, а также правил хранения, эксплуатации и обслуживания, указанных в настоящем Руководстве по эксплуатации.
Гарантийный срок исчисляется с даты передачи автомобиля первому покупателю или с даты первой государственной регистрации автомобиля в зависимости от того, что произошло раньше.
Гарантийный срок на шасси автомобиля составляет 36 месяцев или 200 тыс. км пробега в зависимости от того, что наступит раньше.
Гарантийный срок на элементы шасси и его запасные части указаны на официальномсайте.
4. Гарантийные обязательства выполняются при условии, если:
– перед реализацией автомобиля (шасси) проведена предпродажная подготовка в соответствии с требованиями, изложенными в «Сервисной книжке»;
– автомобиль реализован не позднее трех лет со дня изготовления;
– автомобиль обслуживается в аттестованных ООО «Тракс Восток Рус» сервисных центрах, которыми проведены все необходимые виды технического обслуживания в гарантийный период эксплуатации. Информация об адресах таких центров, указывается в «Сервисной книжке»;
– дефектные детали или сборочные единицы представлены на рассмотрение представителям ООО «Тракс Восток Рус» с соответствующей идентификацией;
– во время технического обслуживания и ремонта использовались только запасные части, изготовленные или сертифицированные ООО «Тракс Восток Рус» и раннее не подвергавшиеся ремонту.
Если одно из данных условий не выполняется, то предприятие-изготовитель снимает с себя выполнение гарантийных обязательств.
5. Исключения из гарантии указаны на официальном сайте.
6. Гарантийные обязательства не распространяются на изделия, вышедшие из строя по причине естественного износа, зависящего от интенсивности и условий эксплуатации автомобиля: тормозные накладки, щетки стеклоочистителей, пластиковые удлинители вентилей накачки шин и т.д.
7. Информация об адресах сервисных центров и пунктов, осуществляющих гарантийное обслуживание и замену (высылку) составных частей, преждевременно вышедших из строя в условиях эксплуатации по вине предприятия-изготовителя, указываются в «Сервисной книжке».
Порядок предъявления рекламаций.
1. Гарантия может быть предоставлена только при условии предоставления полного доступа к автомобилю, в том числе ко всем данным, хранящимся в электронных блоках управления.
2. При обнаружении в гарантийный период эксплуатации неисправности автомобиля владелец обязан прекратить его дальнейшую эксплуатацию, обеспечить хранение автомобиля в условиях, предотвращающих ухудшение его состояния, и обратиться к ближайшему сервисному партнеру ООО «Тракс Восток Рус», предоставьте автомобиль для осмотра, максимально подробно разъясните симптоматику неисправности и условия, при которых проявляется неисправность, а также предоставьте следующие документы:
– свидетельство о регистрации транспортного средства;
– документ, удостоверяющий личность заявителя рекламации;
– доверенность на право заказывать услуги по ремонту автомобиля (если заявитель рекламации не является собственником автомобиля);
– сервисную книжку автомобиля и заказ-наряды на техническое обслуживание автомобиля;
– в случае рекламации на запасную часть – накладную, подтверждающую покупку запасной части, и/или заказ-наряд, в рамках которого запасная часть была установлена на автомобиль;
– в случае буксировки неисправного автомобиля в СТО – акт оказанных услуг и маршрутный лист автомобиля-эвакуатора.
Получив обращение, Сервисный партнер ООО «Тракс Восток Рус» в кратчайшие сроки выполнит диагностику неисправности и, если причиной неисправности будет признан производственно-технологический дефект, устранит неисправность в максимально сжатые сроки и безвозмездно.
3. Рекламации не подлежат рассмотрению и претензии предприятием-изготовителем не удовлетворяются в случаях, если:
– автомобиль использовался не по назначению;
– эксплуатация автомобиля производилась с нарушениями требований и рекомендаций, изложенных в «Руководстве по эксплуатации» и «Сервисной книжке»;
– внесены конструктивные изменения, не согласованные с ООО «Тракс Восток Рус»;
– масса эксплуатируемого автомобиля превышала установленную технически допустимую максимальную массу;
– автомобиль эксплуатировался с прицепом, масса которого превышала установленную технически допустимую максимальную массу;
– осуществлялась эксплуатация автомобиля неквалифицированными водителями;
– вождение автомобиля осуществлялось на высокой скорости, не совместимой с состоянием дорог;
– использовались топлива, масла, жидкости или производилось смешивание масел, жидкостей разных фирм-производителей или разного качества, не предусмотренные химмотологической картой;
– акт составлен не по установленной форме или представлен на рассмотрение предприятию-изготовителю с необоснованным нарушением сроков;
– по запросу предприятия-изготовителя потребителем одновременно с актом не представлены вышедшие из строя неисправные составные части;
– произведена разборка неисправных составных частей до прибытия представителя предприятия-изготовителя или без его официального согласия;
– нарушена заводская пломбировка.
Эксплуатирующие организации должны представить необходимые документы, подтверждающие соблюдение условий, изложенных в данном пункте.
При отклонении рекламации восстановление автомобиля производится за счет владельца автомобиля.
4. Рекламации по качеству тахографа, электронного спидометра следует направлять в региональные сервисные центры, имеющие лицензию на установку и пломбирование тахографа. Информация о местонахождении этих центров должна быть предоставлена в сервисном центре, у которого обслуживается автомобиль.
5. Рекламации на спецнадстройки, не реализуемые ООО «Тракс Восток Рус», рассматриваются и удовлетворяются заводами изготовителями спецтехники в соответствии с техническими условиями, руководствами по эксплуатации спецнадстроек, договорами купли-продажи.
Покупные и комплектующие изделия автомобиля утилизируются в соответствии с эксплуатационной документацией на них.
Остальное оборудование автомобиля перед утилизацией необходимо демонтировать и рассортировать на цветные (по маркам металла) и черные металлы.
Перед сбором и утилизацией отходов детали при необходимости следует очистить от масла и консистентной смазки.
При работе со смазочными материалами и очищающими средствами необходимо соблюдать предписания изготовителей.
При работе с чистящими средствами, маслами, консистентными смазками во время эксплуатации или мытья изделия не загрязнять окружающую среду и обеспечивать соответствующую утилизацию отработанных материалов (смазочных материалов, консистентных смазок, охлаждающих жидкостей, уплотняющих прокладок и т.д.) Пустые емкости от этих материалов нельзя смешивать с домашним мусором, они должны быть отправлены на соответствующую утилизацию.
Собирать отработанное масло в емкости достаточных размеров. Смазочные материалы и очищающие средства не должны попадать в землю, грунтовые воды или в канализацию.