Меню Закрыть

Компоненты системы управления двигателем автомобилей семейства ВАЗ-2110.

Компоненты системы управления двигателем автомобилей семейства ВАЗ-2110.

На двигателе ВАЗ-211 применена система распределённого впрыска топлива (на каждый цилиндр – отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мёртвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределённого фазированного впрыска: топливо подаётся форсунками поочерёдно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала – диск с прорезью в ободе.

Большинство деталей двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).

На части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.

Внимание. При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание. При проведение сварочных работ отсоединяйте контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам. При сушке автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте электрические разъёмы. Запрещается проверять работу системы зажигания «на искру». Не запускайте двигатель, если клеммы аккумулятора и «массы» на двигателе и кузове не затянуты или загрязнены.

Отличительные признаки и взаимозаменяемость компонентов систем управления двигателем.

Компоненты системы управления двигателем автомобилей семейства ВАЗ-2110.

Контроллер системы впрыска.

Представляет собой миникомпьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).

ОЗУ используется компьютером для хранения текущей информации о работе двигателя и её обработке. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима т.е. при отключении её содержимое стирается.

ППЗУ содержит собственно программу (алгоритм) работы компьютера и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т.п. ППЗУ энергонезависимо, т.е. его содержимое не изменяется при отключении питания. ППЗУ устанавливается в разъём на плате контроллера и может быть заменено (при выходе из строя контроллера исправное ППЗУ можно переставить на новый контроллер).

В ЭПЗУ записываются коды иммобилайзера при «обучении» ключей. Эта память также энергонезависима.

Датчики системы впрыска.

Выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя (кроме датчика скорости автомобиля), на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок искрообразования. При выходе из строя отдельных датчиков контроллер переходит на обходные алгоритмы работы; при этом могут ухудшиться некоторые параметры двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может.

Датчик положения коленчатого вала.

Установлен на крышке масленого насоса. Он выдаёт контроллеру информацию об угловом положении коленчатого вала и моменте прохождения поршнями 1-го и 4-го цилиндров ВМТ. Датчик – индуктивного типа, реагирует на прохождение зубьев задающего диска на шкиве привода генератора вблизи своего сердечника. Зубья расположены на диске с интервалом 6 ˚. Для синхронизации с ВМТ два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нём генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником должен находиться в пределах 1+-0,2мм.

Датчик фаз.

Установлен на головке блока цилиндров. Принцип его действия основан на эффекте Холла. На двигателе ВАЗ-2112 на шкиве впускного распределительного вала находится диск с прорезью в ободе. Обод проходит через паз в датчике. Когда прорезь диска попадает в паз датчика, он выдаёт на контроллер отрицательный импульс, соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим распределённого (нефазированного) впрыска топлива.

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Ввернут в выпускной патрубок на головке блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор.

Температура, ˚С Сопротивление датчика, Ом
100 177
80 332
60 667
40 1459
20 3520
0 9420
-20 28680
-40 100700

Контроллер подаёт на датчик стабилизированное напряжение +5 В через резистор и по падению напряжения рассчитывает состав смеси.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой потенциометр. На один конец его обмотки подаётся стабилизированное напряжение +5В, а другой соединён с «массой». С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера. Для проверки датчика включите зажигание и измерьте напряжение между «массой» и выводом ползунка (не отключайте разъём – провода можно проколоть тонкими иглами, подключёнными к выводам вольтметра) – оно должно быть не более 0,7 В. Поворачивая рукой пластмассовый сектор, полностью откройте дроссельную заслонку и вновь измерьте напряжение оно должно быть более 4 В. Выключите зажигание, отсоедините разъём, подключите стрелочный омметр между выводами ползунка и любым из двух оставшихся. Медленно поворачивайте сектор рукой, следя за показаниями стрелки. На всём диапазоне рабочего хода скачков быть не должно. Иначе замените датчик. При выходе из строя ДПДЗ его функции берёт на себя датчик массового расхода воздуха. При этом обороты холостого хода не опускаются ниже 1500 об/мин.

Датчик массового расхода воздуха.

Расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом. Он состоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и нагревательного резистора. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера.

В разных вариантах систем впрыска применяются датчики двух типов – с частотным или амплитудным выходным сигналом. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота, во втором случае – напряжение. При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берёт на себя ДПДЗ.

Датчик детонации.

Одноконтактный датчик детонации ввёрнут в верхнюю часть блока цилиндров, двухконтактный датчик крепится на шпильке.

Действие датчика основано на пьезоэффекте: при сжатии пьезоэлектрической пластинки на её концах возникает разность потенциалов. При детонации в датчике образуются импульсы напряжения, по которым контроллер регулирует опережение зажигания.

Датчик кислорода.

Установлен в приёмной трубе системы выпуска отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, создаёт разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В (много кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мала кислорода – богатая смесь). По сигналу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для работы эффективной нейтрализатора (напряжение кислородного датчика – около 0,5 В). Для нормальной работы датчик кислорода должен иметь температуры не ниже 360˚С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент.

Контроллер постоянно выдаёт в цепь датчика кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45+/-0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорное напряжение остаётся неизменным. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреется, он начинает изменять опорное напряжение. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика кислорода.

СО-потенциометр.

Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представляет собой переменный резистор. СО-потенциометр служит для регулировки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащённых каталитическим нейтрализатором.

Датчик скорости автомобиля.

Установлен на коробке передач на приводе спидометра. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдаёт на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колёс. 6 импульсов датчика соответствуют 1м пути автомобиля. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства