Общие положения, описание типов систем зажигания. Системы зажигания автомобилей ВАЗ – устройство, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.
- Системы зажигания автомобилей ВАЗ – устройство, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.
- Автомобили ВАЗ – электрооборудование.
Общие положения, описание типов систем зажигания.
На а/м ВАЗ с карбюраторными двигателями применяются контактная или бесконтактная системы зажигания.
В состав контактной системы зажигания входят: распределитель-прерыватель, катушка зажигания, свечи зажигания, высоковольтные провода, выключатель зажигания.
Распределитель-прерыватель служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Распределитель конструктивно содержит прерыватель и конденсатор.
Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.
При работе двигателя прерыватель прерывает ток в цепи низкого напряжения (первичной обмотке) катушки зажигания, в результате чего во вторичной обмотке индуцируется ЭДС порядка 12-24 кВ. Ток высокого напряжения с вывода вторичной обмотки катушки зажигания поступает на центральный электрод распределителя и затем через ротор и боковые электроды распределителя на свечи зажигания.
Конденсатор в распределителе служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания и уменьшения искрения между контактами прерывателя.
В состав бесконтактной системы зажигания входят: датчик-распределитель, коммутатор, катушка зажигания, свечи зажигания, высоковольтные провода.
Коммутатор служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания по сигналам датчика-распределителя.
Датчик-распределитель служит для выдачи управляющих импульсов низкого напряжения на коммутатор и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Датчик-распределитель конструктивно содержит бесконтактный микроэлектронный датчик импульсов.
Работа бесконтактного датчика импульсов основана на эффекте Холла: если через полупроводниковую пластину проходит ток, а пластина при этом пронизывается магнитным полем, то в данной пластине возникает поперечное электрическое поле.
Рис. 1. Схема работы бесконтактного датчика.
а – выходные импульсы бесконтактного датчика; б – импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания; 1 – полупроводниковая пластина (элемент Холла) с интегральной микросхемой; 2 – постоянный магнит; 3 – экран с прорезями. Тн – время накопления энергии.
Бесконтактный датчик состоит из полупроводниковой пластины 1, рис.1, с интегральной микросхемой и постоянного магнита 2. Между пластиной и магнитом находится экран 3 датчика-распределителя с четырьмя прорезями. При работе двигателя экран вращается. При прохождении тела экрана между магнитом и полупроводниковой пластиной магнитное поле не действует на пластину, поэтому разность потенциалов на пластине не возникает. На выходе датчика при этом будет сигнал с напряжением Umax (не менее 9 В). При прохождении прорези экрана магнитное поле пронизывает пластину, в результате чего на ней возникает разность потенциалов. Данный сигнал преобразуется интегральной микросхемой в импульсы напряжения отрицательной формы – выходные импульсы датчика с напряжением Umin (не более 0,4 В). Импульсы с выхода датчика поступают на вход коммутатора.
При поступлении сигнала Umax выходной транзистор коммутатора открывается, в результате чего появляется ток в первичной обмотке катушки зажигания. Для обеспечения требуемой энергии искрового разряда при любой частоте вращения коленчатого вала в коммутаторе имеется блок нормирования времени накопления энергии Тн.
При поступлении сигнала Umin выходной транзистор коммутатора закрывается и прерывает ток в первичной обмотке, в результате чего во вторичной обмотке индуцируется ЭДС порядка 20-25 кВ. Ток высокого напряжения с вывода вторичной обмотки катушки зажигания поступает на центральный электрод распределителя и затем через ротор и боковые электроды распределителя на свечи зажигания.