Охладитель наддувочного воздуха А21R22.1172012 ОАО «Лихославский радиаторный завод» ГАЗель Next. Инструкция по эксплуатации, диагностике и ремонту.
Инструкция по эксплуатации, диагностике и ремонту охладителя наддувочного воздуха A21R22.1172012 и 37.360.003-2012.
1. Конструкция охладителя наддувочного воздуха A21R22.1172012.
Охладитель наддувочного воздуха A21R22.1172012 представляет собой алюминиевый теплообменник, предназначенный для охлаждения наддувочного воздуха и состоит из следующих принципиальных деталей и узлов, изображенных на рисунке:
1 – остов охладителя (набор спаянных в одно целое воздухопроводящих трубок, охлаждающих пластин и турбулизаторов внутри трубок); 2, 3 – пластины верхняя и нижняя, предназначенные для установки охладителя на автомобиль и крепления к ним дополнительных элементов конструкции); 4, 5 – коллектора охладителя, предназначенные для подвода и отвода охлаждаемого воздуха.
2. Эксплуатация охладителя наддувочного воздуха А21 R22.1172012.
Эксплуатация охладителя должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля, для которого он предназначен. Охладитель рассчитан на эксплуатацию в районах с холодным, умеренным и тропическим климатом при температуре окружающего воздуха от +50 до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при температуре +25°С.
Внимание.
- При монтаже и эксплуатации охладителя соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность повреждения охладителя и засорения внутренних полостей.
3. Перечень неисправностей и методы их диагностирования.
1. Нарушение герметичности:
- разрушение охлаждающих трубок остова охладителя;
- негерметичность паяных и сварных швов охладителя.
Причинами нарушения герметичности охладителя могут быть:
- механические повреждения, полученные в результате небрежного обращения при транспортировке охладителя или при монтаже охладителя на автомобиле;
- некачественная пайка и сварка деталей и узлов охладителя.
Методом диагностики негерметичности охладителя в условиях сервисных предприятий является проверка его герметичности при максимальном избыточном давлении 2,5±0,5 кг/см² с погружением в водяную ванну и выдержкой в течение 30…60 сек. Утечка воздуха (появление пузырьков) не допускается.
Другие методы выявления негерметичности охладителя (без погружения в водяную ванну) являются неинформативными (невозможно определить точное расположение мест негерметичности).
2. Вздутие охлаждающих трубок со смятием охлаждающих пластин в остове охладителя, что приводит к снижению теплотехнических характеристик охладителя (понижение эффективности охлаждения наддувочного воздуха).
Методом диагностирования является визуальный осмотр поверхности остова охладителя.
3. Засорение охлаждающих элементов остова охладителя (каналов охлаждающих пластин) в процессе эксплуатации охладителя в составе автомобиля, что приводит к снижению теплотехнических характеристик охладителя (понижение эффективности охлаждения наддувочного воздуха).
Методом диагностирования является визуальный осмотр фронтальной поверхности остова охладителя.
4. Методы устранения неисправностей.
1. Из-за особенности конструкции (алюминивые сплавы) ремонт негерметичного охладителя проводится подпайкой или подваркой только в условиях завода изготовителя. В условиях сервисных предприятий устранение негерметичности охладителя невозможно и изделие подлежит утилизации.
2. Устранение вздутия охлаждающих трубок со смятием охлаждающих пластин невозможно и изделие подлежит утилизации.
3. Засорение охладителя устраняется путем удаления накопившейся пыли и грязи с фронтальной поверхности остова охладителя направленной струей сжатого воздуха или проточной водой.
Требования к составу документации по техническому обслуживанию и ремонту на покупной компонент не подлежащий ремонту «Охладитель наддувочного воздуха» A21R22.1172012-20.
1. Описание устройства и работы изделия.
Охладитель наддувочного воздуха (здесь и далее – ОНВ) предназначен для охлаждения воздушного потока, нагретого при сжатии в компрессоре. Состоит из алюминиевой паяной сердцевины и алюминиевых бачков.
2. Техническое обслуживание изделия.
При загрязнении наружной поверхности ОНВ, охлаждающие соты продуть сжатым воздухом давлением не более 0,5 МПа и промыть струей воды под давлением не более 7.8 МПа при расстоянии от сопла до поверхности сердцевины не менее 0.5 м под углом к лобовой поверхности сердцевины 90…85 градусов.
3. Возможные неисправности, методы установления (диагностика) и устранения в условиях сервисных предприятий:
Дефект / неисправность | Метод установления (диагностика) | Место дефекта | Причины | Метод проверки | Метод устранения |
Потеря давления системы охлаждения | Произвести опрессовку системы охлаждения двигателя и установить место утечки. ОНВ должен быть герметичным при избыточном давлении воздуха 0,2+0,05 МПа (2,0+0,5 кгс/см²) | Место соединения патрубков ОНВ со шлангами | Незатянуты хомуты, повреждения шланга | Проверить затяжку хомута, наличие повреждений шланга | Затянуть хомуты. Если неисправность не устранена – заменить шланг, если необходимо, заменить хомут. |
Сердцевина ОНВ (1) | Возвратить на склад в ООО «Коммерческие автомобили Группа-ГАЗ» для исследований (2) | Заменить ОНВ | |||
Свободная поверхность литого алюминиевого бачка ОНВ | Внешнее механическое повреждение во время эксплуатации автомобиля | Проверить наличие вмятины, скола, трещины | 1. Демонтировать ОНВ.
2. Допускается устранять негерметичность (3) аргонодуговой сваркой припоем (4) непосредственно в месте утечки на бачках ОНВ. 3. Произвести проверку ОНВ на герметичность при избыточном давлении воздуха 0,2+0,05 Мпа (2,0+0,5 кгс/см²) в водяной ванне. В случае повторной утечки после ремонта, заменить весь ОНВ. 4. Установить ОНВ. 5. Повторно произвести опрессовку в составе автомобиля. В случае повторной негерметичности ОНВ в составе автомобиля, заменить ОНВ. |
||
Снижение эффективности системы наддува | Визуально установить загрязнение сот ОНВ | Сердцевина ОНВ (1) | Загрязнение охлаждающих сот ОНВ | Визуально | Продуть сжатым воздухом и промыть струей воды. Допустимое давление воды не более 7.8 МПа (не более 78 бар), расстояние от сопла до поверхности сердцевины не менее 0.5 м |
Вибрация ОНВ, шум, треск | Визуально осмотреть места крепления ОНВ и прилегающих окружающих компонентов (кожуха вентилятора, фронт-энда) | Трещина или отрыв приварной резьбовой шпильки крепления кожуха | Внешнее механическое повреждение во время эксплуатации автомобиля | Визуально | Заменить ОНВ |
Резьбовое соединение нижнего стального кронштейна | Ослабление момента затяжки | Визуально | Затянуть резьбовое соединение с моментом затяжки, установленным нормативной документацией ГАЗ | ||
Нижний стальной кронштейн крепления ОНВ к фронт-энду | Внешнее механическое повреждение во время эксплуатации автомобиля | Проверить наличие вмятины, скола, трещины, деформации, надрыва или отрыва | Заменить ОНВ |
Примечание.
1. При отсутствии внешних видимых механических повреждений.
2. При текущем ремонте (после окончания гарантии) возврат на склад в ООО” Коммерческие автомобили Группа ГАЗ” не производится.
3. Значительное нарушение монтажной и функциональной геометрии ОНВ, вызванной ремонтом методами аргоно-дуговой сварки недопустимо: искривление кронштейнов, перекос/искривление плоскости сердцевины, нарушение формы и взаимного расположения опорных и резьбовых соединений. Гарантийные обязательства завода-изготовителя (ООО «ТРМ») не распространяются на ОНВ, восстановленный после ремонта бачков и монтажных элементов ОНВ.
4. Материал бачков ОНВ: зарубежный алюминиевый сплав АС4А (по JIS Н5202), российский аналог АК9ч (ГОСТ 1583-93). В качестве присадочного материала для аргонодуговой сварки рекомендуется применять проволоку из сплава АК9ч (ГОСТ 1583-93). Например, ближайший аналог – «ОК Tigrod-4043».