Меню Закрыть

Электрооборудование. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Электрооборудование. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Электрооборудование.

На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С “массой” двигателя соединены все клеммы “–” (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.

В состав электрооборудования, устанавливаемого на двигателе, входят генератор, стартер, датчики приборов.

Генератор.

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля.

Генератор (рис.83) состоит из следующих составных частей: статора 10, ротора 9, крышки 7 с установленным снаружи выпрямительным блоком 2 и конденсатором 13, крышки 11, щеткодержателя с регулятором 5, шкива 16, кожуха 6.

Рис.83. Генератор.

Электрооборудование. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – подшипник; 2 – блок БПВ; 3 – кольцо контактное; 4 – втулка; 5 – щеткодержатель с регулятором; 6 – кожух; 7 – крышка со стороны контактных колец; 8 – винт; 9 – ротор; 10 – статор; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шайба упорная; 13 – конденсатор; 14 – шайба; 15 – гайка; 16 – шкив; 17 – подшипник.

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет 36 равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме “двойная звезда”.

Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник 1 и два контактных кольца 3.

Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник 17. Щеткодержатель 5 состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и графитовые щетки.

Генератор работает следующим образом: при прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора.

При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюс ротора.

При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила.

Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный, выпрямительным блоком, смонтированным снаружи крышки со стороны контактных колец генератора.

Схема подключения генератора в систему электрооборудования автомобиля приведена на рис.84.

Рис.84. Электрическая схема подключения генератора в систему электрооборудования автомобиля.

Электрооборудование. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

генератора; С – конденсатор; HL – контрольная лампа; R1 – сопротивление шунтирующее; РН – регулятор напряжения.

Эксплуатация.

При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д.

Необходимо при эксплуатации следить:

  • за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы);
  • за правильным натяжением ремня привода агрегатов (слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников).

Техническое обслуживание.

Работоспособность генератора контролируется по сигнализатору неисправности генератора (контроль разряда аккумуляторной батареи) и указателю напряжения, расположенным в комбинации приборов. При нормально работающем генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы. В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.

Периодически необходимо очищать генератор от грязи, проверять надежность его крепления к двигателю и надежность соединений проводов с выводами генератора.

Возможные неисправности и методы их устранения.

Причина неисправности Метод устранения
Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля
Проскальзывает ремень привода генератора Отрегулировать натяжение ремня
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора Заменить ротор на станции технического обслуживания (СТО)
Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока Заменить выпрямительный блок на СТО
Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Изношены щетки генератора Заменить щетки
Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине
Обрыв обмотки возбуждения генератора Заменить ротор на СТО
При работе двигателя стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне и загорается сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
Проскальзывает ремень привода генератора на больших оборотах трегулировать натяжение ремня
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторе, поврежден провод Заменить наконечники или заменить провод
Несправен аккумулятор Заменить аккумулятор
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжение
При работе двигателя стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Повышенный шум генератора
Изношены подшипники Заменить подшипники на СТО
Ротор задевает за полюсы статора Заменить генератор

Стартер.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока c возбуждением от постоянных магнитов, с электромагнитным реле, планетарным редуктором и муфтой свободного хода, кратковременного номинального режима работы длительностью до 10 секунд, при отрицательных температурах допускается длительность работы 15 секунд. Стартер установлен с правой стороны двигателя.

Планетарный редуктор стартера состоит из вала с водилом, шестерни планетарной, шестерни с внутренним зацеплением сателлитов, игольчатых подшипников, опоры вала привода с вкладышем.

Корпус 1 (рис.85) стартера из ленточной стали. Внутри корпуса расположены четыре сегмента 2 (постоянных магнита). Сегменты крепятся к корпусу с помощью специального клея. Арматурой сегментов служит труба 3, выполненная из листового алюминия.

Якорь 4 стартера состоит из вала 5 с напрессованными на него коллектором и пакетом стальных пластин, в пазы которого уложены секции 7 обмотки, изготовленные из прямоугольного провода. Концы секций соединяются с коллектором с помощью пайки.

Коллектор 6 изготовлен из медных пластин и армирован пластмассой.

Крышка 8 со стороны коллектора стальная штампованная. В ступицу крышки запрессован медно-графитовый вкладыш. Крышка 9 со стороны привода отлита из алюминиевого сплава, в нее запрессован бронзографитовый вкладыш. В крышке имеется два отверстия для крепления стартера к двигателю.

Обойма щеткодержателя 10 состоит из щеткодержателя, шины соединительной и щеток.

Шина соединительная медная, соединяет между собой щетки положительной полярности с выводом электродвигателя стартера.

Привод 11 стартера состоит из следующих основных деталей: шестерни с вкладышем, рычага, обоймы с втулкой, крышки привода и кольца отводки со скобой.

Рис.85. Стартер.

Электрооборудование. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – корпус; 2 – сегмент; 3 – труба; 4 – якорь; 5 – вал; 6 – коллектор; 7 – секция якоря; 8 – крышка с вкладышем; 9 – крышка со стороны привода; 10 – обойма щеткодержателя; 11 – привод; 12 – тяговое реле.

Реле 12 стартера состоит из следующих основных деталей: крышки реле, ярма с катушкой, якоря со скобой и плунжера. Катушка реле имеет последовательную и параллельную обмотку из медного провода.

Поворотом ключа замка зажигания обмотки реле включаются в цепь питания и втягивают якорь реле, движение которого через рычаг передается приводу стартера. Привод передвигается по винтовым шлицам вала водила стартера и шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

В конце хода якоря реле, контактная пластина замыкает контактные болты реле, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи. Якорь стартера начинает вращаться и через шестерню привода передает крутящий момент от стартера на маховик двигателя.

После запуска двигателя ключ замка зажигания возвращается в исходное положение, разомкнув цепь питания обмоток тягового реле. При этом, под дей- ствием возвратной пружины реле, якорь реле вернется в исходное положение, разомкнув контактные болты реле, отключив стартер от аккумуляторной батареи и выведет привод стартера из зацепления с венцом маховика.

Эксплуатация.

Запрещается двигать автомобиль стартером.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна быть более 15 секунд. Повторно включать стартер можно не ранее чем через 1 минуту, допустимое число повторных включений не более трех.

Если двигатель при этом не пускается, необходимо обнаружить и устранить возникшую неисправность.

Техническое обслуживание.

Периодически необходимо проверять чистоту и надежность соединений, очищать стартер от грязи, проверять надежность крепления стартера к двигателю.

Возможные неисправности и способы их устранения.

Причина неисправности Метод устранения
При включении стартер не работает
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле, отсутствие электрической цепи между силовыми контактами реле Заменить тяговое реле
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания «+» или в цепи питания «–» Восстановить цепь питания
Отсутствует контакт между щетками и коллектором Протереть коллектор чистой тряпкой смоченной в бензине, заменить щетки
Не работает дополнительное реле стартера Проверить подвижность щеток. Заменить реле
Обрыв цепи в стартере Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером или вращается медленно
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить батарею
Замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине
Подгорели контакты тягового реле Заменить реле
Короткое замыкание в обмотке якоря Заменить якорь
Плохой контакт двигателя с массой автомобиля или «+» аккумулятора со стартером Обеспечить надежный контакт
Неисправен планетарный редуктор Произвести ремонт стартера на СТО
Применяемое в двигателе масло не соответствует сезону Заменить масло
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
Приварилась контактная пластина к контактным болтам Заменить реле
Приварились контакты дополнительного реле стартера Заменить реле
Неисправен замок зажигания Заменить замок зажигания
При включении стартера тяговое реле не срабатывает
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить батарею
Неисправно дополнительное реле стартера Заменить реле
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле Заменить реле
Неисправен замок выключателя пуска Заменить замок выключателя пуска
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
Неисправен привод Заменить привод
Шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
Забиты торцы зубьев маховика Зачистить торцы зубьев венца маховика или заменить его
Заедание шестерни на валу стартера из-за наличия загрязнений или фрезеровка зубьев венца маховика шестерней привода Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203

Датчики приборов.

Датчики сигнализатора аварийного давления масла (ММ111В, 6012.3829).

Датчики контактного типа. При снижении давления масла до величины срабатывания датчика происходит замыкание контактов внутри датчика и подача напряжения на контрольную лампу сигнализатора аварийного давления масла панели приборов.

Лампа аварийного давления масла должна загораться каждый раз при включении зажигания и неработающем двигателе. Если лампа не загорается (при этом указатель давления должен показывать 0 кгс/см²), то возможно вышел из строя датчик или произошел обрыв в цепи от датчика до сигнализатора. Для проверки отсоединить провод от датчика и замкнуть на массу. Если цепь исправна и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна загореться.

Постоянное горение лампы сигнализатора при работе двигателя (стрелка указателя давления или контрольный манометр показывают давление масла выше 1 кгс/см²) может быть следствием неисправности датчика и замыкания на массу в цепи от датчика до лампы сигнализатора. В данном случае следует отсоединить провод от датчика. Если нет замыкания на массу и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна погаснуть.

Правильно работающий новый датчик должен срабатывать при давлении 0,4…0,8 кгс/см². При снижении давления срабатывания датчика ниже 0,32 кгс/см² или повышении выше 0,96 кгс/см² датчик подлежит замене.

Датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости (ТМ111-02).

Датчик контактного типа. При увеличении температуры двигателя до величины срабатывания датчика происходит замыкание контактов внутри датчика и подача напряжения на контрольную лампу перегрева панели приборов.

Если при включении зажигания и неработающем, холодном двигателе (при этом контрольная лампа аварийного давления масла должна гореть) стрелка указателя находится в конце шкалы или показывает давление больше 0 кгс/см², возможно произошел выход датчика из строя или произошло замыкание на массу в цепи от датчика до указателя. Для установления причины следует отсоединить провод от датчика. Если неисправен датчик и нет замыкания на массу, стрелка должна вернуться в начало шкалы.

Если стрелка указателя после запуска и при работе двигателя постоянно находится в начале шкалы (при этом контрольная лампа аварийного давления масла не горит), то, возможно, вышел датчик из строя или произошел обрыв в цепи от датчика до указателя. Для проверки следует отсоединить провод от датчика и замкнуть его на массу. Если неисправен датчик, стрелка должна переместится в правый конец шкалы.

Правильно работающий новый датчик должен срабатывать при подъеме температуры охлаждающей жидкости выше плюс 102…109°С. После срабатывания размыкание контактов датчика должно происходит при снижении температуры не ниже плюс 92°С.

При выходе температуры срабатывания датчика из диапазона плюс 100…111°С и температуры размыкания контактов ниже плюс 90°С датчик подлежит замене.

Проверку проводить, погружая датчик в глицерин, имеющий необходимую температуру, при непрерывном перемешивании и, выдерживая до 10 минут. Срабатывание проверять на лампу мощность не более 3 Вт.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства