Реечный рулевой механизм с сервоприводом ZF ГАЗель Next. Описание, обслуживание.
Техническое обслуживание.
1. Периодичность технического обслуживания.
Для повышения уровня безопасности дорожного движения мы рекомендуем проводить техническое обслуживание системы рулевого управления каждые 50 000 км.
2. Работы по техническому обслуживанию.
2.1 Проверка качества затяжки крепежных болтов.
Проверьте, плотно ли затянуты болты рулевого механизма (рулевой механизм, детали трансмиссии, рулевая колонка).
При необходимости затяните болты в соответствии с инструкциями производителя транспортного средства.
2.2 Проверка положения прямолинейного движения рулевого управления и автомобиля.
Установите передние колеса на поворотные круги.
Определите общее число оборотов рулевого колеса.
От точки упора поверните рулевое колесо на количество оборотов, составляющее половину общего количества оборотов рулевого колеса.
Затем продолжите вращение до тех пор, пока отметки на входном валу рулевого механизма/ защитном колпаке не совпадут с отметками на корпусе клапана.
Проверьте, находятся ли ведущие колеса в положении прямолинейного движения.
Корректировка осуществляется путем дальнейшего вкручивания или выкручивания рулевых тяг в месте шаровых шарниров.
Внимание:
- Необходимость в корректировке установки может быть следствием предшествующего аварийного случая.
Поэтому:
- проверьте, не установлен ли рулевой механизм в искривленном положении;
- проверьте все другие детали трансмиссии на наличие изгибов, трещин и скручиваний.
Запрещается выпрямлять деформированные части; их следует заменить.
2.3 Проверка люфта рулевой колонки.
Проверьте колонку рулевого управление на наличие люфта путем перемещения рулевого колеса (в одну и другую сторону). Если люфт присутствует, проверьте установку подшипника рулевой колонки или замените его.
2.4 Проверка карданного вала и диска карданного вала между верхним входным рулевым валом и рулевым механизмом на наличие углового зазора или тугого хода
В случае обнаружения зазора или тугого хода выполнить ремонт или замену неисправного компонента.
3. Проверка на наличие внешних утечек.
- Запустите двигатель.
- Проверьте герметичность всех резьбовых соединений, магистралей системы рулевого управления, герметизирующих элементов рулевого механизма и насоса. При обнаружении утечек устраните их.
- Выключите двигатель.
4. Визуальный осмотр.
Проверьте все шланги и магистрали на наличие признаков износа; проверьте гофрированные чехлы и манжеты на наличие трещин, повреждений, скручиваний и плотность прилегания.
5. Проверка уровня масла.
Примечание:
- Перед тем как снять крышку бачка для масла тщательно очистите бачок и окружающие его части для предотвращения попадания загрязнений в систему рулевого управления.
- При заполнении системы рулевого механизма гидравлической жидкостью существует риск попадания загрязнений в систему. В связи с этим для предотвращения появления неисправностей, вызванных инородными объектами в системе, необходимо обеспечить чистоту во время первоначального заполнения системы и последующих дозаправок.
- Избегайте смешивания различных типов масла.
Требуемые марки масла: см. список смазочных материалов TE-ML 09 или технический паспорт.
При заглушенном двигателе: (температура масла: 20°С) Уровень масла в бачке для масла должен достигнуть отметки МАХ.
При работающем двигателе: (температура масла: 20°С) Уровень масла в бачке для масла должен находиться между отметками MIN и МАХ.
После выключения двигателя уровень масла может подняться на уровень не более 5 мм. Если уровень масла повышается более чем на 5 мм, прокачайте систему рулевого управления, чтобы удалить воздух.
Устранение неисправностей.
1. Присоединение сервотестера ZF Servotest.
Присоедините сервотестер ZF Servotest [7418 798 600] к напорной магистрали между масляным насосом ZF и рулевым механизмом ZF (см. рис. ниже) в месте, которое бы позволило осуществлять точный мониторинг измеряемых показателей с водительского сидения.
Порядок присоединения и работы с сервотестером ZF Servotest [7418 798 600] см. в руководстве по эксплуатации сервотестера ZF Servotest.
1 – Рулевой механизм; 2 – Насос; 3 – Бачок; 4 – Сервотестер ZF Servotest [7418 798 600].
2. Проверка уровня масла.
Примечание:
- Перед тем как снять крышку бачка для масла тщательно очистите бачок и окружающие его части для предотвращения попадания загрязнений в систему рулевого управления.
- При заполнении системы рулевого механизма гидравлической жидкостью существует риск попадания загрязнений в систему. В связи с этим для предотвращения появления неисправностей, вызванных инородными объектами в системе, необходимо обеспечить чистоту во время первоначального заполнения системы и последующих дозаправок.
- Избегайте смешивания различных типов масла.
Требуемые марки масла: см. список смазочных материалов ТЕ-ML или технический паспорт.
При заглушенном двигателе: (температура масла: 20°С) Уровень масла в бачке для масла должен достигнуть отметки МАХ.
При заглушенном двигателе: (температура масла: 20°С) Уровень масла в бачке для масла должен достигнуть отметки МАХ.
После выключения двигателя уровень масла может подняться на уровень не более 5 мм. Если уровень масла повышается более чем на 5 мм, прокачайте систему рулевого управления, чтобы удалить воздух.
3. Прокачка системы рулевого управления.
Заполните бачок для масла до отметки МАХ указанным маслом (см. список смазочных материалов TE-ML 09 или технический паспорт).
Снимите нагрузку с переднего моста, подняв его домкратом.
При выключенном двигателе дважды медленно поверните рулевой механизм от одного крайнего положения до другого.
Заполните бачок маслом до отметки МАХ.
Запустите двигатель.
Убедитесь, что бачок для масла постоянно заполнен маслом.
Медленно поверните рулевой механизм несколько раз от одного крайнего положения до другого, убедившись, что Вы не прилагаете слишком много усилий в положениях упора для предотвращения вспенивания масла.
Примечание:
- На транспортных средствах, в которых прокачка затруднена из-за неудобного расположения соединительных патрубков, прокачку можно осуществлять до установки шарового шарнира (на систему подвески колес). Так как в таком случае достигается больший ход, это позволяет ускорить выполнение прокачки.
Проверьте уровень масла.
При необходимости долейте масло.
Заглушите двигатель и проверьте, насколько поднялся уровень масла в масляном бачке.
Если уровень масла поднялся выше 5 мм, необходимо повторить прокачку, как описано выше.
4. Проверка работы гидравлики системы рулевого управления.
4.1 Проверка натяжения приводного ремня.
Проверьте натяжение приводного ремня.
Даже при максимальном давлении в системе рулевого управления приводной ремень должен обеспечивать передачу усилия без какого-либо проскальзывания.
4.2 Проверка максимального давления/понижения давления насоса ZF.
Значение максимального давления указано на паспортной табличке насоса. Заведите двигатель.
При работе двигателя на холостом ходу закройте дроссельный клапан сервотестера ZF Servotest [7418 798 600] и замерьте максимальное давление.
Внимание:
- Работайте с максимальным давлением в течение короткого времени, не более 5 секунд; в противном случае произойдет чрезмерный нагрев внутренних компонентов насоса, что может привести к их преждевременному износу.
Верните дроссельный клапан в исходное положение.
Требуемое значение: Номинальное значение, указанное на паспортной табличке, +10%.
Если требуемое значение не достигнуто, выполните замену насоса.
4.3 Проверка расхода насоса.
На холостом ходу двигателя закройте дроссельный клапан до такой степени, чтобы установилось тестовое давление (см. технический паспорт), необходимое для проверяемого типа насоса.
Замерьте расход насоса (требуемые значения указаны в техническом паспорте).
Если требуемое значение не достигнуто, выполните замену насоса.
4.4 Проверка максимального давления/ утечки в рулевом механизме.
Установите максимальное давление в системе рулевого управления.
Для этого поверните рулевой механизм в крайнее положение или заблокируйте его посредством какого-либо подходящего устройства.
Приведите в действие клапан рулевого управления до максимума, тем самым установив максимальное давление.
Запустите двигатель на холостом ходу. Замерьте максимальное давление с помощью сервотестера ZF Servotest [7418 798 600].
Выполните аналогичное измерение, как описано выше, но вращайте рулевой механизм влево.
Если предварительно измеренное значение максимального давления не достигнуто, замените рулевой механизм. Замерьте расход (соответствующий расходу утечки) с помощью сервотестера ZF Servotest [7418 798 600]. Требуемое значение не должно превышать 1 дм³/мин.
Если требуемое значение превышено, выполните замену рулевого механизма.
5. Помощь при устранении неисправностей.
Неисправность | Причина | Действия по устранению |
Шум | Воздух в масле | Выполнить прокачку системы рулевого управления. |
Слишком низкий уровень масла | Устранить утечку.
Долить масло. |
|
Насос неисправен | Выполнить замену. | |
Тугой ход в обе стороны | Слишком низкий уровень масла | Устранить утечку.
Долить масло. |
Подсос воздуха в систему рулевого управления (зона подсоса) | Устранить утечку.
Долить масло. Выполнить прокачку системы рулевого управления. |
|
Тугой ход карданного вала/ колонки рулевого управления | Проверить.
Выполнить замену. |
|
Грязный масляный фильтр | Выполнить замену. | |
Рулевой механизм неисправен | Выполнить замену. | |
Насос неисправен | Выполнить замену. | |
Тугой ход в одну сторону | Рулевой механизм неисправен | Выполнить замену. |
Тугой ход при быстром повороте руля | Подсос воздуха в систему рулевого управления (зона подсоса) | Устранить утечку.
Долить масло. Выполнить прокачку системы рулевого управления. |
Насос неисправен или установлена несоответствующая модель | Выполнить замену насоса |
Замена масла.
Примечание:
- Замена масла необходима только после замены рулевого механизма или насоса.
1. Слив масла.
Снимите нагрузку с переднего моста, подняв его домкратом.
Отвинтите напорные и возвратные магистрали.
Включите двигатель примерно на 10 секунд и соберите выходящее масло.
Поверните рулевой механизм от одного крайнего положения до другого.
Привинтите напорные и возвратные магистрали и закройте их так, чтобы обеспечить герметичность масляного контура.
2. Заправка маслом.
Требуемые марки масла: см. список смазочных материалов TE-ML 09 или технический паспорт
Через отверстие масляного бачка заполните его маслом до достижения уровня прим, на 1 см выше отметки МАХ.
Затем заведите двигатель и заполните бачок маслом до отметки МАХ.
Прокачка: см. раздел «Устранение неисправностей».
Замена фильтра.
Замена фильтра необходима только в случае:
- замены масла,
- замены рулевого механизма,
- замены насоса.
Удалите фильтрующий элемент из бачка для масла и замените его или полностью замените пластиковый масляный бачок.
Затем заполните систему рулевого управления маслом и прокачайте ее, как описано в главе «Устранение неисправностей».
Демонтаж рулевого механизма.
Внимание:
- Соблюдение описанных ниже процедур является обязательным и относиться ко всем работам, выполняемым с механизмами ZF/ZF Lenksysteme.
- Кроме того, следует соблюдать указания производителя транспортного средства.
Поверните рулевой механизм в положение прямолинейного движения.
Тщательно очистите рулевой механизм и детали рядом с ним, в особенности, соединения магистралей.
Снимите нагрузку с переднего моста, подняв его домкратом.
Отвинтите напорные и возвратные магистрали.
Включите двигатель примерно на 10 секунд и соберите выходящее масло.
Поверните рулевой механизм от одного крайнего положения до другого.
Закройте все маслопроводы (во избежание загрязнения).
Ослабьте карданный вал или эластичную муфту между рулевым механизмом и рулевой колонкой.
С помощью стандартного инструмента снимите шаровой шарнир с системы подвески колес.
Открутите крепежные болты и удалите рулевой механизм.
Монтаж рулевого механизма.
1. Монтаж.
Внимание:
- Соблюдение описанных ниже процедур является обязательным и относиться ко всем работам, выполняемым с механизмами ZF. Кроме того, следует соблюдать указания производителя транспортного средства.
- Самостопорящиеся гайки, винты, элементы герметизации и элементы крепления должны быть заменены.
- Если рулевой механизм заменяется в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимо проверить на наличие повреждений и другие части системы рулевого управления, такие как шины, обода колес, мосты, подвески мостов, а также другие механические соединительные части (даже если отсутствуют видимые повреждения).
- При необходимости замените поврежденные части.
Разомкните электрическую цепь (выключите зажигание и отсоедините отрицательный полюс аккумулятора).
Поверните передний мост транспортного средства в положение прямолинейного движения (колеса передней и задней осей должны быть полностью параллельны друг другу).
Проверьте, находится ли механизм рулевого управления также в положении прямолинейного движения. (Если да, то отметки на входном валу рулевого механизма/защитном колпаке (при наличии такового) должны совпадать с отметками на корпусе клапана).
Поверните рулевое колесо в положение прямолинейного движения.
Разместите рулевую колонку на входном валу рулевого механизма и закрепите ее (моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства).
Точно установите рулевой механизм в то же самое положение, что и при начальной установке, и закрепите его с помощью болтов, гаек, шайб и т.п. (моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства).
Присоедините шаровой шарнир к рулевому механизму (моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства).
Внимание:
- При затяжке рулевых тяг необходимо поддерживать рейку прижатой у гаечного ключа (не использовать плоскогубцы!), иначе внутренние части механизма рулевого управления могут быть повреждены.
Подсоедините гидравлические магистрали (напорные и возвратные).
Моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства.
2. Заправка и прокачка системы рулевого управления.
Заполните бачок для масла указанным маслом (см. инструкции производителя транспортного средства или список смазочных материалов TE-ML 09 или технический паспорт) до отметки МАХ.
Снимите нагрузку с переднего моста, подняв его домкратом.
При выключенном двигателе дважды медленно поверните рулевой механизм от одного крайнего положения до другого.
Долейте масло до отметки МАХ.
Запустите двигатель и убедитесь, что бачок для масла постоянно заполнен маслом, чтобы исключить подсос воздуха в систему.
Медленно поверните рулевой механизм несколько раз от одного крайнего положения до другого, проявите осторожность, чтобы не прилагать слишком большого усилия в положениях упора для предотвращения вспенивания масла.
Примечание:
- На транспортных средствах, в которых прокачка затруднена из-за неудобного расположения соединительных патрубков, прокачку можно осуществлять до установки шарового шарнира (на систему подвески колес). Так как в таком случае достигается больший ход, это позволяет ускорить выполнение прокачки.
Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.
Выполните визуальный осмотр системы рулевого управления на наличие утечек (рулевой механизм, линии цилиндров, соединения, масляный насос).
Заглушите двигатель и проверьте, насколько поднялся уровень масла в масляном бачке.
Если уровень масла поднялся выше 5 мм, необходимо повторить прокачку.
3. Проверка геометрии передней оси.
Проверьте и отрегулируйте геометрию передней оси в соответствии инструкциями производителя транспортного средства.
Специальный инструмент.
Сервотестер ZF Servotest 600.
Замена частей.
1. Разборка.
Запишите/отметьте положение хомутов (123) и зажимов (123.1) и удалите их.
Отвинтите гайки (131.1). Отвинтите шаровые шарниры (135) и гайки (131.1).
Внимание:
- Не поворачивайте рулевой механизм до упора при снятых рулевых тягах (131), поскольку это может вызвать повреждения рулевого механизма.
Снимите гофрированные чехлы (124).
Внимание:
- Для поддерживания рейки в процессе удаления рулевой тяги (131) используйте подходящий инструмент.
Удалите рулевую тягу (131) с помощью подходящего инструмента.
2. Документирование работ по техобслуживанию категории „А“ (работ, обеспечивающих эксплуатационную безопасность).
Для обеспечения надежной работы изделия и в качестве доказательства надлежащего технического обслуживания необходимо документировать работы по техобслуживанию категории „А“.
Это означает, что правильность выполнения всех работ, описанных в данной документации, должна быть задокументирована в письменном отчете, который следует хранить в течение 15 лет, что позволяет обеспечить отслеживаемость. При возникновении возможного гарантийного случая такой отчет может служить доказательством для освобождения от гарантийных обязательств.
Это распространяется на: моменты затяжки для рулевой тяги (131)
3. Сборка.
Внимание:
- Если при затяжке рулевой тяги (131) был превышен максимальный момент затяжки, такую тягу следует утилизировать. Указанный момент затяжки распространяется на затяжку вручную с помощью динамометрического ключа.
Внимание:
- Для поддерживания рейки в процессе удаления рулевой тяги (131) используйте подходящий инструмент.
Вкрутите рулевую тягу (131) с помощью подходящего инструмента (момент затяжки: требуемые значения см. в техническом паспорте).
Смажьте рабочую поверхность гофрированных чехлов (124) консистентной смазкой (см. технический паспорт).
Зафиксируйте гофрированные чехлы (124) с помощью хомутов (123) и зажимов (123.1) в положении, соответствующем записанному / отмеченному в процессе разборки.
Завинтите гайки (131.1) и шаровые шарниры (135) – см. инструкции производителя транспортного средства.