Регулятор холостого хода (РХХ). ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.
- Система впуска воздуха. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.
- Устройство и ремонт. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и диагностика.
- Система управления двигателем автомобилей семейств LADA 110, LADA SAMARA, LADA 2105, 2107 с контроллером М73 Евро-3 – устройство и диагностика.
Регулятор холостого хода (РХХ).
Контроллер управляет частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Исполнительным устройством является регулятор холостого хода (рис. 1.7-04). Он состоит из клапана с запорной конусной иглой, перемещаемой шаговым двигателем (ШД).
Рис. 1.7-04. Регулятор холостого хода.
1 – уплотнительное кольцо; 2 – винт крепления регулятора; А – длина хода запорной иглы клапана.
Клапан РХХ установлен в обходном канале подачи воздуха дроссельного патрубка. РХХ регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода при закрытой дроссельной заслонке в соответствии с нагрузкой двигателя, управляя количеством воздуха, подаваемым в обход закрытой дроссельной заслонки.
Схема работы РХХ показана на рис. 1.7-05. Для увеличения оборотов холостого хода контроллер открывает клапан РХХ, увеличивая подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. Для понижения оборотов он закрывает клапан, уменьшая количество воздуха, подаваемого в обход дроссельной заслонки.
Рис. 1.7-05. Схема регулировки подачи воздуха РХХ.
1 – шаговый двигатель регулятора холостого хода; 2 – дроссельный патрубок; 3 – дроссельная заслонка; 4 – запорная игла клапана РХХ; 5 – электрический разъем; А – поступающий воздух
При полностью выдвинутом до седла положении запорной иглы (что соответствует нулю шагов ШД) клапан перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. Когда игла клапана втягивается, обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагов ШД от полностью выдвинутого положения иглы.
Диагностический прибор считывает из контроллера состояние РХХ в виде количества шагов.
РХХ под управлением контроллера обеспечивает увеличение или уменьшение частоты вращения коленчатого вала в зависимости от условий работы двигателя на холостом ходу.
Помимо управления частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, производится управление РХХ, способствующее снижению токсичности отработавших газов. Когда дроссельная заслонка резко закрывается при торможении двигателем, РХХ увеличивает количество воздуха, подаваемого в обход дроссельной заслонки, обеспечивая обеднение топливовоздушной смеси. Это снижает выбросы углеводородов и окиси углерода, происходящие при быстром закрытии дроссельной заслонки.
Снятие регулятора холостого хода.
1. Выключить зажигание.
2. Отсоединить колодку жгута от РХХ.
3. Отвернуть винты крепления РХХ к дроссельному патрубку и снять РХХ (отвертка крестообразная).
Внимание.
- Запрещается тянуть или давить на иглу клапана регулятора холостого хода, это может повредить зубья червячного привода.
- Запрещается опускать регулятор в чистящую жидкость или растворитель.
Установка регулятора холостого хода.
В случае установки нового регулятора холостого хода замерить расстояние А (см. рис. 1.7-04) между концом запорной иглы клапана регулятора холостого хода и монтажным фланцем.
Если расстояние больше 23 мм, с помощью тестера регулятора холостого хода втянуть запорную иглу.
Цель регулировки расстояния 23 мм – не допустить упирания запорной иглы клапана в седло, а также обеспечить нормальный холостой ход при повторном пуске.
1. Смазать уплотнительное кольцо РХХ моторным маслом (масло моторное согласно действующему “Кодификатору основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA” К3100.25100.00018-2007).
2. Установить регулятор холостого хода на дроссельный патрубок и закрепить его винтами (отвертка крестообразная).
3. Присоединить колодку жгута к РХХ.
Внимание. Никакой регулировки регулятора холостого хода после установки не требуется.