Сцепление. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.
Сцепление.
Сцепление (рис.63) – сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из двух основных частей: нажимной диск в сборе и ведомый диск в сборе.
Рис. 63. Сцепление.
1 – маховик; 2 – картер; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – диафрагменная нажимная пружина; 6 и 7 – опорные кольца; 8 – кожух сцепления; 9 – соединительные пружины; 10 – усилитель картера.
Нажимной диск состоит из кожуха, нажимного диска, диафрагменной пружины и опорных колец. Диск с кожухом соединен посредством девяти соединительных пластин по три штуке в пакете.
В двигателе мод.409.10 применен ведомый диск, который состоит из фрикционных накладок, соединенных с диском посредством пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость, что необходимо для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок. Ведомый диск передает крутящий момент на ступицу через шесть пружин, уменьшающих крутильные колебания в трансмиссии. Кроме того, диск снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из шайбы, пружины и теплоизолирующей шайбы.
Наружный диаметр фрикционной накладки равен 225 мм, внутренний – 150 мм, толщина накладки – 3,5 мм. Размерность шлиц ступицы ведомого диска – 4×3×29 мм.
Особенности технического обслуживания сцепления.
Уход за сцеплением заключается в периодической проверке крепления картера сцепления, степени изношенности фрикционных накладок.
О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.
Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для ремонта или замены новым.
Расстояние между маховиком и нажимным диском целесообразно проверять через 80 000 – 100 000 км при эксплуатации автомобиля в нормальных
условиях и через 40 000-50 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях.
Возможные неисправности сцепления и методы их устранения.
Неисправность и ее признаки | Вероятная причина | Способ устранения |
1. Неполное выключение сцепления (сцепление ведет) | а) Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала | Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы) |
б) неплоскостность и торцевое биение ведомого диска | Заменить ведомый диск или произвести его правку | |
2. Неполное включение сцепления (сцепление пробуксовывает) | а) Ослабление диафрагменной пружины сцепления | Заменить пружину или нажимной диск в сборе |
б) попадание масла на фрикционные накладки ведомого диска | Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. При небольшом замасливании промыть накладки керосином и зачистить мелкой шкуркой | |
в) чрезмерный износ фрикционных накладок | Заменить фрикционные накладки или ведомый диск | |
г) см. п. 1а | ||
3. Вибрация, шумы и металлическое дребезжание в трансмиссии | а) поломка или износ деталей демпферного устройства | Заменить ведомый диск в сборе |
б) износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя | Заменить фрикционную шайбу или пружину гасителя |
Ремонт сцепления.
Разборка ведомого диска сцепления производится в следующем порядке:
- приподнять один из усов тарельчатой пружины гасителя выше выступа шайбы демпфера и повернуть пружину на 45°;
- снять пружину, теплоизолирующую шайбу и шайбу демпфера со ступицы;
- высверлить три упорных пальца и вынуть шесть демпферных пружин;
- высверлить заклепки крепления фрикционных накладок;
- высверлить заклепки крепления пружинных пластин к ведомому диску.
Разборка нажимного диска сцепления производится в следующем порядке:
- высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к кожуху и снять нажимной диск;
- высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к нажимному диску и снять пластины;
- отогнуть 15 усов кожуха и снять нажимную диафрагменную пружину и опорные кольца.
Осмотр и контроль деталей сцепления. После разборки детали сцепления необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив особое внимание на отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и сколов на нажимном и ведомом дисках, пружинах, ступице, кожухе, опорных кольцах и на других деталях механизма.
Фрикционные накладки ведомого диска необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины и сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.
Поверхности нажимного диска и маховика при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой. Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки была не менее 14,0 мм, а толщина маховика – не менее 19 мм.
Сборка сцепления.
Сборка ведомого диска сцепления производится в следующем порядке:
- приклепать пружинные пластины к диску стальными заклепками;
- приклепать фрикционные накладки к пружинным пластинам алюминиевыми заклепками;
- установить диск и пластину демпфера на ступицу с пружинами и расклепать упорные пальцы;
- на квадратный конец ступицы надеть фрикционную шайбу гасителя, теплоизолирующую шайбу, тарельчатую пружину;
- сжать пружину до совпадения с канавкой на ступице и повернуть на 45° до фиксации выступом шайбы гасителя.
Сборка нажимного диска сцепления производится в следующем порядке:
- надеть на усы кожуха опорные кольца и диафрагменную пружину;
- сжать пружину до плоского состояния и загнуть 15 усов кожуха;
- приклепать соединительные пластины к нажимному диску так, чтобы после приклепки они могли с усилием проворачиваться;
- установить нажимной диск с пластинами в сборе в кожух с диафрагменной пружиной в сборе и приклепать соединительные пластины к кожуху;
- установить нажимной диск в сборе в приспособление и проверить размер от привалочной плоскости кожуха до концов лепестков пружины, который должен быть 43,5±2 мм, а также биение (отклонение лепестков от положения в одной плоскости), которое не должно превышать 0,65 мм. При необходимости лепестки выровнять путем их деформации, не снимая с приспособления, после чего произвести статическую балансировку.
При необходимости дисбаланс устранять установкой специальных грузиков в отверстия кожуха. Допустимый остаточный дисбаланс 10 г·см.