Меню Закрыть

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.

Техническое обслуживание двигателя.

Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо применять топливо, масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые настоящим руководством, и своевременно выполнять работы по техническому обслуживанию.

Виды технического обслуживания:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность первого и второго технических обслуживаний устанавливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля:

Категория условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
I 10000 20000
II 9000 18000
III 8000 16000
IV 7000 14000

Отклонение от километража, определяющего периодичность технических обслуживании, допускается в пределах ± 500 км.

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год осенью, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2. Расчетная периодичность СО – 40000 км пробега автомобиля.

Содержание работ Технические требования Инструмент, материалы
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Проверить уровень:    
масла в картере двигателя Уровень масла должен находиться между метками “0” и “П” стержневого указателя Визуально
жидкости в системе охлаждения Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе при температуре 15-20 °С должен быть у метки МИН или выше ее на 3-5 см Визуально
Проверить герметичность систем питания, смазки, охлаждения Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускается Визуально
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Проверить:    
состояние и герметичность систем питания, смазки, охлаждения Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускается Визуально
работу привода управления воздушным дросселем Открытие дроссельной заслонки плавное без заеданий Вручную
крепление генератора и стартера Ослабленные гайки подтянуть Ключ 17, 19
Отрегулировать:    
натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов Прогиб ремня при нажатии с усилием 8 кгс должен быть 15 мм Линейка с динамометром ключ 10, 12 мм
зазор между электродами или заменить свечи Зазор должен быть 0,7-0,85 мм Свечной ключ, щуп
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Выполнить все работы ТО-1 См. выше  
Проверить:    
состояние подвески двигателя Расслоение и разрыв подушек не допускаются Визуально
крепление выпускного коллектора, впускной трубы, приемных труб глушителя Ослабленные гайки подтянуть Ключи 13, 14, 17 мм
крепление масляного картера Ослабленные гайки подтянуть Ключ 12 мм
крепление топливопровода, натяжного ролика, катушек зажигания шкивов коленчатого вала и водяного насоса Ослабленные гайки подтянуть  
Очистить:    
контрольное отверстие в водяном насосе для выхода охл. жидкости Течь не допускается Металлический стержень 3 мм
Промыть через ТО-2 детали закрытой вентиляции картера Без разборки маслоотражателя Неэтилированный бензин, ветошь
Заменить:    
масло в двигателе и масляный фильтр* см. “Особенности ТО двигателя” (ниже) Масло см. Приложение 4, ёмкость для слива масла, ключ 24 мм
фильтрующий элемент воздушного фильтра    
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Выполнить все работы ТО-1 и ТО-2 См. выше  
Проверить крепление водяного насоса и корпуса термостата Ослабленные винты подтянуть Ключ с шеcтигранником 6 мм
Проверить:    
крепление картера сцепления к блоку цилиндров Ослабленные винты подтянуть Ключ 19 мм
состояние щеточного узла генератора Щеточный узел должен быть чистым. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе

Высота щетки должна быть не менее 7 мм от пружины до основания щетки

Отвертка, ключ 8 мм, линейка, ветошь
плотность охлаждающей жидкости Плотность должна быть 1,075-1,085 г/см³ при 20 °С Ареометр
состояние шестерен привода масляного насоса, предварительно сняв крышку привода масляного насоса   Визуально, ключ 12 мм

* первую замену масла в двигателе и масляного фильтра 2105С-1012005-НК-2 произвести после пробега первых 1000 км. Последующая замена масла и масляного фильтра – через каждые 10000 км.

Особенности технического обслуживания.

Уход за системой смазки заключается в проверке уровня масла, доливке и смене его, а также в замене масляного фильтра 2105С-1012005-НК-2.

Перед установкой фильтра на двигатель смазать прокладку 8 (рисунок 13), завернуть фильтр на 3/4 оборота после касания прокладкой блока цилиндров.

Заправить двигатель маслом. Запустить двигатель и через 30…40 с остановить.

Убедиться в отсутствии течи масла между прокладкой фильтра и блоком цилиндров.

Уход за системой вентиляции картера заключается в периодической промывке и очистке каналов и шлангов. При сборке обеспечить герметичность соединений.

Работу вентиляции картера можно проверить следующим образом: при работающем двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода должно быть разрежение в картере двигателя. Это определяется с помощью водного пьезометра, соединенного с картером двигателя через патрубок под масляный щуп. Если система работает ненормально, то в картере будет давление. Это возможно в случае закоксовывания каналов вентиляции или чрезмерного прорыва газов в картер двигателя.

При межсезонном обслуживании системы вентиляции, при пробеге 40 тыс. км, рекомендуется:

а) снять крышку клапанов и шланги вентиляции;

6) очистить от смолистых отложений маслоотделитель крышки, шланги вентиляции и каналы во впускной трубе. Промывку деталей системы производить без разборки маслоотражателя.

Уход за системой охлаждения заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе.

Уровень жидкости должен быть не ниже метки МIN. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

Необходимо поддерживать правильное натяжение ремня привода агрегатов, устранять течь в системе, контролировать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-90 °С.

При необходимости отрегулировать натяжение ремня.

Натяжение ремня (рисунок 18) производится натяжным роликом 6, для чего необходимо: ослабить болт 7 крепления натяжного ролика и, закручивая болт 3, перемещающий ролик, произвести натяжение ремня, затем затянуть болт 7 крепления натяжного ролика на оси.

Прогиб ремня привода агрегатов должен находиться в пределах 14±1 мм при нагрузке на него 8 кгс.

При слабом натяжении во время работы двигателя на высоких оборотах начинается пробуксовка ремня, излишний его перегрев и расслоение. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.

Рисунок 18. Схема натяжения ремня привода агрегатов.

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.

1 – шкив генератора; 2 – шкив насоса системы охлаждения; 3 – болт перемещения натяжного ролика; 4 – ремень; 5 – шкив коленчатого вала; 6 – натяжной ролик; 7 – болт крепления натяжного ролика на оси.

Перед заменой охлаждающей жидкости систему необходимо промыть следующим образом:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • заполнить систему водой и запустить двигатель, прогреть, слить воду при работе двигателя на малых оборотах холостого хода и остановить двигатель;
  • после охлаждения двигателя снова заполнить систему водой и повторить промывку;
  • заполнить систему охлаждающей жидкостью.

Перед началом зимней эксплуатации проверить удельный вес охлаждающей жидкости, который должен быть в пределах 1,078-1,085 г/см³ при 20 °С.

Уход за системой питания топливом. Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота ее приборов и узлов.

Система питания от электробензонасоса до редукционного клапана на работающем двигателе находиться под давлением 3 кгс/см².

Следует тщательно проверять плотность соединений топливопровода. Эта проверка должна производиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива создает опасность пожара.

Неплотности резьбовых соединений устраняются подтяжкой гаек и штуцеров ключом с умеренным усилием, обеспечивающим герметичность.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства