Сцепление и коробка передач. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.
Сцепление и коробка передач двигателей ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502.
Сцепление.
Введение.
Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации (см. раздел «Особенности комплектации силовых агрегатов и двигателей»), комплектуется сцеплением модели MFZ 430 фирмы «ZF Sachs AG» (Германия).
Сцепление предназначено для:
– плавного трогания с места транспортного средства за счет обеспечения постепенного наращивания нажимного усилия на поверхности трения сцепления при отпускании педали привода сцепления водителем;
– надежной передачи крутящего момента двигателя к трансмиссии (без пробуксовки) при полностью включенном сцеплении;
– кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии в момент переключения передач и в других необходимых случаях.
Внимание!
- Сведения, необходимые для эксплуатации привода выключения сцепления, приводятся в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Сцепление модели MFZ 430.
Сцепление модели MFZ 430 – диафрагменное, фрикционное, сухое, вытяжного типа, однодисковое, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа. Ведомый диск сцепления MFZ 430 оснащён основным демпфером крутильных колебаний и демпфером холостого хода.
Наружный диаметр ведомого диска сцепления 430мм.
Двигатели ЯМЗ-650.10 и их модификации в составе силового агрегата при установке сцепления MFZ 430 фирмы «ZF Sachs AG» (Германия) комплектуются:
1. Диск нажимной – 323482000535.
2. Диск ведомый – 491878001607.
3. Муфта выключения сцепления:
– 343151000034 с коробкой передач ZF 16S 1820 ТО;
– 343151000539 с КП ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909.
Порядок, перечень работ и указания по установке сцепления MFZ 430 на двигатель приводится в Руководстве для монтажных работ 1295 754 905 21 (код 8.8874), которое прикладывается в составе эксплуатационной документации к каждому силовому агрегату или двигателю, укомплектованному указанным сцеплением.
ОАО «Автодизель» гарантирует исправную работу сцепления при обеспечении потребителем требований руководств по эксплуатации силового агрегата и транспортного средства, в том числе по выбору передач при трогании автомобиля и при исправной работе привода выключения сцепления.
Гарантийные срок эксплуатации или наработка сцепления MFZ 430 устанавливаются в соответствии с разделом «Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций» настоящего руководства.
По всем вопросам в течение гарантийных срока эксплуатации или наработки сцепления MFZ 430 обращаться в Управление сервисного обслуживания ОАО «Автодизель».
Коробка передач.
Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации (см. раздел «Особенности комплектации силовых агрегатов и двигателей»), может комплектоваться коробкой передач (КП) различных моделей.
Правила эксплуатации и технического обслуживания настоящего раздела распространяются на коробки передач производства ОАО «Автодизель». При эксплуатации коробок передач других изготовителей руководствоваться положениями эксплуатационных документов соответствующих предприятий.
Коробки передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 и их комплектации.
Предупреждение.
1. Исправная работа коробки передач и срок её службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому нужно внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством.
2. Применение смазочных материалов, не рекомендованных настоящим руководством, не разрешается.
3. Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
4. Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускать включения низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 45 км/час.
5. Во избежание поломки коробки передач при движении автомобиля, категорически запрещается включать первую передачу при включенном высшем диапазоне демультипликатора
Характеристики коробок передач.
Коробка передач ЯМЗ-1809 производства ОАО «Автодизель» (рис. 21) – механическая, девятиступенчатая, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
Основные отличия коробок передач.
Модель КП | Основные отличия КП |
ЯМЗ-1809 | Укомплектована деталями под установку электронного привода спидометра, имеет механизм переключения передач с коротким шлицевым валиком |
ЯМЗ-1809-50 | Укомплектована деталями под установку механического привода спидометра, имеет механизм переключения передач с удлиненным шлицевым валиком |
ЯМЗ-1909 | Отличается от ЯМЗ-1809 передаточными числами и возможностью отбора мощности от бокового люка картера |
ЯМЗ-1909-50 | Отличается от ЯМЗ-1809-50 передаточными числами и возможностью отбора мощности от бокового люка картера |
Примечание.
- Коробки передач типа ЯМЗ-1809 отличаются от базовой коробки передач ЯМЗ-239 наличием картера сцепления и первичного вала, выполненными по SAE 1. Картер сцепления имеет люк для установки фланцевого пневмогидравлического усилителя выключения сцепления и закрепленную внутри картера вилку выключения качающегося типа.
Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 1000 мин⁻¹, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25-45 км/час.
Передаточные числа коробок передач.
Передача | Передача в основной коробке | Диапазон в демультипликаторе | Передаточные числа | |
ЯМЗ-1809,
ЯМЗ-1809-50 |
ЯМЗ-1909,
ЯМЗ-1909-50 |
|||
1 | 1 | Низший | 12,24 | 12,24 |
2 | 2 | Низший | 6,88 | 6,88 |
3 | 3 | Низший | 4,86 | 4,86 |
4 | 4 | Низший | 3,5 | 3,5 |
5 | 5 | Низший | 2,74 | 2,46 |
6 | 2 | Высший | 1,97 | 1,97 |
7 | 3 | Высший | 1,39 | 1,39 |
8 | 4 | Высший | 1,0 | 1,0 |
9 | 5 | Высший | 0,78 | 0,7 |
Задний ход | Задний ход | Низший | 10,04 | 10,04 |
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 9,5…11,5 литров в зависимости от угла наклона продольной оси силового агрегата (коробки передач) на конкретном транспортном средстве.
Маслозаливное отверстие расположено на правой стороне проставки, установленной между картерами основной коробки и демультипликатора. Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия.
Рис. 21. Продольный разрез коробки передач.
1 – вал вторичный; 2 – воздухораспределитель; 3 – сухари механизма подачи воздуха в пневмоцилиндр; 4 – муфта включения 1-ой передачи и заднего хода; 5 – проставка; 6 – болт регулировочный; 7 – шестерня коронная; 8 – сателлит; 9 – пневмоцилиндр включения передач демультипликатора; 10 – датчик скорости; 11 – крышка заднего подшипника выходного вала; 12 – фланец крепления карданного вала; 13 – вал выходной с синхронизатором; 14 – червяк привода спидометра; 15 – шестерня солнечная; 16 – муфта зубчатая высшего диапазона; 17 – картер демультипликатора; 18 – вал отбора мощности; 19 – муфта соединительная солнечной шестерни; 20 – синхронизатор; 21 – крышка маслозаборника; 22 – вал промежуточный; 23 – картер коробки передач; 24 – масляный насос; 25 – крышка подшипника; 26 – вал первичный; 27 – подшипник передний; 28 – прокладки регулировочные; 29 – подшипник задний первичного вала; 30 – крышка верхняя с вилками и штоками переключения передач; 31 – крышка-заглушка.
Эксплуатация коробки передач.
Переключение передач с первой по пятую и с шестой по девятую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение. Для включения шестой передачи оставить включенной пятую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона в демультипликаторе. (Расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации на автомобиль). Шестая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение 2 передачи. В момент перехода рычага через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе, при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа сигнализатора переключения демультипликатора (т.е. до включения высшего диапазона).
Для перехода с шестой на пятую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной шестой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 45 км/час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включить пятую передачу в основной коробке.
Рис. 22. Схема положений рычага переключения передач.
При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме (рис. 22) и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.
Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.
Трогание груженого автомобиля с места производится на первой передаче. Трогание на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.
Правила буксировки автомобиля.
Буксировку автомобиля с неработающим двигателем можно производить только при отсоединенном карданном вале.
Масла и смазки.
Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла (см. раздел «Эксплуатационные материалы»).
Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается.
Для смазки деталей механизма выключения сцепления следует применять смазку ШРУС-4, ШРУС-4М.
Техническое обслуживание коробки передач.
Виды и периодичность технического обслуживания коробки передач соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.
Первое техническое обслуживание (ТО-1).
1 Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить.
2 Проверить работу узлов АСБП. Низший диапазон в коробке передач не должен включаться при скорости транспортного средства, соответствующей частоте вращения выходного вала более 1000 мин⁻¹.
Второе техническое обслуживание (ТО-2).
1. Выполнить все операции первого технического обслуживания.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля (если опора предусмотрена конструкцией автомобиля).
3. Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки № 158 по ТУ 38.101.320-77. Допускается применение Литола 24).
4. Произвести очистку и смазку манжет, поршня и стенок цилиндра переключения демультипликатора.
5. Устранить утечки воздуха и все неисправности в работе пневмосистемы механизма управления демультипликатором.
6. Каждый раз при отсоединении коробки передач от двигателя передний подшипник первичного вала, установленный в маховике, заполнить смазкой Литол 24 ГОСТ 21150. При этом проверить осевой люфт валов коробки передач, который должен быть не более 0,1 мм. Если люфты окажутся более указанных величин, то их необходимо отрегулировать согласно приведенным ниже указаниям или заменить подшипники.
Первая замена масла на коробках передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 производится при наработке коробки 7500 км.
В процессе эксплуатации смену масла в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
– автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более – через 50 тыс. км;
– автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местность или жаркий, сухой климатический район и т.п.) – через 30-40 тыс. км.
Масло из коробки передач сливать сразу после работы в горячем состоянии. Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88, для чего:
– 5,5-6 л его залить в картер коробки;
– установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустить двигатель на 7-8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее.
Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и как следствие, выхода из строя коробки передач. В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.
Порядок установки валов в картер коробки передач и регулировка конических подшипников.
Замеры всех размеров для определения необходимого количества установочных и регулировочных прокладок должны производиться с точностью 0,01 мм не менее чем в трех, равноудаленных друг от друга местах. При расчете суммарной толщины этих прокладок должно быть принято среднее арифметическое значение этих размеров.
1. Подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения взаимного положения первичного и вторичного валов с монтажным размером Д=0,3 мм (рис. 23), для этого:
Рис. 23.
1 – вал первичный; 2 – кольцо зубчатое первичного вала; 3 – ступица синхронизатора; 4 – вал вторичный; 5 – подшипник; 6 – установочные прокладки.
1.1. При запрессованном до упора внутреннем кольце переднего подшипника вторичного вала замерить размер Б (от торца ступицы синхронизатора до широкого торца наружного кольца подшипника). Перед замерами кольцо подшипника плотно прижать к роликам и провернуть его не менее пяти оборотов.
1.2. При прижатом до упора к торцу первичного вала зубчатом кольце поз. 2 замерить размер А (от торца зубчатого кольца до торца выточки под подшипник в первичном вале).
1.3. Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Sпр=S+(0…0,05), где Sпр – суммарная толщина прокладок, a S=A+0,3-Б.
Подобранные прокладки установить в расточку к торцу первичного вала.
2. Завести в картер коробки передач собранные в сборе промежуточный и вторичный валы и зафиксировать их взаимное положение друг относительно друга с помощью технологического приспособления (рис. 24) таким образом, чтобы обеспечивался монтажный размер А (от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы шестерни привода промежуточного вала) равный 48±0,025 мм и монтажный размер Б (от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы синхронизатора 4-5 передач) равный 90,3±0,025 мм. При этом блокировочное кольцо поз. 4 и муфта поз. 5 синхронизатора должны быть зафиксированы на ступице вторичного вала, а наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала должно быть снято.
Рис. 24.
1 – вал промежуточный в сборе; 2 – вал вторичный в сборе; 3 – технологическое приспособление; 4 – кольцо блокировочное; 5 – муфта.
3. После выполнения работ по п. 2 подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения беззазорного торцового упора заднего подшипника промежуточного вала с проставкой и гнезда заднего подшипника вторичного вала с зубчатой муфтой демультипликатора.
Подбор установочных прокладок производить следующим образом:
3.1. Замерить абсолютные величины размеров А (между торцами уплотнительной прокладки и проставки) и Б (между торцами картера и подшипника) рис. 25. При этом, торец ступицы шестерни привода промежуточного вала должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника – к роликам.
Рис. 25.
1 – картер; 2 – подшипник; 3 – вал промежуточный; 4 – прокладка уплотнительная; 5 – прокладки установочные; 6 – проставка демультипликатора.
3.2. Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Sпр=S±0,05, где Sпр – суммарная толщина прокладок, a S=A-B-0,12; 0,12 – деформация уплотнительной прокладки.
Подобранные прокладки установить в расточку к торцу проставки демультипликатора.
3.3. Замерить абсолютные величины размеров А (между торцами зубчатой муфты и уплотнительной прокладки) и Б (между торцами картера и гнезда подшипника) рис. 26.
При этом, торец ступицы синхронизатора 4-5 передач должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника с гнездом – к роликам.
Рис. 26.
1 – картер коробки передач; 2 – гнездо подшипника; 3 – подшипник; 4 – вал вторичный; 5 – прокладка уплотнительная; 6 – прокладки установочные; 7 – зубчатая муфта демультипликатора.
3.4. Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Sпр=S±0,05, где Sпр – суммарная толщина прокладок, a S=A-B-0,12; 0,12 – деформация уплотнительной прокладки.
Подобранные прокладки установить в расточку гнезда заднего подшипника вторичного вала.
4. Демультипликатор с установочными прокладками, подобранными по п. 3, пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления демультипликатора к коробке передач с Мкр=215,74…274,5 Н·м (22…28 кгс·м). Перед установкой демультипликатора на уплотнительную прокладку поз. 5 (рис. 25) с обеих сторон нанести герметик УГ-9 ТУ 6-01 -1326-86 или УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 непрерывной полосой шириной 2…3 мм по контуру.
5. Демонтировать технологическое приспособление, после чего отрегулировать осевые зазоры в подшипниках промежуточного, первичного и вторичного валов. Регулировку произвести следующим образом:
5.1. Установить в расточку картера коробки передач наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, после чего замерить абсолютную величину размера А (между торцами картера и наружным кольцом подшипника) рис. 27. При этом, наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижато к торцу проставки демультипликатора, а наружное кольцо переднего подшипника – к роликам. Перед замером промежуточный вал провернуть не менее пяти оборотов.
5.2. Замерить абсолютную величину размера Б (между торцами корпуса масляного насоса).
5.3. Подобрать необходимое количество регулировочных прокладок исходя из условия: Sпр=S-(0,005…0,05), где Sпр – суммарная толщина прокладок, a S=A-5.
Подобранные прокладки установить в расточку картера коробки передач к торцу наружного кольца подшипника.
5.4. Пристыковать к картеру коробки передач масляный насос, обеспечив затяжку болтов крепления масляного насоса к картеру коробки передач с Мкр=49…54 Н·м (5,0…5,5 кгс·м).
5.5. Проверить правильность регулировки подшипников промежуточного вала путем его осевого перемещения. Осевое перемещение вала должно быть в пределах (0,005…0,06).
Установить в расточку картера коробки передач первичный вал в сборе с прокладками, подобранными по п. 1. рис. 28.
Убедиться, что подшипники промежуточного вала “не перетянуты” и вал имеет возможность свободно проворачиваться, для чего провернуть несколько оборотов первичный вал от руки за шлицевой конец. При неудовлетворительных результатах проверки регулировки подшипников снять масляный насос и произвести повторную регулировку.
Рис. 27.
1 – насос масляный; 2 – картер коробки передач; 3 – подшипник; 4 – вал промежуточный; 5 – прокладки регулировочные.
5.6. Замерить размер Б рис. 28, (между торцами картера коробки передач и наружного кольца подшипника) при этом, гнездо заднего подшипника вторичного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вторичного вала) прижато через установочные прокладки к торцу зубчатой муфты демультипликатора; первичный вал должен быть плотно (под усилием собственного веса) прижат через установочные прокладки к торцу наружного кольца переднего подшипника вторичного вала, а наружное кольцо заднего подшипника первичного вала – к роликам.
5.7. Замерить абсолютную величину размера А (между торцами крышки подшипника первичного вала).
5.8. Подобрать необходимое количество регулировочных прокладок исходя из условия: Sпр= S-(0,005…0,05), где Sпр – суммарная толщина прокладок, a S=A-B.
Подобранные прокладки установить в расточку крышки подшипника первичного вала к торцу.
Рис. 28.
1 – вал первичный; 2 – подшипник; 3 – картер; 4 – крышка подшипника; 5 – прокладки регулировочные; 6 – кольцо зубчатое.
5.9. Крышку подшипника первичного вала пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления крышки к картеру с Мкр (49…54) Н·м [(5,0…5,5) кгс·м].
5.10. Проверить правильность регулировки подшипников первичного и вторичного валов путем осевого перемещения одного из валов, а также проворачиванием первичного вала с частотой вращения – 10… 15 мин⁻¹, при этом муфты синхронизаторов и муфта включения первой передачи и заднего хода должны быть в нейтральном положении, блокирующие кольца должны быть отжаты от конусов зубчатых муфт.
Осевое перемещение валов должно быть в пределах (0,005…0,06), а момент прокрутки первичного вала должен быть не более 2…3 Н·м (0,2…0,3 кгс·м).
При неудовлетворительных результатах проверки регулировки подшипников снять крышку подшипника первичного вала и произвести повторную регулировку.
Требования к сборке коробки передач и её составных частей.
Детали и узлы коробки передач, поступающие на сборку, должны быть чистыми, следы коррозии и окалины не допускаются. Масляные и воздушные каналы в деталях должны быть промыты и продуты. Освобождение узлов и деталей от упаковки, транспортных заглушек производить только перед установкой на коробку передач.
При сборке обеспечить сохранение узлов и деталей от повреждений. Использование стальных выколоток не допускается.
При установке подшипников на валы нагрузку прилагать на внутренние кольца. Ударная нагрузка при установке и демонтаже подшипников не допускается. При установке уплотнительных прокладок не допускаются морщины, надрывы, перекрытие прокладками соединительных каналов.
Все трущиеся поверхности деталей коробки передач, включая поверхности трения деталей механизма переключения, беговые дорожки подшипников шестерен смазать при сборке тонким слоем масла, применяемого для обкатки коробки передач.
Втулки вилки выключения сцепления прошприцевать через прессмасленки смазкой Литол-24 ГОСТ 21150 до появления ее из зазоров втулок.
Направляющую крышки под муфту и рабочую кромку манжеты первичного вала смазать тонким слоем вышеуказанной смазки.
При напрессовке шестерен на промежуточный вал скрежет и надиры на поверхностях отверстий шестерен и вала не допускаются. Усилие напрессовки шестерен в начальной стадии 25…35 кН (2550…3570 кгс) при нагреве их до 120…130 °С.
Температура промежуточного вала с напрессованными на него шестернями перед установкой в коробку передач не должна превышать 35 °C. Охладить при необходимости на воздухе.
Особенности сборки коробки передач.
Затяжку болтов крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу “Моменты затяжки“).
Последовательность затяжки согласно рис. 29.
Рис. 29. Последовательность затяжки болтов крепления картера демультипликатора и размещение узлов.
1 – электромагнит; 2 – пневмоцилиндр; 3 – выходной фланец; 4 – демультипликатор; 5 – заливная пробка; 6 – болт крепления.
При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки при высшем диапазоне, для чего:
– Включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте поз. 6 (рис. 21), подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8…8,5 кгс/см²) в пневмоцилиндр.
– Убедиться в том, что зубчатые муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.
– Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня, довернуть на 5/6 оборота. Повторить эту операцию несколько раз, и, если при доворачивании болта положение его граней остается неизменным, застопорить болт контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137 до 157 Н·м (от 14 до 16 кгс·м).
При правильной регулировке фланец выходного вала должен проворачиваться без заеданий от усилия руки.
Неправильная регулировка приводит к ускоренному износу подшипников вилки переключения.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения.
Неисправность | Способ устранения |
Затруднённое переключение передач | |
Неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”) | Отрегулировать свободный ход педали сцепления или, если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, заменить повреждённые детали |
Износ или повреждение синхронизатора | Заменить неисправный синхронизатор |
Повреждены зубья зубчатых муфт | Заменить поврежденные детали |
Повышенный шум при работе коробки передач | |
Недостаточно масла в коробке передач | Залить масло до уровня контрольного отверстия |
Износ подшипников валов коробки передач | Заменить неисправные подшипники |
Повышенный износ зубьев шестерен | Заменить изношенные шестерни |
Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля | |
Неравномерный износ зубьев зубчатых муфт | Заменить неисправные детали |
Повышенный износ подшипников валов коробки передач | Заменить неисправные подшипники |
Неисправности фиксаторов штоков механизма переключения передач | Заменить неисправные детали |
Самопроизвольное выключение диапазонов в демультипликаторе | |
Поступление сжатого воздуха в полость цилиндра, противоположную включенной передаче | Заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускного клапана воздухораспределителя |
Выход из строя подшипников вилки переключения диапазонов | Заменить подшипники |
Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага основной коробки. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя | |
Износ резины впускного клапана | Заменить изношенный клапан |
Поломка пружины впускного клапана | Заменить неисправную пружину |
Износ уплотнительного кольца впускного клапана | Заменить уплотнительное кольцо |
Неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу | Заменить неисправные детали |
Заедание впускного клапана в отжатом положении | Очистить и смазать стержень впускного клапана, при необходимости отполировать |
Износ или затвердение манжет поршня рабочего цилиндра | Заменить манжеты поршня |
Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки | |
Повреждение мембраны воздухораспределителя | Заменить поврежденную мембрану |
Износ или затвердение уплотнительных колец штока поршня механизма переключения | Заменить уплотнительное кольцо |
Пропуск воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в основной коробке | |
Износ резины впускного клапана | Заменить клапан |
Неплотное прилегание толкателя к впускному клапану | Заменить неисправные детали |
Коробка передач модели ZF 16S 1820 ТО.
Коробка передач модели ZF 16 S 1820 ТО производства фирмы «ZF Friedrichshafen AG» (Германия) – механическая, 16-ступенчатая, 3-ходовая, с синхронизаторами передач. Состоит из основной четырехступенчатой коробки передач с делителем и демультипликатора.
Передаточные числа коробки передач.
Передача | Диапазон | Передаточные числа КП |
ZF 16 S 1820 ТО | ||
1 | L-низший | 13,80 |
S-высший | 11,54 | |
2 | L-низший | 9,49 |
S-высший | 7,93 | |
3 | L-низший | 6,53 |
S-высший | 5,46 | |
4 | L-низший | 4,57 |
S-высший | 3,82 | |
5 | L-низший | 3,02 |
S-высший | 2,53 | |
6 | L-низший | 2,08 |
S-высший | 1,74 | |
7 | L-низший | 1,43 |
S-высший | 1,20 | |
8 | L-низший | 1,00 |
S-высший | 0,84 | |
Задний ход | L-низший | 12,92 |
S-высший | 10,80 |
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач модели ZF 16 S 1820 ТО ≈ 11 литров.
Масса коробки передач модели ZF 16 S 1820 ТО без дополнительного оборудования ≈ 289 кг.
Порядок, перечень работ и указания по установке коробки передач модели ZF 16 S 1820 ТО на двигатель приводится в Руководстве для монтажных работ 1203 765 910h21, которое прикладывается в составе эксплуатационной документации к каждому силовому агрегату, укомплектованному указанной КП.
Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла (см. раздел «Эксплуатационные материалы»).
Первая замена масла на коробках передач ZF 16S 1820 ТО производится при наработке коробки 7500 км.
При эксплуатации в тяжелых условиях менять:
– масла класса 02А через 1 год или 60 000 км;
– масла классов 02В, 02С, 02Н через 1 год или 120 000 км;
– масла классов 02D, 02Е, 02L через 2 года или 240 000 км.
При магистральных перевозках менять:
– масла класса 02А через 1 год или 90 000 км;
– масла классов 02В, 02С, 02Н через 1 год или 160 000 км;
– масла классов 02D, 02Е, 02L через 2 года или 300 000 км.
Внимание!
- Масла класса 02L по спецификации ZF TE-ML 02 для первой заправки не использовать!
ОАО «Автодизель» гарантирует исправную работу коробки передач при обеспечении потребителем требований руководств по эксплуатации силового агрегата и транспортного средства, в том числе по выбору передач при трогании автомобиля и при исправной работе привода выключения сцепления.
Гарантийные срок эксплуатации или наработка коробки передач модели ZF 16 S 1820 ТО устанавливаются в соответствии с разделом «Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций» настоящего руководства.
По всем вопросам в течение гарантийных срока эксплуатации или наработки коробки передач модели ZF 16 S 1820 ТО обращаться в Управление сервисного обслуживания ОАО «Автодизель».