Меню Закрыть

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Техническая характеристика.

Силовые агрегаты и двигатели изготовлены в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 98% при плюс 25 °С, запыленности воздуха до 0,4 г/м³ и в районах, расположенных на высоте до 1500 м без снижения мощностных, экономических и других показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов высотой до 4650 м с соответствующим снижением мощностных, экономических и других показателей.

Модель силового агрегата и двигателя, их комплектации, а также состав силового агрегата приводятся в таблице 1.

Силовые агрегаты ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501 (см. рис. 1, 1.1) производства ОАО «Автодизель» предназначены для установки на автомобили ОАО «АЗ Урал».

Двигатель ЯМЗ-650.10 (рис. 1.2, 1.3, 1.4) представляет собой базовую шестицилиндровую модель рядного четырехтактного двигателя с турбонаддувом производства ОАО «Автодизель» и предназначен для установки на автомобили РУП «МАЗ», ОАО «АЗ Урал».

Двигатели ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 являются модификациями двигателя ЯМЗ-650.10, конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления и турбокомпрессором.

Двигатели ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 соответствуют требованиям экологических нормативов Евро-3.

Рис. 1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид слева.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Рис. 1.1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид справа.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Рис. 1.2/ Силовой агрегат ЯМЗ-650.10 – вид слева.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Рис. 1.3. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид спереди.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Рис. 1.4. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид справа.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Таблица 1. Основные параметры и характеристики.

Основные параметры и характеристики ЯМЗ-650.10 ЯМЗ-6501.10 ЯМЗ-6502.10
Тип двигателя Четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов
Число цилиндров 6
Расположение цилиндров Рядное
Порядок работы цилиндров 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4
Направление вращения двигателя Правое
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем всех цилиндров, л 11,12
Степень сжатия 16,4
Допустимые углы кренов двигателя, град., не более:      
продольные 25 (35*)
поперечные 25
Скоростная характеристика См. рис. 2 См. рис. 3 См. рис. 4
Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее 303 (412) 266 (362) 230(311)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин⁻¹ 1900±25 2000±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м), не менее 1870 (191) 1670 (170) 1215 (124)
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин⁻¹ 1200±100
Частота вращения холостого хода, мин⁻¹:      
минимальная 700±50
максимальная, не более 2400±50
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.ч.):      
минимальный, при частоте вращения 1300±100 мин⁻¹ 194,5 (143)
при номинальной мощности 217,5 (160)
Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более 67,5 60 52
Относительный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более 0,1
Способ смесеобразования Непосредственный впрыск
Блок цилиндров Шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен элемент жесткости
Крышка передняя Из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди
Вал коленчатый Стальной, штампованный, коренные шейки Ø108 мм, шатунные Ø77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7
Шатун Стальной, с прямым разъемом
Коренные подшипники Скольжения, со сменными вкладышами
Шатунные подшипники Скольжения, со сменными вкладышами
Маховик Чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером
Гильза цилиндра «Мокрого» типа, материал – чугун
Поршень Составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем – на двигатель ЯМЗ-650.10; целиковый из алюминиевого сплава – на двигатели ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10 Охлаждение поршня маслом производится из форсунки
Поршневые кольца

На поршень устанавливается комплект поршневых колец:

первое компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой

второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное

маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом

Головка цилиндров Общая на 6 цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется
Вал распределительный Стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7
Число клапанов на один цилиндр Два впускных и два выпускных. Управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы
Зазор между траверсой и коромыслом, мм:      
впускной 0,4 мм
выпускной 0,7 мм
Механизм проворота коленчатого вала На картере маховика в нижней части имеется отверстие, закрытое пробкой. Для проворачивания коленчатого вала необходимо вывернуть пробку и с помощью специального приспособления, вставляемого в это отверстие, проворачивать коленчатый вал
Система смазки Смешанная, с «мокрым картером»
Насос масляный Шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1
Давление масла (в магистрали блока цилиндров) двигателя, прогретого до 80-95 °С, кПа (кгс/см²):      
при номинальной частоте вращения 400-650 (4,0-6,6)
при минимальной частоте вращения, не менее 100 (1,0)
при срабатывании датчика аварийного давления масла 60-80 (0,61-0,81)
Система охлаждения масла Жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очистки масла и трубой подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и установленный на блоке с правой стороны
Масляные фильтры Два: полнопоточный фильтр очистки с двумя сменными фильтрующими элементами и фильтр центробежной очистки со сменным патроном. Система смазки включает в себя защитные клапаны
Система питания:  
Топливная аппаратура Common Rail System с электронным управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см²)
Насос топливный 650.1111005 (0 445 020 086), с шестеренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1, модели СР 2.2+, фирмы BOSCH
Форсунки 650.1112010 (0 445 120 142), электроуправляемые, модели CRIN2, фирмы BOSCH
Топливные фильтры:      
грубой очистки топлива PreLine 420 (PL 420) Полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом и сменным фильтрующим элементом. Фильтр устанавливается на автомобиле
тонкой очистки топлива Полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года
Система управления подачей топлива – электронный блок управления (ЭБУ) 650.3763010 (0 281 020 111), микропроцессорный блок модели EDC7UC31 фирмы BOSCH
Жгут форсунок в сборе 650.3724010 фирмы BOSCH
Жгут датчиков двигателя в сборе 650.3724012 фирмы BOSCH
Жгут промежуточный в сборе

650.3724014 фирмы BOSCH (МАЗ)

650.3724017 фирмы BOSCH (Урал)

Система наддува Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле
Турбокомпрессор С радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором. На двигателях ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 применяется турбокомпрессор другой модели
Система охлаждения двигателя Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей
Насос водяной Центробежного типа, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1
Вентилятор с муфтой включения Вентилятор Behr 680 с крыльчаткой из пластика и встроенной виско-муфтой Behr ER130 с управлением от ЭСУ двигателя, фирмы BEHR GMBH (Германия)
Электрооборудование:      
Генератор Модели A004TR5091ZT, номинальным напряжением 28 В, максимальным током нагрузки 90 А, переменного тока. Привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC СО
Пусковое устройство Электрический стартер модели М009Т60471, номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 5,5 кВт, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC СО, приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 Ач
Средство облегчения пуска На двигателе устанавливаются четыре электрические свечи модели А 0 102 124 416 RVI фирмы BERU AKTIENGESELLSCHATF (Германия)
Реле включения средства облегчения пуска Модели V23132-B2002-A100, фирмы Тусо Electronics
Заслонка в системе выпуска отработавших газов С пневматическим приводом, фирмы GT PRECISION (Великобритания)
Пневматический клапан заслонки в системе выпуска отработавших газов Модели 131К0646 или модели 131KS9316C2, модели 131К0648, фирмы Parker
Система останова двигателя типа «J» (моторный тормоз) Два механизма останова типа «J» с дистанционной деталью (проставкой), установленные под крышкой головки цилиндров с креплением болтами к головке цилиндров
Компрессор пневмотормозов Модели 0ЕВ02615, двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 500 л/мин при противодавлении 0,7 МПа, фирмы KNORR BREMSE (Россия)
Насос гидроусилителя руля Модели LF78-25-20-150-R-MMB-78-11 или модели LF78-25-25-150-R-MMB-78-11 фирмы IXETIC
Масса незаправленного двигателя, кг 970
Сцепление См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов», «Сцепление»
Коробка передач См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов», «Коробка передач»
Заправочные объемы, л      
Система смазки двигателя:      
сухой двигатель 36,4
с заменой фильтров 34
Система смазки коробки передач (КП):      
ZF 11
ЯМЗ 11,5 (+0,5)
Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора) 36
Масса заправленного маслом силового агрегата в сборе со сцеплением и КП в комплектности поставки, кг:      
с КП ZF 1350
с КП ЯМЗ 1400

* – выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя.

Рис. 2. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-650.10.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Ме – крутящий момент брутто; Ne – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.

Рис. 3. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6501.10.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Ме – крутящий момент брутто; Ne – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6502.10.

Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.

Ме – крутящий момент брутто; Ne – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства