Меню Закрыть

Схема электрооборудования. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Схема электрооборудования. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Схема электрооборудования.

Схема электрооборудования. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

1 – Блок-фары. 2 – Боковые указатели поворота. 3 – Аккумуляторная батарея. 4 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 5 – Пневмоклапан системы холостого хода карбюратора. 6 – Монтажный блок. 7 – Датчик в. м. т. поршня в первом цилиндре двигателя. 8 – Стартер. 9 – Микропереключатель карбюратора. 10 – Генератор. 11 – Электродвигатели очистителей фар. 12 – Звуковые сигналы. 13 – Свечи зажигания. 14 – Датчик контрольной лампы давления масла. 15 – Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 16 – Подкапотная лампа. 17 – Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. 18 – Катушка зажигания. 19 – Распределитель зажигания. 20 – Электродвигатель омывателя ветрового стекла. 21 – Электродвигатель омывателя фар. 22 – Блок управления пневмоклапаном. 23 – Колодка диагностики. 24 – Электродвигатель стеклоочистителя. 25 – Электродвигатель отопителя. 26 – Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. 27 – Штепсельная розетка для переносной лампы. 28 – Выключатель сигнала торможения. 29 – Выключатель света заднего хода. 30 – Дополнительный резистор электродвигателя отопителя. 31 – Реле включения ближнего света Фар. 32 – Реле включения дальнего света фар. 33 – Перемычка. 34 – Реле включения очистителей и омывателя фар. 35 – Реле включения обогрева заднего стекла. 36 – Реле стеклоочистителя. 37 – Выключатель освещения приборов. 38 – Выключатель зажигания. 39 – Переключатель света фар. 40 – Переключатель указателей поворота. 41 – Выключатель звуковых сигналов. 42 – Блок контрольных ламп. 43 – Контрольная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости. 44 – Контрольная лампа ручного тормоза. 45 – Контрольная лампа включения противотуманного света в задних фонарях. 46 – Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла и фар. 47 – Выключатель аварийной сигнализации. 48 – Выключатель контрольной лампы ручного тормоза. 49 – Прикуриватель. 50 – Лампа освещения вещевого ящика. 51 – Плафон освещения салона. 52 – Выключатели плафона, расположенные в стойках передних дверей. 53 – Выключатели плафона, расположенные в стойках задних дверей. 54 – Элемент обогрева заднего стекла. 55 – Датчик указателя уровня и резерва топлива. 56 – Выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения. 57 – Переключатель электродвигателя отопителя. 58 – Спидометр. 59 – Лампы освещения приборов. 60 – Контрольная лампа дальнего света фар. 61 – Контрольная лампа указателей поворота. 62 – Контрольная лампа наружного освещения. 63 – Вольтметр. 64 – Реле-прерыватель контрольной лампы ручного тормоза. 65 – Комбинация приборов. 66 – Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 67 – Контрольная лампа резерва топлива. 68 – Контрольная лампа недостаточного давления масла. 69 – Выключатель наружного освещения. 70 – Выключатель противотуманного света в задних фонарях. 71 – Лампы указателей поворота в задних фонарях. 72 – Лампы габаритного и противотуманного света в задних фонарях. 73 – Лампы света заднего хода в задних фонарях. 74 – Лампы сигнала торможения в задних фонарях. 75 – Фонари освещения номерного знака.

На автомобилях ВАЗ-2105 применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т. е. вторым проводом, соединяющим потребителей с источником питания, является масса автомобиля. Такая схема позволяет уменьшить количество проводов и упростить их монтаж.

Номинальное напряжение источников питания 12 В. С массой соединяются отрицательные выводы источников питания и потребителей. При таком соединении уменьшается разъединение металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.

Все электрооборудование автомобилей можно разделить на следующие основные системы:

1. система питания, куда входит аккумуляторная батарея и генератор с регулятором напряжения;

2. система пуска двигателя, включающая в себя стартер и выключатель зажигания;

3. система зажигания, состоящая из катушки зажигания, распределителя зажигания и свечей зажигания;

4. система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;

5. контрольные приборы с датчиками;

6. дополнительное электрооборудование, куда входит стеклоочиститель и очиститель фар, омыватель ветрового стекла и фар, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковые сигналы.

Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и переключатели.

Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в табл. 1.

Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, сигнала торможения, плафона освещения салона, выключателя аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) и штепсельной розетки переносной лампы.

Цепи питания приборов электрооборудования защищены плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке 6. В нем имеется 17 предохранителей, но два из них пока не используются.

Предохранители 5 и 7 рассчитаны на максимальный ток 16 А, а остальные – на 8 А.

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями, приведены в табл. 2.

Не защищена предохранителем система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее лишнего элемента, снижающего надежность системы в эксплуатации. Цепь пуска двигателя также не защищена, чтобы не снижать надежность пуска. Кроме того, не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи и реле включения ближнего и дальнего света фар.

Таблица 1.

Положение ключа Контакты под напряжением Включено

0

Выключено

30 и 30/1 Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар

III

Стоянка

30–INT

30/1

Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар

I

Зажигание

30–INT Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар
30/1–15/1 Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализация поворота, система управления пневмоклапаном карбюратора
30–15/2 Отопитель, обогрев заднего стекла, свет заднего хода

II

Стартер

30/1–15/1 Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализация поворота, система управления пневмоклапаном карбюратора
30–INT Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар
30–50 Стартер

Электродвигатели 11 очистителей фар защищены дополнительно либо плавким предохранителем, расположенным в проводе подвода питания к электродвигателю, либо биметаллическим предохранителем, расположенным в самом электродвигателе.

Для соединения узлов электрооборудования в общую схему на автомобиле ВАЗ-2105 применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА (высоковольтные провода описаны в «Система зажигания»). Эти провода имеют токопроводящую жилу, свитую из большого числа мягких медных проволочек (от 19 для провода сечением 1 мм² до 84 для провода сечением 16 мм²), и поливинилхлоридную изоляцию, стойкую к воздействию масла, бензина и сохраняющую работоспособность в интервале температур от -40° С до +105° С. Изоляция проводов может быть окрашена в один из следующих десяти цветов: белый, голубой, желтый, зеленый, оранжевый, красный, коричневый, розовый, серый и черный. Кроме того, на поверхность изоляции могут быть нанесены продольные или спиральные полоски белого, голубого, красного или черного цветов.

Таблица 2.

№ Предохранителя Защищаемые цепи
1 Задние фонари (свет заднего хода). Электродвигатель отопителя. Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка)
2 Лампа освещения вещевого ящика. Электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей и омывателя фар. Реле стеклоочистителя. Реле очистителей и омывателя фар (контакты)
3 Резервный
4 Резервный
5 Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты)
6 Прикуриватель. Штепсельная               розетка для переносной лампы
7 Звуковые сигналы
8 Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле аварийной сигнализации
9 Обмотка возбуждения генератора
10 Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольные приборы. Контрольная лампа и реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива, давления масла, ручного тормоза, уровня тормозной жидкости. Система управления пневмоклапаном карбюратора
11 Задние фонари (лампы сигнала торможения). Плафон внутреннего освещения кузова
12 Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем свете)
13 Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар
14 Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Контрольная лампа включения габаритного света
15 Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампы освещения приборов
16 Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем свете)
17 Левая фара (ближний свет). Задние фонари (противотуманный свет) и контрольная лампа включения противотуманного света

Поскольку по разным проводам протекает электрический ток различной силы, то и поперечное сечение жил проводов тоже различно. Чем большей силы протекает электрический ток, тем больше поперечное сечение жилы провода. На автомобиле применяются провода сечением 16; 6; 4; 2,5; 1,5; 1 и 0,75 мм². Самыми толстыми проводами сечением 16 мм² соединяются с массой аккумуляторная батарея и двигатель, а также- стартер с аккумуляторной батареей. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при пуске двигателя стартером. У провода, которым соединяется с массой двигатель, один наконечник приварен к кузову, а другой крепится болтом к кожуху сцепления. Наконечник провода, соединяющего аккумуляторную батарею с массой, крепится болтом к усилителю верхней поперечины рамки радиатора, причем болт заворачивается в гайку, приваренную к усилителю.

Аккумуляторная батарея 3 и генератор 10 соединяются проводом сечением 6 мм², так как по этому проводу протекает тоже довольно большой ток при зарядке аккумуляторной батареи, а также когда от батареи питаются все потребители (при неработающем двигателе). Проводом сечением 6 мм² также соединяется генератор с черной колодкой монтажного блока 6. По этому проводу протекает ток, питающий большую часть потребителей. В табл. 3. приведены провода сечением 4, 2,5 и 1,5 мм².

По остальным проводам, не указанным в таблице, протекает электрический ток небольшой силы и они имеют поперечное сечение жилы 0,75-1 мм².

Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью удобных быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее 3, к зажиму «30» генератора 10, к силовому болту стартера 8 и к выводам низкого напряжения катушки зажигания 18. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для обеспечения максимальной надежности.

Для предохранения электрических соединений в отсеке двигателя от воды и грязи защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники проводов высокого напряжения, датчики указателя температуры (15) охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла (14) а также клемма «+» аккумуляторной батареи и клемма «30» генератора. Задняя часть боковых указателей поворота 2, которая находится под передними крыльями и постоянно подвергается воздействию пыли и грязи, также закрывается резиновым колпачком.

Для облегчения монтажа все провода объединены в пучки. Провода в пучках обмотаны липкой лентой или заключены в пластиковые трубки. Между собой и многими узлами электрооборудования пучки проводов соединяются с- помощью многоклеммовых разъемов, колодки которых изготовлены из полиамидной пластмассы. Отверстия в кузове, через которые проходят провода, закрыты резиновыми уплотнителями. Они предохраняют провода от повреждения о кромки отверстий и не допускают проникновения через отверстия воды и грязи.

Таблица 3.

Провод Цвет изоляции Сечение, мм²
Зажим «30» генератора – белая колодка монтажного блока Розовый 4
Штекер «50» стартера – желтая колодка монтажного блока Красный 4
Штекер «30/1» выключателя зажигания – черная колодка монтажного блока Коричневый 4
Штекер «15/1» выключателя зажигания – черная колодка монтажного блока Голубой с черной полоской 4
Штекер «50» выключателя зажигания – голубая колодка монтажного блока Красный 4
Штекер «30» выключателя зажигания – зеленая колодка монтажного блока Розовый 4
Левая блок-фара – «масса» Черный 2,5
Левая блок-фара – голубая колодка монтажного блока Зеленый, серый 2,5
Штекер «15» генератора – желтая колодка  монтажного блока Оранжевый 2,5
Правая блок-фара – «масса» Черный 2,5
Правая блок-фара – белая колодка монтажного блока Зеленый 2,5
Правая блок-фара – черная колодка монтажного блока Серый 2,5
Штекер «15/2» выключателя зажигания – одноклеммовая колодка монтажного блока Голубой 2,5
Штекер «INT» выключателя зажигания – черная колодка, монтажного блока Черный 2,5
Шестиклеммовая колодка трехрычажного переключателя – «масса» Белый с черной полоской 2,5
Двухклеммовая колодка трехрычажного переключателя – средняя колодка пучка щитка приборов Белый с черной полоской 2,5
Средняя колодка пучка щитка приборов – прикуриватель Белый с черной полоской 2,5
Элемент обогрева заднего стекла – белая восьмиклеммовая колодка монтажного блока Серый 1,5

Всего пучков проводов на автомобиле ВАЗ-2105 шесть. Из них три находятся в отсеке двигателя и три в салоне автомобиля.

В отсеке двигателя находятся пучки проводов левого и правого брызговика и пучок проводов аккумуляторной батареи. Пучок проводов левого брызговика проложен по щиту передка и левому брызговику, а пучок проводов правого брызговика – по правому брызговику. К брызговикам пучки проводов крепятся пластмассовыми хомутиками, а к щиту передка – стальными скобами, приваренными к кузову.

В салоне автомобиля имеются тоже три пучка – пучок проводов панели приборов, пучок проводов щитка приборов и задний пучок проводов.

Пучок проводов панели приборов проложен под панелью приборов и имеет ответвления к переключателям, приборам и другим узлам электрооборудования. Он крепится к поперечине передка пластмассовыми хомутиками и скобами и дополнительно к коробке воздухопритока отопителя липкой лентой. Наконечник двух проводов (черного и белого с черной полоской), идущих из пучка на массу, закрепляется на болте крепления реле-прерывателя 26 указателей поворота и аварийной сигнализации.

Задний пучок проводов идет от монтажного блока 6 сначала вниз, а затем назад по правой стороне пола кузова. Около стойки задней двери он имеет ответвление вверх к плафону 51 освещения салона. Вдоль поперечины пола кузова перед задним сиденьем проложено ответвление к выключателям 52 и 53 плафона, установленным на стойках левых дверей. В районе полки заднего окна имеется ответвление к элементу 54 обогрева заднего стекла и к датчику 55 указателя уровня и резерва топлива. Кроме того, в этом месте имеется еще ответвление к фонарям 75 освещения номерного знака, установленным на крышке багажника. Это ответвление проходит около правой петли крышки багажника, а затем вдоль правой стороны крышки к фонарям.

Провода заднего пучка проводов крепятся к кузову стальными скобами, пластмассовыми хомутиками и липкой лентой. Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны и фонари с массой, крепятся к кузову самонарезающими винтами.

Электрическое соединение передних пучков проводов с задним пучком и пучком панели приборов осуществляется через монтажный блок 6, расположенный в правой задней части отсека двигателя. Для удобства обслуживания в монтажном блоке помещены все предохранители и вспомогательные реле, включающие фары, очистители и омыватель фар, обогрев заднего стекла. Вместо реле включения звуковых сигналов установлена перемычка 33, так как для включения сигналов автомобиля ВАЗ-2105 вспомогательное реле не требуется. Электрические соединения внутри монтажного блока обеспечиваются блоком печатных плат. Сверху монтажный блок закрыт прозрачной пластмассовой крышкой, на которой против каждого предохранителя и реле нанесен условный знак – символ, показывающий, какие узлы электрооборудования защищает или включает данный предохранитель или реле.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства, Электросхемы